Регистрация автомобиля по доверенности с Госуслуг с 1 марта 2025 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В данной статье мы продолжим рассматривать новую редакцию Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступающую в силу с 1 марта 2025 года.
Напомню, что в предшествующей статье серии речь шла об отмене прекращения регистрации по желанию владельца транспортного средства. Сегодня же будут рассмотрены особенности предоставления документов при регистрации автомобиля в ГИБДД.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Особенности регистрации автомобилей для оперативно-разыскной деятельности
- Исправление технических ошибок в реестре ТС
- Регистрация автомобиля по доверенности, оформленной на госуслугах
- Отмена ОСАГО при обращении в ГИБДД
- Отказ в регистрации при неуплате утилизационного сбора
Информация о нормативном документе
2025.01.21 Федеральный закон от 08.07.2024 №174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 8 июля 2024 года.
Документ вступает в силу 1 марта 2025 года.
Особенности регистрации автомобилей для оперативно-разыскной деятельности
Рассмотрим изменение, внесенное в статью 10 федерального закона:
8. Регистрирующим органом определяются особенности совершения регистрационных действий в отношении транспортных средств, используемых для осуществления оперативно-разыскной деятельности.
Данный пункт имеет сложную формулировку, поэтому займемся его расшифровкой. Для начала обратимся к статье 4 закона "О регистрации транспортных средств":
6) регистрирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
Новый пункт 8 сводится к тому, что МВД должно издать отдельный нормативный документ, в соответствии с которым должны регистрироваться транспортные средства для оперативно-розыскной деятельности. Осталось разобраться лишь с тем, что это за деятельность. Для этого обратимся к статье 1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности":
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Статья 13 закона "Об оперативно-розыскной деятельности" позволяет понять, о каких органах идет речь:
- МВД (полиция);
- ФСБ;
- Государственная охрана;
- Таможенный органы;
- Служба внешней разведки;
- ФСИН.
Суть изменения от 1 марта 2025 года сводится к тому, что автомобили перечисленных выше ведомств, используемые для оперативно-розыскной деятельности, будут регистрировать по специальным правилам, которые должны быть утверждены МВД.
Исправление технических ошибок в реестре ТС
Рассмотрим обновленный пункт 4 статьи 11:
4. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая либо подобная ошибка) в регистрационных данных транспортного средства, допущенная при государственной регистрации транспортного средства, исправляется регистрационным подразделением в трехдневный срок после ее обнаружения или получения от владельца транспортного средства в письменной или электронной форме заявления о допущенной ошибке. Исправление технической ошибки, допущенной регистрационным подразделением или специализированной организацией, и выдача владельцу транспортного средства нового регистрационного документа взамен содержащего ошибку осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, без взимания государственной пошлины.
4. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая либо подобная ошибка) в регистрационных данных транспортного средства, допущенная при государственной регистрации транспортного средства, и техническая ошибка (некорректная запись) в государственном реестре транспортных средств исправляются регистрационным подразделением в трехдневный срок после их обнаружения или получения от владельца транспортного средства в письменной или электронной форме заявления о допущенной ошибке. Исправление технической ошибки, допущенной регистрационным подразделением или специализированной организацией, и выдача владельцу транспортного средства нового регистрационного документа взамен содержащего ошибку осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, без взимания государственной пошлины.
С 1 марта 2025 года законодательство позволяет исправить техническую ошибку не только в регистрационных данных, но и в государственном реестре транспортных средств. Такие ошибки исправляются подразделениями ГИБДД в трехдневный срок и без оплаты пошлин.
При этом для водителя, как правило, значение имеют только выданные ему документы. Содержание базы данных ГИБДД (реестра транспортных средств) для большинства автовладельцев интереса не представляет. В связи с этим остается не понятным, для чего исправлять выявленные там ошибки. Если у Вас есть идеи по этому поводу, напишите их в комментариях к данной статье.
Регистрация автомобиля по доверенности, оформленной на госуслугах
Следующее изменение внесено в статью 15 Федерального закона:
1. Должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления следующих документов:
...
2) документ, удостоверяющий личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства, а в случае обращения представителя владельца транспортного средства - также документ, удостоверяющий личность представителя владельца транспортного средства, и документ, подтверждающий его полномочия. Документ, удостоверяющий личность владельца транспортного средства, не представляется, если регистрационное действие совершается с участием специализированной организации или если полномочия представителя владельца транспортного средства основаны на нотариально удостоверенной доверенности;
2) документ, удостоверяющий личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства, а в случае обращения представителя владельца транспортного средства - также документ, удостоверяющий личность представителя владельца транспортного средства, и документ, подтверждающий его полномочия. Документ, удостоверяющий личность владельца транспортного средства, не представляется, если регистрационное действие совершается с участием специализированной организации или если полномочия представителя владельца транспортного средства основаны на нотариально удостоверенной либо сформированной с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг доверенности;
До 1 марта 2025 года существуют следующие варианты регистрации транспортного средства по доверенности:
- рукописная доверенность + паспорт собственника ТС;
- нотариальная доверенность.
С 1 марта 2025 года появится еще один вариант:
- доверенность, оформленная на Госуслугах.
Примечание. На момент подготовки данной статьи (конец января 2025 года) функция оформления доверенности для ГИБДД на портале государственных услуг отсутствовала. Возможно, она появится в будущем, однако сейчас воспользоваться нововведением невозможно.
Отмена ОСАГО при обращении в ГИБДД
Второе изменение, внесенное в пункт 1 статьи 15:
1. Должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления следующих документов:
...
4) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - в случае постановки транспортного средства на государственный учет и в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства;
До 1 марта 2025 года полис ОСАГО является обязательным документом при проведении регистрационных действий. С 1 марта при регистрации автомобиля в ГИБДД страховка не потребуется.
Примечание. Напомню, что аналогичные изменения с 1 марта 2025 года внесены и в законы "О БДД" и "Об ОСАГО".
Отказ в регистрации при неуплате утилизационного сбора
Рассмотрим изменение, внесенное в часть 5 статьи 20 федерального закона:
5. К основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относятся:
...
9) обращение в регистрационное подразделение владельца транспортного средства, не уплатившего утилизационный сбор в течение срока и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации, для постановки ввезенного в Российскую Федерацию физическим лицом транспортного средства (в отношении которого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, представлены сведения в отношении уплаты утилизационного сбора в размере и порядке, установленных Правительством Российской Федерации) на государственный учет или внесения изменений в регистрационные данные такого транспортного средства в связи со сменой его владельца.
С 1 марта 2025 года автомобили, в отношении которых не уплачен утилизационный сбор, будет невозможно зарегистрировать в ГИБДД. Ранее подобных требований в федеральном законе не было.
Подводя итоги данной статьи нужно сказать, что с 1 марта 2025 года процедура регистрации транспортных средств в ГИБДД кардинально не изменится. Однако следует помнить о рассмотренных выше нововведениях, ведь ошибка даже в одном из документов приведет к отказу в регистрации, а значит, и к потерям времени.
Удачи на дорогах!