Новый регламент по выдаче лицензий для перевозки людей с 31 июля 2021 года

Лицензия на автобус с 31 июля 2021 года

Добрый день, уважаемый читатель!

Уже почти 2,5 года прошло с того момента, как лицензирование автобусных перевозок стало обязательным не только при коммерческих перевозках, но и при перевозках для собственных нужд организаций. Напомню, что обязательное лицензирование было введено еще 1 марта 2019 года.

Однако следует вспомнить и о том, что введение лицензирования для собственных нужд привело к одной очень серьезной проблеме. Своевременно не был опубликован административный регламент, который бы подробно рассказал о том, как именно получить лицензию на перевозки автобусами для собственных нужд организации. То есть фактически требование о наличии лицензии было введено, аа правила выдачи такой лицензии отсутствовали.

Поначалу это вызывало серьезные проблемы у организаций, желающих получить лицензию, однако за 2,5 года все они нашли какие-то способы разрешить ситуацию. В общем, лишь спустя 2,5 года Ространснадзор выпустил нормативный документ, который подробно описывает выдачу лицензий на пассажирские перевозки. Именно о нем речь пойдет сегодня:

Информация о нормативном документе

2021.08.09 Приказ Ространснадзора от 24.12.2020 N ВБ-904фс "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 20 июля 2021 года. Документ вступил в силу 31 июля 2021 года.

Возможность получения лицензии на перевозки для собственных нужд организации

Самое важное изменение, которое содержится во многих пунктах нового нормативного документа, - это возможность получения лицензии не только для коммерческих перевозок, но и на перевозки для собственных нужд организации:

1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Регламент), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - государственная услуга).

1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - Регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ее территориальных органов) при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - государственная услуга).

2. Заявителями, которым предоставляется государственная услуга в соответствии с настоящим Регламентом, являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие или планирующие осуществлять регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, а также физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, запрашивающие сведения о конкретной лицензии (далее - соискатель лицензии, лицензиат, заявитель).

2. Заявителями, которым предоставляется государственная услуга (за исключением предоставления сведений о конкретной лицензии) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять или осуществляющие деятельность по перевозкам пассажиров автобусами на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (далее - коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя для их собственных нужд, или их уполномоченные представители.

То есть, старый регламент прямо говорил о том, что он не может использоваться при оформлении лицензии на перевозки для собственных нужд организации. Именно поэтому у многих организаций и возникали проблемы с получением лицензий в течение последних 2,5 лет.

Новый регламент решает данную проблему, т.к. в нем изначально идет речь о том, что лицензии будут выдаваться для любых перевозок автобусами, а не только для коммерческих.

Новые функции Ространснадзора, связанные с лицензированием

13. Результатами предоставления государственной услуги являются:

  • предоставление лицензии и включение сведений об автобусах в реестр лицензий;
  • отказ в предоставлении лицензии и включении сведений об автобусах в реестр лицензий;
  • переоформление лицензии;
  • отказ в переоформлении лицензии;
  • предоставление сведений о конкретной лицензии или справки об отсутствии запрашиваемых сведений;
  • включение сведений о дополнительных автобусах лицензиата в реестр лицензий;
  • отказ во включении сведений о дополнительных автобусах лицензиата в реестр лицензий;
  • исключение сведений об автобусах из реестра лицензий;
  • отказ в исключении сведений об автобусах из реестра лицензий;
  • изменение сведений об автобусе, указанных в реестре лицензий;
  • отказ в изменении сведений об автобусе, указанных в реестре лицензий.

Пункт номер 13 позволяет получить представление о том, какие новые процедуры стали доступны организациям с 31 июля 2021 года при обращении в Ространснадзор:

  • добавление автобусов в реестр;
  • удаление автобусов из реестра;
  • обновление информации об автобусе.

Таким образом, новый регламент решает и еще одну проблему, которая существовала ранее. С 31 июля 2021 года организация может добавлять в реестр новые автобусы, изменять информацию об имеющихся или удалять их. Ранее такие операции не предусматривались и для изменения информации нужно было оформлять лицензию заново (в течение 30 рабочих дней).

Сроки проведения новых операций с автобусами

16. Сведения о конкретной лицензии предоставляются в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии, оформленного в соответствии с приложением N 6 (для юридических лиц) или приложением N 7 (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей) к настоящему Регламенту.

16. Сведения о конкретной лицензии предоставляются в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.

17. Решение о включении в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемой деятельности автобусах, в том числе дополнительных, или об исключении сведений об автобусах лицензиата принимается в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.

18. Решение об изменении сведений об автобусах, указанных в реестре лицензий, принимается в срок, не превышающий 1 рабочий день со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.

Срок получения сведений о существующей лицензии уменьшен с пяти до трех рабочих дней.

Что касается новых операций, то для них сроки проведения следующие:

  • 3 рабочих дня - добавление автобусов в реестр;
  • 3 рабочих дня - удаление автобусов из реестра;
  • 1 рабочий день - обновление информации об автобусе.

Новый перечень документов для получения лицензии

20.1. В случае предоставления лицензии заявитель направляет:

1) заявление о предоставлении лицензии согласно приложению N 2 (для юридических лиц) или приложению N 3 (для индивидуальных предпринимателей) к настоящему Регламенту, в котором указываются:
...
3) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств;
4) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
5) копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) (в случае отсутствия данной лицензии у соискателя лицензии);
6) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств заявителя и прохождение ими медицинского освидетельствования;
7) опись прилагаемых документов;
8) уведомление о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории.

20. Для получения лицензии заявителем представляются:

1) заявление о предоставлении лицензии и о включении сведений об автобусах в реестр лицензий, форма которого приведена в приложении N 1 (для юридических лиц) или приложении N 2 (для индивидуальных предпринимателей) к Регламенту;

2) копия приказа о назначении работника соискателя лицензии ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения - в случае, если лицензируемая деятельность будет осуществляться наемным работником соискателя лицензии;

3) копия договора с медицинской организацией или иной организацией, или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), - в случае, если предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры водителей осуществляются в соответствии с такими договорами;

4) копия свидетельства о регистрации автобусов, заявленных соискателем лицензии и, если такие автобусы не являются собственностью соискателя лицензии, а используются на ином законном основании, копии документов, подтверждающих указанное основание владения автобусом соискателя лицензии;

5) опись документов, форма которой приведена в приложении N 10 к Регламенту.

Из перечня документов исключены:

  • документы, подтверждающие техническое обслуживание и ремонт ТС;
  • документы, подтверждающие квалификацию и стаж работы водителей;
  • документы о включении автобусов в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.

В новом списке появился лишь один полностью новый документ:

  • копия приказа о назначении ответственно за обеспечение БДД в организации.

Таким образом, новый административный регламент полностью соответствует действующему положению о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Документы для добавления, удаления или изменения информации об автобусе

23. Для внесения сведений о дополнительных автобусах лицензиата в реестр лицензий лицензиатом представляется заявление о включении сведений о дополнительных автобусах лицензиата, форма которого приведена в приложении N 7 к Регламенту, с приложением документов, подтверждающих право владения указанными транспортными средствами (копии свидетельств о регистрации указанных в заявлении автобусов лицензиата и, если эти автобусы лицензиата не являются собственностью лицензиата, а принадлежат на ином законном основании, копии документов, подтверждающих основание владения автобусом лицензиата).

24. Для исключения сведений об автобусах из реестра лицензий лицензиатом представляется заявление об исключении из реестра лицензий сведений об используемых для осуществления лицензируемой деятельности автобусах, форма которого приведена в приложении N 8 к Регламенту.

25. Для внесения изменений в сведения об автобусе, указанные в реестре лицензий (изменение государственного регистрационного номера автобуса, изменения срока действия договора аренды (лизинга) автобуса, вступление лицензиата в права владения автобусом, в том числе на основании договора аренды, заключенного с другим лицензиатом, который в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет этим автобусом) лицензиатом представляется в территориальный орган заявление об изменении сведений об автобусе, форма которого приведена в приложении N 9 к Регламенту, с приложением документов, подтверждающих такие изменения, в том числе права владения автобусом.

Для добавления, удаления или изменения информации об автобусе в Ространснадзор нужно подать заявление соответствующей формы. А в случае необходимости, нужно дополнительно приложить подтверждающие документы.

Как подать документы в Ространснадзор?

20. Для получения государственной услуги заявитель направляет почтовым отправлением, электронной почтой в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или представляет в территориальный орган по месту государственной регистрации документы, предусмотренные пунктами 20.1, 20.2 настоящего Регламента.

26. Заявитель представляет заявление с комплектом документов одним из следующих способов:
1) непосредственно в территориальный орган;
2) заказным почтовым отправлением в адрес территориального органа с описью вложения с уведомлением о вручении;
3) по электронной почте территориального органа в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя;
4) посредством Единого портала;
5) в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).

В дополнение к существующим способам подачи заявления (лично, по электронной почте, заказным письмом) с 31 июля 2021 года введены и 2 новых способа:

  • через МФЦ;
  • через Госуслуги.

Внимание! Кроме рассмотренных выше правил получения лицензий в административном регламенте содержится и еще одна важная часть. Речь идет о формах заявлений для перечисленных выше процедур. Они приведены в приложениях 1-11 к новому Административному регламенту.

Ранее именно отсутствие форм заявлений вызывало проблемы при лицензировании. Т.к. ни организации, ни сотрудники Ространснадзора попросту не знали, как правильно оформить документы. С 31 июля 2021 года подобной проблемы быть не должно.

Подводя итоги данной статьи нужно сказать о том, что законодатели в новом нормативном документе несколько упростили процедуру получения лицензии на осуществление автобусных перевозок. Будем надеяться, что она будет вызывать меньше проблем у организаций.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 10 августа 2021
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев