Обязательное лицензирование автобусных перевозок с 1 марта 2019 года

Лицензирование автобусов

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены изменения, которые вносятся в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" с 1 марта 2019 года.

Рассматриваемые нововведения относятся к лицензированию автобусных перевозок и могут быть интересны для всех организаций, имеющих в своем распоряжении автобусы:

Лицензирование автобусных перевозок

Первое важное изменение внесено в статью 12 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности":

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
...
24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
...
24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;

До 1 марта 2019 года не требуется получение лицензции в следующих случаях:

  • перевозки пассажиров по заказам;
  • перевозки для собственных нужд организации.

Начиная с 1 марта 2019 года перечень исключений выглядит по-другому:

  • автобусы:
    • пожарной охраны,
    • скорой медицинской помощи,
    • полиции,
    • аварийно-спасательных служб,
    • военной автомобильной инспекции,
    • федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности,
    • федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны,
    • Вооруженных Сил Российской Федерации,
    • войск национальной гвардии Российской Федерации,
    • следственных органов Следственного комитета Российской Федерации,
  • перевозки, выполняемые автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;

То есть лицензирование не требуется только для автобусов государственных служб, а также для перевозок по территориям предприятий (например, по большим заводам или карьерам).

Во всех остальных случаях требуется лицензирование.

Например, если служебный автобус организации собирает работников по городу и привозит их на место работы, то с 1 марта 2019 года такому автобусу требуется лицензия.

Еще один пример. Экскурсионный автобус, который выполняет поездки по заказам или используется для организованных перевозок детей. С 1 марта на него также требуется лицензия.

Третий пример. Школьный автобус, который собирает детей по сельским населенным пунктам и привозит их к месту учебы. Лицензия нужна и на него.

В общем, если в Вашей организации есть автобус, то на него следует получить лицензию (кроме исключений, представленных в списке выше). В том числе речь идет о небольших микроавтобусах, имеющих 8 или более пассажирских мест. Отнеситесь к данному вопросу внимательно.

Примечание. Если автомобиль, который по документам является автобусом, не используется для перевозки людей, то есть водитель ездит в нем в одиночку, то лицензия не требуется.

Срок получения лицензии

Что касается срока получения лицензии, то в соответствии со статьей 6 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" на оформление документа отводится 120 дней. Т.е. лицензия должна быть получена до 29 июня 2019 года.

Что касается организаций, которые до 1 марта 2019 года не осуществляли деятельность по перевозке пассажиров, то они должны оформить лицензию до начала перевозок.

Особенности получения лицензии на автобус

В федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", добавлена новая статья 3.2, в которой описаны особенности лицензирования автобусных перевозок:

5. Осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается.

Данный пункт говорит о том, что сведения обо всех автобусах, используемых для перевозок людей, должны быть включены в специальный реестр лицензий.

То есть кроме оформления самой лицензии нужно внести сведения о каждом автобусе в специальный реестр.

2. Включение в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности дополнительных транспортных средствах, исключение сведений о транспортных средствах из реестра лицензий осуществляются на основании заявления лицензиата в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, с учетом положений настоящей статьи.

Чтобы включить автобус в реестр или исключить его из реестра следует подать отдельное заявление.

Включение автобуса в список требуется для того, чтобы начать перевозки пассажиров на этом автобусе.

Что касается исключения автобуса, то его следует выполнить перед продажей транспортного средства. Ведь в противном случае новый собственник не сможет использовать данный автобус для перевозок:

Основаниями для отказа во включении этих сведений в реестр лицензий являются:
...
2) представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

Для включения автобуса в реестр следует приложить к заявлению документ, подтверждающий право владения данным автобусом (договор купли-продажи, договор аренды и т.п.):

3. К заявлению о включении в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности дополнительных транспортных средствах прилагаются документы, подтверждающие право владения указанными транспортными средствами.

Что касается сроков включения автобуса в реестр, то на это у лицензирующего органа есть 3 рабочих дня:

Данное заявление должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение трех рабочих дней со дня получения. В этот же срок лицензирующий орган направляет лицензиату в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, выписку из решения о включении сведений об указанных в заявлении транспортных средствах в реестр лицензий или уведомление об отказе во включении данных сведений в реестр лицензий.

То есть в течение трех дней заявление должно быть рассмотрено, а заявителю должен быть направлен документ, содержащий результаты рассмотрения.

Что касается полного порядка получения лицензии на автобус, то он рассмотрен в рамках отдельной статьи на pddmaster.ru:

Штрафы за отсутствие лицензии на автобусе

Штрафы за отсутствие лицензии при перевозке людей в автобусе предусмотрены статьей 14.1.2 КоАП и составляют:

НарушениеНаказание
Отсутствие лицензиидля граждан и должностных лиц - 50 000 рублей;
для индивидуальных предпринимателей - 100 000 рублей;
для юридических лиц - 400 000 рублей.
Повторное отсутствие лицензиите же самые штрафы, но с конфискацией транспортного средства,
либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Обратите внимание, штрафы весьма внушительные. Так что если в Вашей организации есть автобусы, следует заняться получением лицензии и включением указанных автобусов в специальный реестр.

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Последнее обновление: 5 марта 2019
Читать все комментарии
24 марта 2019 21:43
Максим

Анна, здравствуйте.

Лицензия выдается не водителю, а организации. То есть сначала фирма должна получить лицензию, а потом она может допустить к управлению любых водителей (имеющих подходящее водительское удостоверение).

Удачи на дорогах!

24 марта 2019 21:51
Максим

Мухаммад, здравствуйте.

ГЛОНАСС на личный автобус не требуется.

Тахограф на личный автобус не требуется.

Путевой лист физическое лицо использовать не должно.

Смотря за что захотят оштрафовать. По каждому из перечисленных пунктов (ГЛОНАСС, тахограф, путевой) есть отдельный документ, в котором сказано, что требование распространяется только на ИП и юридических лиц. В любом случае Вы можете написать в протоколе: "Не согласен, т.к. являюсь физическим лицом и перевожу собственных детей", а затем вернуться домой и подготовить жалобу со ссылками на нормативные документы.

На всякий случай рекомендую всегда иметь при себе свидетельства о рождении детей (если их больше 7), чтобы подтвердить, что у Вас не организованной перевозка детей.

Удачи на дорогах!

28 марта 2019 09:50
levit

Добрый день, Максим!

Заранее благодарю за ответ и потраченное время.

Являюсь Физ. лицом, вожу детей знакомых в школу утром, т.к. мне по пути, деятельность благотворительная (являемся общиной церкви).

Т.С. кат. Д 16+1, детей 8-11.

Должен ли я оформлять лицензию, и выдают ли лицензию физ лицам без ИП. Какие штрафы мне грозят если я продолжу деятельность без изменений и без преследование выгоды либо предпринимательской деятельности.

Какие могут быть советы, нужно ли так серьезно воспринимать это нововведение, могут ли сотрудники ГИББД выписывать штрафы 50 т. физ. лицам например или они выпишут штраф на 3000 т. мне как водителю и я поеду дальше.

Если же ожидаются серьезные меры и чистка дорог от частников (физ лиц. - не ИП) со штрафами в 50 т. и конфискацией Т.С. физ лица, какие будут советы для адаптации - Переоборудовать моё Т.С. в Кат. С (в Б не могу, разрешенная масса 4 т.) и возить по 8 детей (что если мест официально 7 после переоборудования - а детей 8-9, на несанкционированных сидениях дополнительно установленных),какие в таком случае штрафы ведь т.с. больше не будет являться кат.Д - лицензия выходит что не нужна и я попаду под штраф в 3000 т.? или на меня повесят статью с лицензией?

Если же кат.С выход, какие документы мне нужны для этой деятельности, нужен ли тахограф если макс разр. масса 4.1 т, а сама масса авто 2535 кг., я физ лицо, машина принадлежит жене и мы в браке (нужно ли переписывать на себя), есть ли нужда опять в какой нибудь лицензии уже относящейся к Т.С. кат.С?

Ломаю голову уже 2 месяца помогите пожалуйста.

28 марта 2019 13:28
Николай-214

Добрый день! Если у меня микроавтобус в собственности, для личных нужд, перевозка семьи, нужна ли мне лицензия ?

28 марта 2019 13:29
Максим

levit, здравствуйте.

Если рассматривать ситуацию в целом, то:

1. Лицензия физическому лицу не нужна.

2. Если Вы перевозите более 8 детей, с которыми не едут родители (из Вашего описания не понятно, сколько детей Ваши и едут ли с кем-то из детей другие родители), то перевозка является организованной перевозкой детей. При этом должны соблюдаться правила организованной перевозки (в том числе уведомление ГИБДД и оформление документов на каждую поездку).

3. Лицензию на физическое лицо оформить невозможно. Штрафы на физическое лицо за отсутствие лицензии накладываться не должны.

В Вашем случае рекомендую подумать над тем, чтобы возить такое количество детей, чтобы перевозка не была организованной. То есть Вы можете взять сколько угодно своих детей, плюс сколько угодно детей с родителями, плюс 7 детей без родителей.

Удачи на дорогах!

28 марта 2019 13:30
Максим

Николай, здравствуйте.

Не нужна.

Удачи на дорогах!

28 марта 2019 21:28
Альбина-15

Здравствуйте! Вопрос : если я являюсь ИП, у меня один автобус, или 2, к примеру,т.е. не автопарк, я тоже должна иметь сотрудника по мед обслуживанию, БДД, и механика? Притом, что у меня "вмененка".

29 марта 2019 05:06
Виктор-124

я являюсь ИП, у меня один автобус

Имея автобус как ИП вы должны выполнять все требования по БДД... Давно должны (года этак с 1995), задолго до возобновления лицензирования... Причем вне зависимости от того, возите вы пассажиров за плату или своих работяг. И ИПшник-таксист с одной машиной, который сам же за рулем и гоняет...то же все это должен.

Вашей настольной книгой должен был быть сборник НПА:

196-ФЗ "О БДД", Приказы Минтранса 7, 59, 36, 273, 287 и прочая... а распечатка статьи 12.31.1 КоАП висеть в рамочке перед глазами. Некоторые рекомендуют в отдельной рамке вешать 266 УК, а для коммерсов еще и 238 УК, говорят очень мотивирует... Говорят особенное впечатление производит на бизнес-леди (незамужних, но с детьми)...Если четко понимать, что за подпись в путевке можно уехать надолго (

Когда срока огромные брели в этапы длинные. В.Высоцкий
)

PS. Максим, я понимаю, что форум юридический и тут не место морали читать, но бесит уже

29 марта 2019 09:23
igorgn

С какого это он должен был? Почитайте ст.20 196-ФЗ в старой редакции. Эти высказывания мне напоминают проверки вновь принятым инспектором УГАДН, который в своей программе ставить галочки где только можно. А после начинаются для всех головные боли с судилищами.

29 марта 2019 17:38
Максим

Альбина, здравствуйте.

Если ИП эксплуатирует автобус, то он должен соблюдать соответствующие требования из закона "О БДД" и других связанных с эксплуатацией транспорта нормативных документов.

С системой налогообложения это никак не связано.

Удачи на дорогах!

30 марта 2019 09:23
Андрей-469

Здравствуйте. Являюсь ИП. Есть лицензия на городские и пригородные перевозки. Но по основному виду деятельности - установка спутниковых систем. Паралельно работаю на личном автобусе (ген.доверенность) на маршруте на другое ИП.

Вопрос. Могу ли я на этом автобусе (он же мой) поехать с друзьями, к примеру, в Москву футбол посмотреть без лицензии и прочих моментов, необходимых для коммерческой перевозки? Или ИП - это как клеймо?

1 апреля 2019 00:33
romanko1978

Если автобус Д стоит на частном лице, но при этом другой водитель (не собственник) иногда выполняет заказы от ИП оформленное на хозяина автобуса, то требуется что-то на такие перевозки?

1 апреля 2019 05:39
Виктор-124

ИП - это как клеймо?

Во-первых, лицензия на город-пригород у Вас не "есть" , а "была"... с 1 марта эти лицензии прекратили свое действие. Вам нужно получить новую в соотвествии с Постановлением 195, включить сведения об автобусе в реестр лицензий.

Во-вторых, "работать" на маршруте другого ИП Вы можете, только будучи у него официально трудоустроенным в качестве водителя (в силу п.1 части 1 статьи 34.1 Закона 220-ФЗ, а теперь еще и пп И) пункта 7 Нового положения о лицензировании)

поехать с друзьями, к примеру, в Москву футбол посмотреть

вы можете... но... Раньше можно было бы сослаться на "личный" автобус и контролерам доказать обратное было проблематично (при грамотном "уходе в отказ")

С выходом ПП195, учитывая доступность (пусть в недалеком будещем) реестра лицензий и сведений о транспортных средствах, установить при проверке даже на дороге, что автобус находиться у ИП не составит никаких проблем, ни для ГАИ, ни, тем более, для транспортников. В результате ГАИ вам начнут "наваливать" полный состав правонарушений по 12.31.1 (выпуск без техконтроля, без медосмотра и без всего остального), а транспортники - нарушение условий лицензирования.

Выход - есть, (см. п.12 ПП195) - исключить сведения об автобусе из реестра лицензий (на время этой поездки), а потом включить его обратно, но стоит ли овчинка выделки...

Так то похоже Вы правы - ИП - это клеймо

1 апреля 2019 05:57
Виктор-124

Если автобус Д стоит на частном лице, но при этом другой водитель (не собственник) иногда выполняет заказы от ИП оформленное на хозяина автобуса, то требуется что-то на такие перевозки?

Подскажите пожалуйста, нужна ли лицензия на автобус категории С, 8+1 и разрешенной макс массой 4800 кг. Частник, иногда вожу людей и грузы по городу.

У меня личный микроавтобус Форд Транзит категории Д, в салоне 10 кресел и большая площадка для крепления инвалидной коляски, вожу на нем сына-инвалида. В ПТС значится как специализированное ТС. Нужен ли нам тахограф и надо ли получать лицензию на перевозки?

Скажите romanko1978, Вы просто из любопытства задаете все эти вопросы? Три сообщения и все о разном...

1 апреля 2019 12:12
romanko1978

это все актуальные вопросы моих друзей и меня лично т.к. у всех есть такой транспорт и кто-то иногда на нем подрабатывает и у всех большие семьи.

1 апреля 2019 12:41
Виктор-124

Я в шоке от наших депутатов

Чтобы получить лицензию, перевозчику придется указать место, где он ведет свою деятельность.

В заявлении о получении лицензии на перевозку пассажиров и грузов нужно будет указать места осуществления этой деятельности. Если компания или ИП решит их сменить, то новые адреса нужно будет указать в заявлении о переоформлении лицензии.

Кроме того, адреса мест, где юрлицо или ИП будет заниматься перевозкой, укажут в самой лицензии. Во время проверки контрольные органы смогут выявить, что бизнес занимается перевозкой по адресу, не указанному в лицензии. В таком случае, скорее всего, лицензию предпишут переоформить.

Напомним, ранее такие правила уже действовали, но с 31 октября 2018 года их отменили. По мнению авторов проекта, это сделали зря. У перевозчиков появилась возможность начать деятельность в другом регионе и скрыть от контрольных органов, соблюдаются ли НПА при работе по новому адресу.

Документы: Проект Федерального закона N 662156-7 ()

2 апреля 2019 17:12
Максим

romanko1978, в описанной ситуации автобус перевозит пассажиров и эксплуатируется в интересах ИП, то есть для него нужны: лицензия, тахограф, ГЛОНАСС, путевой лист.

Удачи на дорогах!

2 апреля 2019 21:38
romanko1978

Максим, возможно ли у вас получить развернутую платную консультацию по нескольким сложным для меня вопросов?

Сюда долго будет писать.

5 апреля 2019 04:20
Баир-2

Часто езжу в китай на машине. Машина микроавтобус 8 мест. Категория "В" тип транспортного средства "лёгковой". И садятся много попутчиков иногда которых вообще не знаю. Вопрос : надо ли мне иметь лицензию для международных перевозок пассажиров?

Инспектора таможни спрашивали лицензию.

5 апреля 2019 09:13
Александр-796

Добрый день! Подскажите пожалуйста нужно ли получать лицензию автошколе обучающей на категорию "D" ? В салоне находится максимум три человека обучаемый, обучающий и инспектор.

7 апреля 2019 12:47
Александр-797

Д.день уменя форд транзит категории д но я езжу со своей семьей зачем мне ип путевки гланасы лицензии я не занимаюсь перевозками.

8 апреля 2019 12:53
Светлана-157

15 марта Юлия задавала вопрос:

"15 марта 2019 13:58

Юлия-144

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что подразумевается под "Реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям"?"

Меня тоже интересует ответ на данный вопрос, такое поле нужно заполнять в заявлении на лицензирование, что же указать???

9 апреля 2019 13:53
Денис-184

ЮРлицо имеет автобус категории В количество мест 8+1 Нужна ли лицензия?

11 апреля 2019 16:38
Максим

Баир, в статье речь идет о лицензировании автобусов, автомобиль категории В к автобусам не относится.

Однако если Вы занимаетесь коммерческими перевозками, то Вам нужна лицензия на такси.

Удачи на дорогах!

11 апреля 2019 16:41
Максим

Александр-796, здравствуйте.

Если автобус организации хотя бы иногда перевозит пассажиров (хотя бы одного), то требуется получении лицензии.

Удачи на дорогах!

11 апреля 2019 16:43
Максим

Александр-797, физическому лицу лицензия не требуется. Также как путевой лист и ГЛОНАСС.

Удачи на дорогах!

11 апреля 2019 16:52
Максим

Светлана, ФЗ "О лицензировании":

6) реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, - в отношении документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Далее нужно обратиться к положению "О лицензировании автобусных перевозок". Все необходимые документы перечислены в пункте 6, именно их реквизиты нужно указать.

Удачи на дорогах!

11 апреля 2019 16:53
Максим

Денис, на транспортное средство категории В лицензия не требуется.

Удачи на дорогах!

18 апреля 2019 09:48
Ксения-40

Добрый день, подскажите пожалуйста, как быть с дошкольниками???у нас весь район на подвозе дошкольников на школьных автобусах. В ГИБДД ни чего пояснить не могу, говорят только, что нет автобусов для детей до 6,5 лет и, мол, пусть родители сами возят. На вопрос мой, можно ли поставить автомобильное детское кресло в эти же школьные автобусы, пояснений тоже не дали. Данный вопрос возник после того как обязали лицензировать школьные автобусы.

18 апреля 2019 16:49
Максим

Ксения, здравствуйте.

А в чем именно заключается проблема? Детей в автобусе можно возить как с использованием детских кресел, так и без них (пункт 22.9 ПДД).

Удачи на дорогах!

19 апреля 2019 20:27
Tany

Газель 13 мест личная, семья 3 человека. Едим в Грузию отдыхать. Нужна лицензия?

23 апреля 2019 11:02
Артем-105

у меня газель грузо-пассажирская 8 мест с соседями поехал на моря. нужна лицензия ?

30 апреля 2019 10:22
Сергей-760

Добрый день. Образовательная организация имеет автобус оборудованный в соответствии с установленными требованиями, деятельность по перевозкам ведется в соответствии... уже много лет. Сейчас занимаемся подготовкой документов для получения лицензии. Если сегодня возникает необходимость отправить обучающихся либо сотрудников в другой город (300-400 км) нужно ли руководству опасаться штрафов за отсутствие лицензии или до 29 июня все можно.

1 мая 2019 11:51
Алексей-500

Доброго дня

С праздником!!)))

Два вопроса

Если автобус стоит в реестре то как личный транспорт без тахографа и карточки водителя ездить нельзя?

И работать 7 дней не возможно?

4 мая 2019 13:03
Максим

Tany, на личный автобус лицензия не нужна.

Удачи на дорогах!

4 мая 2019 13:04
Максим

Артем, 8 местный автомобиль автобусом не является, то есть лицензия на него не нужна.

Удачи на дорогах!

4 мая 2019 13:05
Максим

Сергей, здравствуйте.

До 29 июня проблем из-за отсутствия лицензии быть не должно.

Удачи на дорогах!

4 мая 2019 13:08
Максим

Алексей, здравствуйте.

К сожалению, у меня пока нет информации о том, как контролирующие органы относятся к использованию автобусов из реестра в личных целях. Поэтому проконсультировать Вас не могу.

Удачи на дорогах!

4 мая 2019 22:45
Алексей-500

А по поводу работы по тахографу?

Я 7 дней работать не могу?

Сколько могу работать максимально?

7 мая 2019 15:48
Максим

Алексей, рекомендую Вам изучить статью про режим труда и отдыха водителей.

7 дней в неделю в любом случае работать нельзя, должен быть как минимум один выходной в неделю. Также должны соблюдаться и ограничения по количеству рабочих часов (за неделю и за две).

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев