Обязательное лицензирование автобусных перевозок с 1 марта 2019 года

Лицензирование автобусов

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены изменения, которые вносятся в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" с 1 марта 2019 года.

Рассматриваемые нововведения относятся к лицензированию автобусных перевозок и могут быть интересны для всех организаций, имеющих в своем распоряжении автобусы:

Лицензирование автобусных перевозок

Первое важное изменение внесено в статью 12 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности":

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
...
24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
...
24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;

До 1 марта 2019 года не требуется получение лицензции в следующих случаях:

  • перевозки пассажиров по заказам;
  • перевозки для собственных нужд организации.

Начиная с 1 марта 2019 года перечень исключений выглядит по-другому:

  • автобусы:
    • пожарной охраны,
    • скорой медицинской помощи,
    • полиции,
    • аварийно-спасательных служб,
    • военной автомобильной инспекции,
    • федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности,
    • федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны,
    • Вооруженных Сил Российской Федерации,
    • войск национальной гвардии Российской Федерации,
    • следственных органов Следственного комитета Российской Федерации,
  • перевозки, выполняемые автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;

То есть лицензирование не требуется только для автобусов государственных служб, а также для перевозок по территориям предприятий (например, по большим заводам или карьерам).

Во всех остальных случаях требуется лицензирование.

Например, если служебный автобус организации собирает работников по городу и привозит их на место работы, то с 1 марта 2019 года такому автобусу требуется лицензия.

Еще один пример. Экскурсионный автобус, который выполняет поездки по заказам или используется для организованных перевозок детей. С 1 марта на него также требуется лицензия.

Третий пример. Школьный автобус, который собирает детей по сельским населенным пунктам и привозит их к месту учебы. Лицензия нужна и на него.

В общем, если в Вашей организации есть автобус, то на него следует получить лицензию (кроме исключений, представленных в списке выше). В том числе речь идет о небольших микроавтобусах, имеющих 8 или более пассажирских мест. Отнеситесь к данному вопросу внимательно.

Примечание. Если автомобиль, который по документам является автобусом, не используется для перевозки людей, то есть водитель ездит в нем в одиночку, то лицензия не требуется.

Срок получения лицензии

Что касается срока получения лицензии, то в соответствии со статьей 6 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" на оформление документа отводится 120 дней. Т.е. лицензия должна быть получена до 29 июня 2019 года.

Что касается организаций, которые до 1 марта 2019 года не осуществляли деятельность по перевозке пассажиров, то они должны оформить лицензию до начала перевозок.

Особенности получения лицензии на автобус

В федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", добавлена новая статья 3.2, в которой описаны особенности лицензирования автобусных перевозок:

5. Осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается.

Данный пункт говорит о том, что сведения обо всех автобусах, используемых для перевозок людей, должны быть включены в специальный реестр лицензий.

То есть кроме оформления самой лицензии нужно внести сведения о каждом автобусе в специальный реестр.

2. Включение в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности дополнительных транспортных средствах, исключение сведений о транспортных средствах из реестра лицензий осуществляются на основании заявления лицензиата в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, с учетом положений настоящей статьи.

Чтобы включить автобус в реестр или исключить его из реестра следует подать отдельное заявление.

Включение автобуса в список требуется для того, чтобы начать перевозки пассажиров на этом автобусе.

Что касается исключения автобуса, то его следует выполнить перед продажей транспортного средства. Ведь в противном случае новый собственник не сможет использовать данный автобус для перевозок:

Основаниями для отказа во включении этих сведений в реестр лицензий являются:
...
2) представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

Для включения автобуса в реестр следует приложить к заявлению документ, подтверждающий право владения данным автобусом (договор купли-продажи, договор аренды и т.п.):

3. К заявлению о включении в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности дополнительных транспортных средствах прилагаются документы, подтверждающие право владения указанными транспортными средствами.

Что касается сроков включения автобуса в реестр, то на это у лицензирующего органа есть 3 рабочих дня:

Данное заявление должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение трех рабочих дней со дня получения. В этот же срок лицензирующий орган направляет лицензиату в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, выписку из решения о включении сведений об указанных в заявлении транспортных средствах в реестр лицензий или уведомление об отказе во включении данных сведений в реестр лицензий.

То есть в течение трех дней заявление должно быть рассмотрено, а заявителю должен быть направлен документ, содержащий результаты рассмотрения.

Что касается полного порядка получения лицензии на автобус, то он рассмотрен в рамках отдельной статьи на pddmaster.ru:

Штрафы за отсутствие лицензии на автобусе

Штрафы за отсутствие лицензии при перевозке людей в автобусе предусмотрены статьей 14.1.2 КоАП и составляют:

НарушениеНаказание
Отсутствие лицензиидля граждан и должностных лиц - 50 000 рублей;
для индивидуальных предпринимателей - 100 000 рублей;
для юридических лиц - 400 000 рублей.
Повторное отсутствие лицензиите же самые штрафы, но с конфискацией транспортного средства,
либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Обратите внимание, штрафы весьма внушительные. Так что если в Вашей организации есть автобусы, следует заняться получением лицензии и включением указанных автобусов в специальный реестр.

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Последнее обновление: 5 марта 2019
Читать все комментарии
5 марта 2019 14:16
Максим

Марат-23, лицензируется только деятельности ИП и юридических лиц. Штрафа быть не должно.

Удачи на дорогах!

5 марта 2019 14:17
Максим

Валерий, можете. Новое положение о лицензировании уже утверждено, речь о нем идет в этой статье.

Удачи на дорогах!

5 марта 2019 14:19
Максим

Дмитрий, постановление №280 отменено. Новый порядок лицензирования рассмотрен в этой статье.

Удачи на дорогах!

5 марта 2019 18:38
андрей-460

Максим, здравствуйте. Я являюсь ИП, автомобиль - автокатафалк, 13 посадочных мест( помимо водителя), и подиум для гроба, по документам категория D. Перевозки - в основном город, но бывает и выезды за город более 40 км. Нужна ли мне лицензия и тахограф.

5 марта 2019 18:46
Максим

Андрей, здравствуйте.

Лицензия требуется, а тахограф - нет (автомобиль попадает в список исключений).

Удачи на дорогах!

5 марта 2019 21:16
Алексей-500

То есть если я вожу 16 человек семьи и не ип и не юр лицо то лицензия не нужна?

А если из отеля я вожу людей на пляж?

То есть без денег

Это входит в стоимость проживания

Но автобус на частное лицо оформлен

6 марта 2019 11:35
Андрей-456

В статье о получении лицензии на автобус в 2019 году() указано что при использовании лицензии, автобус должен быть оборудования ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, у нас автобус используется для перевозки в собственных нуждах, нужно ли нам его так же оборудовать глонассом или это распространяется только на пассажирские перевозки по регулярным маршрутам?

6 марта 2019 12:35
SRN387

Подскажите кто-нибудь, совсем запутался! Нужно ли будет делать категорирование автобусов? Есть несколько автобусов, которые развозят рабочих. Автобусы вместительностью более 8 человек. Понятно, что лицензию нужно будет получать новую. А вот с категорированием совсем не понятно, нужно делать или нет. Просто если нужно, может стоит сейчас заняться?

6 марта 2019 12:43
igorgn

Сергей-727, лицензия нужна. Откуда у Вас информация о том, что данное транспортное средство попадает в исключения? К автомобилям спецслужб оно не относится.

Я так и не понял ответа, т.к. не процитирован вопрос. Если про типа "спецслужбы", то смотрим ст.12 99-ФЗ.

24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;

6 марта 2019 18:41
Любовь-28

Где найти бланк заявления на лицензию для ИП, напишите ссылку пожалуйста

10 марта 2019 19:45
Валерий-104

Являюсь обычным владельцем микроавтобуса категории «В». Мест 8+1. Мне тоже нужна лицензия?

10 марта 2019 21:23
Андрей-212

Максим и читатели, у меня есть прямой контакт в Ространснадзоре. Рекомендую всем такой завести. И узнаете, что не готов пока Ространснадзор лицензировать эту деятельность и - когда будет готов - неизвестно. Такой вот порядок в Минтрансе. Насчет ответственного за ОБДД, Максим - уточните в своих комментариях - должностное лицо, назначенное на такую должность, если не имеет высшего образования специального (по авто), должно получить ДИПЛОМ о ПЕРЕПОДГОТОВКЕ (не менее 250 час), а не о ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ (50 часов). И тему аттестации - хорошо бы развить - не так это теперь просто сделать. Успехов сайту!

10 марта 2019 22:15
Андрей-212

Максим, добрый день! А можно организовать комментарии от действующих сотрудников Ространснадзора?

11 марта 2019 09:04
Алексей-503

Максим,добрый день!

У меня такой вопрос: наше предприятие занимается лесной охраной, и у нас есть УАЗ категории "D" но с пометкой в СТС "специальный", требуется ли нам получение лицензии на это транспортное средство и нужен ли на него тахограф?

11 марта 2019 09:20
Виктор-124

Андрей-212 - прямая связь "это круто", особенно если она есть с начальником терруправления, а вот если на уровне инспектора, так слушайте их больше.

А насчет комментария Ространнадзора, пожалуйста

Выше точно никого не будет - второе лицо в ведомстве

11 марта 2019 10:00
aleks-nl

Максим, добрый день! Я работаю как ИП, но автобусы принадлежат мне как физическому лицу. Требуется лицензия? Мне что нужно их у себя в аренду брать? В Вашей статье написаны исключения:

Получить лицензию нужно при одновременном соблюдении следующих условий:

Владелец автобуса - юридическое лицо или ИП.

Автобус относится к категории D (более 8 пассажирских мест).

Автобус используется для перевозок пассажиров или иных лиц (если водитель ездит один, то лицензия не требуется).

Автобус не попадает в список исключений, приведенный в этой статье.

Если хотя бы одно из условий не выполняется, то лицензия не требуется.

Заранее огромное спасибо.

11 марта 2019 14:19
Ольга-220

Здравствуйте. Спасибо за пояснение.

Проблема вот в чем:

пункт 4 этого же закона говорит:

4. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющие намерения приступить в течение ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до начала ее осуществления.

Следовательно,те субъекты которые не имеют лицензию на перевозку пассажиров транспортными средствами от 8 человек (полученной до 01.03.) должны получить лицензию на перевозку автобусами ДО начала перевозок после 01.03.2019 года.

Таинственный смысл конечно у этого пункта, а после 120 дней, что не должны получать? Эти законодатели со своим косноязычием....

Спасибо

11 марта 2019 17:29
SRN387

Андрей-212, Не поделитесь контактом в Ространснадзоре?

12 марта 2019 09:22
igorgn

Насчет ответственного за ОБДД, Максим - уточните в своих комментариях - должностное лицо, назначенное на такую должность, если не имеет высшего образования специального (по авто), должно получить ДИПЛОМ о ПЕРЕПОДГОТОВКЕ (не менее 250 час), а не о ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ (50 часов). И тему аттестации - хорошо бы развить - не так это теперь просто сделать. Успехов сайту!

А что её, эту тему развивать? Вы и сами ответили на свой вопрос. Приказ трактуется понятным языком.

12 марта 2019 09:35
igorgn

Таинственный смысл конечно у этого пункта, а после 120 дней, что не должны получать? Эти законодатели со своим косноязычием....

Спасибо

Вы хотя бы сперва комментарии читали, а после вопросы задавали. Через одно вверх человек ссылку дал. Или смотреть не нужно? Вы хотите поговорить об этом?

12 марта 2019 10:34
Роман-89

Здравствуйте, хочу купить газель 13 мест, у продавца она работала на маршруте, но в реестр лицензий он утверждает, что она не вносилась, хотя работал по лицензии. Возможно ли такое и как это проверить? И сколько стоит лицензия для граждан, не ИП, не работающих на маршруте, а для личного использования, скажем для поездок с семьёй, друзьями на море, рыбалку и т.д.?

12 марта 2019 11:33
Анатолий-89

Добрый день! Я осуществляю перевозку пассажиров из Казахстана в Россию. Как понимаю из ответов Максима, мне как физическому лицу лицензия не требуется. В случае если я буду являться ИП- мне делать лицензию на территории РФ или будет достаточно Казахстанской? спасибо

12 марта 2019 12:18
Д1217

Федеральный закон от 30.10.2018 N 386-ФЗ

В ст. 6 п. 2

Лицензия, указанная в части 1 настоящей статьи, предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), без проведения внеплановой документарной проверки, за исключением следующих случаев:

Вопрос:

Законодатель исключает из перечня лицензионной деятельности ИП и ЮЛ использующие автомобильный транспорт, оборудованный для перевозки более восьми человек?

12 марта 2019 16:24
Виктор-124

igorgn

Насчет аттестации вопрос очень справедливый и не такой простой как кажется.

До выхода 106 Приказа от 23.03.17, установившего новый порядок аттестации отвественного за БДД, действовал приказ Минтранса и Минтруда (то ли 11/13 то ли 13/11) от 1995 года, в соотвествии с которым выдавались удостоверения о соотвествии занимаемой должности сроком на 5 лет... Многие и ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ многие отвественные за БДД были аттестованы ранее (до выхода 106 приказа).

Многие и ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ многие из них таким образом имеют вроде бы действующее удостоверение, но вот можно ли их считать прошедшими аттестацию?...

вот в чем вопрос...

12 марта 2019 16:39
igorgn

Читайте текст так, как будет читать судья. 13/11 давал право занимать должности, согласно перечня. Есть живое удостоверение - занимай должность. Но 106-й - "на право заниматься соответствующей деятельностью". Разницу улавливаете? Тут аттестуют саму деятельность, т.к. должность может быть любой с торжественным возложением деятельности по БДД.

Одним словом: без аттестации по 106-у приказу заниматься деятельностью, связанную с ОБДД нельзя.

На этом я забиваю на ОБДД, т.к. работы нет в этом направлении. Начинаю изучать ОТ и ПБ, на работу (наконец-то) берут.

12 марта 2019 16:40
Виктор-124

Анатолий-89

Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".

- российский перевозчик - российское юридическое или физическое лицо, использующее принадлежащее ему грузовое транспортное средство либо автобус (далее - транспортное средство) для перевозок грузов или пассажиров;

- иностранный перевозчик - иностранное юридическое или физическое лицо, использующее принадлежащее ему транспортное средство для перевозок грузов или пассажиров;

В международке нет дележки на физиков и юриков - все равны... Если Вы не Россиянин - Российская лицензия не нужна.

12 марта 2019 16:49
Юлия-150

Такая вот ситуация с нашим директором в школе - аттестацию в УГАДН она проходила 4 года назад, но по новым требованиям получается, что у неё нет соответствующего высшего образования или переподготовки, так? И либо ей надо проходить переподготовку и потом снова аттестацию, либо назначить жертву?

12 марта 2019 16:51
igorgn

Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ

А он то с какого боку в этой теме? Тут рулит 99-й со всем вытекающим.

12 марта 2019 16:58
igorgn

Такая вот ситуация с нашим директором в школе - аттестацию в УГАДН она проходила 4 года назад, но по новым требованиям получается, что у неё нет соответствующего высшего образования или переподготовки, так?

Не путайте божий дар... Эти Требования ещё с 2015-го года по квалификационным требованиям. И части для привлечения по ст.12.31.1 разные. Успела аттестоваться до 287-го - молодец. За аттестацию не привлекли бы, за квалификационные требования, если не хочет привести всё к требованиям приказа - только в путь. Но это до отмены 13/11...

И либо ей надо проходить переподготовку и потом снова аттестацию, либо назначить жертву?

И учиться, чтобы соответствовать квалификационным требованиям, и после пройти аттестацию по 106-у приказу. А после получить лицензию на школьный автобус. Хотя сроки уже упущены, уже можно и штраф накладывать. И за отсутствие лицензии, и за квалификационные, и за аттестацию.

Т.е., она сама себя жертвой сделала.

12 марта 2019 17:21
Роман-89

Здравствуйте, если страховку делают в интернете у случайного страховщика, имеет ли право страховой агент брать ещё и себе процент, комиссию и т. д. сверх страховой суммы определённой страховой компанией. И сколько сейчас в среднем стоит техосмотр и страховка на газель 13 мест, 2005 г. в., стаж вождения 21 год, г. Светлоград, Ставропольский край. Спасибо за ответ!!!

14 марта 2019 13:37
Максим

Алексей-500:

1. Если Вы возите семью, то лицензия не нужна.

2. Если Вы возите людей из отеля на пляж (для собственных нужд организации), то лицензия нужна.

Удачи на дорогах!

14 марта 2019 13:57
Максим

Андрей-456:

д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

Например, если автобус используется для организованных перевозок детей, то ГЛОНАСС нужен. Если Ваш автобус не попадает в перечень транспортных средств, для которых нормативными документами установлено обязательное использование ГЛОНАСС, то он не нужен.

P.S. Данный вопрос требует более подробного изучения нормативных документов, поэтому он будет более подробно рассмотрен в отдельной статье на ПДД Мастер.

Удачи на дорогах!

14 марта 2019 14:06
Максим

SRN387, закон "О транспортной безопасности", статья 1:

11) транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:

а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;

Если автобус не используется в перечисленных целях, то категорирование не требуется.

Удачи на дорогах!

14 марта 2019 14:22
Максим

Любовь-28, форма бланка должна быть приведена в Административном регламенте Минтранса, однако такой документ пока что не вышел.

Удачи на дорогах!

14 марта 2019 14:22
Максим

Валерий-104, на автомобиль категории В лицензия не нужна.

Удачи на дорогах!

14 марта 2019 14:26
Максим

Алексей-503, в перечень исключений указанный автомобиль не попадает, то есть на него требуется лицензия.

Удачи на дорогах!

14 марта 2019 14:27
Максим

Андрей-212, здравствуйте.

Если у Вас есть знакомые в Ространснадзоре, то Вы можете пригласить их в данную тему.

Удачи на дорогах!

14 марта 2019 14:31
Максим

aleks-nl, здравствуйте.

В данном случае следует получить лицензию, т.к. автобусы эксплуатируются ИП. Не думаю, что при получении возникнут вопросы по поводу того, что автобус принадлежит ФИО, а заявление подает ИП ФИО, то есть скорее всего удастся обойтись без дополнительного договора аренды.

Удачи на дорогах!

14 марта 2019 14:40
Максим

Роман, здравствуйте.

В данном случае можно зайти на сайт дорожного надзора Вашего региона и попытаться найти реестр автобусов там. Если этого сделать не удастся то позвоните в дорожный надзор и уточните, как получить доступ к реестру для проверки автобуса.

Удачи на дорогах!

14 марта 2019 14:44
Максим

Д1217, в чем именно Вы видите различие между понятиями "автомобильный транспорт, оборудованный для перевозки более восьми человек" и "автобус категории М2 или М3"?

Какие именно транспортные средства из первого понятия не входят во второе?

14 марта 2019 14:48
Максим

Роман, здравствуйте.

Вы делаете страховку у страхового агента или у страховой компании? Страховая компания дополнительную комиссию не берет.

Рассчитать стоимость ОСАГО Вы можете с помощью следующего калькулятора.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев