Автоматическое оформление маршрутов для тяжеловесных и крупногабаритных ТС с 1 марта 2024 года

Добрый день, уважаемый читатель.

С 1 марта 2024 года вступила в силу новая редакция Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В документ внесено довольно много изменений, относящихся к движению крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств. В рамках этой статьи будут рассмотрены только самые интересные из них.

А именно, речь пойдет о том, что начиная с 1 марта маршруты для движения тяжеловесных и крупногабаритных автомобилей будут согласовываться без участия человека в автоматическом режиме.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2024.03.29 Федеральный закон от 28.04.2023 N 172-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений статьи 18 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 28 апреля 2023 года.

Интересующая нас часть документа вступила в силу 1 марта 2024 года.

Оформление маршрутов в автоматическом режиме

Первое интересное нововведение внесено в статью 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах":

7. Орган, осуществляющий выдачу специального разрешения, указанного в части 1, 1.1 или 2 настоящей статьи, согласовывает маршрут тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, а в случае превышения установленных Правительством Российской Федерации допустимых габаритов более чем на два процента и с соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В случаях, если для движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства требуется укрепление отдельных участков автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог и пересекающих их сооружений, инженерных коммуникаций в пределах согласованного маршрута, проводится согласование с соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Допускается установление постоянных маршрутов тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов. Взимание платы за согласование маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, не допускается.

10. Маршрут движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства между пунктом отправления и пунктом назначения транспортного средства, указанными заявителем в заявлении на выдачу специального разрешения (далее в настоящей статье также - маршрут движения), должен быть установлен системой выдачи специального разрешения в автоматическом режиме в срок, не превышающий одного календарного дня с момента регистрации этого заявления в системе выдачи специального разрешения, за исключением случая, если объем сведений, внесенных владельцами автомобильных дорог в систему выдачи специального разрешения, не позволяет системе выдачи специального разрешения установить маршрут движения. В этом случае уполномоченный орган в срок, не превышающий одного рабочего дня с момента регистрации заявления в системе выдачи специального разрешения, вносит в систему выдачи специального разрешения необходимые сведения, после чего системой выдачи специального разрешения в автоматическом режиме в течение одного календарного дня с момента внесения необходимых сведений устанавливается маршрут движения.

11. Приоритетными критериями при установлении маршрута движения являются наименьшая протяженность между пунктом отправления и пунктом назначения транспортного средства, указанными заявителем в заявлении на выдачу специального разрешения, отсутствие необходимости в разработке проекта организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства и (или) принятии мер, направленных на обеспечение возможности движения по автомобильной дороге или ее участку тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства между пунктом отправления и пунктом назначения транспортного средства, а также наименьший размер вреда, который будет причинен тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам. Заявителю может быть предложено несколько вариантов маршрута движения на выбор.

Итак, самое важно изменение заключается в том, что начиная с 1 марта 2024 года маршруты для движения крупногабаритных и тяжеловесных ТС устанавливаются не сотрудниками вручную, а системой выдачи специального разрешения в автоматическом режиме.

То есть, представитель организации оформляет заявление, а система (компьютер) в течение календарного дня предлагает маршрут (или несколько маршрутов) для движения автомобиля.

При этом система должна выбирать маршрут с учетом следующих факторов:

  • наименьшая протяженность;
  • отсутствие необходимости разработки проекта организации дорожного движения;
  • отсутствие необходимости принятия мер, направленных на обеспечение возможности движения ТС;
  • наименьший размер вреда, причиняемого дорогам.

Использование системы выдачи разрешений в итоге должно привести к тому, что разрешения будут выдаваться быстрее, а сами маршруты окажутся оптимальными по своим характеристикам.

Кроме того, система не только самостоятельно выбирает маршруты для движения. Если маршрут предполагает движение по узким дорогам, то система автоматически сообщает заявителю о необходимости разработки проекта организации дорожного движения для этого маршрута (часть 15 статьи 31 закона "Об автомобильных дорогах).

Таким образом, начиная с 1 марта существенная часть работы переложена с сотрудников на автоматическую систему.

Срок выдачи разрешения на движение крупногабаритного или тяжеловесного ТС

21. Специальное разрешение должно быть выдано в течение трех часов с момента согласования маршрута движения заявителем, за исключением случаев, если для выдачи специального разрешения требуется наступление иных событий, необходимых в соответствии с настоящей статьей для получения специального разрешения. В этих случаях специальное разрешение должно быть выдано в течение трех часов с момента наступления всех событий, необходимых в соответствии с настоящей статьей для получения специального разрешения: согласования маршрута движения заявителем, подтверждения внесения платы в счет возмещения вреда в случае, если для получения специального разрешения требуется внесение платы в счет возмещения вреда, получения согласования проекта организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если для получения специального разрешения осуществляется разработка проекта организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, подтверждения владельцем автомобильной дороги выполнения заявителем мер по обеспечению возможности движения по автомобильной дороге или ее участку тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если для получения специального разрешения осуществляется принятие мер по обеспечению возможности движения по автомобильной дороге или ее участку тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.

Новый пункт 21 говорит о том, что разрешение на движение крупногабаритного или тяжеловесного транспортного средства выдается в течение 3-х часов с момента согласования маршрута движения.

Например, процедура получения разрешения может выглядеть так:

1. Заявитель подает заявление, в котором просит выдать разрешение.

2. В течение 1 календарного дня система направляет заявителю варианты маршрута для движения.

3. Заявитель выбирает один из маршрутов и согласует (подтверждает) его.

4. В течение 3-х часов разрешение направляется заявителю.

При этом важно понимать, что 3 часа начинают отсчитываться только тогда, когда выполнены все условия для осуществления перевозки. Например, если требуется проект организации дорожного движения, то пункт 3 растягивается на время, необходимое на оформление такого проекта.

Выдача разрешений в электронном виде

23. Выдача специального разрешения осуществляется путем внесения сведений о выданном специальном разрешении в Реестр. Заявителю направляется выписка из Реестра в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа. В случае, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, выписка из Реестра предоставляется заявителю по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа, или на бумажном носителе. Выписка из Реестра предоставляется заявителю бесплатно. Состав сведений, которые содержит выписка из Реестра, устанавливается Правилами движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.

Начиная с 1 марта 2024 года выдача разрешения заключается в том, что соответствующая запись вносится в Реестр (в информационную систему). После этого заявителю в электронной форме направляется выписка, которая и является подтверждением того, что разрешение выдано.

А в заключение хочу отметить, что с 1 марта 2023 года законодательство, связанное с движением крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств, претерпело довольно много изменений. И если Ваша организация эксплуатирует подобные транспортные средства, то рекомендую Вам самостоятельно прочитать статью 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

Удачи на дорогах!

Обновлено: 29 марта 2024
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев