Регресс при отсутствии техосмотра у легкового автомобиля с 1 марта 2021 года

Регресс по ОСАГО с 1 марта 2021 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменении, которое будет внесено в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" с 1 марта 2021 года.

Суть его сводится к тому, что страховые компании получат дополнительный повод для предъявления регрессного требования к водители. Речь идет о ситуации, когда у водителя своевременно не пройден техосмотр. Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Для начала хочу напомнить о том, что такое регрессное требование. Данный термин применяется в ситуации, когда водитель стал виновником дорожно-транспортного происшествия и должен возместить ущерб, причиненный другим участникам движения. По умолчанию такой ущерб возмещает страховая компания виновника.

Однако, если будет выяснено, что водитель допустил одно из серьезных нарушений, представленных в специальном списке, то страховая компания впоследствии потребует возместить ущерб от самого водителя. То есть страховка фактически не сработает.

Так вот, в этой статье рассматривается изменение закона "Об ОСАГО", которое вводит дополнительную ситуацию, когда страховая имеет право взыскать стоимость ремонта с самого водителя.

Регресс при отсутствии техосмотра у любого транспортного средства

Изменение внесено в часть 1 статьи 14 закона "Об обязательном страховании ТС":

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты;

Внимание! С 12 апреля 2022 года подпункт "и" вновь вернулся к старой редакции. Данный вопрос рассмотрен в отдельной статье.

Подпункт "и" рассказывает о регрессном требовании за отсутствие техосмотра. С 1 марта 2021 года оно будет возможно в двух случаях:

1. Для легкового такси, автобуса, грузовика для перевозки пассажиров, транспортного средства для перевозки опасных грузов отсутствие диагностической карты автоматически приводит к регрессу. Причем не имеет значения причина, по которой произошло ДТП. Это требования действует и в настоящее время.

2. Для всех остальных транспортных средств (в том числе личных легковых автомобилей, всех грузовиков и т.д.) действует другое правило. Регресс возможен лишь в том случае, если диагностическая карта отсутствует и причиной ДТП стала неисправность транспортного средства.

Например, Андрей стал виновником ДТП. Он ехал на личном легковом автомобиле и не уступил дорогу другому автомобилю при перестроении. Машина Андрея не прошла технический осмотр, то есть не имеет действующей диагностической карты.

В этом случае причиной ДТП стало нарушение требований ПДД, поэтому регрессное требование страховая предъявить Андрею не сможет.

Другой пример. Борис ехал на личном легковом автомобиле и у машины на ходу отвалилось левое переднее колесо. Колесо продолжило движение и совершило столкновение со встречным автомобилем. У машины Бориса техосмотр не пройден.

В этом случае причиной ДТП стала техническая неисправность, то есть страховая сможет предъявить Борису регрессное требование. Соответственно, за ремонт чужого автомобиля Борис заплатит "из своего кармана".

На самом деле, основной причиной ДТП в России является именно нарушение требований правил дорожного движения. Аварии из-за технических неисправностей происходят не так уж часто. Да и техосмотр у большинства водителей пройден своевременно. Поэтому рассматриваемое сегодня нововведение не приведет к колоссальному увеличению исков страховых компаний к водителям.

Обратите внимание, в новом подпункте и речь идет о любых технических неисправностях. В том числе и о тех, которые на техосмотре не проверяются.

Кроме того, хочу напомнить, что если техосмотр автомобиля пройден, а причиной ДТП стала техническая неисправность, которая могла быть выявлена на техосмотре, то в этом случае страховая компания может предъявить регрессное требование к оператору технического осмотра.

Таким образом, с 1 марта 2021 года страховые компании получат право взыскивать возмещение практически за все ДТП, причиной которых стали технические неисправности. Если техосмотр не пройден, то за ДТП заплатит владелец автомобиля. Если техосмотр пройден, то за ДТП заплатит пункт технического осмотра.

Единственное исключение составляет ситуация, когда техосмотр пройден, а причиной аварии послужила неисправность, которую на техосмотре не проверяют. В этом случае ущерб возместит сама страховая компания.

В заключение хочу отметить, что если Вы всегда вовремя проходите техосмотр, то беспокоиться Вам не о чем. Рассматриваемое нововведение абсолютно никак на Вас не повлияет.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 8 апреля 2022
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
30 июня 2020 14:11
Игорь-221

Таким образом, теоретически, проходить техосмотр и покупать полис надо строго в один день?!

30 июня 2020 17:49
Рифат

Игорь-221, добрый день.

Вначале проходите техосмотр, после оформляете полис ОСАГО.

Без действующей диагностической карты полис не оформят.

ЗЫ: можно одним днём.

12 июля 2020 22:28
Максим

Игорь-221, не обязательно так.

Например, техосмотр проходите 12 июля, страховку покупаете с 15 июля. На следующий год также. При этом у машины всегда есть и диагностическая карта, и ОСАГО.

Удачи на дорогах!

12 января 2021 15:09
андрей-598

Здравствуйте. Если Осаго было оформлено в 2020 и машине тогда было 4 года (соответственно без ДК) нужно ли её получать сейчас?

На договоры от 2020 этот пункт же не будет действовать?

14 января 2021 18:56
Максим

андрей-598, здравствуйте.

Диагностическую карту имеет смысл оформить до 1 марта. Все равно в этом году техосмотр придется проходить, так что Вы ничего не потеряете.

Удачи на дорогах!

14 января 2021 20:52
Сергей-991

Могут ли по новым изменениям в законодательстве аннулировать диагностическую карту ,которую получил до 1 марта?

15 января 2021 15:48
Максим

Сергей-991, в законодательстве не говорится об обратном, то есть диагностические карты, выданные до 1 марта, также могут быть аннулированы.

Удачи на дорогах!

10 марта 2021 16:17
Евгений-403

Здравствуйте

Если оформить полис без действующего техосмотра, а ДТП будет по причине несоблюдения ПДД, то будет регресс?

Возможно ли вообще заключать договор ОСАГО без техосмотра?

То есть техосмотра не было и не будет, к примеру

11 марта 2021 18:38
Максим

Евгений-403, здравствуйте.

Без техосмотра полис ОСАГО купить невозможно.

Если в момент ДТП у автомобиля не пройден техосмотр, а причиной ДТП является несоблюдение требований ПДД, то регрессного требования быть не должно.

Удачи на дорогах!

18 марта 2021 18:12
Юрий-243

Здравствуйте

Если срок техосмотра закончился 5 февраля 2021 г и случилось дтп по моей вине после 1 марта

а) по не соблюдению пдд

б) по причине отказа тормозов

Вопрос : как в этих случаях поведет себя страховая компания?

19 марта 2021 19:47
Максим

Юрий-243, здравствуйте.

Ваша диагностическая карта продлена до 1 октября 2021 года. До этой даты проблем с регрессом быть не должно.

После 1 октября по варианту б страховая может предъявить регрессное требование.

Удачи на дорогах!

20 августа 2021 14:45
Андрей-640

Суть его сводится к тому, что страховые компании получат дополнительный повод для предъявления регрессного требования к водители. Речь идет о ситуации, когда у водителя своевременно не пройден техосмотр - Это с 2019 года, не путайте

29 сентября 2021 19:47
Сослан-1

Добрый день! Читал истории, как спустя 2-3 года страховая пересматривала дело и применяла регресс к ПОТЕРПЕВШЕМУ. Как этого можно избежать?

30 сентября 2021 00:33
orlov

Сослан-1, здравствуйте.

Если в момент ДТП не было нарушения, предусматривающего возможность регресса, то регресса в дальнейшем не будет, т.к. для него нет оснований.

23 декабря 2021 08:59
Nikad

а как в свете принятия ГД поправок в закон о ТО будет соответствовать этому закону статья 14 п.И

23 декабря 2021 13:18
Nikad

Суть его сводится к тому, что страховые компании получат дополнительный повод для предъявления регрессного требования к водители. Речь идет о ситуации, когда у водителя своевременно не пройден техосмотр - Это с 2019 года, не путайте

Андрей-640,

это касалось коммерческого транспорта, а с 21года это касается личных авто при условии наступления страхового случая по причине технического состояния авто. отсутствие ДК для личного авто не повод для регресса

24 декабря 2021 20:14
Максим

а как в свете принятия ГД поправок в закон о ТО будет соответствовать этому закону статья 14 п.И

Nikad, ситуация складывается странная, поскольку регрессное требование законодатели одновременно с техосмотром не отменяют. То есть, на текущий момент все выглядит так, что после принятия документа техосмотр отменят, а регрессное требование за ДТП из-за технической неисправности оставят.

Удачи на дорогах!

18 января 2022 12:22
Александр-1167

Нигде не нашел порядок определения причины ДТП. Допустим автомобиль виновника догнал другой автомобиль сзади. У виновника нет ДК. Есть ли у страховой полномочия проверять, например, тормозные колодки, диски, работу АБС, состояние резины и пр., и на основании их состояния делать вывод о неисправности транспортного средства и соответственно предъявлять регресс? Каким образом производится и каким документом регулируется экспертиза исправности/неисправности ТС в исполнение пункта "и" ст.14?

15 февраля 2022 13:56
Максим

Александр-1167, рекомендую Вам изучить следующие нормативные документы:

Положение Банка России от 04.03.2021 N 755-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства"

Положение Банка России от 19.09.2014 N 433-П "О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства".

Удачи на дорогах!

12 апреля 2022 17:32
Алексей-756

Здравствуйте.

Если авария случилась 5 марта (косвенной причиной могут назвать отсутствие шипов). А 12 апреля отменяют регресс.

Может ли страховая взыскать с виновника компенсацию? Или уже нет, так как регрес отменён?

17 апреля 2022 19:30
orlov

Алексей-756, добрый день.

5 марта действовала старая редакция ФЗ, то есть, если причиной ДТП признают техническую неисправность и техосмотра не было, то возможен регресс.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев