Правила аннулирования диагностических карт техосмотра с 1 марта 2021 года

Правила проведения техосмотра с 1 марта 2021 года

Добрый день, уважаемый читатель.

1 марта 2021 года начнут действовать несколько нововведений, связанных с проведением технического осмотра транспортных средств. В первую очередь будет обновлен Федеральный закон "О техосмотре". Изменения этого документа рассмотрены на pddmaster.ru ранее:

В этой статье будет рассмотрен дополнительный нормативный документ, который также будет обновлен с 1 марта 2021 года, - Правила проведения технического осмотра транспортных средств. Именно в нем более подробно раскрываются детали обновленного техосмотра:

Внесение в ЕАИС ТО информации о несоответствии номера кузова, рамы, кабины

Рассмотрим обновленные пункты 10 и 11 правил проведения техосмотра:

10. В случае непредставления заявителем указанных в пункте 9 настоящих Правил документов либо несоответствия транспортного средства данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство, оператор технического осмотра отказывает заявителю в оказании услуг по техническому осмотру.

11. В случае соответствия транспортного средства данным, указанным в представленных документах, и после его идентификации это транспортное средство допускается к проведению технического диагностирования.

10. В случае непредставления заявителем указанных в пункте 9 настоящих Правил документов либо отказа от оплаты услуг по проведению технического осмотра оператор технического осмотра отказывает заявителю в оказании услуг по техническому осмотру.

11. Оператор технического осмотра устанавливает тождественность идентификационного номера транспортного средства и (или) идентификационных номеров основных компонентов транспортного средства (кузова, рамы, кабины) и данных, содержащихся в свидетельстве о регистрации транспортного средства или паспорте транспортного средства (электронном паспорте транспортного средства).

При несоответствии транспортного средства, в том числе его идентификационного номера и (или) идентификационных номеров его основных компонентов (кузова, рамы, кабины), данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство, оператор технического осмотра вносит в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра информацию об отказе в оказании услуг по проведению технического осмотра. Такая информация содержит указание на выявленные несоответствия.

При соответствии транспортного средства данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство, такое транспортное средство допускается к проведению технического диагностирования.

До начала проведения технического диагностирования заявителем производится оплата услуг, оказываемых по договору о проведении технического осмотра, что подтверждает заключение указанного договора.

Итак, "старая" редакция правил техосмотра, которая действует до 1 марта 2021 года, говорит о том, что если номер кузова, кабины или рамы автомобиля не соответствует номеру, указанному в документах, то сотрудник пункта техосмотра просто не допускает такой автомобиль к самой процедуре техосмотра. И причина этого недопуска нигде не фиксируется.

Например, если на автомобиле выявлено несоответствие номера на кузове и номера в свидетельстве о регистрации, то его владелец может "попытать счастья" на другом пункте техосмотра. Не исключено, что там эксперт не обратит внимания на несоответствие и допустит машину к техосмотру.

В новой редакции, начинающей действовать с 1 марта 2021 года, эксперт обязан внести информацию о несоответствии номера кузова, кабины или рамы в ЕАИС ТО (единую базу данных с информацией о проведенных технических осмотрах).

Это должно привести к тому, что если водитель решит обратиться с тем же самым автомобилем на другой пункт техосмотра, то эксперт на этом "новом" пункте сразу же узнает о несоответствии номеров. И если это несоответствие не было исправлено, то автовладельца также не допустят к процедуре техосмотра.

Дополнительные требования к эксперту, проводящему техосмотр

Рассмотрим обновленный пункт 12 правил техосмотра:

12. Техническое диагностирование проводится техническим экспертом, являющимся работником оператора технического осмотра и отвечающим квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

12. Техническое диагностирование осуществляется техническими экспертами, отвечающими квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, которые уполномочены оператором технического осмотра на проведение такого диагностирования в соответствующем пункте технического осмотра или на соответствующей передвижной диагностической линии и сведения о которых внесены в реестр операторов технического осмотра.

В данном пункте содержатся дополнительные требования к экспертам, занимающимся проведение техосмотра:

1. Эксперт должен быть уполномочен на проведение техосмотра. То есть должен существовать документ оператора техосмотра (приказ), позволяющий указанному эксперту проводить техосмотр на данном пункте техосмотра или на данной диагностической линии.

При этом, если в стационарном пункте несколько линий техосмотра, то эксперт может проводить технический осмотр на любой из этих линий.

Если же речь идет о передвижной диагностической линии, то для каждой такой линии эксперту должно быть оформлено отдельное "разрешение" работодателя.

2. Эксперт должен быть внесен в реестр операторов технического осмотра.

Особенности работы передвижных диагностических линий

Напомню, что с 1 марта 2021 года будут применяться не только стационарные пункты техосмотра, но и передвижные диагностические линии. Передвижная линия может быть быстро развернута в том месте, где требуется проведение технического осмотра.

Новая глава 3 правил техосмотра описывает особенности работы таких передвижных линий.

18. Оператор технического осмотра, являющийся владельцем передвижной диагностической линии, проводит технический осмотр с использованием передвижной диагностической линии в границах субъекта Российской Федерации, в котором расположен пункт технического осмотра такого оператора технического осмотра.

Диагностическая линия может работать только в том регионе, где расположен стационарный пункт техосмотра того же самого оператора.

Например, если пункт техосмотра расположен в городе Владимир, то передвижная линия оператора может работать только на территории Владимирской области.

Из этого пункта можно сделать и несколько дополнительных выводов:

  • Оператор техосмотра обязательно должен иметь хотя бы один стационарный пункт. Не может существовать оператора, владеющего только передвижными диагностическими линиями.
  • Если оператор техосмотра имеет стационарные пункты в нескольких регионах, то и передвижная линия этого оператора может работать в нескольких регионах.

19. Адреса (координаты) мест проведения технического осмотра, в том числе с использованием передвижной диагностической линии, во входящих в состав субъекта Российской Федерации муниципальных образованиях, в которых не соблюдаются нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра, согласовываются оператором технического осмотра с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на принятие мер по организации проведения технического осмотра.

Передвижная линия может работать только в местах, согласованных с ГИБДД. То есть, если у оператора техосмотра есть передвижная линия, то он не может просто отправить ее в какой-нибудь отдаленный населенный пункт. Сначала нужно согласовать место проведения техосмотра с ГИБДД.

20. График работы пункта технического осмотра, использующего передвижную диагностическую линию (с учетом климатических условий эксплуатации, установленных заводом-изготовителем передвижных диагностических линий), согласовывается с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на принятие мер по организации технического осмотра в регионе.

График работы передвижной линии должен быть также предварительно согласован с ГИБДД.

То есть, передвижная линия может работать только там, где это разрешено ГИБДД, только в то время, когда это разрешено ГИБДД и только в том регионе, где работает пункт техосмотра оператора.

На первый взгляд кажется, что нормативные документы вводят слишком много ограничений для операторов технического осмотра. Однако все эти ограничения направлены на то, чтобы не допустить выдачу поддельных (без проведения техосмотра) диагностических карт.

Например, если бы ограничений не было, то передвижная линия из Москвы могла бы посреди ночи начать работу где-нибудь в Приморском крае. И за несколько часов работы оформить десятки диагностических карт машинам со всех уголков страны.

Однако рассмотренные выше нововведения не позволяют провернуть такую схему. Все места и даты проведения техосмотров должны быть согласованы, то есть ГИБДД без проблем может произвести проверку в любой момент.

Порядок аннулирования диагностической карты

Напомню, что Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств" с 1 марта 2021 года вводит возможность аннулирования диагностических карт, выданных в следующих случаях:

  • если техосмотр вообще не проводился;
  • если на техосмотре были выявлены технические неисправности автомобиля, но информация о них не внесена в диагностическую карту.

Более детально процедура аннулирования диагностической карты описана в новой главе 4 правил проведения техосмотра:

21. В случаях, указанных в части 10 статьи 19 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", диагностическая карта аннулируется органом государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств путем внесения уполномоченным должностным лицом этого органа соответствующих сведений в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра на основании решения руководителя (заместителя руководителя) такого органа одновременно с принятием решения о привлечении к административной ответственности оператора технического осмотра транспортного средства в соответствии со статьей 14.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1. Решение об аннулировании диагностической карты принимается руководителем или заместителем руководителя подразделения ГИБДД.

2. Информация об аннулировании вносится в единую базу данных (ЕАИС ТО), а на оператора накладывается штраф за незаконное проведение техосмотра (100 000 - 300 000 рублей - часть 3 статьи 14.41 КоАП).

22. Орган государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств информирует об аннулировании диагностической карты страховщика, заключившего договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании такой диагностической карты, и (или) профессиональное объединение страховщиков, а также собственника транспортного средства.

3. ГИБДД передает информацию об аннулировании диагностической карты в страховую компанию, где водитель приобрел ОСАГО. Напомню, что для некоторых транспортных средств отсутствие в момент ДТП действующей диагностической карты является основанием для регрессного требования. То есть, в случае ДТП по вине водителя автомобиля, диагностическая карта которого аннулирована, деньги за ремонт чужого автомобиля будут взысканы с самого этого водителя.

4. ГИБДД передает информацию об аннулировании и собственнику автомобиля.

При этом остается непонятным, как именно будет осуществляться информирование автовладельцев (по телефону, по почте, в электронном виде). Однако в любом случае, если Вы в будущем получите письмо об аннулировании диагностической карты, то нужно будет заново пройти техосмотр.

В данной статье рассмотрены лишь те изменения правил проведения техосмотра, которые представляют наибольший интерес для водителей. В дополнение рекомендую Вам ознакомиться с полным текстом обновленного документа:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 28 августа 2020
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев