Новые требования на техосмотре с 1 сентября 2022 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В одной из предшествующих на pddmaster.ru речь шла о том, что с 1 сентября 2022 года будут введены новые диагностические карты для автобусов. Однако это не единственное изменение, связанное с техосмотром, которое начнет действовать с 1 сентября.
Сегодня речь пойдет об обновленных правилах проведения технического осмотра транспортных средств, которые, во-первых, вводят новые диагностические карты для автомобилей и, во-вторых, вводят новые требования к транспортным средствам при проведении техосмотра.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Исключенные требования с 1 сентября 2022 года
- Исключенные пункты диагностической карты
- Новые требования с 1 сентября 2022 года
- Обновленные пункты диагностической карты
Информация о нормативном документе
2022.04.29 Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 №306 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 10 марта 2022 года.
Документ вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
Источник: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203100033
Исключенные требования с 1 сентября 2022 года
Примечание. Рассматриваемые ниже требования относятся как к автомобилям, диагностические карты для которых рассмотрены ниже в данной статье, так и к автобусам, диагностические карты которых рассмотрены в предшествующей статье.
В первую очередь рассмотрим требования из таблицы, которые с 1 сентября 2022 года применяться не будут:
I. Тормозные системы
6. Коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением, не допускается
7. Механические повреждения тормозных трубопроводов не допускаются
III. Внешние световые приборы
19. Отсутствие, разрушения и загрязнения рассеивателей внешних световых приборов и установка не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов (в том числе бесцветных или окрашенных оптических деталей и пленок) не допускаются.
Указанное требование не распространяется на оптические элементы, предназначенные для коррекции светового пучка фар в целях приведения его в соответствие с требованиями ТР ТС 018/2011.
В случае установки оптических элементов, предназначенных для коррекции светового пучка фар в целях приведения его в соответствие с требованиями ТР ТС 018/2011, подтверждение этого соответствия должно производиться в соответствии с разделом 9 приложения N 9 к ТР ТС 018/2011
IV. Стеклоочистители и стеклоомыватели
25. Стеклоомыватель должен обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла
VI. Двигатель и его системы
36. Уровень шума выпускной системы транспортного средства должен соответствовать требованиям пункта 9.9 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
VII. Прочие элементы конструкции
52. Тягово-сцепные устройства должны обеспечивать беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром. Самопроизвольная расцепка не допускается
53. К размерным характеристикам сцепных устройств применяются требования, предусмотренные пунктом 6.8 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
55. Транспортные средства (кроме транспортных средств категорий O, L1 - L4) должны быть укомплектованы знаком аварийной остановки, а также медицинскими аптечками в соответствии с требованиями пунктов 11.1 и 11.2 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
56. Транспортные средства должны быть укомплектованы не менее чем 2 противооткатными упорами
57. Транспортные средства должны быть укомплектованы огнетушителями в соответствии с требованиями пункта 11.4 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
64. Каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств не допускается
65. На каждом транспортном средстве категорий M и N должны быть предусмотрены места установки одного переднего и одного заднего государственного регистрационного знака.
На транспортных средствах категорий L и O должны быть предусмотрены места установки одного заднего государственного регистрационного знака. Место для установки государственного регистрационного знака должно представлять собой плоскую вертикальную поверхность и располагаться таким образом, чтобы исключалось загораживание государственного регистрационного знака элементами конструкции транспортного средства. При этом государственные регистрационные знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов транспортного средства, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит транспортного средства.
Государственный регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии транспортного средства или слева от нее по направлению движения транспортного средства
С 1 сентября 2022 года на техосмотре не будут проводить проверку:
- коррозии тормозных систем;
- повреждений тормозных трубопроводов;
- рассеивателей световых приборов и дополнительных оптических элементов;
- стеклоомывателя;
- уровня шума выпускной системы;
- беззазорной сцепки сухарей с шаром в тягово-сцепных устройствах;
- размеров сцепных устройств;
- наличия знака аварийной остановки и аптечки;
- наличия противооткатных упоров;
- наличия огнетушителей;
- каплепадения масел и рабочих жидкостей;
- правильности установки номеров.
Напомню, что в предшествующей статье рассматривались обновленные диагностические карты автобусов, из которых были исключены 10 из 12 перечисленных выше пунктов. Два пункта, связанные со сцепными устройствами (подчеркнуты в списке), из диагностической карты автобусов не удалялись, т.к. их там изначально не было.
Исключенные пункты диагностической карты
6. Отсутствие коррозии, грозящей потерей герметичности или разрушением
7. Отсутствие механических повреждений тормозных трубопроводов
19. Наличие рассеивателей внешних световых приборов, отсутствие их разрушения и загрязнения. Отсутствие не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов
25. Обеспечение стеклоомывателем подачи жидкости в зоны очистки стекла
36. Соответствие нормам уровня шума выпускной системы
52. Обеспечение тягово-сцепными устройствами легковых автомобилей беззазорной сцепки сухарей замкового устройства с шаром
53. Соответствие размерных характеристик сцепных устройств установленным требованиям
55. Наличие знака аварийной остановки и медицинской аптечки (медицинских аптечек)
56. Наличие не менее 2 противооткатных упоров
57. Наличие огнетушителей, соответствующих установленным требованиям
64. Отсутствие каплепадения масел и рабочих жидкостей
65. Установка государственных регистрационных знаков в соответствии с установленными требованиями
Из диагностической карты будут удалены все пункты, по которым с 1 сентября 2022 года не будут требоваться проверки. Даже номера исключенных пунктов совпадают с номерами исключенных требований, так что найти соответствия довольно просто.
Новые требования с 1 сентября 2022 года
15. Повреждения и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы), не предусмотренное изготовителем транспортного средства (в эксплуатационной документации), не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем транспортного средства. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно
13. Повреждения и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем транспортного средства. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно
Из пункта 15 исключена фраза, требующая проверить повышенную подвижность деталей рулевого привода.
16. Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами, неработоспособность или отсутствие предусмотренного изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации транспортного средства рулевого демпфера и усилителя рулевого управления не допускаются. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления не допускается
14. Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами, неработоспособность или отсутствие предусмотренного изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации транспортного средства рулевого демпфера и усилителя рулевого управления не допускаются
Во-первых, из пункта 16 исключена фраза про проверку других дефектов в деталях рулевого механизма. Однако указание на другие дефекты осталось и в диагностической карте автобуса, и в диагностической карте автомобиля. Так что данное нововведение лишь вызывает дополнительные вопросы, т.к. не понятно, будут ли проверять иные дефекты в ходе техосмотра.
Во-вторых, в данном пункте удалена проверка подтекания рабочей жидкости в гидроусилителе рулевого управления. Подтекания ГУР с 1 сентября 2022 года на техосмотре проверять не будут.
22. Изменение мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией транспортного средства фар и сигнальных фонарей не допускаются
19. Изменение мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией внешних световых приборов не допускаются
В пункте 22 изменилась формулировка, связанная с проверкой световых приборов автомобиля. До 1 сентября 2022 года по данному пункту проверяются только фары и фонари, а с 1 сентября - все световые приборы. В том числе габаритные огни, аварийная световая сигнализация, стоп-сигналы, опознавательный знак "автопоезд".
26. Остаточная глубина рисунка протектора шин должна соответствовать требованиям пункта 5.6.1 и 5.6.2 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
22. Высота рисунка протектора шин должна соответствовать требованиям пунктов 5.6.1 - 5.6.3 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
В пункте 26 изменилась только формулировка пункта, связанного с проверкой износа шин автомобиля.
28. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес не допускается
24. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес не допускается. Замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями не допускается
В пункте 28 добавился новый пункт для проверки - проверка наличия золотников (ниппелей) на всех колесах автомобиля. Данное нововведение означает, что технический эксперт должен будет снять колпачки со всех колес и проверить, что золотники находятся на своих местах.
33. Подтекание и каплепадение топлива в системе питания бензиновых и дизельных двигателей не допускаются
28. Подтекание и каплепадение топлива в системе питания бензиновых и дизельных двигателей не допускаются. Подсос воздуха и (или) утечка отработавших газов, минуя систему выпуска, не допускаются
В пункт 33 добавлено новое требование для проверки - двигатель не должен подсасывать воздух и не должно быть утечки отработавших газов.
41. Замки дверей кузова или кабины, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений водителя и пассажиров, устройство обогрева и обдува ветрового стекла и предусмотренное изготовителем транспортного средства противоугонное устройство должны быть работоспособны
34. Замки дверей кузова или кабины, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений водителя, устройство обогрева и обдува ветрового стекла должны быть работоспособны
Обновленный пункт 41 с 1 сентября говорит о том, что проверять заводское противоугонное устройство на техосмотре больше не будут.
66. На транспортных средствах, оснащенных устройствами или системами вызова экстренных оперативных служб, такие устройства или системы должны быть работоспособны и соответствовать требованиям пункта 118 приложения N 10 к ТР ТС 018/2011
51. На транспортных средствах, оснащенных устройствами или системами вызова экстренных оперативных служб, такие устройства или системы должны быть работоспособны (наличие двухсторонней голосовой связи с оператором вызова экстренных оперативных служб)
Также изменения затронули и пункт, связанный с проверкой системы ЭРА ГЛОНАСС, предназначенной для вызова экстренных оперативных служб. До 1 сентября 2022 года в пункте 66 есть ссылка на пункт 118 приложения 10 к Техническому регламенту "О безопасности колесных транспортных средств". Этот пункт, в свою очередь, содержит перечень технических требований, которые в ходе техосмотра проверить довольно трудно. В новой редакции прямо указано, что оператор техосмотра должен с помощью системы ЭРА ГЛОНАСС позвонить оператору и проверить возможность ведения разговора.
Отдельного внимания заслуживают пункты, связанные с проверкой дополнительных требований для различных категорий транспортных средств:
70. Специализированные транспортные средства должны отвечать дополнительным требованиям, установленным пунктами 15.1 - 15.4, 15.6 - 15.8 раздела 15 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
71. Специальные транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог должны отвечать дополнительным требованиям, установленным в разделе 16 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
72. Транспортные средства для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска должны отвечать дополнительным требованиям, установленным в разделе 17 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
75. Транспортные средства для перевозки опасных грузов должны отвечать дополнительным требованиям, установленным в разделе 20 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
76. Транспортные средства - цистерны должны отвечать дополнительным требованиям, установленным в разделе 21 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
77. Транспортные средства - цистерны для перевозки и заправки нефтепродуктов должны отвечать дополнительным требованиям, установленным в разделе 22 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
80. Транспортные средства - фургоны, имеющие места для перевозки людей, должны отвечать дополнительным требованиям, установленным в разделе 25 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
81. Транспортные средства для перевозки пищевых продуктов должны отвечать дополнительным требованиям, установленным в разделе 26 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
54. Специальные и специализированные транспортные средства должны отвечать следующим дополнительным требованиям:
- ...
- специализированные транспортные средства - установленным пунктами 15.1 - 15.4, 15.6 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011;
специальные транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог - установленным пунктами 16.2, 16.4 и 16.5 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011; - транспортные средства для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска - установленным пунктами 17.1, 17.3 и 17.4 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011;
- ...
- транспортные средства для перевозки опасных грузов - установленным пунктами 20.1 - 20.4, 20.9 - 20.13, подпунктами 20.14.3 - 20.14.11, 20.14.13 - 20.14.26 пункта 20.14 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011;
- транспортные средства-цистерны - установленным пунктом 21.1, подпунктами 21.2.1 и 21.2.2 пункта 21.2 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011;
- транспортные средства-цистерны для перевозки и заправки нефтепродуктов - установленным пунктами 22.1, 22.4 - 22.9 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011;
- ...
- транспортные средства-фургоны, имеющие места для перевозки людей, - установленным подпунктами 25.1.1 - 25.1.3 пункта 25.1 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
Изменения затронули дополнительные требования, относящиеся к следующим транспортным средствам:
- специализированным;
- специализированным для коммунального хозяйства;
- для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска;
- для перевозки опасных грузов;
- цистернам;
- цистернам для перевозки и заправки нефтепродуктов;
- фургонам, имеющим места для перевозки людей.
Если Вам требуется пройти техосмотр для одного из указанных автомобилей, то рекомендую изучить обновленные требования. При этом сразу же отмечу, что списки требований сокращены. То есть, если ранее Ваш автомобиль успешно проходил техосмотр, то и в дальнейшем он также должен его пройти.
Также нужно заметить, что дополнительные требования для транспортных средств для перевозки пищевых продуктов полностью исключены.
Обновленные пункты диагностической карты
Рассмотрим новые пункты диагностической карты в виде таблицы:
Было (до 1 сентября 2022 года) | Стало (с 1 сентября 2022 года) |
9. Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем | 7. Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем. Работоспособность устройства фиксации органа управления стояночной тормозной системы, манометров пневматического и пневмогидравлического тормозного привода |
16. Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе. Наличие и работоспособность предусмотренного изготовителем транспортного средства рулевого демпфера и (или) усилителя рулевого управления. Отсутствие подтекания рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления | 14. Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе. Наличие и работоспособность предусмотренного изготовителем транспортного средства рулевого демпфера и (или) усилителя рулевого управления |
26. Соответствие остаточной глубины рисунка протектора шин установленным требованиям | 22. Соответствие высоты рисунка протектора шин установленным требованиям |
33. Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания | 28. Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания, а также подсоса воздуха и (или) утечки отработавших газов, минуя систему выпуска |
41. Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, противоугонного устройства | 34. Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла |
68. Соответствие транспортного средства установленным дополнительным требованиям | 53. Соответствие транспортных средств категорий M2 и M3 установленным дополнительным требованиям 54. Соответствие специальных и специализированных транспортных средств дополнительным требованиям |
43. Работоспособность аварийного выключателя дверей и сигнала требования остановки 44. Работоспособность аварийных выходов, приборов внутреннего освещения салона, привода управления дверями и сигнализации их работы 46. Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам | 36. Работоспособность аварийного выключателя дверей, аварийных выходов и устройств приведения их в действие. Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам |
В целом обновленные пункты диагностической карты соответствуют рассмотренным выше обновленным требованиям на техосмотре.
Актуальный текст правил проведения технического осмотра транспортных средств Вы можете найти на следующей странице:
В заключение хочу напомнить, что в 2024 и 2025 году периодический техосмотр отменен только для личных мотоциклов и легковых автомобилей. Для всех остальных транспортных средств техосмотр остался обязательным и нужно быть готовым к тому, что с 1 сентября 2022 года операторы будут предъявлять к автомобилям новые требования.
Удачи на дорогах!
Могу ли я пройти техосмотр на автомобиле с правосторонним управлением, на котором установлен задний регистрационный номер тип 1. вместо тип 1А. в рамке с подсветкой и закреплен вне штатного места.
Александр-1297, если такая установка будет рассматриваться в качестве изменения конструкции транспортного средства, то техосмотр пройти не удастся.
Удачи на дорогах!
Рассматриваю установку гбо на 2114. Сейчас тех осмотр ежегодный не требуется. После установки гбо будет ли требоваться ежегодное прохождение тех осмотра для получения диагностической карты?
Вячеслав-163, не будет, техосмотр нужно будет пройти 1 раз для узаконивания ГБО.