Можно ли перевозить велосипеды на фаркопе?

Велосипеды на фаркопе

Добрый день, уважаемый читатель.

Практически каждый автовладелец хотя бы раз в жизни сталкивался с необходимостью перевозки велосипеда на собственном автомобиле. На практике возможны несколько способов размещения велосипеда, каждый из которых имеет свои особенности и недостатки.

В этой статье речь пойдет об особенностях перевозки велосипеда на задней части автомобиля с точки зрения законодательства:

Способы перевозки велосипеда в автомобиле

1. Перевозка в салоне и/или багажнике.

Недостатками этого варианта являются:

  • необходимость частичной разборки велосипеда;
  • неудобство погрузки;
  • большая вероятность испачкать и/или поцарапать обшивку автомобиля;
  • велосипеды занимают пассажирские места;
  • в большинство легковых автомобилей можно погрузить не больше 2-х велосипедов.

Достоинство такого метода заключается в том, что для перевозки не нужны дополнительные дорогостоящие крепления.

2. Перевозка на крыше.

Недостатки варианта:

  • велосипеды пачкаются во время перевозки;
  • неудобство погрузки, особенно если водитель низкий, а крыша - высокая;
  • возможность повредить крышу автомобиля при неаккуратной погрузке или при плохой фиксации велосипедов.

Достоинство такого способа заключается в том, что практически на любом автомобиле можно разместить 2-3 велосипеда, при этом останется место для пассажиров и багажа.

3. Крепление на заднюю часть автомобиля (на фаркоп, крышку багажника или заднюю дверь).

Недостатки способа:

  • велосипеды пачкаются;
  • велосипеды перекрывают доступ к багажнику.

Данный вариант также позволяет перевезти 2-3 велосипеда не занимая места внутри салона.

Однако перевозка на фаркопе вызывает больше всего вопросов с точки зрения законодательства, т.к. велосипеды загораживают световые сигналы автомобиля и его номера. Именно этот вопрос и будет рассмотрен сегодня.

Нарушения при перевозке велосипедов на фаркопе

В данной статье будем исходить из того, что водитель использует крепление, имеющее необходимые документы (сертификат соответствия, а также документ, подтверждающий, что крепление подходит к данной модели автомобиля или является универсальным). То есть исходим из того, что установка крепления не является изменением конструкции.

Штраф за загороженные световые приборы

Если велосипеды крепятся на заднюю часть автомобиля, то они обычно загораживают световые приборы (фонари) автомобиля и государственный регистрационный знак:

Велосипеды на фаркопе

Рассмотрим пункт 23.3 ПДД:

23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:
...

  • не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;

Если велосипед закрывает фары автомобиля, то на водителя может быть наложен штраф по части 1 статьи 12.21 КоАП:

1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Размер наказания - предупреждение или 500 рублей.

Штраф за крепление, которое загораживает номера

Если велосипеды загораживают задний номер (государственный регистрационный знак) автомобиля, то нарушен будет тот же самый пункт 22.3 ПДД, однако наказание будет другим. В данном случае применяется часть 2 статьи 12.2 КоАП:

2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

И наказание здесь куда более серьезное - 5 000 рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Примечание. Данное наказание не теоретическое, существуют десятки водителей, которые уже остались без прав за неправильную установку велосипедов и креплений.

Штраф за перевешивание номера на крепление

На практике можно встретить крепления для велосипедов, на которых предусмотрено специальное место для установки номера. Предполагается, что водитель снимет с машины задний номер и перевесит его на крепление.

Однако есть здесь и подводные камни. Рассмотрим пункт 2 основных положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения:

2. На механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка.

То есть, если перевесить номер на крепление, то получится, что его уже не будет на предусмотренном месте. А за такое нарушение водитель все также может быть наказан по части 2 статьи 12.2 КоАП (5 000 или лишение прав от 1 до 3 месяцев.

Примечание. Штраф в этом случае является скорее теоретическим и мне не приходилось слышать, чтобы на кого-то его наложили.

Как использовать крепление на фаркопе без нарушения законодательства?

Итак, выше были рассмотрены несколько штрафов, которые могут быть наложены на водителя при перевозке велосипедов на задней части автомобиля. На первый взгляд кажется, что штраф может быть наложен абсолютно в любой ситуации. На самом деле это не так. Рассмотрим, что может сделать водитель:

1. Велосипеды на задней части автомобиля в любом случае загораживают номер и/или фонари автомобиля. Поэтому если Вы планируете покупку крепления, то смотрите только на те модели, которые имеют дублирующую панель с фонарями и площадкой под номер. Это позволит избежать штрафов за загороженные фары и отсутствующие номера.

2. Чтобы избежать штрафа за отсутствие номера на самом автомобиле следует изготовить дубликат регистрационного знака. То есть нужно сделать третий номер и повесить его на крепление. В настоящее время изготовлением регистрационных знаков занимаются частные организации, поэтому никаких проблем с получением дополнительной пластины быть не должно.

Третья табличка с номером позволит решить следующие проблемы:

  • номер автомобиля будет всегда читаем сзади (третья табличка);
  • номер автомобиля будет всегда находится на предусмотренном месте (вторая табличка);
  • водителю не придется постоянно перевешивать номер при установке и снятии велокрепления.

В заключение хочу отметить, что у многих водителей законность перевозки велосипедов на задней части машины вызывает сомнения. Поэтому они делают выбор в пользу варианта с багажником на крыше. А как перевозите велосипеды Вы? И приходилось ли Вам сталкиваться с вопросами ГИБДД по поводу правильности перевозки? Напишите об этом в комментариях к статье.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 30 августа 2019
Раздел: Автомобили
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
6 сентября 2019 13:53
Сергей-479

Верховный суд РФ недавно вынес постановление удовлетворив жалобу водителя и отменил нижестоящие решения, указав что это не является нарушением при перевозке велосипеда сзади когда загораживается госномер и фонари.

9 сентября 2019 15:06
Максим

Сергей, пожалуйста, укажите номер соответствующего дела.

11 сентября 2019 06:49
Эрлинг

Недавно столкнулся с этой проблемой (перевозка на фаркопе). Жду решения суда.

11 сентября 2019 14:03
Максим

Эрлинг, а у Вас номер размещался на автомобиле (за велосипедами) или на выносной площадке?

В любом случае прошу сообщить сюда о результатах дела.

12 марта 2020 00:22
Илья-126

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Что скажете?

16 марта 2020 13:10
Максим

Илья-126, указанный документ рассмотрен в следующей серии статей:

Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.

Удачи на дорогах!

9 июня 2020 00:49
Михаил-259

Максимум что может быть за крепление, загораживающее номера это штраф 500 руб. (ч.1 ст.12.2). Применение части 2 статьи 12.2 КоАП наблюдается у ГИБДДешников с богатой фантазией. А при правильном толковании, штраф 5000 руб. или лишение на 1-3 месяца только если оборудован материалами (устройствами) сам государственный регистрационный знак, но не транспортное средство (...с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть...).

22 июня 2020 21:37
Евгений-365

Здравствуйте. А где в этом Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 про перевозку велосипедов на фаркопе. Ткните носом не могу найти вроде все перечитал.

24 июня 2020 20:03
Максим

Евгений-365, здравствуйте.

В указанном документе не рассматривается вопрос перевозки велосипедов на фаркопе.

Однако в пункте 4 рассмотрены особенности привлечения к ответственности за нечитаемые номера.

Удачи на дорогах!

17 августа 2020 13:47
Евгений-371

Добрый день. Очень полезная статья.

Путешествовал в этом году по Алтаю и обратил внимание на два момента

1) По сравнению с прошлым годом, велосипедов возят намного больше.

2) Подавляющее большинство делает это на крыше.

Даже не припомню- видел ли я вообще крепление на фаркоп этим летом.

17 августа 2020 22:48
Рифат

Судя по заметкам в прессе теперь ещё и самодельными багажниками, установленными на крыше займутся.

23 октября 2020 08:57
Passohunter

Добрый день. Как вы прокомментируйте ответ гибдд на моё обращение по поводу перевозки велосипедов на фаркопе.

Вот текст моего обращения:

Добрый день. Установил фаркоп на автомобиль, планирую покупку

платформы(велокрепления) для перевозки велосипедов с установкой на фаркоп, какие

требования к платформам(наличие подсветки номера, дубляж указателей поворота, стоп

сигналов) какие требования к установке гос номера, платформа закрывает гос. номер.

Нужно делать дубликат и законно ли делать 3 номерной знак для автомобиля? Спасибо

Ответ во вложении

Какая предусмотрена ответственность за несоответствие Госту. ГОСТ запрещает использование велокрепления или не рекомендует?

26 октября 2020 18:53
Максим

Passohunter, здравствуйте.

В целом это довольно стандартная формулировка ответа для ситуации, когда законодательство прямого ответа на вопрос не дает, а брать на себя ответственность за трактовку должностное лицо не хочет. То есть, в ответе все соответствует законодательству, но самого ответа на поставленный вопрос нет.

В ГОСТе на номера не приводится информация о велокреплениях, он относится к номерам. То есть там запрета нет.

По поводу ответственности. Самое плохое, что грозит водителю, - это штраф за "сокрытые" номера. Однако если номер будет перевешен на велокрепление, то такой штраф вряд ли будет наложен, т.к. номера фактически не сокрыты. Мне про подобные штрафы слышать не доводилось.

Удачи на дорогах!

26 октября 2020 19:54
Passohunter

Добрый вечер. Спасибо за ответ. Я не корректно написал прошлое сообщение. Запросов в МВД было 2.

1 запрос

Добрый день. Установил фаркоп на автомобиль, планирую покупку

платформы(велокрепления) для перевозки велосипедов с установкой на фаркоп, какие

требования к платформам(наличие подсветки номера, дубляж указателей поворота, стоп

сигналов) какие требования к установке гос номера, платформа закрывает гос. номер.

Нужно делать дубликат и законно ли делать 3 номерной знак для автомобиля? Спасибо

Ответ на 1 письмо

Согласно пункта Ж1 приложения к ГОСТу Р 50577-2018 «Знаки

государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные

размеры. Технические требования» утвержденного Приказом Росстандарта

от 4 сентября 2018 года № 555-ст, на каждом транспортном средстве должны

быть предусмотрены места установки следующих регистрационных знаков

(кроме типов 16-18): одного переднего и одного заднего – на легковых,

грузовых, грузопассажирских автомобилях и автобусах.

Установка второго заднего государственного регистрационного знака на

крепление для перевозки велосипедов вышеуказанным ГОСТом не

предусмотрена.

Пунктом 23.3 Правил дорожного движения Российской Федерации,

утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской

Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, установлено, что перевозка груза

допускается при условии, что он не ограничивает водителю обзор, не

затрудняет управление транспортным средством, не закрывает внешние

световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные

знаки.

2 обращение Добрый. Получил ответ на обращение по поводу перевозки велосипедов, используя при

этом крепление на фаркоп. Из Вашего ответа не понятно разрешена или запрещена

перевозка велосипедов выбранным методом Из текста понятно, что гос. Номеров должно

быть 2 один спереди, один сзади. Но в случае с использованием прицепа, прицеп должен

иметь свой номер. В моем случае крепление на фаркоп имеет совственную световую

панель, которая дублирует световые индикаторы автомобиля, а так же площадку под

Госномер. В чем отличия. Можно оформить велокрепление, как прицеп и использовать 3

номер. Какие ещё есть варианты, чтобы было по ГОСТу и закону? Как быть в сложившейся

ситуации? Внесите пожалуйста ясность.

И вот на второй запрос приходит ответ

Согласно технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011

«О безопасности колесных транспортных средств» утвержденного Решением

Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 8771

, «внесение

изменений в конструкцию транспортного средства» это исключение

предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией

конкретного транспортного средства составных частей и предметов

оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в

обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

Тягово-сцепные устройства, багажники автомобильные являются

объектами регулирования Технического регламента.

Установка на транспортном средстве не предусмотренных заводом

изготовителем тягово-сцепного устройства, багажника в общем случае

установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного

средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на

обеспечение безопасности дорожного движения, и является изменением

конструкции транспортного средства, что требует выполнение процедур,

установленных разделом 4 главы V Технического регламента.

Следует отметить, что на основании пункта 77 Технического регламента,

транспортные средства не подлежат проверке при установке компонентов:

1) предназначенных для этого транспортного средства и прошедших

оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что

подтверждено документацией изготовителя компонентов;

2) предусмотренных изготовителем транспортного средства в

эксплуатационной документации.

Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и

последующая проверка выполнения требований настоящего технического

регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения

органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке,

установленном постановлением Правительства Российской Федерации

от 6 апреля 2019 года № 413 «Об утверждении Правил внесения изменений в

конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и

осуществления последующей проверки выполнения требований Технического

регламента.

Повторно сообщаю, что установка второго заднего государственного

регистрационного знака на крепление для перевозки велосипедов, ГОСТ Р

50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств.

Типы и основные размеры. Технические требования», не предусмотрена.

Дополнительно сообщаю, что согласно основных понятий Федерального

закона Российской Федерации от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ

«О государственной регистрации транспортных средств в Российской

Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации»2

, транспортное средство - наземное самоходное

устройство категорий "L", "M", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя

(двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью

более 50 километров в час, предназначенное для перевозки людей, грузов или

оборудования, установленного на нем, а также прицеп (полуприцеп); прицеп

(полуприцеп) - несамоходное устройство, которое спроектировано и

изготовлено для его буксировки транспортным средством.

Статьей 6 Федерального закона определены транспортные средства,

подлежащие государственному учету, так пунктом 1 установлено, что

государственному учету подлежат транспортные средства, в том числе базовые

транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к

конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории

Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными

(испытательными) образцами, а в случаях и порядке, которые устанавливаются

Правительством Российской Федерации, иные транспортные средства.

Учитывая изложенное, «велокрепление» не является транспортным

средством и прицепом (категории О), не подлежит государственной

регистрации в соответствии с Федеральным законом и получение на

«велокрепление» государственных регистрационных знаков не предусмотрено.

26 октября 2020 20:01
Passohunter

Для себя решил что лучшим вариантом будет изготовление дубликата гос номера. Это удобно, так как не нужно постоянно перевешивать гос номер.

Вопрос вам Максим.

Так как ГОСТ не предусматривает использование 3 номеров, возникает вопрос. Какая наступает ответственность за использование 3 номеров и несоответствие Госту?

29 октября 2020 19:16
Максим

Passohunter, здравствуйте.

1. В нормативных документах нет штрафов за использование третьего дополнительного номера. Но есть штраф за установку номера с нарушением требований ГОСТа (статья 12.2 КоАП):

1. Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Во втором ответе ГИБДД речь идет о том, что установка велокрепления является изменением конструкции ТС. Рекомендую Вам изучить инструкцию на крепление и найти там информацию, что оно является универсальным. Также изучите инструкцию на автомобиль (или на фаркоп) и найдите там информацию о том, что на фаркопе можно устанавливать универсальное крепление. Если и то, и то в документах есть, то регистрация изменений конструкции в ГИБДД не требуется и штраф за изменение конструкции не грозит.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев