Можно ли перевозить велосипеды на фаркопе?

Велосипеды на фаркопе

Добрый день, уважаемый читатель.

Практически каждый автовладелец хотя бы раз в жизни сталкивался с необходимостью перевозки велосипеда на собственном автомобиле. На практике возможны несколько способов размещения велосипеда, каждый из которых имеет свои особенности и недостатки.

В этой статье речь пойдет об особенностях перевозки велосипеда на задней части автомобиля с точки зрения законодательства:

Способы перевозки велосипеда в автомобиле

1. Перевозка в салоне и/или багажнике.

Недостатками этого варианта являются:

  • необходимость частичной разборки велосипеда;
  • неудобство погрузки;
  • большая вероятность испачкать и/или поцарапать обшивку автомобиля;
  • велосипеды занимают пассажирские места;
  • в большинство легковых автомобилей можно погрузить не больше 2-х велосипедов.

Достоинство такого метода заключается в том, что для перевозки не нужны дополнительные дорогостоящие крепления.

2. Перевозка на крыше.

Недостатки варианта:

  • велосипеды пачкаются во время перевозки;
  • неудобство погрузки, особенно если водитель низкий, а крыша - высокая;
  • возможность повредить крышу автомобиля при неаккуратной погрузке или при плохой фиксации велосипедов.

Достоинство такого способа заключается в том, что практически на любом автомобиле можно разместить 2-3 велосипеда, при этом останется место для пассажиров и багажа.

3. Крепление на заднюю часть автомобиля (на фаркоп, крышку багажника или заднюю дверь).

Недостатки способа:

  • велосипеды пачкаются;
  • велосипеды перекрывают доступ к багажнику.

Данный вариант также позволяет перевезти 2-3 велосипеда не занимая места внутри салона.

Однако перевозка на фаркопе вызывает больше всего вопросов с точки зрения законодательства, т.к. велосипеды загораживают световые сигналы автомобиля и его номера. Именно этот вопрос и будет рассмотрен сегодня.

Нарушения при перевозке велосипедов на фаркопе

В данной статье будем исходить из того, что водитель использует крепление, имеющее необходимые документы (сертификат соответствия, а также документ, подтверждающий, что крепление подходит к данной модели автомобиля или является универсальным). То есть исходим из того, что установка крепления не является изменением конструкции.

Штраф за загороженные световые приборы

Если велосипеды крепятся на заднюю часть автомобиля, то они обычно загораживают световые приборы (фонари) автомобиля и государственный регистрационный знак:

Велосипеды на фаркопе

Рассмотрим пункт 23.3 ПДД:

23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:
...

  • не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;

Если велосипед закрывает фары автомобиля, то на водителя может быть наложен штраф по части 1 статьи 12.21 КоАП:

1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Размер наказания - предупреждение или 500 рублей.

Штраф за крепление, которое загораживает номера

Если велосипеды загораживают задний номер (государственный регистрационный знак) автомобиля, то нарушен будет тот же самый пункт 22.3 ПДД, однако наказание будет другим. В данном случае применяется часть 2 статьи 12.2 КоАП:

2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

И наказание здесь куда более серьезное - 5 000 рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Примечание. Данное наказание не теоретическое, существуют десятки водителей, которые уже остались без прав за неправильную установку велосипедов и креплений.

Штраф за перевешивание номера на крепление

На практике можно встретить крепления для велосипедов, на которых предусмотрено специальное место для установки номера. Предполагается, что водитель снимет с машины задний номер и перевесит его на крепление.

Однако есть здесь и подводные камни. Рассмотрим пункт 2 основных положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения:

2. На механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка.

То есть, если перевесить номер на крепление, то получится, что его уже не будет на предусмотренном месте. А за такое нарушение водитель все также может быть наказан по части 2 статьи 12.2 КоАП (5 000 или лишение прав от 1 до 3 месяцев.

Примечание. Штраф в этом случае является скорее теоретическим и мне не приходилось слышать, чтобы на кого-то его наложили.

Как использовать крепление на фаркопе без нарушения законодательства?

Итак, выше были рассмотрены несколько штрафов, которые могут быть наложены на водителя при перевозке велосипедов на задней части автомобиля. На первый взгляд кажется, что штраф может быть наложен абсолютно в любой ситуации. На самом деле это не так. Рассмотрим, что может сделать водитель:

1. Велосипеды на задней части автомобиля в любом случае загораживают номер и/или фонари автомобиля. Поэтому если Вы планируете покупку крепления, то смотрите только на те модели, которые имеют дублирующую панель с фонарями и площадкой под номер. Это позволит избежать штрафов за загороженные фары и отсутствующие номера.

2. Чтобы избежать штрафа за отсутствие номера на самом автомобиле следует изготовить дубликат регистрационного знака. То есть нужно сделать третий номер и повесить его на крепление. В настоящее время изготовлением регистрационных знаков занимаются частные организации, поэтому никаких проблем с получением дополнительной пластины быть не должно.

Третья табличка с номером позволит решить следующие проблемы:

  • номер автомобиля будет всегда читаем сзади (третья табличка);
  • номер автомобиля будет всегда находится на предусмотренном месте (вторая табличка);
  • водителю не придется постоянно перевешивать номер при установке и снятии велокрепления.

В заключение хочу отметить, что у многих водителей законность перевозки велосипедов на задней части машины вызывает сомнения. Поэтому они делают выбор в пользу варианта с багажником на крыше. А как перевозите велосипеды Вы? И приходилось ли Вам сталкиваться с вопросами ГИБДД по поводу правильности перевозки? Напишите об этом в комментариях к статье.

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Опубликовано: 30 августа 2019
Раздел: Автомобили
6 сентября 2019 13:53
Сергей-479

Верховный суд РФ недавно вынес постановление удовлетворив жалобу водителя и отменил нижестоящие решения, указав что это не является нарушением при перевозке велосипеда сзади когда загораживается госномер и фонари.

9 сентября 2019 15:06
Максим

Сергей, пожалуйста, укажите номер соответствующего дела.

11 сентября 2019 06:49
Эрлинг

Недавно столкнулся с этой проблемой (перевозка на фаркопе). Жду решения суда.

11 сентября 2019 14:03
Максим

Эрлинг, а у Вас номер размещался на автомобиле (за велосипедами) или на выносной площадке?

В любом случае прошу сообщить сюда о результатах дела.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев