Можно ли заезжать на бордюр?
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье будет рассмотрен элемент благоустройства дорог, называемый бордюром или бордюрным камнем. Как правило, бордюры обозначают край проезжей части и возвышаются над ней.
На практике въехать на бордюр может почти любой автомобиль. Рассмотрим, можно ли заезжать на бордюр с точки зрения ПДД.
Слово бордюр (бордюрный камень) встречается в тексте правил дорожного движения всего 4 раза. При этом правила не дают никакой определенности по поводу того, что такое бордюр.
Бордюр - это конструктивно выделенный элемент дороги. Он предназначен для того, чтобы ограничить движение транспортных средств. С одной стороны от бордюра находится проезжая часть, а с другой тротуар или газон.
Бордюр не может выделять обочину, т.к. по определению обочина должна располагаться на одном уровне с проезжей частью:
"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Что касается тротуара, то он не обязательно должен располагаться на одному уровне с проезжей частью:
"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Понятия газон в ПДД вообще нет. Данное слово встречается в тексте правил только один раз в приведенном выше понятии тротуар.
В общем, водитель, въезжающий на бордюр попадает либо на тротуар, либо на газон.
Когда разрешен въезд на бордюр?
Если за бордюром расположен газон, то въезжать на него не следует. Въезд на газон не запрещен ПДД, зато он описан в других нормативных правовых документах. Подробнее о стоянке на газоне Вы можете прочитать в серии статей "Газон или не газон?".
Второй вариант - тротуар. Есть несколько случаев, когда автомобиль может въехать на тротуар без нарушения правил:
1. Для стоянки.
Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 - 8.6.9.
2. Движение автомобилей, обслуживающих предприятия и объекты:
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Во всех остальных случаях въезд на бордюр запрещен.
На практике можно зачастую встретить следующую ситуацию. Из-за отсутствия достаточного количества парковочных мест во дворах автомобили начинают заезжать на бордюры. За последние 5 - 10 лет это явление приобрело достаточно массовый характер.
При этом многие водители даже не подозревают, что оставляют свои автомобили с нарушением правил. Поэтому появление сотрудников ГИБДД, массово выписывающих штрафы, бывает полной неожиданностью.
Штраф за въезд на бордюр
В данном случае наказание для водителя будет зависеть от того, что находится за бордюром.
1. Штрафы за стоянку на газоне рассмотрены в отдельной статье. Их величина зависит в том числе и от региона, где допущено нарушение.
2. Штрафы за стоянку на тротуаре также рассмотрены в отдельной статье.
Штраф за стоянку на тротуаре составляет 1 000 рублей (3 000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге). Автомобиль при этом эвакуируется на штрафстоянку. Движение по тротуару обойдется водителю в 2 000 рублей.
Обратите внимание, на практике выезд на бордюр может стоить достаточно дорого. При этом штраф может быть наложен даже в том случае, если автомобиль проехал по бордюру только одним колесом. Например, при выполнении парковки.
Подводя итоги статьи хочу отметить, что в 99 процентах случаев заезжать на бордюр нельзя. Есть всего 2 исключения, которые на практике встречаются нечасто. Так что рекомендую считать бордюр ограничителем, пересекать который не следует.
Удачи на дорогах!






Не забудьте добавить про высоту бордюрного камня ...
Andrei, с юридической точки зрения высота бордюрного камня значения не имеет.
С технической точки зрения въезд на высокий бордюр рассматривался в этой статье.
Удачи на дорогах!
Andrei, с юридической точки зрения высота бордюрного камня значения не имеет.
С технической точки зрения въезд на высокий бордюр рассматривался в .
Удачи на дорогах!
Давайте попробуем разораться. Посредине проезжей части расположены трамвайные пути. Высота бортового камня более 15 см. Трамвайные пути подняты на уровень бортового камня и заложены тротуарной плиткой. В данном случае считаю что трамвайные пути находятся выше уровня проезжей части и занимать их для поворотов и разворотов, а также для опережения нельзя. В случае если трамвайные высота ниже 15 см, тогда при отсутствии знаком вышеперечисленные действия можно делать.
Другой вариант. На прилегающей территории находится газон, огороженный бортовым камнем. На газоне лежит снег. В каком случае это считается газоном. и еще много нюансов ....
Высота бортового камня упоминается только в СНиПах. Так есть разница в высоте или нет?
Вот - бы ещё о прилегающих территориях и по подробней ...! Спасибо!
Andrei, с точки зрения ПДД высота бордюра значения не имеет. Высота в правилах не регламентируется. Даже само понятие бордюр не расшифровано, что уж говорить про его высоту.
Удачи на дорогах!
Юрий, советую Вам прочитать статьи:
Прилегающая территория или перекресток?
Является ли выезд с прилегающей территории пересечением проезжих частей?
Удачи на дорогах!
На экзамене в ГАИ инструктор дал задание, совершить стоянку , но был знак стоянка запрещена, и знак парковка, могла ли я поставить автомобиль на стоянку в зоне действия знака Парковка ?
Александра, вышлите ссылку на панораму указанного места или приложите схему установки дорожных знаков.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, будет ли являться нарушением ПДД заезд во двор жилого/частного дома, пересекая тротуар в месте, где высота бордюрного камня снижена (или где он отсутствует вовсе)? Считается ли это "движением по тротуару"?
Для наглядности прикладываю ссылку на панораму (место находится в Эстонии, но сути не меняет, т.к. в РФ таких мест тоже полно): https://www.google.ru/maps/@59.4293592,24.7653994,3a,90y,200.54h,73.19t/data=!3m6!1e1!3m4!1sS9OCM7F9tjwWNHh7bxJk4A!2e0!7i13312!8i6656
Спасибо!
ПДД РФ. 9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Алик-4, ПДД РФ допускают движение через(по) тротуару. Иначе как к своему дому подъехать. Не сомневаюсь что в ПДД Эстонии написано то же самое или даже более подробно.
То есть, если я не являюсь ТС коммунальной службы или не подвожу грузы к предприятиям, движение по тротуару всё-таки не допускается?
Алик-4, я же выделил, согласно ПДД Вы подпадаете под: "ТС подвозящее груз к объекту". Смысл в том, чтобы запретить "беспричинную" езду по тротуару и создание угрозы пешеходам. Просто всех ситуаций в данном пункте ПДД не перечислишь, когда проехать на какую-то территорию или к какому-то объекту действительно необходимо и это единственный путь. (Ну например, проезд на частную территорию; или не подвезти а наоборот забрать груз; или скажем проезд "скорой" к больному; и т.д.).
щас же нет в пдд определения бордюр так что если на пересечении дорожных покрытий лежит бордюр то палучается можно перезжать и ехать далше
В Питере, например, вообще нет бордюров, там только поребрики. И ниче живут вроде...
Заехала на разрушенный (само собой непокрашенный ),невидимый из под грязи бордюр. .Составили протокол об административном нарушении. После рассмотрения буден наложен штраф...Есть ли моя вина, есть ли какие то требования к бордюрам ?
Ольга-189, возможно ли было предполагать, что под грязью - в этом месте - имеется бордюр?
Да(
Ольга, по какой статье какого нормативного документа составлен протокол?
Добрый день.9.08.19 произошло дтп, передвигаясь по своей дороге со скоростью 60км/ч с севера на юг, мне навстречу на красный свет с юга на восток вылетел автомобиль, для избежания столкновения я вывернул руль и въехал в канаву, задев бордюр.Вторая Машина скрылась с места ДТП.Полиция не собирается искать вторую машину, т.к столкновения не было, и выписала мне штраф « наезд на препятствие» в размере 5,500.
Я должен оплатить штраф?
Заранее спасибо
Амаль, здравствуйте.
Если постановление выписано, то штраф следует либо оплатить, либо оспорить его.
Сам размер штрафа несколько странный - 5 500 рублей. По какой статье он наложен?
В районе Северяниской эстакады (Москва) есть место ограниченное бордюрами и полностью заасфальтированное . Знаков стоянки, желтых ограничительных полос, пешеходных переходов и т.д. -нет.Зато удобно разворачиваться через эту площадку в обратную сторону (для заезда в магазин)- не могу понять - почему нельзя в данном случае заезжать на бордюр?
Владимир, приложите ссылку на панораму указанного места.
У торца дома растут кусты сирени, остановилась нарвать веточку, сумки стоили рядом. Слышу треск, оборачиваюсь, мои вещи оказались под колёсами машины, которая заехала на бардюр в куст. Пока доставала сумки водитель сбежал. Из-за наезда пострадал планшет. В опорном пункте сказали обращаться в суд, но я ничего не смогу доказать. Можно что-то сделать в такой ситуации?
Можно что-то сделать в такой ситуации?
Обвинить кого-то в чем-то, не имея никаких доказательств? Можно. А толку?
Принудить кого-то выплатить какие-то деньги при отсутствии каких-либо доказательств того, что он или находящийся в его владении "источник повышенной опасности" имеют какое-либо отношение к ущербу? Тоже можно, но не через суд.
А вот ежели Вы в суде докажете, что Ваш планшет "погиб" именно под колесами этого автомобиля (сумки надо было не доставать а фотографировать и вызывать полицию), то уже тогда его владелец вне зависимости от вины "оплачивает банкет" по суду, если сам не докажет, что планшет пострадал по причине умысла или грубой неосторожности владельца планшета (тогда размер компенсации может быть уменьшен вплоть до нуля).
Скажите правомерно ли движение если газель едет 100 метров с заездом на\за бордюр цепляя кустарники и деревья, к месту выгрузки пункта выдачи ОЗОН? Если в момент движения заcнять видео\Фото, могут ли выписать штраф водителю ?
Илья-171, вы наверное знаете это:
9.9 Допускается...подъезд по кратчайшему пути ТС, подвозящих грузы к...другим предприятиям, расположенным непосредственно у..., тротуаров..., при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения..." пешеходов.
Первое - написано чётко и однозначно - это подъезжать можно, а вот стоять там нельзя. Не думаю, что при стоянке на тротуаре эта =Газель= соблюдает требования п.12.1 и 12.2.
И второе - вряд ли водитель машины сильно беспокоится при этом о безопасности движения пешеходов по тротуару.
Так что фиксируйте, вызывайте ГИБДД и пусть возбуждаются:
== за нарушение п.9.9 ►► по ст.12.15, ч.2 – штраф 2000 Р.
== за нарушение п.12.2 ►► по ст.12.19, ч.3 – штраф 1000 Р + отстранение от управления по ст.27.12, ч.1 + задержание ТС по ст.27.13, ч.1.
==================
И ещё. Этой =Газели= п.9.9 допускает только =ПОДЪЕЗД= к объекту для разгрузки.
А вот =ОТЪЕЗД= от объекта после окончания разгрузки не разрешает.
Так что можете постоять с инспектором, подождать и посмотреть, как он будет отъезжать от пункта ОЗОН.
Только тронется - сразу =СТОП= и ещё 2000 рубликов.
Первое - написано чётко и однозначно - это подъезжать можно, а вот стоять там нельзя. Не думаю, что при стоянке на тротуаре эта =Газель= соблюдает требования п.12.1 и 12.2.
Александр-921, Вы тонко, но бесперспективно подметили, что разрешён исключительно подъезд. "Подъезд" в данном случае подразумевает не только доезд до предприятия, но и доставку, остановку для погрузки/разгрузки груза и возвращение на проезжую часть.
Однако, этот пункт выдачи ОЗОН должен находиться непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек - иначе и п 9.9 ПДД не применим.
GDW nik, ну вы просто =толкователь слов=, подражатель В. Даля и С. Ожегова. Вот только эти классики так не считали, а трепетнее относились к великому и могучему..."Подъезд" в данном случае подразумевает...
К вашему-то пояснению вопросов нет, одно плохо - это частное личное мнение простого читателя ПДД, а вот нашим нормодателям тщательнЕе надо бы использовать слова и термины - не сказки ведь детские пишут, а нормативный, а что ещё важнее, ПРАВОВОЙ документ.
====================
И уж поскольку я встретил здесь опытного и тонкого толкователя понятий, то может вы мне поясните, в этой фразе -
непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек-вот это самое =непосредственно= - это сколько? Ответ желательно дать в миллиметрах.
А то мы тут намедни с мужиками за бокальчиками сухенького заспорили:
НЕПОСРЕДСТВЕННО - это значит входные двери пункта выдачи ОЗОН должны распахиваться прямо наружу на тротуар? Или можно отступить пару сантиметров?
Если сам магазин в пяти метрах от обочины, в разгрузочный пандус прямо выпирает на пешеходную дорожку - это =непосредственное= расположение объекта, или уже удалённое?
Где конкретно можно остановиться грузовику с домашним скарбом при переезде в новый дом - на проезжей части у тротуара или можно заехать задом прямо к ступенькам подъезда, расталкивая бабушек на лавочках?
А вот эти самые =100 метров=, которые проехала "Газель" у автора вопроса по бордюру - это был именно =кратчайший путь=? Или стоить под страхом адм.штрафа заставить его заезжать со двора, откуда до двери ОЗОНА 95 метров?
=================
И вот только не надо мне втирать про "здравый смысл" и "обычно считается, что...".
"Я старый солдат и не знаю слов любви" (полковник Френсис Чесней, "Здравствуйте я ваша тетя!"), и поэтому считаю, что нормативно-правовые документы следует писать так, чтобы не допускать никаких непоняток, двусмысленностей и экивоков.
По стилю изложения ПДД должны быть похожи на Строевой Устав ВС, на Устав внутренней и караульной службы ВС, ну, или в крайнем случае - на ваш шпакский (штатский, цивильный) КоАП.
В данном случае не "толкователь слов", а толкователь смысла слов. Комично выглядит Ваш совет зафиксировать остановку и отъезд от объекта =Газели= для наказания водителя.GDW nik, ну вы просто =толкователь слов=, подражатель В. Даля и С. Ожегова. Вот только эти классики так не считали, а трепетнее относились к великому и могучему...
-вот это самое =непосредственно= - это сколько? Ответ желательно дать в миллиметрах.
Вопрос не столько от Александр-921 - сколько от бокальчика сухенького. И как Вы согласились на миллиметры? - это не слишком грубое допущение для нетрезвого "педанта"?
Непосредственно - не предполагает даже миллиметров. Или это расстояние так ничтожно мало, что считается, что его нет.
Максим, добрый день!
Наткнулся на вашу статью в процессе изучения темы, связанной с правовым статусом бордюров. Возникла ситуация, которая, как мне кажется, может быть интересна с точки зрения правового анализа.
Владелец частного дома вдоль своего участка установил металлические шипы (заточенные стержни) высотой 5–6 см прямо в бордюрный камень — предположительно, чтобы предотвратить парковку автомобилей на прилегающем газоне. Подобное "самовольное обустройство" выглядит довольно опасным: элементы замаскированы и могут представлять угрозу как для пешеходов, особенно детей, так и для автомобилистов.
В этой связи хотел бы уточнить: можно ли трактовать такие действия как нарушение Федерального закона «О безопасности дорожного движения» или других нормативных актов, касающихся благоустройства и эксплуатации улично-дорожной сети?
Буду признателен, если вы сможете поделиться своим мнением или направить к нормативным основаниям, на которые можно опереться в данной ситуации.
Berkaer, здравствуйте.
В любом случае трактовать эти действия как нарушения должны не обычные участники дорожного движения, а контролирующие органы. Напишите в ГИБДД жалобу с требованием провести проверку законности установки указанных приспособлений. А далее действуйте в зависимости от полученного ответа.