Новые правила на дорогах с разделительной полосой с 1 марта 2023 года
Добрый день, уважаемый читатель.
С 1 марта 2023 года начнет действовать новая редакция правил дорожного движения, содержащая более сотни нововведений.
Одно из самых важных изменений связано с разделительными полосами, которые с 1 марта будут применяться не только для разделения различных проезжих частей, но и для разделения полос в пределах одной проезжей части. Именно об этом речь пойдет сегодня.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Новое определение "Маршрутное транспортное средство"
- Новое определение "Обочина"
- Разделительная полоса в пределах одной проезжей части
- Новое определение "Регулировщик"
- Запрет на выезд некоторых ТС на выделенные полосы
Информация о нормативном документе
2022.12.30 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.
Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.
Новое определение "Маршрутное транспортное средство"
Рассмотрим изменение, которое внесено в пункт 1.2 правил дорожного движения:
"Маршрутное транспортное средство" - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
"Маршрутное транспортное средство" - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Данное определение стало более корректным, т.к. оно позволяет понять, что под данным термином подразумевается именно общественный транспорт, о котором речь идет в Федеральном законе "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Старое же определение позволяло считать маршрутным транспортным средством любой автобус, движущийся по маршруту для общественного транспорта.
На жизнь большинства водителей и пассажиров данное изменение ПДД никак не повлияет.
Новое определение "Обочина"
"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
А вот в определении "обочина" изменения куда более серьезные, т.к. начиная с 1 марта 2023 года обочинами будут считаться в том числе участки дороги, которые примыкают к проезжей части на другом уровне. И это может привести к тому, что будет гораздо сложнее понять, что именно примыкает к проезжей части (газон или обочина) и можно ли там остановиться.
Рассмотрим следующий пример:
Итак, на дороге есть проезжая часть и тротуар, между которыми расположена полоса земли. Частично на этой полосе растет трава, частично она укатана колесами автомобилей и представляет собой сухую землю без растений. При этом указанная полоса земли отделена от проезжей части небольшим бордюром высотой около 5 сантиметров.
С одной стороны, бордюр показывает, что это отдельный объект на дороге. С другой стороны, переехать его не составляет особых проблем. Так что же это за полоса земли? Обочина или газон?
При этом до 1 марта 2023 года можно однозначно сказать, что объект, примыкающий на другом уровне, обочиной не является.
Разделительная полоса в пределах одной проезжей части
"Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
"Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
В первую очередь в данном пункте бросается в глаза то, что с 1 марта 2023 года разделительные полосы будут использоваться не только для разделения проезжих частей, но и для отделения полос для маршрутных транспортных средств и полос для велосипедистов:
Второе изменение, которое в глаза не бросается, но является более важным, состоит в следующем. С 1 марта 2023 года разделительные полосы не всегда будут делить дорогу на несколько проезжих частей. И в некоторых случаях это может быть довольно важно.
Рассмотрим пример с дорожной ситуацией, которая довольно часто вызывает у водителей вопросы. А именно - поворот (или разворот) на перекрестке с разделительной полосой.
Напомню, что при выезде с пересечения проезжих частей нельзя оказаться на полосе движения, предназначенной для встречного движения.
Итак, вернемся к новому варианту разделительной полосы, который не делит дорогу на несколько проезжих частей:
Вопрос состоит в том, может ли белый автомобиль в разрыве разделительной полосы проехать не по правой половине разрыва, а в середине, то есть по короткой траектории?
Напомню, что до 1 марта 2023 года разделительная полоса всегда делила дорогу на несколько проезжих частей и подобная траектория являлась нарушением требований правил.
Однако с 1 марта 2023 года пересечение проезжих частей на перекрестке будет выглядеть так:
А в пределах одного пересечения проезжих частей правила дорожного движения не накладывают ограничений на выбор траектории движения.
Внимание! Важно понимать, что на дорогах с традиционными разделительными полосами, не отделяющими полосы для велосипедистов или маршрутных транспортных средств, в разрыве разделительной полосы можно проезжать только по правой половине проезжей части.
Новое определение "Регулировщик"
"Регулировщик" - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2016 г. № 686 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры".
"Регулировщик" - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1442 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
В данном пункте изменения минимальные. Они затронули только название нормативного документа, на который этот пункт ссылается.
Запрет на выезд некоторых ТС на выделенные полосы
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением:
транспортных средств, которыми в период с 23 февраля по 14 марта 2019 г. перевозятся определенные Правительством Красноярского края по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и автономной некоммерческой организацией "Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске" клиентские группы (представители национальных федераций студенческого спорта, участники спортивных соревнований, представители Международной федерации студенческого спорта (FISU), представители средств массовой информации, технические официальные лица, иные лица, принимающие участие в мероприятиях XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске), при наличии аккредитационного свидетельства, выдаваемого автономной некоммерческой организацией "Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске".
Данный пункт с 23 февраля по 14 марта 2019 года позволял транспортным средствам, связанным с проведением зимней универсиады в Красноярске, выезжать на выделенные полосы для общественного транспорта. Напомню, что он был введен до начала универсиады (7 сентября 2018 года), но так и не был отменен после ее окончания. С 1 марта 2023 года приведенный выше абзац будет исключен из правил.
Напомню, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей "Новые ПДД с 1 марта 2023 года". Содержание данной серии доступно на следующей странице:
Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:
Ну а в следующей статье речь пойдет про новые правила использования желтых и оранжевых мигалок. Не пропустите!
Удачи на дорогах!
Добрый день! Возник вопрос (немного не по теме, но связан с проезжими частями). На а/д Москва-Минск во многих местах на двойной сплошной поставили разделительное ограждение в виде металлического заборчика. Делит ли такое ограждение дорогу на две проезжие части или всё же это осталась одна проезжая часть? И каким нормативным документом руководствоваться при поиске ответа на данный вопрос? (Просто определение проезжей части в ПДД довольно расплывчатое.) Заранее извиняюсь, если этот вопрос где-то уже рассматривался, но я не нашёл. С уважением, Игорь.
Игорь-327, добрый день.
Ограждение, это конструкция, которая по определению является разделительной полосой (пункт 1.2 ПДД). То есть, проезжих частей две.