Поворот налево на перекрестке

Поворот налево на перекрестке

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о том, как поворачивать налево на перекрестке без нарушения требований ПДД.

Поворот налево является одним из самых сложных маневров на перекрестке, т.к. при его выполнении траектория машины может пересечься с траекториями других автомобилей.

Многие серьезные ДТП на перекрестках происходят именно при выполнении поворота налево.

Содержание статьи:

С какой полосы разрешен поворот налево?

Для начала рассмотрим самый обычный перекресток, на котором нет знаков и разметки, определяющих направления движения по полосам:

Поворот из левой полосы

В данном случае выбор полосы движения регламентируется пунктом 8.5 ПДД:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Таким образом выполнить поворот разрешается только из левой полосы. Причем нужно не просто занять левую полосу, но и крайнее левое положение на этой полосе (белый автомобиль на рисунке выше). То есть автомобиль должен располагаться максимально близко к разметке, отделяющей встречное направление.

Нужно понимать, что поворот налево из правого ряда повлечет штраф в размере 1 000 - 1 500 рублей:

Поворот налево с двух полос

В правилах дорожного движения существуют специальные знаки и разметка, которые позволяют установить иной порядок движения по полосам. При наличии таких знаков и (или) разметки поворот налево можно выполнять из нескольких полос:

Поворот из двух полос

На рисунке выше знаки 5.15.2 разрешают выполнить поворот налево как из левой полосы, так и из средней. Обычно такая ситуация не вызывает проблем у водителей. Белая машина поворачивает на левую полосу, а оранжевая - на правую. То есть траектории не пересекаются.

Однако если внимательно изучить текст ПДД, то можно заметить неоднозначность. С одной стороны, пункт 8.5 требует перед поворотом налево занять крайнее левое положение. С другой стороны, знаки 5.15.2 разрешают поворачивать из двух полос. Причем в правилах не говорится о том, что при наличии знаков 5.15.2 пункт 8.5 перестает действовать. То есть если понимать ПДД буквально, то получается, что использование знаков, разрешающих одновременно поворачивать из нескольких полос, бессмысленно, т.к. водители все равно должны поворачивать только из левой полосы. Однако на практике за поворот из средней полосы при наличии знака 5.15.2, разрешающего поворот, не штрафуют.

На практике вопросы могут возникнуть в случае ДТП при одновременном повороте налево. Поскольку ситуация не регламентирована другими пунктами правил, то применяется пункт 8.9:

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

То есть оранжевый автомобиль находится справа и имеет преимущество, а белый должен уступить ему дорогу.

Поворот налево с трамвайных путей

Отдельного внимания заслуживают перекрестки, через которые в одном уровне с асфальтом проходят трамвайные пути:

Поворот с трамвайных путей

Ситуация регламентируется вторым абзацем пункта 8.5 ПДД:

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

То есть в примере выше белый автомобиль может повернуть налево только с попутного трамвайного пути. Более подробно ситуация рассмотрена в статье:

Кому нужно уступить дорогу при повороте?

Автомобилям на главной дороге

Если Вы въезжаете на перекресток по второстепенной дороге, то Вы должны уступить дорогу автомобилям, находящимся на главной:

Поворот налево на главную дорогу

Информация об этом приведена в пункте 13.9 ПДД:

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Встречным транспортным средствам

Встречный автомобиль имеет преимущество

Уступить дорогу встречному автомобилю при повороте налево нужно в следующих случаях:

  • на равнозначном перекрестке (пункт 13.12 ПДД);
  • на неравнозначном перекрестке, если главная дорога не меняет направление (пункт 13.12 ПДД);
  • на неравнозначном перекрестке, если Вы въезжаете по второстепенной (пункт 13.12 или 13.9 ПДД);
  • на регулируемом перекрестке (пункт 13.4 ПДД).

Единственная ситуация, когда не нужно уступать дорогу встречному при повороте налево:

  • Вы въезжаете на нерегулируемый перекресток по главной дороге, а встречный - по второстепенной.

На практике имеет смысл уступить дорогу абсолютно всем встречным транспортным средствам, в том числе движущимся с нарушением требований ПДД. Однако, если произойдет столкновение, например, с машиной, едущей по обочине, то виновником ДТП будет признан водитель именно этой машины. Вопрос более подробно рассмотрен в отдельной статье:

Пешеходам и велосипедистам

Предоставление преимущества пешеходу и велосипедисту

Пункт 13.1 ПДД требует, чтобы на любом перекрестке водитель поворачивающего автомобиля уступил дорогу пешеходам и велосипедистам:

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Примечание. При этом пешеходы не обязательно должны идти по пешеходному переходу. Уступить нужно в любом случае.

Как правильно поворачивать налево на перекрестке?

Правила дорожного движения позволяют выбрать любую траекторию движения в пределах пересечения проезжих частей.

Разберемся с тем, как выбрать оптимальную траекторию при повороте налево. Для этого нужно рассмотреть 2 ситуации:

  • Транспортные средства со встречного направления не поворачивают налево (им горит запрещающий сигнал светофора, поворот налево для них запрещен знаком или просто нет желающих повернуть).
  • Встречные автомобили поворачивают налево.

Встречные автомобили не поворачивают налево

В этом случае ничто не мешает Вам проехать по перекрестку прямо и остановиться напротив необходимой полосы движения. Как только появится возможность для поворота налево, нужно повернуть налево и покинуть перекресток.

Поворот под прямым углом

Такая траектория решает одновременно несколько проблем:

  • автомобиль не мешает проезжать встречным машинам, т.к. находится на "попутной" стороне перекрестка;
  • при выезде с пересечения проезжих частей машина случайно не заедет на встречную;
  • если одновременно с Вами решит повернуть еще один автомобиль, то он всегда окажется слева, т.е. уступать ему не придется.

Встречные автомобили поворачивают налево

Не существует единых правил разъезда на перекрестке при повороте налево. Разъезжаться со встречными можно как левыми, так и правыми бортами:

Разъезд со встречными правыми бортами

На практике выбор схемы разъезда зависит от конфигурации перекрестка. При этом чаще используется разъезд правыми бортами, т.к. автомобили не мешают друг-другу.

Примечание. На перекрестке с разделительной полосой следует разъезжаться левыми бортами, т.к. в противном случае при выезде с пересечения проезжих частей Ваш автомобиль окажется на встречной полосе, а это запрещено правилами.

Какую полосу занять после поворота?

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

После выполнения поворота налево водитель может выбрать для движения любую попутную полосу движения, правила не накладывают никаких ограничений.

Как правило, водители выбирают для движения левую полосу, чтобы не пересечься со встречными автомобилями, поворачивающими направо. Однако это не обязательно. Можно пропустить встречные машины и повернуть в том числе на правую полосу.

Примечание. Не забывайте, что при повороте направо действуют другие правила. Необходимо двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части. То есть выбрать любую полосу нельзя.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 15 августа 2019
Раздел: Правила Дорожного Движения
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Читать все комментарии
18 августа 2022 22:50
GDW nik

Станислав-68, Вы правы. Возможное перестроение при повороте налево из двух полос в две полосы регламентируется (во всяком случае, должен регламентироваться) п 8.4 ПДД.

Считаю, что это правило действует всегда, даже когда с правой полосы поворот налево не разрешён знаком 5.15.1., так как п 8.5 (8.7) ПДД регламентируют действия водителя ПЕРЕД поворотом, а не во время его выполнения.

9 ноября 2022 00:29
Егор-41

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

вопрос: на последней картинке белая и оранжевая разъезжаются,но вот момент, если оранжевая поворачивает раньше белой, то та оказывается на полосе встречного движения, тк по этой полосе едут не только налево,но и прямо. получается,что бне нарушать и не было дтп,то белая не может так встать с оранжевой, а должнастоять прямо, при этом не видеть изза оранжевой когда закончится поток, чтоб иметь возможность повернуть, но избегать вероятности дтп со встречными?

9 ноября 2022 02:12
Mishutka

Егор-41,

Какое отношение Ваши "много букв" про то, как стоят автомобили на середине пересечения проезжих частей, имеют к пункту 8.6, который описывает то, где нельзя оказываться ПОКИНУВ пересечение проезжих частей? Даже если они будут стоять друг у друга на голове, это не будет иметь никакого отношения к 8.6. Даже из указанной на рисунке позиции и даже если оранжевый будет ехать раньше, они оба смогут прекрасно покинуть пересечение, не оказавшись после этого на встречке.

По поводу "как лучше стоять в центре, ожидая возможности" - вопрос скорее не к ПДД, а к инструктору автошколы - он Вас научит примерно такому - стоять на своей полосе прямо и с колесами тоже СТРОГО ПРЯМО, чтобы не вылететь под едущий навстречу камаз, получив неожиданно в зад от какого-нибудь слепошарого олуха. А руль начинать крутить одновременно с газом, когда возможность безопасного поворота появится.

9 ноября 2022 07:19
GDW nik

Егор-41, Вы правы.

Смещаться влево от прямолинейного движения для поворота налево необходимо только после того, как убедился, что такой манёвр возможен. Причём не важно - левыми или правыми бортами разъезжаемся со встречным, также поворачивающим налево.

Иначе нарушается п 13.12 ПДД.

9 ноября 2022 23:50
Егор-41

Егор-41, Вы правы.

Смещаться влево от прямолинейного движения для поворота налево необходимо только после того, как убедился, что такой манёвр возможен. Причём не важно - левыми или правыми бортами разъезжаемся со встречным, также поворачивающим налево.

Иначе нарушается п 13.12 ПДД.

Ну то есть если на перекрестке постоянно такое происходит, что оранжевая уезжает и за ней поток начинает идти прямо, а ты уже как на картинке взял левее и оказался на встречке по сути, то это не вариант, т.к. мешаешь им проехать.То есть такой перекресток как на картинке не проедешь, а только прямо выехав параллельно грубо говоря встречному, хотя обзора из-за оранжевой это поначалу и не дает.И когда уже те,кто на месте оранжевой повернут(хотя выехав прямо ты им тоже загораживаешь обзор),тогда уже смотришь что там,едут ли прямо по встречному или нет. Вот в этом плане гораздо проще, когда на перекрестках левая полоса определена только для поворота налево.Там таких ньюансов не возникает обычно.

9 ноября 2022 23:53
Егор-41

Mishutka, Про колеса и камаз никто не спрашивал вообще то)Такого опыта и так полно.На картинке тем не менее белая машина уже как бы не стоит прямо.Тема инструктора для меня актуальна была лет 15 назад, так что это вы наверное о себе.

10 ноября 2022 00:55
Mishutka

Тема инструктора для меня актуальна была лет 15 назад,

Раз уж Вы перешли на личности, то тогда скорее, она станет актуальна для Вас через некоторое время, когда Вы прочитаете Правила дорожного движения в РФ (без этого рано ещё общаться с инструктором), и узнаете, что ПДД 8.6, на который Вы ссылаетесь, не имеет отношения к изображению белого и оранжевого автомобиля в центре данного простейшего перекрестка.

Если Вас интересует практический аспект безопасного стояния в центре изображенного перекрестка,

что бне нарушать и не было дтп,то белая не может так встать с оранжевой

то и на это Вам был дан ответ

стоять на своей полосе прямо и с колесами тоже СТРОГО ПРЯМО... А руль начинать крутить одновременно с газом, когда возможность безопасного поворота появится.

Если этот ответ выше Вашего понимания, то это ещё не повод закатывать истерики.

На всякий случай Вам подсказываю, что ответ

Иначе нарушается п 13.12 ПДД.
относится не к точке стояния автомобиля, а к тому, что будет происходить, если стоящий в центре слишком рано попытается возобновить движение, так как стоящий (временно прекративший движение) автомобиль не может нарушать 13.12 ПДД в принципе. В этом нетрудно убедиться, прочитав определение понятия "уступить дорогу" в первом разделе ПДД.

12 ноября 2022 18:37
GDW nik

То есть такой перекресток как на картинке не проедешь, а только прямо выехав параллельно грубо говоря встречному, хотя обзора из-за оранжевой это поначалу и не дает.

Даже небольшой перекрёсток вполне безопасно разъехаться правыми бортами поворачивающими налево с противоположных направлений.

Изначально смотрим на оппонента. если он выехал с левым поворотником слишком глубоко - правильнее разъехаться с ним левыми бортами - если за ним никого больше нет.

Если же там вереница - лучше всё же разъехаться правыми бортами. В этом случае достаточно прямолинейно и немного выехать на перекрёсток (чтобы уже точно повернуть на этот зелёный, а не ждать следующего).

Если встречные, двигающиеся прямо или направо - не слишком плотный поток - можно начать движение прямо, и, пропустив одного, закончить поворот уже не с нулевой скорости. Выигрываешь то полсекунды - а вот поворот таким образом становится безопасней.

В статье Максима - на последнем рисунке - показан исключительно момент разъезда правыми бортами при одновременном повороте налево - в смысле можно левыми, можно правыми. Остановиться для пропуска встречки так однозначно не правильно!

13 января 2023 16:42
Сергей-1199

У вас написано: "Причем в правилах не говорится о том, что при наличии знаков 5.15.2 пункт 8.5 перестает действовать. То есть если понимать ПДД буквально, то получается, что использование знаков, разрешающих одновременно поворачивать из нескольких полос, бессмысленно, т.к. водители все равно должны поворачивать только из левой полосы. Однако на практике за поворот из средней полосы при наличии знака 5.15.2, разрешающего поворот, не штрафуют" В правилах такого нет, что налево из левой полосы, там написано: "Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении". Знаки особых предписаний, как раз и делают другие полосы предназначенными для движения в определенном направлении.

14 января 2023 02:51
Mishutka

Сергей-1199, непонятно, с чем Вы спорите. Многие вносили уточнения советсткие ПДД.

1) В Белоруссии требование 8.5 отменяется данными знаками, что написано в их ПДД. В Казахстане наоборот, написано в ПДД, что если даже можно из нескольких полос по таким знакам, но есть место в крайней полосе - значит только из крайней (т.е. по факту по 8.5). В РФ не написано ничего. По умолчанию, что не отменено - продолжает действовать (т.е. 8.5 действует и в случае знаков). Значит у нас, как в Казахстане. Несогласные могут обратиться в Конституционный суд на предмет поиска противоречий между ГОСТ-ом и ПДД и отмены одного из них.

2) Как Вы верно заметили - они делают эти полосы "предназначенными полосами". Но не делают положение в одной из них "крайним на проезжей части". И при этом знаки "только налево", запрещают ехать по этим полосам, например, прямо. И что характерно, вообще запрещают левый поворот (даже по условию 8.7) из других полос, которые "только прямо" / "прямо и направо" / "только направо". Так что смысл в этих знаках всё-таки есть даже в РФ.

3 апреля 2023 04:26
Serg-10

нет никакой помехи справа при повороте с 2х полос.

и нет также противоречия с п.8.5, если разрешено знаками или разметкой поворачивать с 2х или более полос.

Вы забыли про п.8.7.

Читайте его внимательно.

любой автомобиль, кторый поворачивает налево допустим не с крайнего левого положения обязан уступать тем, кто слева, вне зависимости от того, в какую полосу левый авто въезжает, нет в этом случае никакого правила перестроения на перекрёстке!

именно согласно п.8.7.

ДТП такие как раз так и оформляются - применяются п.8.5 и п.8.7

3 апреля 2023 05:38
GDW nik

Читайте его внимательно.

Почему бы и Вам не прочитать внимательно пп 8.5 и 8.7 ПДД?

Оба этих пункта регламентируют положение, очерёдность при возможном пересечении траекторий автомобилей ПЕРЕД выполнением поворота.

5 апреля 2023 14:37
Serg-10

GDW nik, ну так что не так?)

Я этот пункт как раз внимательно читаю.

В случае дтп, будет вина в дтп именно у того, кто поворачивал не с крайнего положения, согласно п.8.5, а с другой полосы, с допущением согласно п.8.7.

Написано же внятно:

"8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам."

В подобных дтп гаишники оформляют вину того, справа поворачивал.

5 апреля 2023 19:16
GDW nik

GDW nik, ну так что не так?)

Serg-10, "не так" то, что пп 8.5 и 8.7 ПДД регламентируют действия водителей ПЕРЕД/ДО выполнения поворота.

Ну, и то, что Это приходится Вам писать второй раз

Именно ПЕРЕД/ДО манёвра] поворота (именно когда рулём крутим), а не движения в НАПРАВЛЕНИИ налево на перекрёстке.

Во время (или ПРИ) выполнения поворота необходимо руководствоваться пп 8.6 и 8.4 ПДД.

8.5 и 8.7 уже проехали..

А суд выбирает наиболее убедительную позицию сторон. Руководствуйтесь ПДД - и будете более убедительны. По какой бы траектории Вы не поворачивали..

5 апреля 2023 21:14
Mishutka

и 8.7 ПДД регламентируют действия водителей ПЕРЕД/ДО выполнения поворота.

Прежде чем других заставлять читать по 10 раз, может быть самому хотя бы один раз прочитать не только каждое слово по отдельности, но и уловить мысль, заложенную во всею фразу?

По смыслу 8.7 разрешает выполнение поворота, с отступлением от требований 8.5, т.е. начальная точка находится не в крайнем положении, но только при соблюдении безопасности и "несоздании" помех. И вот как раз те самые опасности и помехи при повороте могут быть только ПОСЛЕ начала поворота руля, т.е. когда Вы уже начинаете перемещаться в направлении левее первоначального, гипотетически пересекая траектории тех, кто движется слева от Вас, но прямо (или пока ещё прямо). Соответственно, 8.7 требует не создавать опасности и помех ПРИ ПОВОРОТЕ (раз уж Вы ПЕРЕД поворотом не заняли правильное место), а не ПЕРЕД ПОВОРОТОМ.

5 апреля 2023 22:55
GDW nik

Соответственно, 8.7 требует не создавать опасности и помех ПРИ ПОВОРОТЕ (раз уж Вы ПЕРЕД поворотом не заняли правильное место), а не ПЕРЕД ПОВОРОТОМ.

11-й раз:

8.5. Перед поворотом...

8.7. ...пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них...

7 апреля 2023 15:33
Mishutka

8.5. Перед поворотом...

8.7. ...пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них...

Да, по 8.7 разрешается перед выполнением маневра не занимать крайнее положение. Кто-то с этим спорит?

Речь не об этом, а о том, в какие дополнительные требования к выполнению поворота это выливается. По-человечески же предлагали:

Прежде чем других заставлять читать по 10 раз, может быть самому хотя бы один раз прочитать не только каждое слово по отдельности, но и уловить мысль, заложенную во всею фразу?

Предложение остается в силе.

31 августа 2024 19:31
Михаил-363

А грузовые (больше 3,5 т.) тоже поворачивают налево с трамвайных путей?

2 сентября 2024 19:08
orlov

Михаил-363, да, а почему возникли такие сомнения?

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев