Регулируемые и нерегулируемые перекрестки с трамвайными путями

Трамвай на перекрестке

Добрый день, уважаемый читатель.

В десятой статье серии "Правила проезда перекрестков" речь вновь пойдет о проезде перекрестков, на которых расположены трамвайные пути и организовано движение трамваев.

В предшествующей статье речь шла о выборе правильного положения перед перекрестком, а также рассмотрены перекрестки, регулируемые регулировщиком. Сегодня речь пойдет о других вариантах перекрестков:

Напомню, что на перекрестках с трамвайными путями, как и на любых других, необходимо занять правильное положение на проезжей части. Причем в некоторых случаях автомобиль должен находиться прямо на трамвайных путях.

Трамвайные пути на перекрестке, регулируемом светофором

Регулируемый перекресток

В данном случае проезд перекрестка регламентируется пунктом 13.6 правил дорожного движения:

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

В большинстве случаев на перекрестках, регулируемых сигналами светофоров, преимущество имеют рельсовые транспортные средства, т.е. трамваи.

Единственное исключение из этого правила - ситуация, когда трамвай поворачивает под включенную в дополнительной секции зеленую стрелку одновременно с красным или желтым сигналом. В этом случае преимущество имеют водители автомобилей. Именно такая ситуация изображена на рисунке выше, где трамвай уступает дорогу синему и белому автомобилям.

Обратите внимание, если автомобиль и трамвай движутся с разных направлений (как на рисунке выше), то водитель машины не может определить, едет трамвай на зеленый сигнал в дополнительной секции или на обычный зеленый сигнал.

Если рассмотреть ситуацию с другой стороны и оценить последствия ДТП для водителя трамвая и водителя автомобиля, то становится очевидно, что водитель автомобиля всегда в проигрыше, т.к. автомобиль из-за своего малого веса получает значительные повреждения. Пример такого ДТП представлен на видео:

Единственный вывод, который можно сделать из всего вышесказанного - на перекрестках, регулируемых светофорами, следует всегда уступать дорогу трамваю, который начал движение.

Неравнозначный перекресток с трамвайными путями

Проезд нерегулируемых неравнозначных перекрестков с трамвайными путями описывается сразу несколькими пунктами правил дорожного движения. Для начала рассмотрим все указанные пункты:

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

На основе приведенных пунктов можно сделать следующие выводы:

1. Если трамвай подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге, а Ваш автомобиль по главной, то трамвай должен уступить дорогу автомобилю. Ситуация приведена на рисунке ниже, где трамвай уступает дорогу оранжевому автомобилю, находящемуся на главной.

Замечу, что водитель трамвая, которому вскружил голову огромный вес его транспортного средства, может и не захотеть уступать дорогу Вашему "малюсенькому автомобильчику". Так вот, в этом случае под трамвай лезть не следует, даже если Вы полностью уверены, что при последующем разборе ДТП правда будет на Вашей стороне.

Неравнозначный перекресток

2. Во всех ситуациях, кроме описанной выше, трамвай на неравнозначном перекрестке имеет преимущество перед автомобилями, поэтому ему следует уступить дорогу.

Равнозначный перекресток с трамвайными путями

При проезде нерегулируемых равнозначных перекрестков с трамвайными путями применяются пункты 13.11 и 13.111 правил дорожного движения:

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

В данном случае водители автомобилей должны уступать дорогу абсолютно всем трамваям, с которыми пересекаются их траектории.

Равнозначный перекресток

Обратите внимание, с 8 ноября 2017 года начал действовать пункт 13.111 ПДД, относящийся к равнозначным перекресткам с круговым движением. На таких перекрестках трамвай должен при въезде на перекресток уступить дорогу автомобилям, движущимся по кругу.

Ну а в следующей статье серии рассмотрен выбор правильного места для остановки перед перекрестком.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 11 апреля 2019
Раздел: Правила Дорожного Движения
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
23 марта 2015 11:46
Радимир

Здравствуйте, Максим

Заинтересовал комментарий "Отправил: Хадж Дата: 10 декабря 2010 20:30" и Ваш ответ "Отправил: Максим Дата: 17 декабря 2010 01:10"

Имею сказать следующее. ПДД разрешают движение по трамвайным путям попутного направления только в случае когда они находятся слева. Сооветственно следуя вашему совету можно нарушить ПДД. К тому же я искренне не понимаю проблемы автора сообщения. И считаю ее надуманной. Ибо пока трамвайные пути справа мы свободно поворачиваем как налево, так и направо с проезжей части. Напомню, что трамвайные пути (ТП) частью проезжей части (ПЧ) не являются. Замечу, что про поворот направо с ТП в ПДД не сказано ни слова. Также в ПДД указано для движения безрельсовых транспортных средств (ТС) предназначена ПЧ. А ТП по ПДД не являются частью ПЧ. Следовательно в общем случае движение безрельсовых ТС по ТП запрещено. Когда же ТП находятся слева, то по ПДД для поворота налево необходимо выехать на ТП попутного направления (разумеется не мешая трамваю).

В городе Уфа есть подобная улица Мингажева. Только она двусторонняя. Зато в начале и в конце улицы ТП разделяют 2ПЧ. А между этими отрезками ТП находятся сначала с левой стороны ПЧ (~300м), затем с правой стороны ПЧ (1,26км).

24 августа 2016 09:29
Артем-21

Правильно ли я понимаю, что в данном случае запрещается въезд на трамвайные пути для поворота налево и разворота? Если так, то как быть в том случае, если нужно выполнить разворот, а некоторые товарищи стоят на трамвайных путях? Тоже нарушать?

26 августа 2016 12:41
Максим

Артем, все верно. Перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.2, а значит занимать место на трамвайных путях запрещается.

Если товарищи уже стоят на трамвайных путях, то пропустите их и выполните разворот. Это в любом случае выгоднее, чем тратить время на разбор ДТП в случае столкновения и ремонт автомобиля (пусть и за чужой счет).

Удачи на дорогах!

31 августа 2016 17:29
Артем-21

Артем, все верно. Перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.2, а значит занимать место на трамвайных путях запрещается.

Если товарищи уже стоят на трамвайных путях, то пропустите их и выполните разворот. Это в любом случае выгоднее, чем тратить время на разбор ДТП в случае столкновения и ремонт автомобиля (пусть и за чужой счет).

Удачи на дорогах!

Те, кто стоят позади меня, очень сильно нервничают, мол типа, чё не поворачиваешь с трамвайных путей Вот и приходится нарушать, ибо те, кто стоит позади меня, сильно нервничают, и упорно подают сигнал ))

31 августа 2016 23:44
Максим

Артем, с одной стороны Вы проявляете заботу о нервных товарищах, с другой стороны - рискуете получить штраф. Выбор за Вами.

Удачи на дорогах!

13 февраля 2017 18:22
Сергей-303

Перекресток с трамвайным путями. Т под стрелку едет направо я я под основной зеленый прямо кто прав? Красного же нет для доп секции

14 февраля 2017 13:17
Максим

Сергей, насколько я понял, Вы и трамвай движетесь с одного направления и на светофоре включены зеленые сигналы (в основной и дополнительной секциях).

Пункт 13.6 ПДД:

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

В данном случае прав трамвай.

Удачи на дорогах!

3 октября 2017 13:21
Никита-28

Статья занятная. Автор четко подметил, что здесть пдд расмотренно с точки зрения водителя а.м. Согласно правилам трамвай должен уступить дорогу машине, но водители часто забывают:

1)У трамвая очень сильно ограничен обзор. Пожалуй даже больше чем у грузовых машин. В некоторых городах на трамваях левая сторона вообще не просматривается ибо на вагоне нет левого зеркала. Только правое.

2) для остановки трамваю нужно достаточное расстояние. В среднем это 40-50 метров.

3)Водитель трамвая почти никогда не будет применять экстренное торможение из за большой вероятности получения травм пассажирами. Скорее всего подадут предупредительный звонок при подьезде к перекрестку для привличения внимания.так же звонок могут подать в случае если расстояния для остановки не достаточно и тут уже зависит от внимательности и скорости реакции водителя и предпринятых им действий.

4) Если движитесь в попутном направлении обязательно смотрите по зеркалам. Часто водители не смотря в зеркала заднего вида обгоняют попутный трамвай и на перекрестке поподают под удар.

2 ноября 2017 16:22
Vogul

Интересно было бы увидеть обновление статьи в связи с изменениями в пункте 13.11, вступающими в силу с 8 ноября 2017 года! Трамвай при въезде на перекрёсток теперь тоже должен уступать дорогу автомобилям, движущимся по кругу? Ведь в новом пункте 13.11(1), вроде бы, нет никаких исключений для трамваев...

3 ноября 2017 09:05
Keeper_Riff

Да.

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

Круговой перекрёсток теперь стал перекрёстком неравнозначных дорог (бублик главный), а потому трамвай должен уступать движущимся по главной дороге, т.е. по кругу.

3 ноября 2017 12:16
Vogul

Круговой перекрёсток теперь стал перекрёстком неравнозначных дорог (бублик главный)

Неправда! Перекрёсток остался равнозначным, меняется только правило ВЪЕЗДА на него! Читайте новый пункт 13.11 внимательнее: "за исключением СЛУЧАЯ, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил".

И в связи с этим мне очень интересно, не конфликтуют ли между собой второй абзац пункта 13.11 и новый пункт 13.11(1).

4 ноября 2017 09:20
GDW nik

Правда, правда. Для таких перекрёстков (со знаком 4.3) сделано исключение - п 13.11 ПДД. Пункты точно не конфликтуют, а вот водители на таких перекрёстках - не уверен.

11 ноября 2017 09:17
Vogul

В общем, у нас в городе на всех круговых перекрёстках, через которые проходят трамвайные пути, демонтировали знаки "Круговое движение". Вместо них перед въездом и на самом круге поставили кучу предписывающих знаков 4.1.1 - 4.1.6 и "кирпичей". В итоге получилось этакое "псевдо-круговое" движение, где надо уступать дорогу трамваям, а также автомобилям, въезжающим на перекрёсток (старое правило "помехи справа"). Вот к такому маразму привёл новый пункт 13.11(1), где горе-законодатели забыли добавить слово "безрельсовое". Иначе трамваи задерживались бы на неопределённое время, пропуская всех, кто едет по кругу.

Цитата: «Правительство, введя новые правила проезда круговых перекрёстков, не учло, что есть города, где трамваи являются участниками дорожного движения наряду с автомобилями на круговом», — пояснил Владимир Юрченко, начальник управления городским хозяйством.

Занавес...

11 ноября 2017 20:27
GDW nik

Правительство, введя новые правила проезда круговых перекрёстков, не учло, что есть города

До принимаемых правил большинство форумчан как манны небесной ожидали "давно назревшее" решение. По простоте своей, не знали, что более грамотное решение действует с 2010 года. Основными их аргументами была существенная экономия на дорожных знаках, а те, кто по Италиям, как и по России - впрочем - пешком ходил, восторгались приближением наших ПДД к европейским.

Свершилось. Восторженных визгов пока нет... Почему же? - потому что там, где ЭТО возможно, уже сделано за прошедшие 7 лет. Остались те перекрёстки, где ЭТО сделать невозможно или нецелесообразно.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев