Где можно ездить на прокатном электросамокате?
Добрый день, уважаемый читатель!
В 2025 году довольно популярной услугой в крупных российских городах является краткосрочная аренда электросамокатов.
Суть ее сводится к тому, что на улицах города расставлены электросамокаты и каждый желающий может взять их в аренду с помощью приложения на смартфоне. Оплата аренды поминутная или почасовая, а оставить самокат можно на любой обозначенной парковке в пределах города.
При этом сами самокаты позиционируются как альтернатива общественному транспорту. А при сдаче их в аренду организации подчеркивают, что арендаторы (водители самокатов) должны соблюдать требования правил дорожного движения.
Как правило, более подробные инструкции арендатору не даются. Поэтому приходится самостоятельно думать о том, чем с точки зрения ПДД является прокатный электросамокат и где на нем можно ездить.
В данной статье разберем правила дорожного движения для прокатных электросамокатов:
- Что такое электросамокат с точки зрения ПДД?
- Где можно ездить на прокатном электросамокате?
- Штрафы для водителей прокатных электросамокатов.
Что такое электросамокат с точки зрения ПДД?
Для начала разберемся, чем с точки зрения ПДД является прокатный электросамокат. Начиная с 1 марта 2023 года ответ на данный вопрос не вызывает проблем, так как в текст правил дорожного движения введено понятие средство индивидуальной мобильности:
"Средство индивидуальной мобильности" - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Таким образом, электросамокат является СИМ. Однако это далеко не все, что необходимо знать человеку, который берет электросамокат в аренду. Дело в том, что правила дорожного движения для СИМ массой более 35 кг отличаются от правил для СИМ массой менее 35 кг.
Вернемся к прокатным электросамокатам. При аренде самоката, как правило, не выдаются никакие документы, подтверждающие техничнеские характеристики самоката. Поэтому остается лишь воспользоваться сайтами прокатных организаций и поискать техническую информацию там.
Большинство сайтов с краткосрочной арендой вообще не содержат технических характеристик самокатов. На нескольких сайтах указано, что максимальная скорость самокатов ограничена цифрой 25 км/ч. И лишь на одном сайте даны подробные технические характеристики самокатов, из которых следует, что вес арендованного самоката составляет 25-30 кг.
На практике есть и еще один вариант узнать массу самоката. Нужно принести с собой весы и взвесить самокат самостоятельно. Однако, согласитесь, вариант не самый удобный.
В рамках данной статьи будем исходить из того, что в прокате могут попасться как легкие самокаты (массой до 35 кг), так и тяжелые. И если у Вас нет информации о массе самоката, то исходите из наихудшего варианта, то есть из того, что самокат тяжелый.
Где можно ездить на прокатном электросамокате?
Если изучить информацию на сайтах организаций, которые занимаются кратковременной арендой электросамокатов, то там можно найти много чего интересного. Кто-то вообще не касается вопроса передвижения по городу, у кого-то есть туманные формулировки о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Можно найти самые разные советы начиная от того, что передвигаться нужно по велодорожкам, и заканчивая тем, что человек на электросамокате является пешеходом.
В общем, основная задача прокатных организаций состоит в том, чтобы как можно красивее описать свой товар (услугу), то есть сдать в аренду как можно больше самокатов. Что касается соблюдения правил арендаторами, то для прокатных организаций этот вопрос принципиального значения не имеет. Если арендатор нарушит правила, то отвечать за это он будет из своего кошелька, а прокатчики ничем не рискуют.
Вернемся к особенностям передвижения на прокатном электросамокате. Поскольку выше мы пришли к тому, что все прокатные самокаты с точки зрения ПДД являются средствами индивидуальной мобильности, то к ним применимы правила дорожного движения для СИМ (раздел 24 ПДД).
Что касается данной статьи, то сегодня мы поговорим только о том, где может ехать электросамокат, а прочие правила затрагивать не будем.
Внимание! Правила организаций по прокату электросамокатов говорят о том, что арендатором может выступать только человек, возраст которого превышает 18 лет. Поэтому в рамках данной статьи будем рассматривать только совершеннолетних водителей элекстросамокатов.
Напомню, что правила дорожного движения делят водителей СИМ на несколько групп по возрасту (0-7 лет, 7-14 лет, 14 лет и старше) и правила для этих групп различаются. Поскольку арендатору прокатного самоката должно быть больше 18 лет, в данной статье будем рассматривать правила для лиц старше 18 лет.
Итак, пункт 24.21 ПДД говорит о том, что на электросамокате можно ехать по (в порядке убывания):
Приоритет 1 (высокий, в первую очередь):
- велосипедным дорожкам;
- велопешеходным дорожкам (по велосипедной части);
- велосипедным зонам;
- полосам для велосипедистов;
- пешеходным зонам (если масса СИМ меньше 35 кг);
- тротуарам (если масса СИМ меньше 35 кг и водитель сопровождает ребенка до 14 лет на СИМ или велосипеде);
- пешеходным дорожкам (если масса СИМ меньше 35 кг и водитель сопровождает ребенка до 14 лет на СИМ или велосипеде);
Приоритет 2:
- тротуарам (если масса СИМ меньше 35 кг и водитель не сопровождает ребенка);
- пешеходным дорожкам (если масса СИМ меньше 35 кг и водитель не сопровождает ребенка);
Приоритет 3:
- обочинам;
Приоритет 4:
- проезжей части дорог (только на дорогах, где ограничение скорости не превышает 60 км/ч и разрешено движение велосипедистов и только при условии, что СИМ оборудовано тормозами, звуковым сигналом, световозвращателями и фарой).
Примечание. Основное отличие электросамокатов массой более 35 кг заключается в том, что они не допускаются на тротуары, пешеходные дорожки и в пешеходные зоны.
Если на дороге есть несколько мест из приведенного выше списка, то водитель электросамоката должен выбрать место с наивысшим приоритетом, т.к. к каждому последующему пункту допускается переходить только в том случае, когда отсутствует возможность использовать предшествующие.
Например, по тротуару можно ехать только в том случае, если невозможно ехать ни по велодорожке, ни по велопешеходной дорожке, ни по полосе для велосипедистов, ни по велосипедной зоне, ни по пешеходной зоне.
А электросамокатам массой более 35 кг на тротуар выезжать вообще нельзя.
К сожалению, на практике большая часть людей, арендующих электросамокаты, данного правила не знает. Поэтому довольно мощная и тяжелая техника чаще всего встречается на тротуарах и в прочих местах, предназначенных для пешеходов.
Так что, если у Вас в городе есть элекстросамокаты, то будьте внимательны и осторожны при пешеходных прогулках. Регулированием движения самокатов никто не занимается, а штрафы на их водителей накладываются крайне редко (мне ни разу не доводилось слышать о подобном). Как правило, разбирать ситуацию с раположением самоката начинают лишь после того, как этот самокат стал виновником ДТП с пострадавшими.
Если Вы прогуливаетесь пешком, то Ваша безопасность в Ваших руках. Следите за появлением прокатных электросамокатов и вовремя отходите, чтобы избежать столкновения.
Штрафы для водителей прокатных электросамокатов
Статьи 12.29 и 12.30 КоАП предусматривают несколько штрафов, которые могут быть наложены на водителя прокатного электросамоката:
Статья КоАП | Нарушение | Штраф |
Часть 2 статьи 12.29 | Любое нарушение, кроме перечисленных ниже | 800 рублей |
Часть 3 статьи 12.29 | Любое нарушение, кроме перечисленных ниже, допущенное в состоянии опьянения | 1 000 - 1 500 рублей |
Часть 1 статьи 12.30 | Любое нарушение, создающее помехи движению транспортных средств | 1 000 рублей |
Часть 2 статьи 12.30 | Любое нарушение, при котором причинен легкий или средней тяжести вред здоровью потепевшего | 1 000 - 1 500 рублей |
Таким образом, размер штрафа для водителей прокатных электросамокатов не самый большой. А ситуация усугубляется еще и тем, что ГИБДД не проявляет особого интереса к самокатам, то есть получить даже существующий небольшой штраф почти невозможно.
В заключение нужно сказать, что изначальная идея об использовании электросамокатов в качестве альтернативы общественному транспорту довольно неплохая. Однако, поскольку в настоящее время к управлению допускаются все желающие, а передвижение самокатов дополнительно не контролируется, они нередко становятся участниками серьезных происшествий на тротуарах и пешеходных дорожках. В общем, будьте осторожны! Как на прокатном самокате, так и при пеших прогулках.
Удачи на дорогах!
Что может подразумеваться под "невозможно ехать по проезжей части"? Припаркованный автомобиль нужно объезжать слева или по тротуару (обочине)?
А если создаются помехи машинам, то нужно ли съезжать на тротуар (обочину) или нужно продолжать ехать по правому краю, задерживая поток?
Антон-46, изучите статью про расположение велосипедистов на проезжей части.
Правила не запрещают объезжать припаркованный автомобиль. Автомобили не имеют приоритета над велосипедами, то есть велосипедист не обязан покидать проезжую часть.
orlov, на этом форувме как то обсуждалось постановление АП, когда велосипедист объезжал припаркованные автомобили, тем самым отступая от требования двигаться у правого края ПЧ.
GDW nik, и чем там закончилось дело?
orlov, да штраф уплатил, по моему.. И ещё ему стыдно было, вроде
Мощность и скорость, ключевые параметры электрического двигателя самоката. Допустим на велосипеде установлено мотор-колесо, мощностью 1 кВт и максимальной скоростью 25 км/ч (без велосипедиста). Когда на велосипеде уже будет велосипедист, пусть он хоть до упора рукоять газа провернет, больше 25 он наберет только с горки. В остальных случаях 25, может и меньше, все зависит от того, какой угол подъёма, масса самого велосипедиста, охлаждение двигателя, т.к. если оно будет недостаточно, кпд двигателя снизится и энергию будет переводить в тепло. Мощностью можно показать, какая тяговая сила у этого двигателя, а не его скорость (в случае мотор-колеса) ГИБДД считает наоборот. Ограничение нужно выставить по скоростным параметрам, а не мощности (мотор-колесо, если передача не прямая, а через ремень или цепь, смотреть на передаточное число, тоже самое касается и других редукторов)
А как быть, если на самокате с двигателем мощнее 250 Вт едет ребенок?
Фактически, это велосипед, которому место на проезжей части, но ребенок до 14 лет может ехать только по тротуару.
Все верно?
Антон-215, любое лицо, передвигающееся на самокате по ПДД считается пешеходом (п 1.2 ПДД).
Определение явно устарело, поэтому на дорогах возникает бардак.
Антон-215, с точки зрения ПДД указанное транспортное средство - мопед. И где бы ни ехал на нем ребенок, это будет нарушением. Ездить на мопеде можно только начиная с 16 лет и только при наличии водительского удостоверения.
На ребенка при этом штраф наложен не будет, т.к. возраст привлечения к ответственности - 16 лет. А вот родителей за передачу ТС человеку, не имеющему удостоверения, могут наказать вполне - 30 000 рублей.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте.
Я бы не сказал, что "электросамокат" подпадает под определение велосипеда, так как он не приводится (преимущественно) в движение мускульной силой людей, находящихся на нём. Так как эта фраза в определении велосипеда подразумевает, на мой взгляд, опосредованную передачу усилия человека на на землю, а не толкание от земли непосредственно ногой. Так как в момент толкания лицо по сути находится на земле,а не на транспортном средстве. Эта логигка верна и для самоката, в противном случае самокат тоже надо было считать велосипедом, причём в его более классическом понимании (до ужасных "велохипстерских" поправок 2014 года)
А уж если учесть, что электросамокатчикам при движении вообще не требуется толкать ногой (никакого "как правило" тут близко нет), то они ещё более невелосипед.
По текущим ПДД вижу электросамокат, имеющий мощность не более 250 Вт и скорость не более 25 км/ч как просто транспортное средство, не подпадающее ни под один конкретизированный в ПДД вид.
Более скоростной или мощный электросамокат - полноценный мопед или даже мотоцикл.
Любому из электросамкатов по текущим ПДД движение по тротуару строжайше запрешено, как автомобилю (максимум подъезд по ближайшей траектории для погрузки или разгрузки).
Но лоббисты и демагоги что только не придумают, чтобы оправдать движение по тротуарам: что электросамокатчик якобы пешеход (типа подвид самоката), или что вообще это непонятно что, его поведение нерегламентировано, и он делает, что хочет, или что пешеходом является только "слабый" и медленный электросамкатчик".
И вместо того, чтобы в поправках прописать, что электросамокаты ездят по правилам мопеда, нагло узаконивают безобразие - езду под тротуару, причём не как исключение , что имеется у велосипеда, но тоже недопустимо, а как правило. А ведь электросамокат ещё опаснее велосипеда на тротуаре.