Дороги только для пешеходов в законопроекте об изменении ПДД

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Дороги только для пешеходов в законопроекте об изменении ПДД

Добрый день, уважаемый читатель.

В последние несколько лет частота обновления текста правил дорожного движения заметно снизилась. Если раньше законодатели выпускали ежегодно по 5-10 обновлений, то в последние годы количество обновлений сократилось до 1-2 за год.

При этом сами обновления стали более масштабными, затрагивающими множество пунктов правил.

В данной статье речь пойдет о проекте нормативного документа, который предлагает обновить текст правил дорожного движения. Еще раз отмечу, что документ является проектом, поэтому не известно, когда он будет принят и будет ли принят вообще.

Однако, если документ все же примут, то водителей будет ожидать несколько десятков обновленных пунктов правил дорожного движения. Именно о них речь пойдет в этой и последующих статьях серии.

Содержание статьи:

Информация о проекте документа

2024.10.25 Проект 02/07/09-24/00150772 "О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Новое понятие "Велосипед"

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

"Велосипед" – транспортное средство, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение мускульной энергией управляющего им лица с использованием педалей или рукояток.

К велосипедам приравниваются транспортные средства, имеющие аналогичную конструкцию и оснащенные электродвигателем в качестве дополнительного источника энергии, облегчающего их использование при скорости движения до 25 км/ч, номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически включающийся во время вращения педалей или использования рукояток (электровелосипед).

Понятие "Велосипед" может претерпеть следующие изменения:

1. Из текста исключена фраза "кроме инвалидных колясок". Однако это не означает, что инвалидные коляски теперь будут считаться велосипедами. Для инвалидных колясок в правилах введено отдельное определение, которое будет рассмотрено далее.

2. В действующих правилах указано, что велосипед "как правило" приводится в движение мускульной энергией. То есть подразумевается, что велосипед может ехать и за счет других источников энергии, то есть за счет двигателя. Законопроект предлагает исключить фразу "как правило". В этом случае транспорт, который может двигаться только за счет двигателя, велосипедом считаться перестанет.

3. Тем не менее законопроект позволяет использовать двигатели на велосипедах. Однако такие двигатели могут работать только в качестве вспомогательного источника энергии и только во время кручения педалей.

Таким образом, законопроект предлагает исключить из определения "Велосипед" транспортные средства, которые внешне напоминают велосипед, но при этом могут ездить только за счет двигателя (как мопеды).

Исправление номеров дорожных знаков "Велосипедная зона"

"Велосипедная зона" - территория, предназначенная для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.

"Велосипедная зона" - территория, предназначенная для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.39 и 5.40.

Знак 5.39 Велосипедная зонаЗнак 5.40 Конец велосипедной зоны

Напомню, что ошибка с нумерацией дорожных знаков закралась в текст правил дорожного движения несколько лет назад - 1 марта 2023 года. И в законопроекте законодатели предлагают ее исправить.

Примечание. При этом обнаружен занимательный факт. В 2023 году ошибки в нумерации дорожных знаков были допущены в нескольких местах. Однако исправить их предлагают только в некоторых.

В описании дорожной разметки 1.24.6 даже в случае принятия законопроекта останется несуществующий дорожный знак 5.33.1.

Разметка 1.24.6

Уточнение определений, связанных с транспортными средствами

"Гибридный автомобиль" - транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
...
"Маршрутное транспортное средство" - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
...
"Электромобиль" - транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.

"Гибридный автомобиль" - механическое транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
...
"Маршрутное транспортное средство" - механическое транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
...
"Электромобиль" - механическое транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.

Во всех перечисленных выше пунктах к фразе "транспортное средство" добавлено слово "механическое". При этом смысл пунктов не сильно и изменился, водители всегда понимали их точно также.

Дороги для пешеходов

"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств и (или) пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины, разделительные полосы, велосипедные и велопешеходные дорожки при их наличии.

Выше приведено одно из самых интересных нововведений законопроекта. Суть его заключается в следующем. В настоящее время дорогой считается только элемент, предназначенный для движения транспортных средств. В случае принятия законопроекта к дорогам также будут относится и элементы, предназначенные только для движения пешеходов.

И на практике это может вызвать серьезное недопонимание у участников дорожного движения.

Обратите внимание, что второе предложение абзаца, также как и раньше, говорит о том, что дорога должна включать проезжие части. В связи с этим возникает справедливый вопрос. Что это за дорога такая, у которой есть проезжая часть, но которая предназначена только для движения пешеходов? Если у Вас есть идеи по этому поводу, напишите их в комментариях к данной статье.

Новое определение "Инвалидная коляска"

"Инвалидная коляска" – техническое средство (устройство) на колесах, оснащенное сидением и предназначенное для передвижения одного человека (пользователя) с ограниченной подвижностью, в том числе с использованием двигателя (двигателей). Инвалидная коляска не является транспортным средством.

Выше уже шла речь о том, что упоминание инвалидных колясок исключено из определения "велосипед". Что касается понятия "инвалидная коляска", то оно прямо говорит о том, что коляска не является транспортным средством. При этом допускается использование колясок с двигателями и правила передвижения от этого не изменяются.

В заключение хочу еще раз напомнить, что в данной статье рассмотрен проект нормативного документа. И на текущий момент не известно, когда он будет принят и будет ли принят вообще.

Ну а поскольку нововведений в законопроекте довольно много, мы продолжим рассматривать их в следующих статьях серии.

А актуальный текст правил дорожного движения доступен на следующей странице:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 1 ноября 2024
Раздел: Законы в разработке
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
27 октября 2024 12:13
Alex-23

"для движения транспортных средств и (или) пешеходов" - неудачная формулировка в проекте привела к неправильной интерпретации формулировки автором статьи.

Подразумевается "для движения транспортных средств и пешеходов или для движения только транспортных средств".

27 октября 2024 13:31
orlov

Alex-23, как в документе будет написано, такие правила и будут действовать.

1 ноября 2024 10:11
Светлана-298

“ Что это за дорога такая, у которой есть проезжая часть, но которая предназначена только для движения пешеходов?” Для меня, в силу наших обстоятельств на прилегающей к МКД территории, это яснее ясного. По такой дороге следует ездить только автомобилям экстренных служб, а в остальное время по ней могут только пешеходы ходить. Поясню на конкретном примере. МКД был построен в 1964 году, когда владельцев автомобилей было раз-два и обчелся. Межквартальный проезд сделали в 1,2 метра от окон жильцов. Сейчас, если открыть движение транспорта для всех, то у жильцов будет очень веселая жизнь. Вот мы и думаем, как сделать так, чтобы по этой дорожке шириной 3 м могли только ездить машины экстренных служб? Поставили заграждение в виде бетонной цветочницы. Людям ходить она особо не мешает, но префектура заставила ее убрать. Что делать?

1 ноября 2024 13:33
orlov

Светлана-298:

1. Выяснить собственника земли.

2. Если земля принадлежит жителям дома, то провести общее собрание, на котором принять решение о ее использовании (установке барьеров, заборов и т.п.).

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев