Правила движения средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В данной статье мы продолжим рассматривать новые правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности, которые вводятся с 1 марта 2023 года.
Напомню, что в предшествующих статьях речь шла о том, что такое средства индивидуальной мобильности, и о том, где должны ездить СИМ.
Сегодня же поговорим о том, в каких случаях средства индивидуальной мобильности имеют приоритет, а в каких они должны уступить дорогу.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Скорость движения СИМ
- Движение СИМ по проезжей части
- Движение пешехода с СИМ по проезжей части
- Движение СИМ на автомагистралях
- Приоритет СИМ при выезде из жилой зоны
- Приоритет пешеходов перед СИМ
- Приоритет при пересечении дороги СИМ
- Приоритет СИМ в велосипедной зоне
Информация о нормативном документе
2022.10.21 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.
Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.
Скорость движения СИМ
В первую очередь рассмотрим первый абзац пункта 24.6 ПДД:
24.6. Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.
Данный пункт говорит о том, что максимальная скорость СИМ составляет 25 км/ч.
Причем данное ограничение распространяется на любые элементы дорожной инфраструктуры: и на тротуары, и на обочины, и на проезжую часть.
Примечание. Скорость движения СИМ зафиксирована в пункте 24.6 ПДД, в отличие от всех остальных транспортных средств, для которых ограничения скорости собраны в специальный раздел "10. Скорость движения".
Важно понимать, что 25 км/ч - это максимальная скорость, однако на некоторых участках дорог могут быть установлены дополнительные ограничения:
Например, в жилых зонах и на дворовых территориях любое транспортное средство (в том числе и СИМ) не должно превышать скорость 20 км/ч (пункт 10.2 ПДД).
Данный пункт вызывает вопросы по поводы того, как именно водитель СИМ должен контролировать скорость движения своего транспортного средства. На некоторых электросамокатах есть спидометр и с ними проблем быть не должно. Однако если говорить про электроскейтборд, моноколесо или гироскутер, то на них нет не только самого спидометра, но и места для его установки. Так что, судя по всему, скорость придется определять на глаз.
Аналогичный вопрос возникает и по поводу того, кто и как будет контролировать соблюдение скорости средствами индивидуальной мобильности. У СИМ нет номеров, так что штрафы с автоматических камер им не грозят. Ну а сотрудники ГИБДД вряд ли будут проводить рейды по соблюдению скорости водителями СИМ.
Кроме того, скорость 25 км/ч все же довольно высокая и большая часть СИМ не сможет ее развить чисто технически. Оставшимся же транспортным средствам все же придется как-то контролировать скорость.
Движение СИМ по проезжей части
Рассмотрим обновленный пункт 24.5 ПДД:
24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
24.5. Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства.
Также, как и велосипедисты, водители СИМ должны двигаться по проезжей части только в один ряд (кроме велосипедных зон, но об этом речь пойдет ниже). Однако, в отличие от велосипедистов, средства индивидуальной мобильности на проезжей части не могут выполнять обгон и объезд с левой стороны от любых ТС. То есть СИМ не может обгонять или объезжать другое СИМ, велосипедиста или автомобиль.
При этом важно понимать, что при движении по проезжей части СИМ не имеет права объезжать припаркованные автомобили. А это накладывает очень серьезные ограничения на движение в городах, ведь практически на каждой дороге найдется хотя бы один припаркованный автомобиль.
Примечание. В предшествующей статье речь шла о том, что вне населенных пунктов движение СИМ по проезжей части также серьезно ограничено, т.к. на большинстве дорог установлено ограничение скорости 90 км/ч. А по таким дорогам СИМ ездить не могут.
В общем, получается, что движение средств индивидуальной мобильности по проезжей части и в населенных пунктах, и вне населенных пунктов сильно ограничено. То есть с 1 марта 2023 года СИМ, фактически, становятся транспортом для движения по тротуарам, обочинам и велосипедным полосам. А в некоторые места на СИМ без нарушения требования ПДД доехать вообще не получится.
Еще один важный и неоднозначный вывод из этого пункта. Правила запрещают СИМ выполнять обгон и объезд слева, но не запрещают опережение. Напомню, что обгоном в 2024 году считается только маневр, при котором транспортное средство выезжает на встречную полосу. Если же СИМ проезжает по попутной полосе слева от едущего автомобиля, то маневр является опережением и не запрещен правилами.
Остается загадкой, почему пункт 24.5 сформулировали именно так. Можно предположить, что составители просто ошиблись в терминах.
А в целом ситуация выглядит довольно странной, так как объезд стоящего автомобиля для СИМ запрещен, а опережение едущего автомобиля, которое требует более высокой скорости, - нет.
Движение пешехода с СИМ по проезжей части
В одной из предшествующих статей речь шла о том, что спешившийся водитель СИМ становится пешеходом. Однако для пешехода, ведущего средство индивидуальной мобильности, в некоторых случаях действуют правила, отличающиеся от пешеходных. Рассмотрим пункт 4.1 ПДД:
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
В данном случае правила точно такие же, как и правила для велосипедистов. Пешеход с СИМ должен идти по попутному краю проезжей части.
Многие водители не понимают этого правила, поэтому разъясню, для чего оно необходимо:
Предположим взрослый водитель СИМ едет по проезжей части дороги. Это допускается, если иные варианты отсутствуют (вопрос более подробно рассмотрен в предшествующей статье).
Неожиданно на дороге возникает препятствие, не позволяющее продолжить движение на СИМ. Например, на дороге может встретиться аварийный мост длиной 10 метров, на котором установлен дорожный знак, запрещающий движение СИМ (дорожные знаки для СИМ будут рассмотрены в одной из следующих статей серии "Новые ПДД с 1 марта 2023 года"). В этом случае водитель СИМ может спешиться, перейти через мост пешком, а затем вновь продолжить движение на СИМ по проезжей части.
При этом, если бы правила были иными и требовали бы, чтобы ведущие СИМ люди двигались во встречном направлении, то спешившемуся водителю пришлось бы сначала идти по проезжей части в обратном направлении до ближайшего пешеходного перехода, затем по встречной проезжей части идти до моста, переходить через мост и идти до еще одного пешеходного перехода, позволяющего вернуться на попутную сторону. При этом ехать по встречной проезжей части СИМ не может, так что длинный крюк пришлось бы проделать пешком.
В общем, пункт 4.1 составлен довольно логично.
Внимание! Данный пункт распространяется на движение пешеходов, ведущих СИМ, только по проезжей части. На обочину это требование не распространяется, то есть по обочине движение допускается в любом направлении.
Движение СИМ на автомагистралях
Рассмотрим обновленный пункт 16.1 ПДД:
16.1. На автомагистралях запрещается:
движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
движение пешеходов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
Пункт 16.1 говорит о том, что движение СИМ по автомагистралям запрещено.
Некоторые водители по ошибке считают автомагистралями любые загородные дороги. Напомню, что автомагистралью является только дорога, обозначенная следующим дорожным знаком:
Максимальная скорость движения по автомагистрали для легковых автомобилей составляет 110 км/ч. И в связи с этим у Вас может возникнуть следующий вопрос. А зачем введен дополнительный запрет на движение СИМ по автомагистралям, ведь средствам индивидуальной мобильности запрещено выезжать на дороги, где максимальная скорость превышает 60 км/ч (это вопрос рассмотрен в предшествующей статье)?
Все довольно просто. Если на дороге максимальная скорость движения превышает 60 км/ч, то СИМ не могут выезжать только на проезжую часть. На автомагистрали же движение СИМ запрещено полностью. Не только по проезжей части, но и по обочине.
Внимание! Движение СИМ также запрещено и на дорогах для автомобилей (пункт 16.3 ПДД), то есть на дорогах, обозначенных дорожным знаком 5.3:
Приоритет СИМ при выезде из жилой зоны
Рассмотрим изменение, внесенное в пункт 17.3 ПДД:
17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.
17.3. При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.
Основной смысл пункта 17.3 состоит в том, что при выезде из жилой зоны или с дворовой территории, водители СИМ должны уступить дорогу абсолютно всем участникам дорожного движения.
Однако отдельного внимания заслуживает формулировка нового пункта 17.3, которая вызывает вопросы. Дело в том, что в ней через запятую указаны 2 понятия: "водители" и "лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности". То есть можно предположить, что законодатели не считают человека на СИМ водителем.
Однако, если обратится к пункту 1.2 ПДД, то, во-первых, СИМ является транспортным средством, а, во-вторых, человек, управляющий любым транспортным средством, является водителем. То есть, человек, управляющий СИМ, по определению является водителем.
Так что остается непонятным, зачем законодатели дважды включили лиц на средствах индивидуальной мобильности в пункт 17.3 ПДД. Не исключено, что данный пункт просто переписали из законопроекта, который рассматривался 3 года назад, не особо вдаваясь в детали.
Приоритет пешеходов перед СИМ
Обратимся к пункту 24.6 ПДД:
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов, а лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.
Пункт 24.6 рассказывает о том, как должны вести себя велосипедисты и водители СИМ при движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, пешеходным зонам и обочинам. Велосипедист, как и ранее, при создании помех пешеходам должен спешиться и руководствоваться правилами для пешеходов. А вот для СИМ правила иные. Водитель СИМ, может спешиться, а может и не делать этого. Ему достаточно просто снизить скорость до скорости пешеходов.
Также обратите внимание, что с 1 марта 2023 года требование будет действовать в том числе на велосипедных дорожках, расположенных внутри пешеходных зон. Речь идет о следующей ситуации:
На рисунке выше изображена жилая зона, внутри которой обозначена велосипедная дорожка. Не смотря на то, что дорожка по названию велосипедная, приоритет на ней имеют пешеходы. То есть СИМ и велосипедисты должны уступать дорогу пешеходам (велосипедисты должны спешиваться, а водители СИМ - спешиваться или снижать скорость).
Также внимания заслуживает и третий абзац обновленного пункта 24.6:
Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.
Этот абзац говорит о том, что пешеходы имеют приоритет во всех случаях, когда им разрешено совместное движение с велосипедистами и СИМ.
Напомню, что в предшествующей статье речь шла о том, где могут двигаться СИМ при различных обстоятельствах. Так вот, изучение ПДД позволяет понять, что пешеходы также могут двигаться во всех указанных местах при определенном стечении обстоятельств. Кроме, разве что, велопешеходной дорожки с раздельным движением. Таким образом, пункт 24.6 требует, чтобы велосипедисты и СИМ всегда уступали дорогу пешеходам.
А теперь еще одна неоднозначность. Обновленный пункт 4.1 ПДД, который будет более подробно рассмотрен в одной из следующих статей серии "Новые ПДД с 1 марта 2023 года", говорит о том, что на велосипедных дорожках пешеходы должны уступить дорогу велосипедистам и СИМ.
Так что на велодорожках пешеходы уступают дорогу СИМ и велосипедистам, а велосипедисты и СИМ уступают дорогу пешеходам.
Приоритет при пересечении дороги СИМ
Рассмотрим новый пункт 24.61 регламентирующий пересечение проезжей части водителем СИМ:
24.61. При пересечении проезжей части вне перекрестка велосипедистом или лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, указанные лица обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней.
На первый взгляд в данном пункте все просто. При пересечении проезжей части вне перекрестков СИМ должны уступить дорогу всем.
Попытаемся понять, к какой именно ситуации может относится данный пункт. К перекресткам пункт не относится по своей формулировке. К выезду с прилегающей территории относить пункт также не имеет смысла, т.к. соответствующее требование уже закреплено в пункте 8.3 ПДД.
Один из вариантов - нерегулируемое пересечение велосипедной дорожки и автомобильной дороги (велосипед на рисунке выше). Напомню, что до 8 апреля 2014 года в правилах существовал пункт, который требовал, чтобы на подобных пересечениях велосипедисты уступали дорогу автомобилям. Однако в 2014 году пункт был исключен.
Другой вариант - пересечение проезжей части дороги водителем СИМ в произвольном месте (самокат на рисунке выше). То есть ни на перекрестке, ни на пешеходном переходе, ни на выезде с прилегающей территории. Речь идет о том, что средство индивидуальной мобильности едет по тротуару, затем принимает решение спуститься с бордюра и переехать на противоположный тротуар. В этом случае водитель СИМ должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения.
Если у Вас есть примеры других ситуаций, в которых может быть применен новый пункт 24.61, то напишите их в комментариях к данной статье.
Приоритет СИМ в велосипедной зоне
Рассмотрим обновленный пункт 24.11 ПДД:
24.11. В велосипедной зоне:
велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, при соблюдении требований пунктов 9.11 - 9.3 и 9.6 - 9.12 настоящих Правил;
велосипедисты и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, при соблюдении требований пунктов 9.11 - 9.3 и 9.6 - 9.12 настоящих Правил;
В велосипедной зоне правила для СИМ точно такие же, как и для велосипедистов:
- СИМ имеет преимущество перед механическими ТС;
- СИМ может двигаться по всей ширине проезжей части, а не только по ее правому краю.
Напомню, что в предшествующей статье речь шла о том, что в велосипедных зонах допускается движение только взрослых водителей средств индивидуальной мобильности (старше 14 лет).
Примечание. В обновленной редакции ПДД не говорится о том, что СИМ имеют преимущество над велосипедистами, а велосипедисты имеют преимущество над СИМ. То есть, приоритет между этими группами транспортных средств не установлен. И во всех случаях они должны руководствоваться при совместном движении иными пунктами правил дорожного движения.
Также хочу напомнить, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей "Новые ПДД с 1 марта 2023 года". Содержание данной серии доступно на следующей странице:
Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:
Ну а в следующей статье речь пойдет о сигналах светофора и регулировщика для средств индивидуальной мобильности. Не пропустите!
Удачи на дорогах!
По разделу "Движение пешехода с СИМ по проезжей части"
Всегда считал, что все указанные в п.4.1 ПДД ведомые руками ТС направляют навстречу потоку ТС потому, что эти ТС оснащаются световыми приборами - отражателями (спереди белого цвета, а сзади – красного). И если они будут вестись пешеходами по левой стороне дороги - это может ввести в заблуждение встречных водителей.
Поэтому думается, что лиц, ведущих СИМ, напрасно приравняли к ведущему велосипед и направили по ходу движения ТС.
Даже велосипед согласно п.6 "Основных положений…" имеет как минимум светоотражатели и спереди, и сзади. А вот СИМ никаких светоотражателей иметь не обязан. Для догоняющего попутного ТС он будет совсем тёмным, как и сам водитель СИМ.
Логичнее было бы лицо, ведущее СИМ приравнять к пешеходу и обязать его двигаться навстречу транспортному потоку, по крайней мере до появления нормативных требований к светооборудованию СИМ.
И насчёт примера с десятиметровым аварийным мостом и мучениями водителя СИМ.
Пример, конечно убедительный, но для чистоты стоило бы отметить, что перед мостом в большинстве случаях водителю СИМ проще притвориться пешеходом и строго по п.4.3 ПДД перейти дорогу под прямым углом, а не метаться туда-сюда в поисках пешеходного перехода.
Добрый день!
А разве в ПДД велосипедистам разрешен обгон автомобилей слева?
В том числе припаркованных?
Можно уточнить - где в ПДД описано это?
Спасибо.
По разделу "Движение СИМ на автомагистралях"
Уж если зашёл разговор про знак 5.1, то стоит отметить, что п. 16.1 запрещает движение на СИМ не только по автомагистралям, но и по дорогам, обозначенным знаком 5.3 "Дорога для автомобилей" (это п.16.3).
Но здесь интересно - требования раздела 16 ПДД на дорогу для автомобилей распространяются, а вот за нарушения этого раздела КоАП в своей ст.12.11 наказывает только и конкретно при движении по автомагистрали.
Т.е., при движении на СИМ по дороге для автомобилей штрафа не будет - это вопрос???
По разделу "Приоритет пешеходов перед СИМ"
В статье совершенно правильно обозначена неоднозначность, введённая появлением нового третьего абзаца пункта 24.6:
[i]Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.[/i]
и образовавшийся в связи с этим конфликт с обновленным пунктом 4.1.
При предлагаемой формулировке третьего абзаца п.24.6 на велодорожках вне пешеходных зон СИМ и пешеходы с 1 марта начнут бодаться между собой:
-- лица на СИМ будут качать свои права на преимущество по п.4.1
-- а пешеходы будут тыкать в лицо лицам на СИМ третьим абзацем п.24.6.
А всё опять же понятно и очевидно - дело было так, рассказываю в красках.
Лейтенант ГИБДД, сочинивший этот третий абзац, на самом деле добросовестно хотел обозначить преимущество пешехода на велопешеходных дорожках с совмещенным движением, обозначенных знаком 4.5.2 "Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением".
Но он диктовал текст секретарше и она напечатала что-то отдалённо похожее на описание знака 4.5.2.
Word 2010 в этот раз не спас, здравую мысль лейтенанта не уловил и красненьким ничего не подчеркнул - для секретарши и лейтенанта это явилось достаточным основанием считать, что они всё напечатали правильно.
Вот и получилось то, что получилось (как сейчас модно стало говорить).
Так что текст третьего абзаца п.24.6 примерно 2 марта 2023 года подвергнется корректуре.
И ещё одно замечание по тексту обновлённых второго и третьего абзацев п.24.6
Кроме перечисленных мест, совместное движение пешехода и лица на СИМ может быть и на краю проезжей части.
Пешеход вполне законно по п.4.1 движется по краю ПЧ навстречу общему потоку, а по п.24.2(1) тоже законно навстречу ему летит лицо на СИМ.
И если перед машиной или мотоциклом у пешехода преимущества нет и он, конечно же, отступит влево, то перед СИМ он может стоять насмерть и качать права, ссылаясь на индульгенцию, выданную ему третьим абзацем.
Но и у чела на СИМ на краю ПЧ по второму абзацу п.24.6 также нет обязанности спешиться или снизить скорость перед пешеходом.
И что они будут делать?
Или человек на электросамокате должен вилять влево под колёса попутных машин, объезжая пешехода? НЕПОНЯТКА???
По разделу статьи "Приоритет при пересечении дороги СИМ"
Максим, анализируя новый п.24.6(1) вы пишите:
Один из вариантов - нерегулируемое пересечение велосипедной дорожки и автомобильной дороги (велосипед на рисунке выше).
Извиняюсь спросить - а почему такое пересечение вы не считаете обычным перекрёстком?
Читаем первое определение:
"Велосипедная дорожка" - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов...
и обращаем внимание на слова =либо отдельная дорога=
Читаем второе определение:
"Перекресток" - место пересечения...дорог на одном уровне
Так почему это не перекрёсток???
================
Далее вы пишите:
Другой вариант - пересечение проезжей части дороги водителем СИМ в произвольном месте (самокат на рисунке выше).
Ну это совсем не вариант - согласно п.24.2(1) и п.24.5 вне перекрёстка водитель СИМ обязан двигаться строго по правому краю ПЧ. И ни миллиметра влево!!!
О каком пересечении ПЧ на самокате вы говорите?
Единственный случай, когда водитель ЭЛЕКТРОсамоката вне перекрёстка может отклониться влево от края ПЧ описан в п.24.8:
"...(кроме случаев, когда из правой полосы разрешён поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах)..."
Но и это отклонение только в пределах одной своей попутной полосы и только при приближении к перекрёстку.
====================
Далее вы пишите:
Если у Вас есть примеры других ситуаций, в которых может быть применен новый пункт 24.61, то напишите...
У меня примеров пока нет...
Разве что вариант пересечения вне перекрестка проезжей части дороги с односторонним движением???
Надо подумать...прямых запретов вроде бы нет, но требования п.24.2(1) и п.24.5 про правый край всё равно не переплюнешь.
=============
Ещё один хороший вариант - это снова вспомнить про лейтенанта и секретаршу...
Наверное, лейтенант пунктом 24.6(1) хотел донести до нас, что при острой необходимости пересечения проезжей части вне перекрестка, лицо на СИМ должно спешиться, стать пешеходом и выполнять требования п.4.3 и п.4.5? Тогда в тексте не хватает мысли после слов "...указанные лица обязаны...".
============
А может п. 23.6(1) вообще касается только движения СИМ в пределах пешеходных и велосипедных зон? Тогда в тексте не хватает мысли в самом начале пункта. И СИМ от велосипедов надо отделять. И лиц на СИМ по возрасту надо делить наверное....
Поэтому получилось то, что получилось.
По поводу других ситуаций, в которых может быть применен новый п.24.6(1).
Если на дороге нет трамвайного движения (наверное, имеются ввиду трамвайные линии посередине дороги, через которые лицу на СИМ пришлось бы перескакивать - иначе зачем запрещать поворот, если трамвайные пути, например, справа или тоже поворачивают на перекрёстке налево?) и в данном направлении не более одной полосы движения, то пунктом 24.8 для СИМ не запрещается поворот налево на перекрёстке и даже (О УЖАС!!!) разворот вне перекрёстка.
Но и п.8.5 ПДД никто не отменял, и при подготовке к этим манёврам водитель СИМ просто обязан его выполнить, т.е. "...заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении..."
А для этого ему придётся покинуть свой законный правый край и как-то переместиться на левый край полосы движения.
Нормодатели, конечно же, где-то глубоко в душе понимают, что такой манёвр СИМ и нелогичен, и опасен - водителю СИМ придётся пересекать полосу перед машинами попутного направления, крутя головой и оглядываясь (зеркал заднего вида же у него нет), при этом теряя равновесие на своём СИМ.
Но не запрещать же, в самом деле самокатам (сигвеям и моноколёсам???) поворот налево и разворот.
Вот и появился новый п.24.6(1) - вроде "Мы же вас предупреждали!!!".
Но (как мы помним) написать этот пункт поручили лейтенанту, то он и не стал сильно заморачиваться со сложносочинёнными оборотами в предложении и перекрёстными ссылками на другие пункты ПДД и вместо "...При необходимости перестроения в пределах полосы, предназначенной для движения в данном направлении...", просто рубанул как отрезал - "24.6(1) При пересечении проезжей части вне перекрестка...".
Вот так!!! И овцы целы, и волки сыты, и пастуху вечная память!!!
Олег-75, здравствуйте.
Велосипедистам обгон не запрещен. В ПДД не говорится про то, что обгон велосипедистам разрешен. Точно также, как и не говорится о том, что обгон разрешен автомобилям. Достаточно того, что в правилах нет запрета на обгон.
Объезд припаркованных автомобилей в правилах также не запрещен. И опережение не запрещено.
Удачи на дорогах!
Александр-921, по поводу штрафа по статье 12.11 на дороге для автомобилей. Водитель СИМ не может быть привлечен к ответственности по данной статье ни на автомагистрали, ни на дороге для автомобилей. Это связано с тем, что с точки зрения КоАП СИМ не являются транспортными средствами. Примечание к статье 12.1 КоАП:
Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Водитель СИМ может быть привлечен к ответственности по статьям 12.29 и 12.30 КоАП. За любое нарушение.
Удачи на дорогах!
Извиняюсь спросить - а почему такое пересечение вы не считаете обычным перекрёстком?
Александр-921, про то, что пересечение с велосипедной дорожкой не является перекрестком, в статье речь не шла.
Ну это совсем не вариант - согласно п.24.2(1) и п.24.5 вне перекрёстка водитель СИМ обязан двигаться строго по правому краю ПЧ. И ни миллиметра влево!!!
О каком пересечении ПЧ на самокате вы говорите?
Судя по всему, этот пример не достаточно подробно описан в статье. Речь идет не о самокате, который ехал по проезжей части и решил повернуть. Речь идет о самокате, который пересекает проезжую часть полностью перпендикулярно в произвольном месте. То есть, человек сначала ехал по тротуару в направлении проезжей части, затем спустился на проезжую часть и продолжил движение перпендикулярно направлению движения автомобилей. После пересечения проезжей части человек поднялся на тротуар и продолжил движение.
"Однако, если обратится к пункту 1.2 ПДД, то, во-первых, СИМ является транспортным средством, а, во-вторых, человек, управляющий любым транспортным средством, является водителем. То есть, человек, управляющий СИМ, по определению является водителем."
Очень спорно.
Согласно п. 1.2 ПДД,
"Транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Акцентирую - предназначенное для ПЕРЕВОЗКИ.
"Средство индивидуальной мобильности" - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Акцентирую - предназначенное для ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
То есть, СИМ не является транспортным средством по определению ТС.
Вопрос, извиняюсь, если пропустил ответ на подобный. 1). Могу ли я двигаться на электро самокате по обочине против движения потока транспорта?
2). Могу ли я двигаться на электро самокате по ОБОЧИНЕ проезжей части, где скоростной режим 90км/ч? Если нет, могу ли идти пешком и катить СИМ рядом, по ходу движения т.с. или против?
Дмитрий16, если вам менее 14 лет, то по обочинам двигаться нельзя. Предположим, Вы старше.
Можете двигаться как по левой, так и по правой обочине. Если нвстречу Вам по обочине будет двигаться мопед, велосипедист или СИМ, то надо двигаться правее, чтобы встречный разъезд был левыми сторонами.1). Могу ли я двигаться на электро самокате по обочине против движения потока транспорта?
Не можете, т.к. движение СИМ запрещено на дорогах, где ограничение скорости не превышает 60 км/ч. А обочина - часть дороги.2). Могу ли я двигаться на электро самокате по ОБОЧИНЕ проезжей части, где скоростной режим 90км/ч? Если нет, могу ли идти пешком и катить СИМ рядом, по ходу движения т.с. или против?
Если Вы ведёте СИМ по краю проезжей части, то должны следовать по ходу движения транспортных средств. Если же ведёте СИМ по тротуару или обочине - то без разницы - правой или левой.
СИМ(велосипед) едет по ПЧ(то есть по автодороге) до перекрёстка. Попадает на красный.
Можно ли пока горит красный сойти с ПЧ на тротуар, и по пешеходному переходу перевести на другую сторону автодороги?
Пожалуйста ответьте со ссылками на пункты ПДД РФ.
Сигналы транспортного светофора на дороге перед перекрестком регулируют выезд на перекресток (например, требуют остановиться перед стоп-линией), а не перешагивание поребрика вправо. Соответственно, красный сигнал для продолжения движения вперед никак не влияет на возможность перешагнуть поребрик и оказаться на тротуаре. Ответ - можно. Ну, а вопроса по второй части ситуации, т.е. как правильно пешеходу переходить дорогу по пешеходному переходу на зеленый сигнал пешеходного светофора, у Вас, вероятно, и нет.Можно ли пока горит красный сойти с ПЧ на тротуар
2). Могу ли я двигаться на электро самокате по ОБОЧИНЕ проезжей части, где скоростной режим 90км/ч?
Не можете, т.к. движение СИМ запрещено на дорогах, где ограничение скорости не превышает 60 км/ч. А обочина - часть дороги.
Некорректный вопрос - некорректный ответ.
Спрашивающий использует словосочетание "обочина проезжей части", что не позволяет определить, какой именно элемент дороги его интересует. Согласно определениям из пункта 1.2 ПДД обочина и проезжая часть - это разные элементы дороги, хотя и примыкающие друг к другу непосредственно.
Отвечающий утверждает вопреки пункту 24.2(1) ПДД, что "движение СИМ запрещено на дорогах, где ограничение скорости не превышает 60 км/ч", ошибочно используя к тому же отрицательную частицу "не".
Согласно пункту 24.2(1) ПДД скоростной режим, установленный для ТС на дороге, -
не более 60 км/ч - имеет значение лишь при движении по правому краю проезжей части дороги и не имеет значения при движении по обочине или по другим элементам дороги, где разрешено движение СИМ.
Alex-23, с отрицательной частицей "не" пересолил, конечно.
не более 60 км/ч - имеет значение лишь при движении по правому краю проезжей части дороги и не имеет значения при движении по обочине или по другим элементам дороги, где разрешено движение СИМ.И это правильное замечание.
Прочитал статью и всё равно не понял, где у СИМ преимущество перед водителями авто?
Получается, что по краю проезжей части им нельзя ездить (в отличие от велосипедистов), т.к. тротуары есть везде, на перекрёстках надо спешиваться, т.к. там "зебра" будет. Только на велодорожках или полосе для велосипедистов. Но как там регулируется правила: помеха слева для СИМ, не главная дорога и выезд с тротуара - этому СИМ подчиняется?
Много катаюсь на СИМ, но ощущение, что это самый ущемленный транспорт: по проезжей части нельзя, по тротуарам в толпе нельзя, выехать на проезжую часть, если толпа на тротуаре нельзя и постоянно спешиваться. Любое ДТП с СИМ делает его сразу виновником.
где у СИМ преимущество перед водителями авто?
Например, когда они движутся прямо по велодорожке, а ТС надо из основной полосы повернуть направо (во двор или на перекрестке).
Можно.по проезжей части нельзя,
24.2(1). Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности:... по правому краю проезжей части дороги при соблюдении одновременно следующих условий:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов;
- средство индивидуальной мобильности оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.
Автор, с какой стати нельзя объезжать припаркованные авто на сим? Вы приравняли объезд препятствий к обгону?
Сергей-1362, автор приравнял объезд припаркованных не к обгону, а к движению не по краю ПЧ. Если у Вас есть доказательства того, что он не имел права делать такое приравнивание - welcome. Я в аналогичной ситуации на велосипеде объезжаю припаркованных по ПЧ, а не по тротуару, но кидать камни в автора по данному вопросу не стану.
Сергей-1362, изучите пункт 24.5 ПДД.