Новая иерархия категорий водительских прав

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Иерархия категорий прав

Добрый день, уважаемый читатель.

Во второй статье серии "Проект закона О БДД", речь вновь пойдет о нововведениях, которые могут быть внесены в указанный закон.

Напомню, что в первой части рассматривались нововведения, которые затрагивают минимальный возраст водителя для допуска к управлению транспортными средствами различных категорий.

Сегодня будут рассмотрены следующие вопросы:

Информация о законопроекте

04.10.2019 Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон О безопасности дорожного движения по вопросам допуска к управлению транспортными средствами" проходит независимую антикоррупционную экспертизу на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Обучение несовершеннолетних водителей по отдельным программам

Пункт 1 статьи 26 закона "О безопасности дорожного движения":

Лица, не достигшие 18-летнего возраста, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий "В", "С", "М" и подкатегорий "А1", "А2", "В1", "С1" после прохождения в установленном порядке соответствующего профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств категорий "В", "С", "М" и подкатегорий "А1", "А2", "В1", "С1" для лиц, не достигших 18-летнего возраста.

В данном абзаце речь идет о том, что несовершеннолетние водители для допуска к экзаменам в ГИБДД должны будут пройти обучение по специальным программам для лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Основная суть данного нововведения заключается в том, что несовершеннолетние будут учиться отдельно от остальных кандидатов в водители. Чем именно будут различаться программы, пока что сказать невозможно.

Однако можно с уверенностью говорить о том, что обучать по программам для несовершеннолетних будут лишь в ограниченном числе автошкол. Связано это с тем, что большинство кандидатов в водители имеют возраст старше 18 лет. А открывать отдельную группу ради одного-двух обучающихся в большинстве автошкол не будут.

Новая иерархия категорий прав

Напомню, что в настоящее время действует следующая иерарахия:

"Младшая" категория"Старшая" категория
А1А
B1 с мотоциклетной посадкой
или с мотоциклетным рулем
A
B1 без мотоциклетной посадки
и мотоциклетного руля
B
C1C
D1D
C1ECE
D1EDE
Млюбая категория

То есть водитель, имеющий старшую категорию из правой колонки, может управлять транспортными средствами, относящимися к младшей категории из левой колонки.

В законопроекте предусматривается новая, более сложная иерархия:

7. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории "A", подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегорий "A1" и "А2" и подкатегории "B1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории "B" - подкатегории "B1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории "C" - подкатегории "C1", категории "D" - подкатегории "D1", категории "CE" - категорий "ВЕ" и "DE" и подкатегорий "С1Е" и "D1E" (при наличии права на управление транспортными средствами категорий "В" или "D" или подкатегории "D1" соответственно), категории "DE" - категории "ВЕ" и подкатегорий "С1E" и "D1E" (при наличии права на управление транспортными средствами категории "В" или подкатегории "С1" соответственно), подкатегории "C1E" - категории "ВЕ" и подкатегории "D1E" (при наличии права на управление транспортными средствами категории "В" или подкатегории "D1" соответственно), подкатегории "D1E" - категории "ВЕ" и подкатегории "C1E" (при наличии права на управление транспортными средствами категории "В" или подкатегории "С1" соответственно); подкатегории "А2" - подкатегории "А1" и подкатегории "B1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из  категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории "M" с любым видом трансмиссии при условии отсутствия медицинских ограничений к управлению транспортными средствами данной категории.

Представим ее в виде таблицы:

"Младшая" категория"Старшая" категория
А1А
A2
А2А
B1 с мотоциклетной посадкой
или с мотоциклетным рулем
A
A2
B1 без мотоциклетной посадки
и мотоциклетного руля
B
BECE (при наличии B)
C1E (при наличии B)
DE (при наличии B)
D1E (при наличии B)
C1C
D1D
DECE (при наличии D)
C1ECE
DE (при наличии C1)
D1E (при наличии C1)
D1ECE (при наличии D1)
C1E (при наличии D1)
DE
Млюбая категория

Самое интересное нововведение в данном случае - это добавление в иерархию категорий с буквой Е на конце (для управления составами транспортных средств с прицепами). В настоящее время каждую из указанных категорий нужно получать отдельно, а для этого нужно проходить отдельное обучение и сдавать экзамены.

Если законопроект будет принят, то водителю будет достаточно получить только категорию CE (грузовики с прицепами). Она автоматически позволит ему возить тяжелые прицепы любыми транспортными средствами, категории которых открыты в правах.

Вывод, который можно сделать из этой части статьи. Если Вы планируете в будущем эксплуатировать транспортные средства с тяжелыми прицепами, то имеет смысл в первую очередь сдать экзамены на категорию CE.

Внимание! С 1 апреля 2024 года в России введена новая иерархия категорий, которая отличается от рассмотренной в данной статье.

Особенности сдачи на категорию DE

Напомню, что категория DE разрешает управлять автобусами с тяжелыми (тяжелее 750 кг) прицепами и сочлененными автобусами. Ранее эти понятия никак не разделялись, однако в новом законопроекте предусмотрен следующий пункт:

Лицам, сдавшим экзамены на право на управление транспортными средствами категории "DЕ" на сочлененном автобусе, предоставляется право на управление транспортными средствами данной категории только на сочлененном автобусе.

То есть для водителя будут возможны 2 варианта сдачи экзамена:

  • На автобусе с прицепом. В этом случае он сможет водить и автобусы с прицепами, и сочлененные автобусы.
  • На сочлененном автобусе. В этом случае водитель не сможет управлять автобусами с тяжелым прицепом.

Судя по всему для разделения водителей, сдавших экзамены по разным вариантам, будет введена какая-то дополнительная отметка в водительском удостоверении.

Не допуск нарушителей к экзаменам

И еще одно изменение в статью 26 закона "О БДД":

5. Лицам, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения и не имеющим при этом права управления транспортным средством либо лишенным такого права, допуск к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами и (или) выдача водительских удостоверений осуществляется по истечении срока в течение которого указанные лица считаются подвергнутыми данному административному наказанию.

Суть данного пункта сводится к тому, что если водитель, не имеющий прав или лишенный прав, сел за руль в состоянии опьянения и попался сотрудникам ГИБДД, то получение водительского удостоверения такому водителю придется отложить. Рассмотрим пункт более подробно:

1. Речь идет о водителях, которые управляли автомобилем в состоянии опьянения или отказались от освидетельствования на состояние опьянения.

2. Речь идет о водителях, лишенных прав или вообще не имеющих прав. Напомню, что наказание за такое нарушение предусмотрено частью 3 статьи 12.8 КоАП и представляет собой административный арест на 10-15 суток.

3. Указанные водители не будут допущены к экзаменам в течение срока, пока они считаются подвергнутыми наказанию. То есть если водитель ранее отбывал административный арест по части 3 статьи 12.8 КоАП, то он не сможет сдать экзамены и получить права в течение 1 года с момента окончания ареста.

В заключение хочу еще раз напомнить, что рассмотренный сегодня документ пока что находится в стадии проекта. То есть неизвестно, когда он будет принят и будет ли принят вообще. Если это произойдет, то данная статья будет обновлена.

А в следующей статье серии речь идет о пунктах законопроекта, связанных с использованием иностранных прав на территории России.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 9 мая 2024
Раздел: Законы в разработке
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев