Опознавательный знак "ГБО" в проекте нового перечня неисправностей

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Внимание! Новый Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств начал действовать с 1 сентября 2023 года. Данный документ подробно рассмотрен в следующей серии статей.

Проект перечня неисправностей в 2021 году

Добрый день, уважаемый читатель.

Данная статья является заключительной статьей серии "Проект перечня неисправностей". Напомню, что в данной серии рассматривается законопроект, который предлагает значительно расширить перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к ПДД).

Предшествующие статьи серии:

Проект перечня неисправностей - часть 1Проект перечня неисправностей - часть 2

Проект перечня неисправностей - часть 3Проект перечня неисправностей - часть 4

В данной статье будут рассмотрены следующие вопросы:

Информация о проекте документа

2021.02.22 Обсуждение проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090" №02/07/09-20/00108754 на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов завершено.

Требования к "кенгурятникам"

Для начала напомню, что в народе "кенгурятниками" называют элементы конструкции автомобиля (решетки из металлических труб), которые крепятся спереди от бампера и предназначены для защиты кузова автомобиля при движении по бездорожью. Кенгурятник может защитить машину на бездорожье, однако в случае столкновения с другим автомобилем или наезда на пешехода он может усугубить повреждения транспортных средств, а также вред, нанесенный жизни и здоровью участников происшествия.

В связи с этим, технический регламент таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" запрещает установку кенгурятников. Аналогичный пункт предлагают внести и в перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС:

9.17. На транспортные средства категорий M1 и N1 установлены конструкции, выступающие вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемые из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками.

Примечание. Допускается устанавливать конструкции, предусмотренные изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства и (или) прошедшие оценку соответствия в установленном порядке, а также металлические решетки массой менее 0,5 кг, предназначенные для защиты только фар, государственный регистрационный знак и элементы его крепления.

Рассмотрим особенности данного пункта:

  • запрет распространяется на автомобили категории B (легковые - М1 и грузовые - N1);
  • запрещены только кенгурятники из стали или из аналогичных по прочности материалов (то есть пластиковую решетку установить и узаконить вполне возможно);
  • запрет не действует на элементы конструкции, которые предусмотрены изготовителем автомобиля.

Требования к целостности бамперов

Требование, которое регламентирует повреждения бамперов, описано в пункте 9.19:

9.19. Допущены деформации вследствие повреждений или изменения конструкции передних и задних бамперов транспортных средств категорий M и N, при которых радиус кривизны выступающих наружу частей бампера (за исключением деталей, изготовленных из неметаллических эластичных материалов) более 5 мм.

Это пункт говорит о том, что радиус кривизны повреждений бампера не может составлять более 5 миллиметров. Говоря простыми словами, данный пункт разрешает использовать бампера, у которых торчат острые поврежденные части деталей (радиус повреждений меньше 5 мм), и не разрешает использовать бампера, имеющие плавные повреждения или изгибы (радиус более 5 мм).

Данное требование довольно странное, ведь оно полностью противоречит техническому регламенту таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств (приложение 8):

10.8. Деформации вследствие повреждений или изменения конструкции передних и задних бамперов транспортных средств категорий M и N, при которых радиус кривизны выступающих наружу частей бампера (за исключением деталей, изготовленных из неметаллических эластичных материалов) менее 5 мм, не допускаются.

То есть, технический регламент запрещает использовать бампера с "острыми" повреждениями (радиус менее 5 мм), а проект приложения к правилам дорожного движения, наоборот, запрещает использовать бампера с "плавными" повреждениями (радиус более 5 мм).

Судя по всему, законодатели просто допустили ошибку при оформлении пункта 9.19.

Также нужно обратить внимание на то, что рассматриваемые требования распространяются только на:

  • металлические бампера;
  • бампера из неметаллических неэластичных материалов.

Однако у большинства современных автомобилей бампера сделаны из различных видов пластика. Очевидно, что пластик - материал неметаллический. Однако законодательство не дает никаких пояснений по поводу того, какие пластики должны считаться эластичными, а какие - нет.

Так что новый пункт 9.19 вызывает больше вопросов, чем дает ответов.

Требования к креплению элементов автомобиля

9.7. Запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья не закреплены в местах, предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, за исключением внесения изменений в конструкцию транспортного средства в установленном порядке.

Данный пункт устанавливает требования к:

  • запасному колесу;
  • аккумулятору;
  • сиденьям автомобиля.

Указанные элементы должны располагаться на предусмотренных изготовителем автомобиля местах и должны быть закреплены.

Например, если для запасного колеса предусмотрено место под днищем автомобиля, то колесо должно находиться именно там. Переложить его в багажник нельзя.

Еще один пример. Если документация автомобиля не предусматривает возможность снятия сидений, то снимать сиденья самостоятельно (путем откручивания их креплений) не допускается. Отсутствие хотя бы одного сиденья может рассматриваться сотрудниками ГИБДД, как нарушение.

Требования к механизмам перемещения сидений

9.20. На транспортных средствах, оборудованных механизмами продольной регулировки положения подушки и угла наклона спинки сиденья или механизмом перемещения сиденья водителя (для посадки и высадки пассажиров), указанные механизмы не работоспособны. После прекращения регулирования или пользования эти механизмы автоматически не блокируются.

Пункт 9.20 вводит новые требования к механизмам регулировки сидений:

  • у всех сидений должны работать механизм продольной регулировки подушки и угла наклона спинки;
  • у водительского сиденья должен работать механизм перемещения, необходимый для посадки пассажиров (на автомобилях, не имеющих дверей для заднего ряда кресел).

Требования к герметичности систем автомобиля

9.21. Имеется каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств.

Пункт 9.21 запрещает эксплуатацию в том случае, если одна из систем автомобиля не герметична, то есть из нее вытекает масло или другая рабочая жидкость.

Наличие знака "Тихоходное ТС"

10.5. На транспортных средствах категорий M, N и O, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 40 км/ч, отсутствует опознавательный знак тихоходного транспортного средства, выполненный в соответствии с Правилами ООН № 69.

Данный пункт запрещает эксплуатацию тихоходных транспортных средств, у которых не установлен соответствующий знак:

Знак Тихоходное ТС

При этом пункт оказывается избыточным. Дело в том, что и в действующем перечне неисправностей (пункт 7.151) и в новом перечне неисправностей (пункт 10.9) речь идет о том, что эксплуатация автомобиля без опознавательных знаков из пункта 8 Основных положений (а в этом пункт входит и знак "Тихоходное ТС") запрещается.

Так что остается непонятным, для чего данную информацию решили продублировать.

Наличие знака "Длинномерное ТС"

10.6. На сочлененных транспортных средствах категории M, транспортные средства категории N3, кроме тягачей, буксирующих полуприцепы, и транспортные средства категории O, длина которых превышает 8 м, отсутствует опознавательный знак транспортного средства большой длины и грузоподъемности, выполненный в соответствии с Правилами ООН № 70.

Знак Длинномерное ТС

В данном случае ситуация со знаком "Длинномерное ТС" точно такая же, как и с рассмотренным выше знаком "Тихоходное ТС". Указание на то, что он входит в перечень неисправностей, было и ранее, а в проекте его решили продублировать.

Примечание. В пункте 10.6 не согласованы окончания у слов "транспортных", "транспортные", поэтому правильный смысл этого пункта сложно понять.

Наличие знака "ГБО"

10.7. На транспортных средствах категорий M2 и M3, использующие в качестве топлива сжиженный нефтяной газ (СНГ) или компримированный природный газ (КПГ), не нанесены опознавательные знаки, предусмотренные Правилами ООН № 67 и № 110 (в виде ромба зеленого цвета с каймой белого цвета. В середине знака располагаются буквы: "СНГ" или "КПГ". Горизонтальная диагональ ромба 110 - 150 мм, вертикальная диагональ ромба 80 - 110 мм, ширина каймы 4 - 6 мм, высота букв более 25 мм, ширина букв более 4 мм. Опознавательные знаки размещаются спереди и сзади, а также по правому борту транспортного средства снаружи дверей).

Знаки, указывающие на использование газобалонного оборудования, ранее в тексте ПДД не упоминались. Проект перечня неисправностей предлагает такие знаки ввести:

Знак КПГЗнак СНГ

Примечание. Знаки требуются только для автомобилей категорий М2 или М3, то есть на грузовики категории С. Установка знаков на легковые автомобили в любом случае не требуется.

Наличие цепей противоскольжения

10.8. Транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3, за исключением транспортных средств, относящихся к категории G, не укомплектованы цепями противоскольжения в зимний период (декабрь, январь, февраль), при условии отсутствия зимних шин.

Допускается не комплектовать транспортное средство категории M3 цепями противоскольжения в случае, если использование цепей противоскольжения на этом транспортном средстве невозможно в связи с особенностями его конструкции.

Примечание. Данное требование применяется по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также сроки, определяющие зимний период, могут быть изменены.

Пункт 10.8 перечня неисправностей говорит о том, что в зимнее время в грузовиках категории С и автобусах категории D, у которых отсутствуют зимние шины, должны иметься цепи противоскольжения (специальные устройства, которые устанавливаются на колеса автомобиля и помогают ему проехать заснеженный или обледеневший участок дороги).

В данном пункте вопросы вызывает примечание. Оно говорит о том, что пункт применяется по решению органов исполнительной власти субъекта РФ (отдельного региона). То есть требование вносится в текст единых для всех ПДД, однако в каждом регионе оно может работать по-своему, а по умолчанию оно вообще не работает.

Наличие тахографа

10.10. На транспортных средствах категорий М2, М3, N2 и N3 отсутствует, не работает (блокирован, модифицирован или неисправен) или не соответствует установленным требованиям тахограф или контрольное устройство (тахограф) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств.

Примечание. Данное требование применяется в случае, если транспортное средство подлежит оснащению тахографом в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации или контрольным устройством (тахографом) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)

Пункт 10.10 предусматривает новое условие, запрещающее эксплуатацию грузовика категории С или автобуса категории D в случае отсутствия тахографа. Напомню, что вопросы установки тахографов рассмотрены в отдельной статье на ПДД Мастер:

В заключение хочу напомнить, что в данной серии статей рассматривались только новые неисправности. Полный текст проекта содержит гораздо больше позиций, просто часть из них упоминается и в действующих ПДД.

А за любое из нарушений, предусмотренное перечнем, на водителя может быть наложено предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Также еще раз напоминаю, что выше рассматривается проект нормативного документа. То есть пока что не известно, когда он будет принят и будет ли принят вообще. В том случае, если появится дополнительная информация по документу, данная серия статей будет обновлена.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 18 октября 2023
Раздел: Законы в разработке
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев