Поворот направо на перекрестке

Поворот направо на перекрестке

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о повороте направо на перекрестке. Если говорить конкретнее, то будут рассмотрены нестандартные, так сказать "безвыходные" ситуации, которые могут возникнуть при приближении к перекрестку.

Напомню, что в статье "Подъезжаем к перекрестку. Какую полосу движения занять?" подробно рассматривалось приближении к перекрестку и выбор правильного положения на проезжей части.

Однако до сих пор не рассматривались ситуации при повороте направо, в которых вопреки требованиям ПДД занята правая полоса движения. Однако на практике в городах это встречается сплошь и рядом, и, по моим наблюдениям, многие водители не понимают, как себя правильно вести в обозначенной ситуации.

Именно поэтому сегодня и будет рассмотрен поворот направо на перекрестке в нестандартных ситуациях. Кроме того, будут рассмотрены и штрафы ГИБДД, которые могут быть наложены при повороте направо в нарушение правил.

Поворот направо по ПДД

Для начала предлагаю рассмотреть идеальную ситуацию, которая не вызывает никаких проблем у большинства водителей:

Поворот направо

Итак, поворот направо в данном случае необходимо осуществлять из крайнего правого положения на проезжей части в соответствии с пунктом 8.5 ПДД. Обратите внимание, что нужно не просто перестроиться в правую полосу, но и ехать как можно ближе к её правому краю.

Поворот направо в отсутствие разметки

Поворот направо в отсутствие разметки также обычно не вызывает никаких проблем:

Поворот направо при отсутствии разметкиПоворот направо при отсутствии разметки из второго ряда

Ситуация на левой картинке ничем не отличается от поворота при наличии разметки. Водитель занимает крайнее правое положение на проезжей части и выполняет поворот.

Что касается поворота направо, изображенного на правой картинке, то он осложняется припаркованным в непосредственной близости от перекрестка автомобилем. Тем не менее в этой ситуации большинство водителей занимают крайнее из возможных положение на проезжей части и без проблем выполняют поворот.

Поворот направо с левой полосы

Все рассмотренные выше ситуации обычно не вызывают проблем у водителей, не влекут нарушений ПДД и, следовательно, за них обычно не накладываются и штрафы ГИБДД. Однако того же самого нельзя сказать о ситуации, в которой поворот из правой полосы невозможен:

Безвыходная ситуация при повороте направо

На рисунке выше изображена ситуация, которая многих водителей вводит в ступор, т.к. поворот из правой полосы невозможен или почти невозможен. При этом обычно используются 2 способа поворота направо:

1. Удачная попытка "протиснуться" по правому ряду:

Удачная попытка протиснуться по правому ряду

Иногда автомобиль перед перекрестком стоит таким образом, что между ним и сплошной линией разметки остается достаточное расстояние для еще одной машины. В этом случае водителю удается успешно протиснуться по правому ряду и с чувством полного удовлетворения повернуть направо.

Недостатки этого способа:

  • Велика вероятность зацепить стоящий слева автомобиль (зеркалом, например);
  • Велика вероятность наехать на сплошную линию разметки, т.е. выполнить неудачную попытку "протиснуться" по правому ряду, которая будет рассмотрена ниже.

Поскольку попытка протиснуться удачная, то за её выполнение штрафы ГИБДД наложены быть не могут.

2. Неудачная попытка "протиснуться" по правому ряду:

Неудачная попытка протиснуться по правому ряду

Неудачная попытка протиснуться по правому ряду может быть как результатом того, что 2 автомобиля не поместились в правом ряду, так и результатом безысходности положения водителя. Действительно, по моим наблюдениям процентов 90 водителей не понимают как повернуть в сложившейся ситуации и поэтому продолжают движение прямо по сплошной линии разметки.

Подобный маневр является нарушением требований горизонтальной дорожной разметки и ведет к наложению административного штрафа в размере 500 рублей.

Давайте рассмотрим 3 способ, который позволяет в сложившейся ситуации повернуть направо без нарушения требований ПДД.

3. "Безопасный" поворот направо из левой полосы:

Поворот направо с левой полосы

В данном случае поворот направо из левой полосы является безопасным решением, которое не влечет штрафов ГИБДД. Действительно, подобный маневр выполняется в соответствии с требованиями ПДД, т.к. автомобиль не может повернуть из крайнего правого положения на проезжей части и в соответствии с пунктом 8.7 занимает другое положение.

Естественно, при повороте из левого ряда нужно помнить о том, что нельзя создать помех другим транспортным средствам. В данном случае другим транспортным средством может выступать красный автомобиль, который не знает пункта 8.7 правил и пытается выполнить неудачную попытку "протиснуться" по правому ряду:

Поворот направо из левой полосы

Итак, при повороте из левого ряда штрафы на водителя не могут быть наложены и этот вариант на практике является оптимальным.

Обратите внимание, что в этой статье рассматриваются перекрестки, на которых не установлены дорожные знаки, регламентирующие движение по полосам:

Знак 5.15.1 Направления движения по полосамЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосе

Например, если один из перечисленных выше знаков разрешает из второй справа полосы только движение прямо, то поворот с этой полосы будет являться нарушением требований дорожных знаков. За подобное нарушение предусмотрен административный штраф в размере 500 рублей.

Напоминаю, что с 1 сентября 2013 года увеличены штрафы за нарушение требований ПДД. Более подробную информацию о новых штрафах Вы можете получить, используя таблицу штрафов ГИБДД 2024 и 2025 года.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 5 сентября 2013
Раздел: Полезные советы
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
8 июля 2014 23:43
Khan5ter

У меня вопрос на миллион:

такая ситуация: я подъезжаю по второстепенной двухполосной дороге (по одной полосе в каждую сторону) к Т-образному перекрестку с главной четырехполосной дорогой (по две полосы в каждом направлении) и хочу повернуть направо. Смотрю налево по главной дороге по второй полосе (та, что ближе к центру) едет авто в метрах 20 и я поворачиваю направо на первую полосу (та, что ближе к обочине). На что водитель с главной дороги резко давит по тормозам напротив меня и начинает материть почем зря. Я здесь не считаю себя виноватым, т.к. даже вопрос в билетах ПДД есть с точно такой же ситуацией на котором я в свое время ошибся - и соответственно выучил этот урок навсегда (в вопросе ПДД "нужно ли уступать дорогу при повороте на право" слева приближался грузовик, я ответил обязательно нужно, второй ответ был не нужно и третий-ПРАВИЛЬНЫЙ - не нужно, если не будут созданы помехи движению грузовику - т.к. он двигается по другой полосе)

И где же истина???

9 июля 2014 08:44
Skel

Видимо, тот водитель посчитал, что ему создана помеха - возможно, он хотел перестроиться правее, или Вы при повороте заехали немного на вторую полосу (или слишком близко к нему), или слишком быстро выехали, напугав его. А, может, просто у него неудачный день, и ему нужно было выплеснуть эмоции. Не видя ситуации - одни догадки.

Если движение не сплошным потоком, то лучше дождаться, когда он проедет мимо, тем более 20 метров проезжаются за одну секунду.

9 июля 2014 18:28
wowick

Если мимо вас в метро в час пик проходя по поезду обтерся какой то человек, то вы скорее всего и внимания не обратите. А если вы три дня скакали по пустыне и ни одного человека не видели, и вдруг в вашу сторону на расстоянии сотни метров кто-то начнет движение, то вы реально напряжётесь...

27 июля 2014 23:20
Александр-47

Остановил инспектор ДПС за якобы поворот направо из левого ряда. Я же настаивал на том, что поворачивая направо, перестроился (ну или пересёк) ряды из левого в крайний правый. Инспектор ограничился предупреждением, но кто из нас прав? Инспектор утверждал, что я "пересёк" ряды. Я же утверждал, что я перестроился, ну, возможно, немного резко. В правилах же, вроде, не указанно как нужно перестраиваться, плавно или резко.

П.С. перед перестроением включил указатель поворота и пропустил весь транспорт которому мог бы создать помеху.

11 августа 2014 13:50
Serpiph

Остановил инспектор ДПС за якобы поворот направо из левого ряда. Я же настаивал на том, что поворачивая направо, перестроился (ну или пересёк) ряды из левого в крайний правый. Инспектор ограничился предупреждением, но кто из нас прав? Инспектор утверждал, что я "пересёк" ряды. Я же утверждал, что я перестроился, ну, возможно, немного резко. В правилах же, вроде, не указанно как нужно перестраиваться, плавно или резко.

П.С. перед перестроением включил указатель поворота и пропустил весь транспорт которому мог бы создать помеху.

Перестроение было выполнено заранее или прямо на перекрёстке?

16 мая 2018 21:25
Владимир-294

Еду по четырёхполосной дороге. Нужно повернуть на перекрёстке на право. Правая полоса обозначена как полоса для общественного транспорта. За 20 метров до перекрёстка весит Камера. Практически всегда на этом перекрёстке пробочка, не большая. Еду по второй полосе, за 20 метров пытаюсь перестроиться, чтобы не попасть в камеру, справа маршрутки и троллейбусы не дают! С заду сигналят! Что делать? Перестроиться раньше- уже попадал на 1500р. За сколько метров я должен перестроиться? И за сколько метров должны вешаться камеры? А то в городе какой-то кошмар стал!!!

1 июня 2018 20:29
Максим

Владимир, Вы можете перестроиться там, где начинается прерывистая линия разметки. Если прерывистой разметки нет, то выезжать на выделенную полосу Вы не должны.

Если прерывистая линия начинается раньше камеры, то Вы можете перестроиться до камеры, после чего оспорить штраф.

Удачи на дорогах!

6 июня 2018 13:00
Вячеслав-80

Владимир-294, заранее подавайте сигнал поворота направо, всем видом покажите, что не хотите никому создать помех, прижимайтесь как можно правее для перестроения, угрожающе выпячивайте бампер авто на правую полосу, но так, чтобы не пропускающий транспорт мог все еще проехать. Наберитесь терпения, как начинают вам сзади сигналить, сигнальте и вы в ответ (например будто, тому же не пропускающему вас транспорту) - по-человечески всем будет понятно, кто здесь не прав (тот , кто не пропускает вас перестроится). Если ситуация не меняется, включайте аварийку, выходите аккуратно, делайте вид, что у вас сломалась машина - посмотрите на глупую реакцию торопыжек сзади. С улыбкой сделайте извиняющийся вид. Но лучше стараться заранее прогнозировать такое перестроение, заранее сбрасывать скорость, включая поворотник (вас уже начнут обгонять), и вы сразу же пытаетесь найти "окно" для перестроения на прерывистой. Если готовиться заранее, то у вас будет в несколько раз больше времени, чем если вы внезапно или в последний момент примите решение о перестроении.

11 ноября 2018 20:56
Wowochka

Повернув направо со второй полосы будет сфоткан на камеру и получит штраф!

может проще в ПДД внести расстояние до разметки 1.1 скажем стоянка запретить на расстоянии 5 метров?

13 ноября 2018 16:20
Максим

Wowochka, подобный пункт в правилах уже есть:

12.4. Остановка запрещается:

...

в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

Черный автомобиль на изображениях в статье припаркован с нарушением. Это нарушение довольно распространенное и с ним можно столкнуться довольно часто.

Удачи на дорогах!

22 февраля 2022 14:45
meteorhost

Почему вообще надо занимать крайне правое положение на проезжей части для поворота направо, а при повороте налево разрешается в любую полосу повернуть? Пояснения, т.е. толкование логики авторов ПДД нигде нет.

22 февраля 2022 18:10
Mishutka

meteorhost,

Во-первых, "крайнее положение на ПЧ" требуется занимать не при повороте, а заблаговременно перед поворотом. Причем соответствующее крайнее как при правом, так и при левом повороте. Так что непонятно это противопоставление сторон в данном контексте. Если говорить о траектории правого поворота, то надо не в крайнем положении двигаться, а "по возможности ближе к правому краю", что несколько более мягкое требование, видимо, рассчитанное на то, чтобы не затруднять без крайней необходимости встречным поворот налево.

Во-вторых, "почему при левом повороте не требуется завершать его именно в левой полосе поперечной дороги" - это вопрос риторический. Вам подойдет любой вариант ответа, который устроит Вас. Другому подойдет другой. Причем всем остальным совершенно нет никакого дела, как кто-то сам себе объясняете это, так как это никак не влияет на его обязанности на дороге. Если Вас всё-таки интересует, как я себе это объясняю (и даже в мыслях нет гадать, так или не так объяснял его себе автор русского текста ПДД) - то вот так:

Правая полоса используется не только для движения, но и для остановки/стоянки. Запрет на левый поворот в правую полосу будет затруднять остановку (например, для высадки пассажира) сразу за поворотом. При этом разрешение поворачивать налево в правую полосу не мешает встречным делать туда свой правый поворот, так как выполняющий левый поворот уступает им дорогу по соответствующему пункту ПДД.

22 февраля 2022 19:04
GDW nik

meteorhost, во первых - по возможности ближе к правому краю ПЧ - для правого поворота;

во вторых - любую попутную полосу - для левого поворота.

ИМХО, при выполнении поворотов этими требованиями решаются две задачи - обеспечить максимальную пропускную способность.

И максимально разделить транспортные потоки противоположных направлений при этом.

Ну, и не забываем про выполнение второго абзаца п 9.4 ПДД.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев