Выбор полосы движения перед перекрестком
Добрый день, уважаемый читатель.
Во второй статье серии "Правила проезда перекрестков" рассмотрим пункты правил дорожного движения, связанные с выбором правильной полосы движения.
Напомню, что в предшествующей статье речь шла о том, что такое перекресток, и где проходят его границы.
Существуют две основные задачи, которые нужно решить заблаговременно, т.е. до того, как автомобиль подъехал к перекрестку:
- Выбрать правильную полосу движения. Об этом речь пойдет ниже.
- Определить разновидность перекрестка. Это вопрос рассмотрен в следующей статье.
Содержание статьи:
- Какую полосу движения занять перед перекрестком?
- Перекресток без знаков и разметки.
- Перекресток со знаками 5.15.1 или 5.15.2.
- Перекресток с разметкой 1.18.
- Перекресток со знаками 5.15.1 или 5.15.2 и разметкой 1.18.
Какую полосу движения занять перед перекрестком?
Ответ на этот вопрос в первую очередь зависит от того, в какую сторону Вы намерены продолжить движение (прямо, налево, направо или в обратном направлении). При этом также нужно учитывать требования дорожных знаков и разметки, указывающих разрешенные направления движения по полосам.
Примечание. В рамках этой статьи будут рассматривать только перекрестки без трамвайных путей. Ситуации с трамвайными путями рассмотрены в отдельной статье.
Перекресток без знаков и разметки, указывающих направления движения по полосам
Если перед перекрестком нет ни знаков 5.15.1 и 5.15.2, ни разметки 1.18, то расположение автомобиля регламентируется пунктом 8.5 правил дорожного движения:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Если на таком перекрестке Вы собираетесь повернуть направо, то Вам необходимо предварительно занять крайнее правое положение на проезжей части, т.е. крайнюю правую полосу.
Если на перекрестке Вы собираетесь повернуть налево или развернуться, то Вам необходимо заблаговременно занять крайнюю левую полосу.
Если же Вы хотите проехать прямо, то можно занять абсолютно любую полосу. В том числе крайнюю левую или крайнюю правую.
Автомобиль | Разворот | Поворот налево | Движение прямо | Поворот направо |
Зеленый | + | + | + | |
Белый | + | |||
Синий | + | + |
Перекресток со знаками 5.15.1 или 5.15.2
Речь идет о перекрестке, перед которым есть знаки, определяющие направления движения по полосам, но нет разметки 1.18.
Обратимся к описанию знаков 5.15.1 и 5.15.2 в правилах дорожного движения:
5.15.1 "Направления движения по полосам". Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.
5.15.2 "Направления движения по полосе". Разрешенные направления движения по полосе.
Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.
Если на перекрестке установлены приведенные выше знаки, то нужно руководствоваться ими при выборе положения на проезжей части.
Для поворота направо нужно выбрать полосу, над которой установлен знак, разрешающий поворот направо. Для поворота налево или разворота - знак, разрешающий поворот налево.
Что касается движения прямо, то в отличие от предыдущего случая, его не получится выполнить с любой полосы. Следует выбрать полосу, знак над которой разрешает движение прямо.
Автомобиль | Разворот | Поворот налево | Движение прямо | Поворот направо |
Зеленый | + | + | ||
Белый | + | |||
Синий | + |
Перекресток с разметкой 1.18
Рассмотрим описание разметки 1.18 из правил дорожного движения:
1.18 - казывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот;
Стрелки на разметке 1.18 имеют то же значение, что и стрелки на знаках, рассмотренных выше. Т.е. чтобы выполнить маневр в нужном Вам направлении, нужно занять полосу, разметка на которой разрешает этот маневр выполнить.
Автомобиль | Разворот | Поворот налево | Движение прямо | Поворот направо |
Зеленый | + | + | ||
Белый | + | |||
Синий | + |
Перекресток со знаками 5.15.1 или 5.15.2 и разметкой 1.18
Этот вариант самый сложный из рассматриваемых сегодня.
Как правило, дорожная разметка дублирует соответствующие знаки, и в этом случае никаких проблем не возникает. Однако на практике значения знаков и разметки могут противоречить друг другу.
В случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
Т.е. в случае противоречия знаков и разметки нужно выбирать полосу движения в соответствии с дорожными знаками 5.15.1 или 5.15.2.
Автомобиль | Разворот | Поворот налево | Движение прямо | Поворот направо |
Зеленый | + | |||
Белый | + | |||
Синий | + |
Примечание. Если Вы встретите подобную ситуацию на практике, то имеет смысл в письменном виде обратиться в ГИБДД. В заявлении укажите, что организация дорожного движения на перекрестке некорректная и предложите вариант ее исправления (замену знака или разметки).
В этой статье речь шла о том, как выбрать правильную полосу движения перед перекрестком. Однако это не единственная задача, которую нужно решить до въезда на перекресток. В следующей статье Вы узнаете о том, как определить тип перекрестка.
Удачи на дорогах!



















Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, если дорожная разметка нанесена и видна только в теплый период времени, а при отрицательных температурах местами находится снежный покров, который частично или полностью закрывает разметку, можно ли пользоваться этой разметкой при движении транспортных средств. Дорожные знаки отсутствуют. Спасибо.
А как Вы хотите этой разметкой пользоваться, если ее не видно. Если только по памяти с «теплого периода».
Если нет разметки или она «нечитаемая», то придется ездить так, как будто ее нет.
Простой пример:
ПДД
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
Летом на данном участке имеется двойная сплошная, что запрещает поворот налево (скажем во двор) и разворот. Зимой при отсутствии разметки, можно и во двор повернуть и развернуться. Знаков же, как не было, так и нет!
По поводу видимости разметки: после снегопада образуется накат естественно разметку не видно, а после отчисти дорожными службами полотна, разметку видно. В моем случае, автодорога имеет по две полосы прямо в каждом направлении и выделена третья полоса за 30 метров до перекрестка на лево, она не является встречной полосой, т.к. аналогичная дорожная разметка имеется на встречном движении, то есть две полосы прямо, а третья полоса, так же выделена за 30 метров до перекрестка для поворота на лево, то есть является зеркальной перед перекрестком. Вопрос остается прежним, как ездить. Заранее спасибо.
Я буду рассуждать, как гость Вашего города, впервые заехав на данный участок дороги. Если нет ни каких знаков, то:
1. Если есть видимая, по крайней мере, читаемая разметка, то конечно я проеду согласно разметке.
2. Если разметки нет, то на встречную полосу, ни при каких обстоятельствах не выеду. В некоторых случаях чревато лишением ВУ.
Это согласно ПДД.
Во многих городах есть «выработанные традиции» проезда перекрестков. Ездят по привычке. Но если случится ДТП (вариант 2), то виноват будет тот, кто выехал на встречку.
Здравствуйте. Если я выехал на разрешающий сигнал светофора на перекресток, происходит ДТП с автомобилем, который поворачивал на лево. По видеорегистратору видно, что как минимум две секунды для него горел желтый сигнал светофора, ГИБДД трактует это как:
- для него, при включении запрещающего сигнала светофора, при отсутствии стоп линии, не выполнил требования об остановке на перекрестке перед пересекаемой проезжай частью, не создавая помех для пешеходов, в результате чего совершил столкновение;
- для меня, при включении разрешающего сигнала светофора не выполнил обязанности уступить дорогу автомобилю.
Первопричина ДТП является автомобиль, выехавший на запрещающий светофор.
Подскажите, пожалуйста, почему ГИБДД постановила факт обоюдной вины, т.е. подъезжая к перекрестку на зеленый свет светофора, надо остановиться и убедится в том, что никто не выезжает на желтый свет?
ПДД:
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16 "Стоп"), а при ее отсутствии:- на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
- перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
- в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
...
13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.
Именно п. 6.14 многие и пользуются, мотивируя своё движение на жёлтый сигнал светофора после зелёного. Доказать обратное очень тяжело. Поэтому не торопитесь на начало зелёного сигнала светофора выезжать на перекрёсток, особенно в Москве.
Отсюда и обоюдка.
А вот интересно, имеет ли какую-либо силу знак 5.15.1, установленный сразу после перекрестка, если до ближайшего перекрестка за ним намного больше 150м? Согласно ГОСТ 52289 дублирующие знаки устанавливаются за 50-150м, а сам рассматриваемый знак призван указывать направления движения по каждой из полос именно на перекрестке. Смысл вопроса в том, может ли такой знак нести в себе запрет разворота или поворота налево при отсутствии запрещающей разметки и других знаков. Речь конечно же о знаке, на котором указано для левой крайней полосы движение только прямо.
ПДД:
5.15.1 "Направления движения по полосам". Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.
Знак 5.15.1 устанавливается перед перекрестком. Если он установлен сразу после перекрестка, то его действие распространяется до ближайшего перекрестка. Соответственно он регламентирует и проезд самого перекрестка. Получается, что в Вашем примере необходимо двигаться только прямо. Поворот и разворот с левой полосы, запрещен.
Если он установлен не по ГОСТу, то это ни дает Вам ни какого права игнорировать его предписание. В ПДД не сказано, на каком расстоянии до перекрестка должен быть установлен данный знак. Ну ГОСТы водитель знать не обязан, он обязан соблюдать ПДД.
Хорошо, а если на таком знаке по правой крайней только прямо, то мне не только налево (во двор, скажем), но и направо нельзя повернуть будет?
А разве заезд во двор это перекресток? На перекрестке повернуть направо нельзя, там еще и «кирпич» может висеть, а во двор заезжайте, он же до перекрестка.
А разве заезд во двор это перекресток? На перекрестке повернуть направо нельзя, там еще и «кирпич» может висеть, а во двор заезжайте, он же до перекрестка.
Так в моем вопросе речь и не о перекрестках вовсе. Перечитай, пожалуйста, - вкратце: знак стоит до перекрестка, по всем полосам только прямо. И если налево, исходя из ответа, нельзя, то в таком случае и направо нельзя? В обоих случаях не перекресток, а во двор.
Действие знаков 5.15.1 распространяется на перекресток. Так что до перекрестка их можно игнорировать. Для Вашего случая (въезд во двор или прилегающею территорию) должны быть установлены запрещающие или предписывающие знаки. Например 3.18.1 (3.18.2) или 4.1.1. Если нет этих знаков и запрещающей разметки, то поворачивайте куда хотите.
Если нет этих знаков и запрещающей разметки, то поворачивайте куда хотите.
Ну в этом и вопрос жеж был ))) Если нет знаков и разметки, запрещающих, то можно ли... Только, наверное, не совсем "игнорировать" - они все же число полос устанавливают. И очень хотелось бы усугубить вопрос - уточнить один момент. Исходные данные те же, знак 5.15.1 после перекрестка (например, три полосы прямо), других знаков нет, разметки нет, слева трамвайные пути. Поворот налево выполнять с трамвайных путей или же с левой крайней полосы?
Если нет этих знаков и запрещающей разметки, то поворачивайте куда хотите.Ну в этом и вопрос жеж был ))) Если нет знаков и разметки, запрещающих, то можно ли... Только, наверное, не совсем "игнорировать" - они все же число полос устанавливают. И очень хотелось бы усугубить вопрос - уточнить один момент. Исходные данные те же, знак 5.15.1 после перекрестка (например, три полосы прямо), других знаков нет, разметки нет, слева трамвайные пути. Поворот налево выполнять с трамвайных путей или же с левой крайней полосы?
Наверно Вы правы. Да и сам п 8.5 не относиться конкретно к перекрестку.
ПДД:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
ИМХО: Поворачивать налево необходимо с левой полосы, а не с трамвайных путей.
Похоже, это знак 5.15.8 для указания количества полос.
Вряд ли. На данном знаке должны быть нанесены и запрещающие знаки, что полностью исключает противоречия движения по полосам.
5.15.8 "Число полос". Указывает число полос движения и режимы движения по полосам. Водитель обязан выполнять требования знаков, нанесенных на стрелки.
Какой цвет фона знака? Знак 5.15.1 и 5.15.8 отличаются цветом фона (тёмный и светлый).
ГОСТ Р 52290-2004
3.9 На знаках 5.15.1-5.15.4, 5.15.7, 5.15.8 допускается наносить изображения других знаков, информирующих об особенностях или режимах движения.
Можно и не наносить, как и на 5.15.1. Также нет в ГОСТе разделения синего на темный и светлый.
Похоже, это знак 5.15.8 для указания количества полос.
Что касается моего вопроса - это точно 5.15.1 ))
не с трамвайных путей.
да, действительно, 8.5. не конкретно о перекрестке же
Можно и не наносить, как и на 5.15.1. Также нет в ГОСТе разделения синего на темный и светлый.
Да, согласен. Почему-то 5.15.8 любят рисовать в светлой гамме.
Скорее 5.15.1 и 5.15.8 отличаются наличием/отсутствием прерывистых линий между стрелками.
Да и 5.15.1 устанавливается не прямо перед перекрёстком, а в начале разделения полос разметкой 1.1 + предварительный знак за 50-150 м от основного знака. Может там где-то остатки разметки есть?
не с трамвайных путей.да, действительно, 8.5. не конкретно о перекрестке же
Значит, на перекрестке руководствуемся знаками 5.15.1. Вне перекрестка используем знак, как Вы правильно заметили:
«Только, наверное, не совсем "игнорировать" - они все же число полос устанавливают»
Может там где-то остатки разметки есть?
Там, где 5.15.1 стоят после перекрестка, а это только после некоторых перекрестков на определенном участке дороги, время от времени есть разметка (1.2.1 наверное, сплошная линия в общем), но вот сейчас после зимы разметку нанесли, а сплошной нет, т.е. получается где-то знак стоит, разметки нет, поворачивать налево можно, но только с левой крайней, а после следующего перекрестка ни знака, ни разметки нет, значит поворачивать с трамвайных путей налево, дальше едем - опять знак и т.д. Вот я и хотел уточнить, чтобы не "напороться", насчет мест, где знак все же есть ))) Теперь все ясно. Хотя по сути там все же должна быть разметка - это мы уже просто "пользуемся случаем" ))
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства. Возникает ли ответственность водителя маршрутного транспортного средства при ДТП совершенного в случае "нарушения" им этих знаков?
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства. Возникает ли ответственность водителя маршрутного транспортного средства при ДТП совершенного в случае "нарушения" им этих знаков?
Именно вследствие "нарушения" указанных знаков не возникает. Может возникнуть по другим причинам (например, по правилу "правой руки").
Если разметка не продублирована знаком, как я должен сканировать сквозь плотный поток?
В плотном потоке при отсутствии знаков, я игнорю разметку "движение по полосам".
Игорь, достаточно посмотреть на полосу движения, по которой Вы едете. В каком направлении указывает стрелка, туда и придется ехать.
Удачи на дорогах!
какой штраф может быть вменём велосипедисту если он осуществит проезд перекрестка прямо от правого края пч игнорируя знаки "Направления движения по полосам". если в правой полосе висит знак
какой законный приоритет и очередность проезда в такой ситуации имеет велосипедист относительно поворачивающего направо потока машин?
как и из какого положения на пч проежать перекрестки велосипедисту где 2 полосы с правого края пч имеют знаки
или ещё хужэ
strat0rr, размер штрафа составит 800 рублей.
Рекомендую Вам при управлении велосипедом просто пропускать поворачивающие транспортные средства. Лучше пару минут подождать, чем пол года лечиться, пусть и за чужой счет.
Также рекомендую Вам изучить статью про расположение велосипедистов на проезжей части.
Удачи на дорогах!
strat0rr В соответсвии со знаками нужно проезжать, т.е. перестроиться на самую правую полосу из тех, которые разрешают движение прямо, проехать перекрёсток и вернуться в крайнюю правую полосу. Перестроение в обоих случаях надо осуществлять показывая манёвр рукой и внимательно контролируя заднюю полусферу. -)
перестроиться на самую правую полосу из тех, которые разрешают движение прямо, проехать перекрёсток и вернуться в крайнюю правую полосу.
Как быть, при этом, с п 24.2 ПДД? Там велосипедисту допускается движение только по правому краю ПЧ.