Категорирование автобусов и других транспортных средств
Добрый день, уважаемый читатель.
Федеральный закон №16 "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 года говорит о том, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию.
В связи с этим у организаций и индивидуальных предпринимателей возникают вопросы по поводу того, нужно ли категорировать те или иные автомобили или автобусы. В этой статье будут рассмотрены нормативные документы, дающие ответ на данный вопрос.
- Какие ТС подлежат категорированию?
- Перечень исключений, не подлежащих категорированию.
- Нужно ли проходить категорирование перед получением лицензии?
Какие ТС подлежат категорированию?
В первую очередь обратимся к статье 1 закона "О транспортной безопасности", в которой расшифровываются основные понятия. В том числе и понятие транспортное средство:
11) транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:
а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение, выдаваемое в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 13 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Таким образом, категорированию подлежат 3 группы транспортных средств:
- используемые для регулярных перевозок (общественный транспорт);
- используемые для перевозок по заказу;
- используемые для перевозки опасных грузов.
Причем в данном пункте транспортные средства не делятся на легковые автомобили, грузовики и автобусы. То есть из закона следует, что категорирование нужно в том числе и на легковые автомобили.
Обратите внимание, в приведенный выше список не попадают перевозки для собственных нужд организации. То есть если автобус возит пассажиров для собственных нужд, то на него нужно получить лицензию, но категорирование не требуется.
Перечень исключений, не подлежащих категорированию
Внимание! Приказ Минтранса №196 "Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта" от 23.07.2014, который предусматривал перечень исключений, утратил силу 31 января 2021 года.
Новый Приказ Минтранса №331 "Об определении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта" от 28.08.2020 не содержит аналогичного перечня. То есть в 2025 году исключений нет.
До 31 января 2021 года можно было обратиться к Приказу Минтранса №196 "Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта" от 23.07.2014.
II. Транспортные средства
Автомобильный транспорт
Транспортные средства автомобильного транспорта категории M1, выполняющие перевозки пассажиров по заказу
Транспортные средства автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки по заказу в целях оказания ритуальных услуг
Автомобильные прицепы, автомобильные полуприцепы, используемые для перевозки опасных грузов
Транспортные средства категории M2 и M3, используемые для перевозки учащихся от места проживания к месту обучения и обратно, на безвозмездной основе
До 2021 года в перечень исключений входили следующие транспортные средства:
- Легковые автомобили, выполняющие перевозки пассажиров по заказу (такси).
- Транспортные средства для ритуальных услуг.
- Прицепы и полуприцепы для перевозки опасных грузов.
- Школьные автобусы.
Примечание. Грузовые автомобили категории В, которые также могут использоваться в качестве такси, в перечень исключений не попадали, т.к. они относятся к категории N1.
Нужно ли проходить категорирование перед получением лицензии?
С 1 марта 2019 года действует новое Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, которое подробно рассмотрено в отдельной статье:
Если говорить коротко, то лицензию теперь должны получать все организации, эксплуатирующие автобусы.
После введения данного документа у водителей и организаций стали возникать вопросы по поводу того, нужно ли проходить категорирование перед получением лицензии. Вопрос возникает из-за того, что в старом Положении о лицензировании, которое утратило силу 1 марта, подобное требование, действительно, было.
Однако в новом Положении такого требования нет. То есть получение лицензии и категорирование - это не связанные процедуры.
Тем не менее, если в организации есть автобус для регулярных перевозок или перевозок по заказам, который не попадает в приведенный выше список исключений, то такой автобус должен быть включен в реестр категорированных объектов.
Удачи на дорогах!
А требуется ли категорирование для ТС, которые возят опасные грузы (солярку, бензин), для собственных нужд предприятия?
Михаил-273, в законе "О транспортной безопасности" не делаются исключения для собственных нужд предприятия. То есть, если для перевозки опасных грузов требуется специальное разрешение, то и категорирование необходимо.
Удачи на дорогах!
Доброго времени суток! В организации есть транспорт (на базе автомобилей с кунгами "вахтовки") для перевозки работников предприятия. Необходимо ли их вносить в реестр категорированных ТС?
Шамиль-8, здравствуйте.
Если пассажиры перевозятся для собственных нужд (не по заказу и не в общественном транспорте), то категорирование не требуется.
Удачи на дорогах!
Доброго времени суток! Автобус кат.Д. в ритуалке .... лиценция нужна?
Оксана-78, здравстсвуйте.
Автобус не попадает в перечень исключений, а значит на него требуется лицензия.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте! Всё-таки непонятно, нужно ли категорирование легковым такси?
Сергей-1001, здравствуйте.
С 31 января 2021 года список исключений отменили. То есть получается, что категорирование требуется. Найти документ, в котором бы говорилось об обратном, мне не удалось.
Удачи на дорогах!
Мы занимаемся подвозом детей в школы на школьных автобусах. Сейчас школьные автобусы не попали в список исключений. Так нужно ли нам категорироваться и нужно ли подавать информацию вРосавтодор для включения в Реестр т/с автомобильного транспорта. Подвоз осуществляем на безвозмездной основе, но с заключением договора фрахтования.
Надежда-81, рекомендую Вам обратиться в Ространснадзор за консультацией.
Пока что все выглядит так, что школьным автобусам требуется категорирование. Однако не исключено, что планируется возвращение списка исключений в каком-то новом нормативном документе и в Ространснадзоре об этом могут знать.
Удачи на дорогах!
Организация получила лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В составе вида деятельности заявлено два вида работ: перевозка пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства и перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд. Фактически организация выполняет только перевозки для собственных нужд, никаких договоров перевозки и фрахтования не заключает. Обязана ли организация направлять сведения в Федеральное дорожное агентство в целях включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в соответствии с п.4 ст. 6 ФЗ О транспортной безопасности?
Юлия-245, в статье 1 закона "О транспортной безопасности" речь идет про "используемые" для коммерческих перевозок ТС. Если ТС для этого не используется, то и категорирование не требуется.
Государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения является поставщиком социальных услуг. В собственности учреждения находятся транспортные средства: 1. Renault Duster, категория В; Lada GRNTSJ, специализированное транспортное средство для перевозки инвалидов, категория В; Citroen Jumper 22430J, специализированное транспортное средство для перевозки инвалидов, категория В. Все вышеперечисленные автомобили лицензированию не подлежат. Однако, получено представление Прокуратуры, что учреждение в соответствии с положениями частей 1.3-1.5 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16 обязано разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, а также полную и достоверную информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Закона. Вопрос: обязано ли учреждение при наличии более одного транспортного средства, категории В направлять сведения в ФДА в целях включения в Реестр, в соответствии с п.4 ст. 6 ФЗ № 16-ФЗ "О транспортной безопасности"?
Наталья-428, изучил пункты нормативных документов, которые Вы указали. Судя по всему, требования прокуратуры законны, т.к. никаких исключений для транспортных средств категории В нормативные документы не делают.
Удачи на дорогах!