Новые правила получения лицензии на автобусные перевозки с 1 января 2021 года
Добрый день, уважаемый читатель.
С 1 марта 2019 года получение лицензии является обязательным для автобусов, не только занимающихся коммерческими перевозками, но и для автобусов, которые перевозят пассажиров для собственных нужд организаций. Подробная инструкция по получению лицензий приведена в отдельной статье.
Нормативный документ, который регламентирует правила получения лицензии на автобусные перевозки - положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Текущее положение действует с 1 марта 2019 года по 31 декабря 2020 года. С 1 января 2021 года начнет действовать новый документ, который носит точно такое же название. И не смотря на то, что название документа будет сохранено, в его текст внесены многочисленные дополнения. Именно о них речь пойдет сегодня:
- Подача заявления на лицензию в электронном виде.
- Проверка аттестации и медицинской лицензии заявителя.
- Изменение сведений об автобусе в реестре лицензий.
- Основания для отказа при добавлении автобуса в реестр.
- Автоматическое исключение автобуса при окончании договора аренды.
- Новые нарушения для расчета степени риска.
Подача заявления на лицензию в электронном виде
6. Для получения лицензии на лицензируемую деятельность соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии на лицензируемую деятельность, предусмотренное частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", с приложением следующих документов:
6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов) заявление о предоставлении лицензии, предусмотренное частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, и следующие прилагаемые к нему документы:
Итак, положение, действующее до 31 декабря 2020 года предлагает подавать заявление на получение лицензии лично, заказным письмом или в электронном виде. Новое положение, которое начнет действовать с 1 января 2021 года, в качестве основного варианта предлагает подачу заявления в форме электронного документа.
Однако это не означает, что будет запрещено подать заявление лично или отправить его заказным письмом:
7. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения, соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, на бумажном носителе или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Пункт 7 говорит о том, что при желании заявление можно подать:
- лично в лицензирующий орган;
- лично в МФЦ;
- заказным письмом.
То есть все варианты, которые предлагались ранее, сохранены, но в приоритете с 1 января 2021 года будет подача зяавлений в электронном виде.
Проверка аттестации и медицинской лицензии заявителя
Рассмотрим дополнительный абзац, который добавлен в пункт 6 положения о лицензировании
В случае если соискатель лицензии является ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошел в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, и (или) имеет лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), проверка наличия документов, подтверждающих наличие такой аттестации и (или) лицензии, осуществляется лицензирующим органом без представления соискателем лицензии копий документов, подтверждающих наличие такой аттестации и (или) лицензии.
В данном пункте речь идет о следующей ситуации. Организация, эксплуатирующая автобусы, должна проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей и предрейсовый технический контроль автобусов. Если организация занимается указанными проверками самостоятельно, то для проведения технического контроля у нее должен быть сотрудник, прошедший соответствующую аттестацию, а для медицинских осмотров должна быть получена медицинская лицензия.
Так вот, при получении лицензии на перевозку пассажиров или иных лиц не требуются документы, подтверждающие наличие медицинской лицензии и прохождение аттестации соискателем. Проверить наличие указанных документов лицензирующий орган должен самостоятельно.
Изменение сведений об автобусе в реестре лицензий
До 31 декабря 2020 года положение о лицензировании предусматривает следующие операции:
- добавление автобуса в реестр лицензий;
- исключение автобуса из реестра;
- изменение государственного регистрационного номера в реестре.
При этом на практике организации, эксплуатирующие автобусы, могут столкнуться с такой проблемой. Если организация покупает автобус, который ранее был включен в реестр лицензий другой организацией, то она не может включить это автобус в реестр от своего имени. Это связано с тем, что автобус не может упоминаться в реестре дважды.
В этом случае новому владельцу автобуса приходилось сначала обращаться к предыдущему собственнику, который должен был исключить автобус из реестра, а лишь затем подавать новое заявление на включение автобуса в реестр от своего имени.
С 1 января 2021 года ситуация станет проще, т.к. в положении о лицензировании появилась новая процедура - изменение сведений об автобусе:
13. В случае изменения сведений об автобусе, указанных в реестре лицензий (изменение государственного регистрационного номера автобуса, изменения срока действия договора аренды (лизинга) автобуса, вступление лицензиата в права владения автобусом, в том числе на основании договора аренды, заключенного с другим лицензиатом, который в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет этим автобусом), лицензиат представляет в лицензирующий орган заявление об изменении сведений об автобусе с приложением документов, подтверждающих такие изменения, в том числе права владения автобусом. В заявлении об изменении сведений об автобусе указываются:
а) наименование лицензиата (наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) номер и дата выдачи (день, месяц, год) лицензии;
г) включенные в реестр лицензий сведения об автобусе, подлежащие изменению;
д) способ направления лицензиату информации о решениях, принимаемых лицензирующим органом.
Процедура изменения сведений об автобусе требует указать в заявлении те же самые сведения, что и при первичном добавлении автобуса в реестр. А основное отличие состоит в том, что изменить сведения можно об автобусе, который уже включен в реестр. Например, это может потребоваться при:
- изменении регистрационного номера автобуса;
- изменении срока договора аренды или лизинга;
- изменении собственника автобуса (продаже автобуса);
- сдаче автобуса в аренду.
17. В срок, не превышающий одного рабочего дня со дня получения предусмотренных пунктом 13 настоящего Положения заявления и прилагаемых к ним документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений и принимает решение об удовлетворении соответствующего заявления или об отказе в его удовлетворении.
При этом сведения об автобусе в реестре должны быть обновлены в течение 1 рабочего дня. То есть процедура изменения данных происходит быстрее, чем первичное включение автобуса в реестр (в течение 3-х рабочих дней).
Основания для отказа при добавлении автобуса в реестр
В новом положении о лицензировании по перевозке пассажиров и иных лиц появился пункт 18, описывающий основания для отказа в изменении сведений об автобусе или во включении в реестр нового автобуса:
18. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о включении сведений об автобусах в реестр лицензий, заявления об изменении сведений об автобусах в реестре лицензий и заявления об исключении сведений об автобусах из реестра лицензий являются:
а) наличие в соответствующем заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
б) представление заявления о включении сведений об автобусе в реестр лицензий или заявления об изменении сведений об автобусе в реестре лицензий в отношении автобуса, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат (за исключением заявления об изменении сведений об автобусе, связанных с заключением договора аренды с другим лицензиатом, который в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет этим автобусом).
Предусмотрены 2 основания для отказа:
- наличие недостоверной информации в поданных документах;
- наличие в реестре сведений о том, что автобус принадлежит другому лицензиату (кроме заключения договора аренды).
При этом второе основание для отказа вызывает вопросы, т.к оно не согласуется с информацией, приведенной в рассмотренном выше пункте 13.
Напомню, пункт 13 говорит о том, что изменить сведения об автобусе можно при вступлении лицензиата в права владения автобусом, то есть о любых сделках, предусматривающих смену владельца. Однако пункт 18 говорит о том, что изменить сведения о владельце можно только в случае передачи автобуса в аренду.
Автоматическое исключение автобуса при окончании договора аренды
Новый пункт 21 положения о лицензировании предусматривает условия, при которых автобус исключается из реестра лицензий автоматически:
21. Лицензирующий орган принимает решение об исключении из реестра лицензий сведений об автобусе лицензиата в случае, если до истечения 10 дней со дня окончания срока действия договора аренды (лизинга) автобуса лицензиат не представит в лицензирующий орган заявление, предусмотренное пунктом 13 настоящего Положения, содержащее сведения о продлении срока действия договора аренды (лизинга) автобуса или вступлении лицензиата в права владения автобусом по окончании договора лизинга. В день принятия такого решения лицензирующий орган исключает соответствующие сведения из реестра лицензий, а также направляет лицензиату выписку из этого решения.
То есть, если автобус включен в реестр на основании договора аренды или лизинга, и в течение 10 дней с даты окончания этого договора лицензиат не предоставил информацию о продлении договора, то автобус автоматически исключается из реестра.
Так что, если Ваши автобусы используются по договорам аренды или лизинга, то не забывайте своевременно обновлять информацию о них в реестре лицензий.
Новые нарушения для расчета степени риска
Напомню, что для каждой организации, имеющей лицензию на перевозку пассажиров и иных лиц, рассчитывается степень риска по специальной формуле. В зависимости от степени риска устанавливается периодичность плановых проверок организации (от 1 раза в год для высокого риска до полного отсутствия проверок для низкого риска).
При этом в формуле для расчета степени риска используется в том числе количество административных нарушений и уголовных преступлений, допущенных лицензиатом и его работниками. С 1 января 2021 года обновляется список нарушений, используемых при расчетах:
N1 - количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска, постановлений о назначении административного наказания лицензиату (его должностным лицам и работникам при осуществлении должностных обязанностей) за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.23, 11.31, 11.32, 12.1, 12.7 и 12.8, частью 4 статьи 12.23, статьями 12.31, 12.31.1, 12.32, 12.32.1 и частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
N1 - количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска, постановлений о назначении административного наказания лицензиату (его должностным лицам и работникам при осуществлении должностных обязанностей) за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.23, 11.31, 11.32, 11.33, 12.1, частью 2 статьи 12.3, статьями 12.5, 12.6, 12.7, 12.8, 12.9, 12.10, частями 1 и 3 статьи 12.12, статьями 12.15, 12.16, 12.18, частью 4 статьи 12.23, статьями 12.31, 12.31.1, 12.32, 12.32.1 и частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
Новые административные правонарушения, количество которых используется при расчете:
Статья КоАП | Нарушение |
11.33 | Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса |
12.3 ч.2 | Отсутствие у водителя водительского удостоверения, полиса ОСАГО, путевого листа или товарно-транспортных документов |
12.5 | Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена |
12.6 | Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов |
12.9 | Превышение установленной скорости движения |
12.10 | Нарушение правил движения через железнодорожные пути |
12.12 ч.1,3 | Проезд (в том числе повторный) на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика |
12.15 | Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона |
12.16 | Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги |
12.18 | Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения |
Обратите внимание, в таблицу попало очень много популярных нарушений правил дорожного движения. В том числе речь идет о превышении скорости. Увеличение перечня нарушений приведет к тому, что при пересчете критериев риска для многих организаций степень риска станет выше, то есть плановые проверки для них будут проводиться чаще.
N3 - количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска обвинительных приговоров суда о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц или работников лицензиата за совершение во время осуществления ими должностных обязанностей уголовного преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
N3 - количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска, обвинительных приговоров суда о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц или работников лицензиата за совершение во время осуществления ими должностных обязанностей уголовного преступления, предусмотренного статьями 238, 264 и 294 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Новые уголовные преступления для расчета критериев риска:
Статья УК РФ | Преступление |
238 | Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности |
294 | Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования |
В заключение хочу отметить, что кроме нововведений, которые рассмотрены в рамках данной статьи, законодатели внесли многочисленные изменения и в другие пункты положения. Однако эти изменения небольшие и они не оказали серьезного влияния на смыл документа. Просто немного изменились формулировки. Тем не менее, при желании Вы можете самостоятельно изучить текст нового нормативного документа:
Удачи на дорогах!
Добрый день!
У меня очень интересный вопрос:
Каким образом автомобили, эксплуатация которых осуществляется в р-нах Крайнего Севера за тысячи километров до "большой земли" должны проходить ГТО? Без ДК не выписывается ОСАГО! Или выписывается, но страховая защита не обеспечивается.
Есть варианты решения данного кейса?
Спасибо!
Максим, здравствуйте!
Я являюсь лицензированным перевозчиком, мои автобусы внесены в реестр, за несколько новых автобусов я пока плачу кредит. Автобусы не сильно загружены работой и я хотела сдать свои автобусы в аренду другому лицензиату. Значит другой лицензиат на основании договора аренды должен внести их себе в реестр. Контролирующие органы заставляют тогда эти автобусы мне убрать у себя из реестра.
Можете мне пояснить статьи 13 и 18 закона о лицензировании и есть ли какие то пути, чтобы одним и тем же автобусом одновременно могли пользоваться два лицензиата?
Василий-113, здравствуйте.
Ситуация сложная и какого-то универсального и бюджетного варианта нет.
Вообще возможны такие варианты:
- привозить диагностическую линию раз или два раза в год.
- открыть собственный пункт техосмотра.
Удачи на дорогах!
Ирина-270, здравствуйте.
Законодательство не предусматривает возможность включить один автобус в реестр дважды (для двух организаций). То есть остается только искать вариант совместного использования автобуса по одной лицензии.
Удачи на дорогах!
Добрый день. Приобрел автобус у физического лица , который сдал его в аренду юридическому лицу (которое внесло его в свою лицензию) далее оформил автобус на себя ,а лицензию оформить на себя не могу - говорят что нужно ,чтобы юр лицо выписало автобус из своей лицензии , а ЮР лицо в чьей лицензии вписан автобус просто отказывается это делать. Как быть ?
Добрый день.
Имею лицензию на пассажирские перевозки ,в электронном виде еще не переоформили, какие окончательные сроки оформления лицензии в электронном формате ? Могут ли за это отозвать лицензию? и еще , согласно постановлению правительства № 336 от 10 марта 2022 г. "Об особенностях проведения проверок" ( в 2022 году какие либо проверки запрещены)
Эдуард-52, здравствуйте.
Пункт 15 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами:
15. Лицензирующий орган принимает решение об исключении из реестра лицензий сведений о государственном регистрационном номере автобуса в течение 1 рабочего дня со дня получения соответствующего заявления от юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица, которые в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном реестре транспортных средств, являются владельцами этого автобуса. Информация об указанном решении размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня его принятия.
Если владельцем автобуса являетесь Вы, то ГИБДД внесло Вас в реестр транспортных средств и Вы можете подать заявление об исключении автобуса из реестра лицензий.
Удачи на дорогах!
Ольга-369, здравствуйте.
А что именно Вы подразумеваете под оформлением лицензии в электронном формате?