Стажировка водителя при приеме на работу
Добрый день, уважаемый читатель.
Если человек устраивается на работу водителем, то он должен пройти стажировку под руководством наставника.
При этом все организации, имеющие в штате водителей, могут столкнуться с необходимостью организовать стажировку для нового водителя.
В этой статье речь пойдет о том, в каких случаях необходима стажировка и как ее провести.
Примечание. С 1 января 2021 года понятие стажировка заменено на понятие испытание.
Содержание статьи:
- Приказ Минтранса о стажировке водителей.
- В каких случаях необходима стажировка?
- Количество часов стажировки.
- Кто имеет право проводить испытание водителей?
- Как провести стажировку при отсутствии наставника?
- Как проходит стажировка?
- Лист стажировки водителя.
Приказ Минтранса о стажировке водителей
Нормативный документ, который регламентирует вопросы, связанные со стажировкой - это порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Приказ Минтранса России от 29.07.2020 №264):
В каких случаях необходима стажировка?
7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее - водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2021 года испытание является обязательным для всех водителей, которые устраиваются на новое место работы.
До 31 декабря 2020 года требования были проще и существовало 3 причины направления водителя на стажировку:
- человек впервые устраивался на работу водителем;
- человек не работал водителем в течение последнего года или больше (по трудовой книжке);
- человек устраивался на работу и при этом переводился на другой тип транспортного средства (например, ранее он работал на легковой машине, а устраивался на работу водителем автобуса).
Примечание. Требование о прохождении стажировки распространяется на все категории транспортных средств, а не только на автобусы и грузовики.
Количество часов стажировки
В 2025 году нормативные приказ Минтранса не устанавливает минимальный порог, то есть продолжительность испытания водителя определяется руководителем организации.
Тем не менее это не означает, что стажировку можно вообще не проводить. Процедура должна быть проведена, однако ее длительность можно выбрать минимальной.
Кто имеет право проводить испытание водителей?
Для проведения стажировки должен быть назначен наставник, отвечающий следующим требованиям:
10. Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:
- не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
- имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);
- имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).
Требования к наставнику:
- За последний год он не был виновником ДТП;
- Он имеет необходимый стаж работы (по трудовой книжке).
Как провести стажировку водителя при отсутствии наставника?
В данном случае возникает интересный вопрос. Что делать организации, в которой нет водителя, соответствующего приведенным требованиям? Еще более интересная ситуация - организация, где берут на работу первого водителя.
Однако решение довольно простое. Нужно временно привлечь к работе водителя, который выполнит роль наставника для новых водителей.
Статья 70 Трудового кодекса РФ позволяет взять на работу временного сотрудника (на срок до 2-х месяцев) без проведения испытания. Именно такого водителя и следует привлечь для проведения стажировки новых водителей.
Как проходит стажировка?
Профессиональный отбор включает в себя:
- подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;
- испытание.
...
8. Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования.Для водителей маршрутных транспортных средств испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
9. Испытание водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.
Квалификационные требования, которые предъявляются к водителю, различаются для разных категорий транспортных средств. Они описаны в отдельном нормативном документе:
Лист испытания водителя
Результаты прохождения стажировки должны быть внесены в специальный документ - лист испытаний:
11. Информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний.
12. Лист испытаний содержит следующие сведения:
- номер листа испытаний;
- фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
- сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
- дата и время прохождения, испытательный период;
- заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью,3 о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
Данный документ не имеет стандартной формы, поэтому оформить его Вы можете самостоятельно. Чтобы упростить данную задачу воспользуйтесь следующим бланком:
Образец заполнения стажировочной карточки:
Стажировочный документ можно заполнить в электронном виде или от руки. После этого заполненный документ должен храниться в течение 5 лет.
В заключение хочу отметить, что проведение испытаний водителя это несложная процедура и с ней без проблем справится любая организация.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте!
Каково Ваше мнение, и других участников данного форума, об оформлении стажировочного листа на трактористов-машинистов (трактористов) в т.ч. и на водителей вилочного погрузчика?
Заранее спасибо!
Сергей, здравствуйте.
Рассмотренный в данной статье приказ Минтранса к тракторам и самоходным машинам не относится. Найти аналогичный документ для трактористов-машинистов мне не удалось.
Удачи на дорогах!
Каково Ваше мнение, и других участников данного форума, об оформлении стажировочного листа на трактористов-машинистов (трактористов) в т.ч. и на водителей вилочного погрузчика?
2.2.2. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов... (Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29). А относится ли тракторист к данной категории - сами знаете.
Добрый день. Я правильно понимаю что номер листа испытания означает наличие журнала для регистрации и учёта листов?
Максим-264, здравствуйте.
В приказе 264 ничего не говорится про журнал испытаний. То есть журнал не требуется.
В пункте 13 сказано о том, что листы испытаний должны храниться в течение 5 лет.
Удачи на дорогах!
С испытанием понятно, а как быть со стажировкой согласно Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 если работа водителя имеет вредность 3.1?!
Прийдется проводить и испытания и стажировку ????
Александр-1079, в описанной ситуации потребуется провести и испытание водителя и стажировку по безопасным методам и приемам выполнения работ.
Удачи на дорогах!
Добрый день. Подскажите, необходимо ли издавать приказы о проведении стажировки, назначении наставника и т.п., или достаточно листа испытаний?
Сергей-1153, здравствуйте.
Лист испытаний отражает только результаты стажировки. Поэтому, чтобы отразить факт проведения стажировки в организации, имеет смысл издать приказ.
Удачи на дорогах!
Добрый день. А водителя наставника нужно обучать или должны быть только требования которые указаны в приказе 264?
Алексей-778, здравствуйте.
Про дополнительно обучение в пункте 10 Положения о стажировке водителей не говорится.
Удачи на дорогах!
Добрый день. Подскажите к испытаниям могут ли быть допущены люди, которые только рассматриваются на должность, на стадии собеседования?
Наталья-357, здравствуйте.
В приказе 264 речь идет о водителях, "принимаемых на работу", а не "принятых на работу". То есть испытание проводится в процессе приема на работу и проведение испытания не обязывает работодателя заключить трудовой договор. Скорее наоборот, если в ходе испытания окажется, что водитель не соответствует Профессиональным и квалификационным требованиям, на работу он не принимается.
Удачи на дорогах!
Водитель уволился с предприятия, а через полтора месяца вновь устроился и на тот же самый автомобиль, на котором работал до увольнения. Вопрос: необходимо ли проводить испытание/стажировку???
Степаныч, стажировка является обязательной для всех водителей, которые устраиваются на работу. То есть стажировка обязательна. В описанном Вами случае длительность стажировки можно выбрать минимальной.
Удачи на дорогах!
Вы пишите, что речь идет о водителях, "принимаемых на работу", а не "принятых на работу". То есть испытание проводится в процессе приема на работу и проведение испытания не обязывает работодателя заключить трудовой договор. Скорее наоборот, если в ходе испытания окажется, что водитель не соответствует Профессиональным и квалификационным требованиям, на работу он не принимается.
Вопрос: а как мне оформить такое испытание без приёма на работу, если время стажировки оплачивается и приказы по предприятию издаются?
Инна-36, к сожалению, я не могу точно ответить на Ваш вопрос, т.к. вопросы, связанные с документооборотом организаций, мне не настолько хорошо знакомы.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте. У нас в школе есть водитель школьного автобуса (ПАЗ) и нам выдали новую газель для перевозки детей. Нужно ли водителю снова проходить стажировку(испытание) или он сразу может уже на ней возить детей? И если надо, то как её оформить если он единственный водитель?
Павел-268, здравствуйте.
Водитель не меняет место работы, то есть стажировка не является обязательной.
Удачи на дорогах!
Максим, если смотреть как написано в приказе: 9. Испытание водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать, - тип то останется, а модель совсем другая. Получается, что на новой модели нужно пройти испытание.
Инна-36, ТК РФ, в частности ст. 70, говорит иначе:
При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.
В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.
То есть, сперва заключается договор, а после и испытание. Все условия прописываются в договоре. Например, сутрирую: "Не смог тронуться в горку с грузом с первого раза - испытание не пройдено, трудовой договор прекращается". Подписи в договоре только по согласию сторон.
Более интересен второй момент. В один день принять, не смог тронуться - уволить, - проблем не составляет. НО! В соответствии с требованиями ч.4 ст.213 ТК РФ, работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, результаты которых оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 г. № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».
Как ни крути, вся процедура будет проходить по следующей схеме:
1) сперва направление на медосмотр, и только за счёт работодателя; выдача СИЗ, если это предусмотрено;
2) заключение трудового договора с условиями испытания;
3) само испытание;
4) по результатам испытания или приняли, или расторгли договор.
А с деньгами за медосмотр полный пролёт. А без медосмотра доверять управление транспортом нельзя. А вдруг он крякнет за рулём и проедется по толлпе? Кто сидеть будет?
Я бы сделал по-другому, чтобы себя обезопасить и сэкономить. Заключил бы с кандидатом в водители договор на оказание разовой услуги по перевозке мусора предприятия от пункта А... согласно ГК РФ рублей так на сто. А дальше было бы видно. Есть и тут нюансы, но это не для публичных дебат.
Инна-36, и так вывод: вы немного не правы с таким советом. С моральной и экономической точки зрения может и правильно, но есть много НО,
Добрый день! У нас в учреждении два автобуса КАВЗ и Фиат Дукато. Т.е. один водитель работает на двух автобусах. Листы испытаний необходимо делать на оба автобуса? Или достаточно на один автобус? Кроме того этот же водитель еще будет работать на легковом автомобиле (на период отпуска водителя легкового автомобиля). Нужен ли тогда еще лист испытания на легковой автомобиль? Для понимания в учреждении 2 водителя (водитель автобусов и водитель легкового автомобиля).
Анастасия-162, на предыдущей странице ответ на подобный вопрос: "Испытание водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать, - тип то останется, а модель совсем другая. Получается, что на новой модели нужно пройти испытание."
Добрый день! Скажите пожалуйста, кто все таки обязан разрабатывать программы испытаний (стажировки) для водителей всех видов техники на предприятии? В должностной инструкции у специалиста по БДД (кем я являюсь) написано, что он принимает участие в разработке!
Евгений-536, не знаю кто Вам написал в инструкции, но в пункте 15.2 известного всем БД-шникам приказа написано, что они должны уметь: "организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;" Как именно организовать - простор для творчества.
Спасибо за ответ! С конкретикой в этом плане проблематично, ну будем фантазировать
Евгений-536, вся проблема в том, "кто первым моргнёт". Если успеть переработать свою должностную инструкцию в соответствии с приказами и "правильными" формулировками, и сделать так, чтобы руководитель подмахнул её неглядя, - все карты в Ваших руках. После можно всем нарезать задачи и рукой водить.
Добрый день! Принимаем на работу водителя погрузчика (удостоверение тракториста-машиниста кат. "С"). Опыта работы у него нет (только сейчас отучился и получил удостоверение тракториста-машиниста). Объем планируемых работ - уборка снега в зимний период на территории медицинского учреждения (поликлиника). Какой установить минимальный срок испытания при условии что трактор будет убирать территорию по которой в это время передвигаются пациенты поликлиники, в основном пожилые люди. Спасибо.
Вадим-155, добрый день.
Законодательство не устанавливает специальных требований для этой ситуации.