Штраф за непропуск пешехода в 2025 году

Пешеход на переходе

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о непредоставлении преимущества пешеходам. Данное нарушение является довольно популярным, а сотрудники ГИБДД зачастую проводят рейды именно на пешеходных переходах.

Рассмотрим ситуации, в которых пешеходы имеют преимущество, а также штрафы, которые могут быть наложены на водителя. Напомню, что последний раз наказание за непропуск пешеходов, велосипедистов или других участников движения было увеличено 10 ноября 2017 года.

Содержание статьи:

Штраф за непропуск пешехода в 2024 году

Рассмотрим статью 12.18 КоАП:

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.

В 2024 году размер штрафа составляет 1500 - 2500 рублей.

Выбор штрафа в указанном диапазоне выполняет сотрудник ГИБДД. При этом он должен учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства. Таким образом, если водитель совершил нарушение впервые, то он, также как и раньше, получит минимальный штраф в размере 1 500 рублей.

В дополнение предлагаю Вам скачать и распечатать актуальную таблицу штрафов:

Ситуации, в которых пешеход имеет преимущество

На пешеходном переходе

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Самая распространенная ситуация, которая не вызывает вопросов у водителей, - это пешеход, находящийся на пешеходном переходе:

Пешеходный переход

Именно с переходами ассоциируется у водителей штраф за непропуск пешехода, однако это далеко не единственная ситуация, в которой может быть наложено наказание.

При повороте на перекрестке

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Ситуация, которая вызывает больше всего вопросов, это поворот на перекрестке:

Пешеход на перекрестке

Обратите внимание, водитель должен уступить дорогу пешеходу при повороте на перекрестке во всех случаях. В том числе если:

  • на перекрестке нет разметки перехода;
  • водитель едет по главной дороге;
  • водителю горит зеленый сигнал светофора, разрешающий поворот;
  • пешеходу горит красный сигнал светофора.

Единственный случай, когда дорогу уступать не нужно, - это движение на перекрестке прямо и одновременное отсутствие обозначенного перехода.

При въезде и выезде с прилегающей территории

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, путь движения которых он пересекает.

Выезд с прилегающей территории

Слепые пешеходы во всех случаях

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

Слепой пешеход

По пути к общественному транспорту

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

В случае если на таком стоящем маршрутном транспортном средстве включено световое табло "Внимание, пассажир!", водитель, приближающийся сзади, должен остановиться перед разметкой 1.17.2, а при ее отсутствии - перед маршрутным транспортным средством, не создавая помех пешеходам, осуществляющим посадку и высадку с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения светового табло "Внимание, пассажир!".

В данном случае уступить дорогу нужно только при одновременном выполнении следующих условий:

  • На остановке общественного транспорта.
  • Пешеходы идут к маршрутному транспортному средству. Если пассажиры выходят из автобуса, который, например, развозит работников предприятия, то уступать им водитель не обязан.
  • Пешеходы идут к автобусу со стороны дверей.

Высадка пассажиров

Приведу пример распространенного ДТП, о котором должны знать все водители. На противоположной стороне дороги (на левой) расположена остановка общественного транспорта. На ней остановился встречный автобус. Завидев это пешеходы, находящиеся справа от дороги, начинают перебегать через дорогу не глядя на автомобили. Как правило этим страдают люди пенсионного возраста.

С точки зрения ПДД уступать дорогу этим пешеходам водитель не обязан. Тем не менее гораздо проще притормозить, чем оказаться участником ДТП (пусть и невиновным) и несколько часов разбираться с ГИБДД.

Начиная с 1 марта 2023 года на общественном транспорте (на трамваях) могут устанавливаться световые табло с надписью "Внимание, пассажир!". Если такое табло включено, то есть надпись горит, водители автомобилей должны остановиться перед разметкой 1.17.2 или перед транспортным средством:

Табло Внимание, Пассажир на трамвае

Продолжить движение разрешается лишь после того, как световое табло погаснет и все пассажиры покинут проезжую часть.

То есть, автомобили должны остановиться в одном из следующих случаев:

  • световое табло горит и на проезжей части есть пассажиры;
  • световое табло горит, пассажиров на проезжей части нет;
  • световое табло не горит, но на проезжей части есть пассажиры.

А продолжить движение можно будет лишь в одном случае:

  • световое табло не горит и на проезжей части нет пассажиров.

На обочине

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Ну и еще одна ситуация - это разрешенное движение по обочине. Мопеды и гужевые повозки, находящиеся на обочине, должны уступить дорогу пешеходам. За нарушение этого правила также может быть наложен штраф.

Как уступить дорогу пешеходу

Еще один важный вопрос, которому следует уделить внимание в рамках данной статьи, - "Как уступить дорогу пешеходу?". Дело в том, что текст ПДД, связанный с этим вопросом, за последние годы изменялся несколько раз. Сначала правила требовали уступить дорогу пешеходу, потом пропустить его, затем снова уступить. Многократные изменения привели к тому, что многие водители просто не запомнили, как нужно действовать на самом деле.

Итак, если еще раз просмотреть пункты ПДД, приведенные выше, то можно заметить, что практически во всех случаях (кроме слепых пешеходов) водитель должен именно уступить дорогу:

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Таким образом водитель должен проехать через переход так, чтобы идущий пешеход не изменил скорость или направление движения.

Например, если пешеход идет по соседней полосе в направлении Вашего автомобиля, то следует непременно остановиться.

Однако если дорога широкая (6 полос) и пешеход только начинает идти по проезжей части с противоположной стороны, то останавливаться не обязательно. Даже если водитель проедет через переход, это никак не повлияет на скорость и направление движения пешехода.

То же самое относится и к ситуации, когда пешеход идет по соседней полосе в направлении от Вашего автомобиля. Нет смысла дожидаться, пока пешеход дойдет до тротуара, правила разрешают проехать через переход.

Что касается слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью, то их нужно именно пропустить. Т.е. нужно именно остановиться и дождаться, пока пешеход покинет проезжую часть.

В завершение хочу отметить, что за последние несколько лет культура вождения заметно повысилась. Как правило, водители без проблем пропускают пешеходов на переходах. Соответственно и штрафы стали накладываться реже.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 23 июня 2023
Раздел: Штрафы ГИБДД
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
3 ноября 2017 09:15
Алексей-345

Цитата: "В том числе если:

на перекрестке нет разметки перехода;

водитель едет по главной дороге;

водителю горит зеленый сигнал светофора, разрешающий поворот;

пешеходу горит красный сигнал светофора."

Вопрос: когда пешеходу горит красный человечек, на светофоре с выделенной пешеходной фазой. Тоже пропускать при повороте?

3 ноября 2017 09:55
vektorv

Наверно автор имел ввиду пропустить, в первую очередь, пешехода не успевшего перейти на зеленый. Ну и во вторую, пропустить также и явного нарушителя, если такой окажется на пути. Потому как Правила обязывают.

3 ноября 2017 10:55
Keeper_Riff

когда пешеходу горит красный человечек, на светофоре с выделенной пешеходной фазой. Тоже пропускать при повороте?

Да. Потому что иначе в лучшем случае будет штраф обоим, каждому за своё нарушение, а в худшем уголовка за вред здоровью.

Кроме того,

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Так что горящий пешеходу красный на обязанности водителя никак не влияет.

4 ноября 2017 08:33
GDW nik

Так что горящий пешеходу красный на обязанности водителя никак не влияет.

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. 14.1: ** Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил.

Ваше утверждение неверно, Keeper_Riff. В данном случае пешеходный переход считается регулируемым, при "красном человечке" водитель пешеходов пропускать не обязан.

4 ноября 2017 19:40
Keeper_Riff

В данном случае пешеходный переход считается регулируемым, при "красном человечке" водитель пешеходов пропускать не обязан.

Мы говорим не о регулируемом переходе, а об обязанности уступить пешеходам при повороте на перекрёстке. Регулируемый перекрёсток или нет, правила в этом случае одинаковы. "Пропускать" водитель теперь вообще не обязан, слава богу убрали это понятие. Только уступать дорогу.

4 ноября 2017 20:48
GDW nik

Только уступать дорогу.

Абсолютно верно.
Мы говорим не о регулируемом переходе, а об обязанности уступить пешеходам при повороте на перекрёстке. Регулируемый перекрёсток или нет, правила в этом случае одинаковы.
Нет, не одинаковы. Именно на нерегулируемом перекрёстке, а также на регулируемом, когда у пешеходов "зелёный человечек", 13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

В случае регулируемого перекрёстка и регулируемого пешеходного перехода, когда пешеходам "красный человечек", уступать пешеходам водитель не обязан.

15 ноября 2017 08:51
Александр-527

У нас ГАИшники термин Уступить дорогу трактуют вот так "Таким образом, само создание водителем ситуации, которая МОЖЕТ вынудить участников дорожного движения изменить направление движения или скорость движения, расценивается ПДД РФ как не выполнение требования "Уступить дорогу", при этом не обязательно наступление последствий в виде изменения направления движения или скорости движения другим участником дорожного движения." то есть они говорят что обязан предоставить преимущество а затем уже проезжай.... 01.12.2017 будет суд но думаю толку не будет ((((

15 ноября 2017 09:19
vektorv

Александр-527,

так всё правильно трактуют. Вы и не должны их вынуждать, иначе поздно будет, потому как УЖЕ вынужденные тормозить (отвернуть), да неудачно (поздно среагировал, некуда отвернуть, скользко и т.п.), приведет к ДТП (причём непосредственно в само ДТП Вы даже можете и не попасть, но Вы спровоцировали его).

15 ноября 2017 09:35
Александр-527

Александр-527,

так всё правильно трактуют. Вы и не должны их вынуждать, иначе поздно будет, потому как УЖЕ вынужденные тормозить (отвернуть), да неудачно, приведет к ДТП (причём непосредственно в само ДТП Вы даже можете и не попасть, но Вы спровоцировали его).

Вы о чем???)))))))) Речь идет о полном запрете каких либо действий, если они гипотетически могут привести к изменению скорости или направления движения. Примеры №1 пешеход вышел на нерегулируемы пешеходный переход до него 20 метров и он идет очень медленно, водитель проезжает первым (не создавая помех) и оба на штраф. Пример №2 опережаешь попутное т/с и затем перестраиваешься на его полосу (не создав помех) и снова штраф. Пример №3 При выезде из жилой зоны водители должны УСТУПИТЬ ДОРОГУ другим участникам движения, то есть дожидаемся пока пройдут и проедут ВСЕ кто пользуется преимуществом и выезд запрещается даже если не создашь помех. вот о чем их разъяснение

15 ноября 2017 09:38
Александр-527

Термин всю жизнь применялся так Если не создаешь помех то проезжай, а при такой формулировке получается необходимо предоставить преимущество в любом случаи даже тогда когда объективно это не требуется.

15 ноября 2017 09:53
vektorv

Александр-527, да я вроде доходчиво объяснил. А Вы явно коверкаете смысл объяснения инспектора. Попытаюсь попонятнее: вот не уступили Вы, потому что как Вам казалось "объективно это не требуется", но авария произошла. Кого признают виновным, Вас или того?

16 ноября 2017 14:42
Максим

Александр, а что именно будет рассматриваться на суде? Опишите ситуацию, которая привела к данному разбирательству.

25 ноября 2017 19:44
Михаил-122

В теории всё верно, но на практике не всё так гладко:

1. Пешеходный переход не освещён.

2. "Зебра" нарисована прямо от автобусной остановки, или (что ещё хуже) ЗА НЕЙ (то есть пока автобус высаживает пассажиров, перед ним по "зебре" внезапно выскакивают на проезжую часть люди).

3. Пешеходный переход за городом и нет дорожных знаков, обязывающих снизить скорость (как уступать пешеходу на скорости 90 км/час, если сзади едет КАМАЗ?).

Все перечисленные мной ситуации постоянно испытываю "на собственной шкуре".

В связи с этим вопрос: не пора ли ввести РЕГУЛЯРНУЮ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ АТТЕСТАЦИЮ КАЖДОГО пешеходного перехода? По критериям безопасности перехода в дневное и ночное время, в дождь и снег. А САМОЕ ГЛАВНОЕ - ШТРАФОВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ВОДИТЕЛЕЙ, НО И ОРГАНИЗАЦИИ, ОТВЕЧАЮЩИЕ ЗА УСТРОЙСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ. И вот этими штрафами надо серьёзно заниматься.

Меня уже давно мучает вопрос: почему нельзя убрать 1 фонарь уличного освещения в середине квартала и перевесить его напротив пешеходного перехода?

Когда моя жена получила права и сама проехала по ночному городу, была просто в ужасе: «Как я раньше ночью переходила дорогу?! Пока я была пешеходом, то думала что меня далеко видно! А за рулём, на неосвещённых участках, проезжаешь пешеходный переход и просто ничего не видишь!»

25 ноября 2017 21:18
vektorv

Михаил-122,

так Вам не сюда надо писать, а в местную администрацию, ГИБДД; касаемо всей страны - выходить на уровень правительства.

25 января 2018 17:10
Евгений-205

Сегодня меня остановил ГАИшник. Я поворачивал направо на зелёный свет на регулируемом перекрёстке, пешеходам был тоже зелёный. С противоположной стороны пешеходы только начали движение, и я успел проехать, то есть не создал им помех и не вынудил их изменить направление или скорость. ГАИшник доказывал мне, что я должен был именно ОСТАНОВИТЬСЯ и ПРОПУСТИТЬ ПЕШЕХОДОВ. Я ему указал на термины УСТУПИТЬ ДОРОГУ (НЕ СОЗДАВАТЬ ПОМЕХ). Он сказал, что это действует только на нерегулируемых перекрёстках. В общем, ничего я ему не доказал. Он сказал: "Тебе же больше геморроя. Я тебе выпишу протокол. Ты пойдёшь в ГАИ, там тебе нарисуют от 1500 до 2500, а если в суд, то то же сАмое. В общем, потеряешь время на поход в ГАИ и в суд и деньги. А так я тебе сейчас выпишу 1500, а в 20-дневный срок ты заплатишь 750" Я говорю: "Может ты мне выпишешь за страховку 500?" А он: "Нет, мне принципиально нужно постановление по этой статье за не пропуск пешеходов" Палочная система ГИБДД в действии. В общем, дурость я сморозил. Надо было требовать видеозапись нарушения. Теперь 750 платить ни за что. Всем удачи)))

25 января 2018 17:51
Олег-77

Надо было требовать видеозапись нарушения.

Почему Вы считаете, что запись существует? Или гаишник сказал, что она есть?

Нужен свой регистратор.

25 января 2018 18:37
wowick

Пишите на него жалобу в прокуратуру. Их щаз 10 тыс. инспекторов увольняют. Даже если конкретная жалоба не подействует щаз, то в следующее сокращение сократят сначала тех, на кого есть жалобы!

20 июня 2019 13:21
Денис-192

Пешеход шел за полторы полосы до моей, когда я проехал пешеходный переход. Я ему помех не создал для движения. Пешеход скорость и направление не изменил. Жалоба в ГИБДД и затем в суде осталась без удовлетворения. Вот что выдал судья:

В соответствии с п 14.1 ПДД РФ водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Обязанность водителя транспортного средства в случае необходимости остановиться, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, поставлена в зависимость именно от необходимости пропустить пешеходов, при этом, водитель обязан пропустить не только тех пешеходов, которые уже переходят проезжую часть, но и тех, которые на нее только вступили для осуществления перехода, вне зависимости от того, создал он помехи пешеходу при движении или нет.

Дело №12-296/2019 от 13.05.2019. Решение Череповецкого городского суда Вологодской области.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев