Запрет остановки на направляющих островках с 1 марта 2023 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В данной статье продолжаем рассматривать новую редакцию правил дорожного движения от 1 марта 2023 года.
Напомню, что нас ожидает колоссальное количество изменений и эта статья является уже двадцать второй в серии "Новые ПДД с 1 марта 2023 года".
На самом деле неизученных нововведений осталось не так уж и много, однако все они довольно важные. А сегодня будут рассмотрены следующие вопросы:
- Информация о нормативном документе
- Направляющие островки
- Действия водителя на регулируемом пешеходном переходе
- Табло "Внимание, пассажир!" на общественном транспорте
- Остановка перед железнодорожным переездом
Информация о нормативном документе
2022.12.24 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.
Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.
Направляющие островки
С 1 марта 2023 года в текст правил дорожного движения вводится новое понятие "Направляющий островок":
"Островок направляющий" - элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков.
Напомню, что ранее в тексте ПДД использовался только термин "островок безопасности", который обозначает элементы благоустройства, предназначенные для остановки пешеходов, пересекающих проезжую часть.
В отличие от островков безопасности новые направляющие островки подобную функцию не выполняют. Они служат для того, чтобы сделать слияние или разделение транспортных потоков более удобным.
Думаю, ни для кого не секрет, что направляющие островки встречаются на российских дорогах уже в течение многих лет, так что сам по себе данный термин ничего нового не вводит. Однако, ниже пойдет речь о связанных ограничениях, которые, действительно, являются новыми.
9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.
9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки направляющие, островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.
Обновленный пункт 9.12 говорит о том, что если направляющий островок находится в центре проезжей части, то водитель должен объезжать его справа, если иной порядок движения не предписан дорожными знаками или дорожной разметкой.
12.4. Остановка запрещается:
...
на островках направляющих и островках безопасности.
Кроме того, пункт 12.4 запрещает остановку и стоянку на направляющих островках и островках безопасности:
Действия водителя на регулируемом пешеходном переходе
Рассмотрим обновленный пункт 14.3 ПДД:
14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.
14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, закончить пересечение проезжей части (трамвайных путей) соответствующего направления.
Данный пункт говорит о том, что при включении разрешающего (зеленого) сигнала светофора водитель должен дать возможность покинуть проезжую часть не только пешеходам, но и людям на средствах индивидуальной мобильности:
Все бы ничего, однако в одной из предшествующих статьей речь шла о том, что движение средств индивидуальной мобильности по пешеходным переходам запрещено.
Табло "Внимание, пассажир!" на общественном транспорте
14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.
В случае если на таком стоящем маршрутном транспортном средстве включено световое табло "Внимание, пассажир!", водитель, приближающийся сзади, должен остановиться перед разметкой 1.17.2, а при ее отсутствии - перед маршрутным транспортным средством, не создавая помех пешеходам, осуществляющим посадку и высадку с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения светового табло "Внимание, пассажир!".
Итак, с 1 марта 2023 года на общественном транспорте (на трамваях) будут устанавливаться световые табло с надписью "Внимание, пассажир!". Если это табло включено, то есть надпись горит, водители автомобилей должны остановиться перед разметкой 1.17.2 или перед транспортным средством:
Продолжить движение разрешается лишь после того, как световое табло погаснет и все пассажиры покинут проезжую часть.
То есть, с 1 марта 2023 года автомобили должны будут остановиться в одном из следующих случаев:
- световое табло горит и на проезжей части есть пассажиры;
- световое табло горит, пассажиров на проезжей части нет;
- световое табло не горит, но на проезжей части есть пассажиры.
А продолжить движение можно будет лишь в одном случае:
- световое табло не горит и на проезжей части нет пассажиров.
Примечание. Новое световое табло "Внимание, пассажир!" применяется только на остановках, где посадка осуществляется с проезжей части. На обычных остановках, расположенных у края проезжей части, табло применяться не должно.
Остановка перед железнодорожным переездом
15.4. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет - не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего - не ближе 10 м до ближайшего рельса.
15.4. В случаях когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии и (или) знака 6.16, знака 2.5, если их нет - не ближе 5 м от светофора или шлагбаума, а при отсутствии светофора или шлагбаума - не ближе 10 м до ближайшего рельса.
Первое важное изменение заключается в том, что до 1 марта 2023 года водитель, в случае остановки перед светофором на железнодорожном переезде (при отсутствии знаков 2.5, 6.16), может остановиться непосредственно перед светофором. С 1 марта 2023 года нужно будет остановиться на расстоянии 5 метров до светофора.
Второе нововведение состоит в том, что в новой редакции пункта 15.4 Правил, связанного с железнодорожными переездами, водителю предлагают остановиться перед стоп-линией или перед знаком 6.16, в то время как до 1 марта 2023 год водитель должен остановиться просто перед стоп-линией. На всякий случай напомню, что знак 6.16 носит название стоп-линия и выглядит следующим образом:
Прежде чем переходить к дальнейшим рассуждениям, подумайте, для чего в правила внесено это изменение. И если есть какие-то варианты, напишите их в комментариях к данной статье.
Итак, вернемся к пункту 15.4. В "старой" редакции он предлагал остановиться перед стоп-линией. В тексте правил дорожного движения название стоп-линия имеет только дорожный знак 6.16, то есть старая редакция требовала остановиться перед ним.
Кроме того, в правилах дорожного движения есть разметка 1.12, которую принято называть стоп-линией. Более того, всего 5 лет назад за разметкой 1.12 было официально закреплено название стоп-линия. Однако 12 июля 2017 года это название было исключено из текста правил и разметка 1.12 стала безымянной.
Новая редакция пункта 15.4 предлагает остановиться перед стоп-линией и (или) знаком 6.16. Причем оба эти термина "стоп-линия" и "знак 6.16" обозначают одно и то же. Так что возникает вопрос, а для чего именно внесены изменения в пункт 15.4?
Что касается разметки 1.12, то правила дорожного движения, как и прежде, не требуют останавливаться именно перед ней на железнодорожных переездах.
Вот такое получилось неоднозначное нововведение. Причем сложно даже предположить, что именно хотели этим изменением показать законодатели. Если у Вас есть какие-то варианты, напишите их в комментариях к данной статье.
Напомню, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей "Новые ПДД с 1 марта 2023 года". Содержание данной серии доступно на следующей странице:
Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:
Ну а в следующей статье речь пойдет про новые знаки при перевозке опасных грузов. Не пропустите!
Удачи на дорогах!
Очередная полуграмотная редакция. Первое изменение вообще лишено смысла, ибо сейчас (после предыдущих правок) запрещена остановка ВООБЩЕ НА ЛЮБОМ ОСТРОВКЕ.
Любой островок окружён разметкой 1.1, пересекать которую запрещено всегда. Всё.
Изменения ради изменений. Имитация бурной деятельности, добавление обоюдное. Ничего нового.
Денис-163, на первый взгляд Вы правы. Однако пересечение линии 1.1 - штраф 500 р. А вот остановка там - где она запрещена - наказание более суровое.Любой островок окружён разметкой 1.1, пересекать которую запрещено всегда. Всё.
Здравствуйте.
По изменению пункта 15.4 ПДД хочу дополнить, если я правильно понял, что если нет стоп линии, то нужно остановиться не доехав 5 метров до светофора, ранее можно было останавливаться у самого светофора.
Виктор-237, здравствуйте.
Спасибо за замечание! В статью внесено соответствующее дополнение.
Удачи на дорогах!
По новому п.15.4 смущает другое:
"...не ближе 5 м от светофора или шлагбаума, а при отсутствии светофора или шлагбаума - не ближе 10 м до ближайшего рельса."
Предположим, что отсутствует только светофор, а шлагбаум есть. Где надо останавливаться?
Александр-921, отсутствие А или Б не тождественно по нормам языка "отсутствию А или отсутствию Б ". В данном случае смысл этих слов - противоположность наличию А или Б. А вот "наличие А или Б" будет иметь место при наличии хотя бы одного из двух. Значит противоположности такого наличия не будет, следовательно, не будет и требования на случай наличия противоположности наличия.
Ответ на Ваш вопрос - остановиться в 5 метрах от шлагбаума.
Автор статьи правильно понимает и пишет о местах прекращения движения - ПЕРЕД стоп-линией, - ПЕРЕД знаком. В ПДД применяется понятие "У"...
Транспортное средство находится за стоп-линией или за знаком, кто сможет утверждать, что оно находится не "У" этих средств организации движения? Причём, в описании знака 2.5 применяется точное и правильное слово - "ПЕРЕД".
кто сможет утверждать, что оно находится не "У" этих средств организации движения?
А это не Важно, кто и как это назовет. То, что это называют "у этих средств" Вася, Петя, бабушка на лавочке или даже старший лейтенант Ничипорук - не имеет ровным счетом никакого значения. Наказывают по КоАП и наказывают не за "неостановку У стоп-линии", а за "невыполнение требования остановиться перед стоп-линией", сформулированного в ПДД РФ (там, кстати, и по отношению к другим объектам тоже "перед", а не "у":
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16 ), а при ее отсутствии:
на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
перед железнодорожным переездом - в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
Mishutka, Нелепым предлогом =У= пункт 15.4, конечно, выделился и по отношению к другим пунктам ДД, и к КоАП.
Согласен с Mishutkой, что это не принципиально. Тем более, что и =ПЕРЕД= - тоже не совсем точно.
Например, перед знаком 6.16 - это где? На обочине, уткнувшись передним бампером в стойку знака? Просто для точного обозначения конкретного места остановки в пространстве пришлось бы использовать слишком много лишних букв.
==========
В п.15.4 вижу другую неточность в обозначении места остановки.
Строго говоря, термин =стоп-линия= и в приложении к ПДД, и в ГОСТ Р 52289 используется только как название информационного знака 6.16, а совсем не разметки на асфальте.
Поэтому для обозначения места остановки точнее было бы использовать слова =…перед линией разметки 1.12 (зна-ком 6.16), знаком 2.5…=.
Это же касается и п.6.13.
КоАП тоже повёлся, но его мы осуждать не вправе - это всё же ЗАКОН...
Строго говоря, термин =стоп-линия= и в приложении к ПДД, и в ГОСТ Р 52289 используется только как название информационного знака 6.16, а совсем не разметки на асфальте.
Не согласен. Именно "строго говоря", т.е. официально, "стоп-линия" в ПДД относится и к разметке, и к знаку. И в ГОСТ тоже.
(ГОСТ Р 52289-2004)
Разметку 1.12 (стоп-линия) применяют перед перекрестком при наличии знака 2.5 "Движение без остановки запрещено", в местах, где движение регулируется светофором, и перед железнодорожными переездами (рисунки В.7, В.9, В.17).
Т.е. "разметка 1.12" и "стоп-линия" по ГОСТ-у равноценные альтернативные наименования этой разметки. А вот для знака - это не равноценное "альтернативное" наименование, а часть полного наименования. Поэтому он или "знак 6.16" или "Знак 6.16 "Стоп-линия". Это официально, а в быту мы можем хоть как.
Mishutka, - а посмотрите этот же пункт не в вашем старом ГОСТе, а в действующем (т.е. действительно официальном) ГОСТ Р 52289-2019. Там разметка 1.12 стоп-линией уже не называется.И в ГОСТ тоже. (ГОСТ Р 52289-2004) Разметку 1.12 (стоп-линия) применяют
Почему убрали?
И, следовательно ваше -
"разметка 1.12" и "стоп-линия" по ГОСТ-у равноценные альтернативные наименования этой разметки.- уже не прокатывает.
- а вот с этим согласен.А вот для знака - это не равноценное "альтернативное" наименование, а часть полного наименования. Поэтому он или "знак 6.16" или "Знак 6.16 "Стоп-линия". Это официально
Ну а почему наши нормодавцы одной рукой в одном месте поправки вносят, а другой рукой в другом месте это сделать забывают - вы знаете лучше меня.
- и с этим соглашусь.а в быту мы можем хоть как.
Все мы разметку 1.12 в чисто русском-разговорном называем =стоп-линией=, но чисто из-за удобства восприятия - чтобы мозг лишний раз не напрягать и не вспоминать - разметка 1.12 - это что такое?
Но ведь мы с вами здесь от безделья (нет более достойных тем) обсуждаем официальные нормативные документы, "ловим блох" и проявляем свою супер-внимательность
Александр-921, эвона как. Я даже и не заметил, что оттуда убрали. Но всё равно стоп-линии фигурируют не только в этом пункте ПДД. И если запросить (например, в рамках судебного разбирательства) разъяснения официального представителя Правительства РФ, то получим совершенно официальное разъяснение, что стоп-линия в ПДД как про знак, так и про разметку.
Mishutka, соглашусь.
Но я ещё запросил бы у официального представителя Правительства - почему они не следят за изменением профильных нормативных актов (ГОСТов) и не вносят в свои НД соответствующие изменения?
Строго говоря, термин =стоп-линия= и в приложении к ПДД, и в ГОСТ Р 52289 используется только как название информационного знака 6.16, а совсем не разметки на асфальте.
Стоп-линия - это имя нарицательное (со строчной буквы) для поперечной разметки под номером 1.12. Применяется таким образом и в пдд, и в стандарте. Можно использовать как в единственном, так и во множественном числе.
Но всё равно стоп-линии фигурируют не только в этом пункте ПДД.
В любимой конвенции стоп-линиям (соответствующей поперечной разметке) посвящено несколько пунктов. Они и озаглавлены этим словосочетанием, и разметка в них именно так и называется.
Последний абзац "Что касается разметки 1.12, то правила дорожного движения, как и прежде, не требуют останавливаться именно перед ней на железнодорожных переездах." видимо опечатка.
Нужно читать "как и прежде, требуют"
Дмитрий-603, обратите внимание, что в п 15.4 ПДД грамотеи пишут:
15.4. В случаях когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии и (или) знака 6.16 , знака 2.5 , если их нет - не ближе 5 м от светофора или шлагбаума, а при отсутствии светофора или шлагбаума - не ближе 10 м до ближайшего рельса.
нет слова "перед" стоп-линией. Есть "у стоп-линии" - а это шире толкование.
Потому, Максим больше прав, чем не прав.
Дмитрий-603, в данном случае все в соответствии с действующими ПДД. Правила не требуют останавливаться у разметки с номером 1.12. А название "стоп-линия" эта разметка официально не носит.
Удачи на дорогах!