Ответственность пешеходов за попутчиков в законопроекте об изменении ПДД
Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.
Добрый день, уважаемый читатель.
В пятой статье серии "Законопроект об изменении ПДД в 2024 году" мы продолжим рассматривать проект интересного нормативного документа, предлагающий внести множество изменений в текст правил дорожного движения.
Если Вы пропустили предшествующие статьи, то рекомендую ознакомиться и с ними:
Сегодня же речь пойдет об изменениях для пешеходов при переходе проезжей части, а также для водителей, к которым приближается автомобиль с включенными спецсигналами.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Как пропустить автомобиль со спецсигналами?
- Движение пешеходов, ведущих двухколесный транспорт
- Правила пересечения пешеходом проезжей части
- Обязанность надевать шлем для водителей мопедов
Информация о нормативном документе
2024.11.15 Проект 02/07/09-24/00150772 "О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Как пропустить автомобиль со спецсигналами?
Для начала напомню, что в третьей статье данной серии рассматривались изменения, которые предлагается внести в термин "уступить дорогу". Если говорить коротко, то водитель, в числе прочего, не должен оставаться в полосе движения, то есть он должен перестроиться.
Теперь же перейдем к изменениям, которые предлагаются для пункта 3.2:
3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).
3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу или перестроиться (с учетом возможности и безопасности маневра для участников движения и соблюдением требований Правил) для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу или перестроиться (с учетом возможности и безопасности маневра для участников движения) для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).
Во-первых, в приведенные выше абзацы наряду с обязанностью уступить дорогу введена обязанность перестроиться, причем указанные понятия разделены словом "или". И тут есть несколько вопросов. Понятие "уступить дорогу" уже включает в себя требование перестроиться. То есть фактически в правилах написали "обязан перестроиться или перестроиться".
Также вопрос вызывает и само слово "или" между "уступить дорогу" и "перестроиться". Оно означает, что водитель может выбрать только одно из указанных действий. Если он уступил дорогу, то перестраиваться он не обязан. А если он перестроился, то он не обязан уступать дорогу.
Во-вторых, в пункте 3.2 появилось уточнение, что перестраиваться нужно с учетом возможности и безопасности маневра. Если такой возможности нет, то водитель может не перестраиваться и это не будет нарушением правил.
В-третьих, только в первом абзаце пункта 3.2 если уточнение о том, что перестраиваться нужно с соблюдением требований ПДД. Во втором абзаце такого уточнения нет. Получается, что если приближается автомобиль с синим маячком и специальным звуковым сигналом, то перестроиться для него водитель обязан с соблюдением правил. Если же приближается машина с включенными синим и красным маячками, а также специальным звуковым сигналом, то водитель обязан перестроиться без соблюдения правил. При этом не понятно, кто именно понесет ответственность, если при таком перестроении без соблюдения ПДД произойдет дорожно-транспортное происшествие.
Движение пешеходов, ведущих двухколесный транспорт
Следующее изменение предлагается внести в пункт 4.1 ПДД:
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие рядом с собой мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
В пункте 4.1 появилось уточнение о том, что он распространяется только на людей, которые ведут двухколесный транспорт рядом с собой. Данное изменение связано с тем, что разные водители воспринимают слово ведущие по-разному. И некоторые считают, что оно означает, что человек управляет указанными транспортными средствами.
Примечание. Напомню, что аналогичные изменения внесены в понятие "пешеход". Речь о них шла в одной из предшествующих статей серии.
Правила пересечения пешеходом проезжей части
4.5. На пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
4.5. При переходе дороги по наземному пешеходному переходу пешеходы перед выходом на проезжую часть(трамвайные пути) должны оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедиться, что дальнейшее движение по переходу будет безопасным. Кроме того, при переходе дороги вне наземного пешеходного перехода пешеходы должны уступить дорогу приближающимся транспортным средствам и не создавать помех для их движения.
При наличии на дороге транспортного средства или препятствия, ограничивающих обзорность, пешеход перед выходом из-за них, в том числе на наземном пешеходном переходе, должен убедиться в безопасности своего дальнейшего движения через дорогу.
Пешеходы, сопровождающие детей или недееспособных лиц при переходе дороги, должны контролировать безопасность их перехода.
В данном пункте запланированы 2 интересных нововведения:
1. Обязанность убедиться в безопасности движения при выходе из-за стоящего автомобиля или препятствия будет действовать не только вне пешеходных переходов, но и на пешеходных переходах. Это требование довольно логично, ведь оно напрямую влияет на безопасность. А внимательность пешехода и грамотная оценка дорожной ситуации в большинстве случаев позволяют снизить риск ДТП до минимума.
2. Также в пункте 4.5 появилась новый абзац, который требует, чтобы пешеходы контролировали безопасность не только своего перехода, но и перехода идущих вместе с ними детей или недееспособных лиц. Причем такая обязанность распространяется не только на родителей. Любого человека, который какое-то время идет вместе с ребенком или недееспособным лицом, можно назвать сопровождающим.
Если пешеход не смог проконтролировать безопасность перехода ребенка, то в случае ДТП этот пешеход может считаться нарушителем ПДД и может быть привлечен к ответственности.
Обязанность надевать шлем для водителей мопедов
Еще одно интересное изменение предлагается внести в пункт 5.1 ПДД:
5.1. Пассажиры обязаны:
- при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;
- посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
5.1. Пассажиры обязаны:
- при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле и мопеде - быть в застегнутом мотошлеме;
- посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Обновленный пункт вводит обязанность надевать шлем для пассажиров мопедов. Напомню, что в настоящее время обязанность надевать шлем есть только у водителя мопеда.
Также следует обратить внимание и на слово "и" расположенное между словами "мотоцикле" и "мопеде". Судя по всему, законодатели поставили его вместо слова "или" и фраза получилась не корректной. Дело в том, что человек может быть пассажиром или на мопеде, или на мотоцикле, но никак не двух этих транспортных средствах одновременно. К сожалению, такие ошибки допускаются в нормативных документах довольно часто. А затем их исправляют в следующих редакциях ПДД. Хотя временами некорректные фразы остаются в правилах на десятки лет.
А что Вы думаете про рассмотренные в данной статье обновления? Напишите свои дополнения в комментариях к данной статье.
Напомню, что актуальный текст правил дорожного движения доступен на следующей странице:
А в следующей статье мы продолжим рассматривать нововведения, которые предлагается внести в ПДД.
Удачи на дорогах!