О реверсивном движении
Предвижу реакцию некоторых участников, прочитавших заголовок статьи: "Ну вот, ещё один умник выискался! Всё написано в ПДД, надо только уметь их понимать".
И я бы не стал писать на эту тему, если бы не убедился на практике, что ошибаются в этом вопросе не только учащиеся автошкол и обычные водители, но и авторы многочисленных статей и видео.
Причин, на мой взгляд, две:
а) подавляющее большинство водителей в РФ вообще не сталкивались с реверсивным движением на практике, поскольку такая организация дорожного движения (ОДД) применяется лишь в нескольких крупных городах, где заторы являются обычным явлением и присутствует так называемое маятниковое движение: утром все едут в город, а вечером — обратно. При этом встречные полосы относительно свободны и могут быть использованы для движения в противоположном направлении.
б) авторы ПДД обладают удивительным талантом излагать свои мысли так, что понять, что именно стоит за словами, под силу далеко не каждому.
Давайте разбираться.
Содержание статьи:
- В каких случаях используются реверсивные светофоры?
- В каких случаях используются знаки "Реверсивное движение"?
- Как должна использоваться реверсивная разметка?
В каких случаях используются реверсивные светофоры?
Если читать ПДД с начала, то впервые реверсивное движение упоминается в разделе 6 СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА И РЕГУЛИРОВЩИКА:
6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.
При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.
В первом абзаце этого пункта содержится пусть и не прямое, но всё же определение реверсивной полосы проезжей части. Это полоса, направление движения по которой может изменяться на противоположное. Регулирование движения по такой полосе осуществляется с помощью светофоров с красным Х-образным сигналом и зелёным сигналом в виде стрелы, направленной вниз, которые названы реверсивными.
Однако в начале абзаца сказано, что это лишь частный случай применения таких светофоров. То есть они могут применяться также для регулирования движения по полосам, где реверсивное движение отсутствует.
Если кто-то помнит со школы, что такое необходимые и достаточные условия (всякая селёдка — рыба, но не всякая рыба — селёдка), то он должен понимать, что называть такие Х-образные светофоры (согласно ГОСТ Р 52289-2019 они обозначаются Т.4 и Т.4.ж — с дополнительной жёлтой стрелкой) "реверсивными" терминологически неправильно. Этот термин может ввести водителя в заблуждение, поскольку светофоры Т.4 устанавливают также, например, на въездах в тоннели, на платных дорогах при подъезде к пунктам пропуска и в других местах, где необходимо раздельно регулировать движение по каждой из имеющихся полос проезжей части, но реверсивное движение отсутствует.
Чтобы не быть голословным, приведу в качестве примера фото въезда в Северо-Западный (Серебряноборский) тоннель в Москве:
1. Х-образные светофоры на въезде в тоннель. Движение разрешено по всем полосам:
2. Въезд в тоннель во время ремонта. Движение разрешено только по левой полосе:
В каких случаях используются знаки "Реверсивное движение"?
Как видим, наличие над полосой "реверсивного" светофора вовсе не означает, что на этой дороге организовано реверсивное движение, поэтому листаем ПДД дальше и обнаруживаем там дорожные знаки 5.8 "Реверсивное движение", 5.9 "Конец реверсивного движения" и 5.10 "Выезд на дорогу с реверсивным движением".
Эти знаки указывают водителю, что на дороге организовано реверсивное движение, однако ничего не говорят о том, как оно выглядит. Об этом сказано в последнем абзаце пункта 6.7 ПДД. При этом в тексте обычно приводится иллюстрация того, как, собственно выглядит реверсивная полоса: она обозначена с двух сторон разметкой двойной прерывистой линией разметки 1.9. Ну и сказано, что при выключенных реверсивных светофорах выезд на эту полосу запрещён.
Из текста можно также заключить, что в таком случае реверсивная полоса выполняет функцию разделительной, хотя это и не согласуется с определением разделительной полосы, приведённым в пункте 1.2 ПДД (для выделения такой полосы должна использоваться разметка 1.2).
Что же в таком случае происходит? А происходит то, что "обычный" водитель, который, скорее всего, вообще такой организации дорожного движения в глаза не видел, заключает, что именно так всё и выглядит: реверсивная полоса выделена с двух сторон разметкой 1.9, а над ней висит реверсивный светофор. Ничего странного в этом нет, поскольку даже в Москве иного не увидеть.
Реверсивная полоса на Шереметьевской улице в Москве:
Обратите также внимание на исполнение реверсивного светофора. Он имеет лишь одну секцию, а не две или три, как изображено в ГОСТ Р 52289-2019. Технологии не стоят на месте, и светодиодные матрицы позволяют генерировать разные сигналы на одном табло, как мы это уже видели на рисунке 2 и рисунке 3 выше. Это лишний раз подтверждает, что называть такие светофоры реверсивными некорректно.
Как должна использоваться реверсивная разметка?
Казалось бы, всё, тема закрыта. А теперь представьте себя в роли водителя, который приехал в Кострому и увидел такую картину:
Однажды я разместил эту фотографию в соцсети, где обсуждалась тема реверсивного движения. Поэтому реакция "обычного водителя" (возможно, там были и не "обычные" тоже) была следующей: "Где ты взял такую картинку? Это же Фотошоп!".
Да нет, это не Фотошоп, я её взял с карты Яндекса и видел эту дорогу своими глазами. Там настолько "маятниковое" движение, что из четырёх полос движения реверсивными сделали две.
Когда я проезжал по мосту днём, то видел именно такую картину, как на фото: средние полосы разделены линией разметки 1.9, а крайние отделяются разметкой 1.5. Над каждой из средних полос висят реверсивные светофоры, что позволяет делить направление движения по полосам либо в пропорции 2:2, либо 3:1 (1:3). В момент, изображённый на фото, правый светофор разрешает движение, левый — запрещает. Это эквивалентно тому, как если бы никакой реверсивной полосы не было, а вместо линии разметки 1.9 была бы нанесена разметка 1.3. Другие режимы движения понятным образом регулируются светофорами.
Где же в ПДД это отражено? Только в Приложении 2, где дано описание разметки 1.9:
1.9 - обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование;
Мне трудно представить себе человека, который будет в состоянии понять вторую часть этого описания, если оно не проиллюстрировано конкретным примером использования такой разметки.
Понятно, что ПДД не является учебником для водителя, хотя примеры такой организации движения имеются в экзаменационных билетах (билет 8, вопрос 5; билет 15, вопрос 5; билет 32, вопрос 6). Но ведь обычный гражданин, получивший водительское удостоверение до появления этой редакции билетов, в лучшем случае заглядывает иногда в Правила…
Схема движения для обоих случаев есть также в ГОСТ Р 52289-2019, но её нет в ПДД. Там есть лишь изображение одиночной линии разметки 1.9:
В ГОСТе же приведены два варианта нанесения этой разметки:
Когда я эту иллюстрацию привожу в качестве аргумента оппонентам, то мне отвечают, что они ездят не по ГОСТам, а по ПДД.
Я полагаю, что даже среди прочитавших текст найдутся те, кто так и не понял, зачем нужно отделять реверсивные полосы от остальных не разметкой 1.9, а разметкой 1.5. Сужу по тому, как это воспринимают учащиеся автошколы, ещё не прослушавшие преподавателя. Да и не все их слушают — сейчас в моде обучение "онлайн".
Всё объясняется очень просто: если вместо линий 1.5 нанести разметку 1.9, то согласно уже упомянутому п. 6.7 ПДД при выключенных светофорах въезд на реверсивные полосы будет запрещён и вместо четырёх полос движения на дороге, изображённой на рисунке 5 выше, останутся лишь две крайние.
У читателя, обладающего воображением, может возникнуть вопрос: а может на дороге быть большее количество реверсивных полос, и как в таком случае это выглядит? Да, может. Например, на одной из улиц в Барселоне их три.
Эта иллюстрация опровергает, в частности, часто встречающееся утверждение, что если на проезжую часть нанесены две линии разметки 1.9, то реверсивная полоса только одна.
За рубежом даже есть примеры, когда вся дорога является реверсивной. Разумеется, в этом случае есть альтернативные пути проезда.
Резюмируя сказанное выше, можно сформулировать следующие выводы:
- О наличии реверсивного движения на дороге информируют знаки 5.8 и 5.10, а также наличие одной или двух линий разметки 1.9.
- Х-образные светофоры над полосами движения не указывают на организацию реверсивного движения на дороге, но при наличии вышеуказанных признаков такого движения информируют водителя о том, по каким именно полосам движение может меняться на противоположное. В этой связи называть их реверсивными никаких оснований нет, поскольку гораздо чаще водитель увидит их в таких местах, где никакого реверсивного движения нет (примеры выше). Такой светофор просто разрешает движение по полосе, когда на нём горит зелёная стрелка, запрещает движение при горящем красном кресте, и не запрещает движение, когда выключен. Что касается опциональной жёлтой стрелки, то её применение описано в п. 6.7 ПДД и дальнейших пояснений не требует.
Относительно разметки 1.9 помимо перечисленных выше упоминаний в ПДД в пункте 1.26 Приложения 2 прописаны ещё следующие требования:
Тут следует напомнить, что официальный текст ПДД, имеющий юридическое значение и опубликованный, к примеру, на ресурсах "Консультант", "Гарант" и т. п., не содержит иллюстраций, не являющихся неотъемлемой частью документа (как, скажем, изображение на рисунке выше из ГОСТ). Однако тот самый условный "обычный водитель" пользуется не официальным текстом, а различными бумажными публикациями или интернет-ресурсами.
Я специально привёл цитату с одного из популярных сайтов для обучения водителей, чтобы читатель лишний раз убедился в том, что авторы даже таких источников могут ошибаться. Смотрите сами: в текст добавлены в качестве иллюстрации изображения разметки 1.9, но она представлена почему-то в виде двух двойных прерывистых линий, а не одной, как это следует из ПДД. И теперь попытайтесь соотнести это с тем, что вы видите на иллюстрациях в данной статье.
Хотя текст сам по себе юридически корректен и может быть использован водителями в качестве руководства, в сочетании с приведёнными иллюстрациями получается полная абракадабра, способная лишь свести водителя с ума. Линия разметки 1.9 — это одна двойная прерывистая линия!
Если в отношении линии разметки 1.9 ПДД содержат хотя и сложно понимаемые, но однозначные требования, то ситуация, когда реверсивная полоса ограничена с одной стороны линией 1.5, в ПДД не отражена. Предположим, при движении по дороге, изображённой на рисунке 5 или рисунке 7, открыты для движения все реверсивные полосы. В этом случае вполне применим пункт 9.2 ПДД:
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
Иными словами, выезд на полосу встречного движения на дорогах с реверсивным движением запрещён во всех случаях, даже если встречное движение отделено линией разметки 1.5. Разумеется, это запрещает также и обгон. А вот что касается поворота налево и разворота, то формального запрета нет, хотя здравый смысл подсказывает, что делать этого не стоит, поскольку реверсивное движение организуется лишь на дорогах с интенсивным движением.
Осталось рассмотреть лишь последний вопрос, связанный с реверсивным движением — о наказаниях за нарушение ПДД. Глава 12 КоАП РФ не содержит ни одной статьи, где бы фигурировала специфика такой организации движения. Следовательно, действуют общие нормы, применение которых с учётом сказанного выше не представляется проблемой.
К тому же автор вообще не является сторонником такого весьма распространённого, к сожалению, подхода, когда при принятии решения водитель ориентируется на наказание. В РФ отсутствует наказание за такое поведение на дороге, как несоблюдение безопасной дистанции (нет даже числового критерия для этого случая). Особенно удивляет водителей, автомобиль которых оказался разбитым в хлам при некоторых ДТП, что никакого наказания за это виновник не понесёт — ГИБДД выносит постановление об отказе в возбуждении дела. Об этом — в одной из следующих статей.
Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н.