Правила использования путевых листов в 2020 году

Путевой лист

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о путевом листе - документе, который в первую очередь нужен водителям коммерческих автомобилей.

Популярные вопросы, связанные с использованием путевых листов:

Рассмотрим данные вопросы поподробнее.

Путевой лист в ПДД

В ПДД 2019 года года фраза "путевой лист" употребляется лишь один раз, в пункте 2.1.1:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
...

  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

При этом "установленные случаи" в ПДД не расписаны, потому придется обратиться к другим нормативным правовым документам.

Зачем нужен путевой лист?

Путевой лист в первую очередь предназначен для бухгалтерии юридических лиц, а также для сотрудников налоговой инспекции. Именно этот первичный документ позволяет учитывать расходы на бензин и вычитать их из налогооблагаемой базы. По сути путевой лист нужен для того, чтобы уменьшить сумму уплачиваемых налогов.

Тем не менее существуют ситуации, когда путевой лист является обязательным.

Нужен ли путевой лист на легковой автомобиль?

Правила применения путевых листов

Давайте сразу же выделим водителей, которым не нужен путевой лист:

1. Если автомобиль принадлежит физическому лицу и используется им в собственных целях или передается другому физическому лицу по доверенности.

2. Если автомобиль принадлежит юридическому лицу и для этого юридического лица не имеет значения учет расходов на топливо.

Рассмотрим ситуацию на примере. Пусть автомобиль принадлежит индивидуальному предпринимателю, использующему упрощенную систему налогообложения и выбравшему в качестве налогооблагаемой базы доходы. Говоря простыми словами, налогами облагаются только доходы этого юридического лица, независимо от его расходов. В описанном примере не имеет особого смысла заниматься оформлением путевок, т.к. это приведет лишь к дополнительным затратам времени на заполнение бумаг и не принесет никакой выгоды.

При этом вместо путевого листа юридическое лицо может оформить специальную доверенность на управление автомобилем, которую водитель и будет предъявлять сотрудникам ГИБДД при проверке документов. Бланк доверенности для юридического лица будет опубликован в отдельной статье.

Также хочу обратить внимание, что в некоторых случаях заполнение путевого листа является обязательным. Перейдем к их рассмотрению.

Когда заполнение путевого листа обязательно?

Рассмотрим статью 6 федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":

Статья 6. Путевые листы

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Второй пункт данной статьи содержит ситуации, при которых управление транспортными средствами запрещено:

  • перевозка пассажиров и багажа;
  • перевозка грузов.

Рассмотрим понятия пассажир, багаж и груз:

1) багаж - вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

3) груз - материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

12) пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

На сколько выдается путевка?

Ежедневное заполнение путевых листов - довольно трудоемкое занятие. Тем более для маленьких организаций, где нет отдельного диспетчера. Поэтому возникает вопрос, можно ли оформить путевку на несколько дней?

Ответ на него дается в пункте 10 приказа министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов":

10. Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Таким образом, путевой лист выдается:

  • на 1 день, если продолжительность рейса равна 1 дню или за день выполняются несколько рейсов.
  • на 1 рейс, если длительность рейса превышает 1 день.

Например, если водитель выезжает в длительный рейс по территории страны, длительность которого 2 месяца, то путевой лист оформляется только перед началом этого рейса.

Что касается организаций, автомобили которых ежедневно возвращаются на парковку, то они должны оформлять путевые листы каждый день.

Примечание. До 1 марта 2019 года путевой лист мог выдаваться на срок, не превышающий одного месяца.

Отметка медика

Все водители, работающие по найму, должны проходить обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Отметка о прохождении такого осмотра ставится в путевой лист.

Отметка технического контролера

Если транспортное средство занимается перевозками пассажиров или грузов, то оно должно пройти предрейсовый контроль технического состояния, отметка о котором также ставится в путевку:

Как заполнить путевой лист?

В 2019 году не существует стандартной формы путевого листа. Поэтому каждая организация может разработать собственный бланк. При этом следует учесть, что существуют обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в любом путевом листе.

Штраф за отсутствие путевого листа

Ну и последний вопрос, который будет рассмотрен в данной статье, - штраф за отсутствие путевого листа. Наказание предусмотрено частью 2 статьи 12.3 КоАП и представляет собой предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Последнее обновление: 10 апреля 2019
Раздел: Автомобили
Читать все комментарии
23 июля 2018 22:15
evgen198

Возможен ли следующий порядок объяснений сотруднику ГИБДД:

Я управляю автомобилем принадлежащем организации, на меня, как на физ. лицо, выписана доверенность на право управления. Соответственно по доверенности автомобилем управляет физ. лицо, а не сотрудник организации. К физ. лицам не применим перечень документов применимый к водителям юр. лиц.

Вроде все в рамках логики и закона, возможно такое?

24 июля 2018 12:06
igorgn

Ключевая фраза "автомобилем принадлежащем организации". Вдальнейшем всё зависит от того, на кого нарвёшься. Чтобы было понятно, в настоящее время путевой лист нужен исключительно для юрлиц и ИП, и только в тех случаях, когда они занимаются перевозкой грузов и пассажиров. И "перевозка" понимается по ГК РФ и Уставу автотранспорта, проще: в ОКВЭД должен быть прописан вид деятельности, как оказание услуг по перевозке. Плюс должны быть документы, подтверждающие перевозку (накладные, билеты, договор и т.п.). В остальных случаях это уже не перевозка, а перемещение грузов и людей для обеспечения собственных нужд организации. Но необразованные гаишники этого не понимают, они читают определение из ПДД. Но ПДД описывает эти случаи как процесс, но не как деятельность. В этом и разница.

Думаю, что ты всё понял. А вот теперь попробуй это всё доказать гаишнику, трудоустроенному по объявлению.

У мировых судов хватает наглости отменять международные договоры РФ. Если будет интересно, выложу краткую выписку из моего обжалования по ДОПОГ, когда мировая судья положила даже на положение ДОПОГ, указания самого Минтранса и ГИБДД РФ, и удовлетворила прихоти безграмотного инспектора УГАДН.

26 августа 2018 21:24
Руслан-59

Добрый вечер, если контролер не пропустил автомобиль в рейс по техническим неисправностям, а водитель уехал без подписи контролера , отвечает ли контролер что водитель выехал в рейс?

5 сентября 2018 22:17
Максим

Руслан, здравствуйте.

Контролер не несет ответственности, т.к. он не выпускал автомобиль в рейс.

Удачи на дорогах!

5 сентября 2018 22:31
igorgn

Читаю и офигеваю. Так всё обыденно, как-будто и должно так быть. "Контролёр выпустил"... А то, что выпуск должны делать только перевозчики, как-то забывается. Сами себе геморой находим?

8 ноября 2018 12:00
Михаил-188

Здравствуйте! Поясните пожалуйста как быть с отметками медработника и контроллера если машина остается на ночь у водителя дома, и пройти с утра врача и контроллера можно только при прибытии на работу?

9 ноября 2018 09:35
Илья-60

Всем добрый день!

Сейчас очень популярна тема Каршеринга в которой нет ни путевых листов, ни отметок медика и контроллера, а используется договор аренды.

Правильно ли я понимаю, что если у водителя (т.е. физ.лица) есть договор аренды на управляемое транспортное средство, то ему не нужен путевой лист со всеми вытекающими?

13 ноября 2018 16:12
Максим

Михаил, здравствуйте.

Возможны 2 варианта. Либо оставлять автомобиль в организации, либо проходить осмотр и контроль до выезда, а лишь затем ехать на работу.

Удачи на дорогах!

13 ноября 2018 16:15
Максим

Илья, здравствуйте.

А чего именно Вы хотите добиться в данном случае? Например, если человек работает водителем, то ему в любом случае нужно проходить предрейсовый медицинский осмотр.

15 ноября 2018 13:00
Laffi

Добрый день. Путевой выписывается на срок не более 1 месяца, как поступать в ситуации, если водитель в рейсе, а срок действия путевого истек?

15 ноября 2018 16:08
Илья-60

Добрый день, Максим!

В моем случае "водитель", это не профессия. Это торговый представитель, у которого в пользовании есть автомобиль организации, но т.к. он разъездной, то проходить ежедневно медика и механика нет возможности. Хочу найти правильную формулу, как для ГИБДД, так и для налоговой (но об этом не здесь).

Мой вопрос в том, можно ли организации предоставить авто сотруднику в аренду и отпадет ли при этом необходимость путевых листов, как при каршеринге?

16 ноября 2018 11:29
Максим

Laffi, здравствуйте.

Не совсем понятно, почему произошло расхождение длительности маршрута и путевого листа.

В общем случае если путевой лист закончился, то следует оформить новый.

Удачи на дорогах!

16 ноября 2018 11:35
Максим

Илья, здравствуйте.

Если автомобиль используйте человеком только для передвижения (он не перевозит пассажиров и грузы), то можно оформить договор аренды. В этом случае машина будет использоваться как личная, т.е. не потребуются медицинские осмотры и технический контроль.

Удачи на дорогах!

1 декабря 2018 22:22
Костя-10

Доброго времени суток! вопрос такой, грузоперевозки,Автомобиль оформлен на моего отца как на физ лицо, работать на нем буду непосредственно я, у отца и у меня есть ИП, кого конкретно прописывать в реквизитах в оформлении путевого листа? как я понимаю мне необходимо будет оформить между мной и отцом договор аренды ТС ?

Далее, из курсов пройденной программы обучения на специалиста ОБДД,Контролера и Диспетчера (имею дипломы) точно помню слова преподавателя,что диспетчер для самого себя Путевой лист выписать не может!, как быть в данной ситуации??? как контролер и как водитель в графах я могу расписаться, а вот в поле для Диспетчера как быть?

5 декабря 2018 17:43
Максим

Костя, здравствуйте.

1. Если Вы будете заниматься грузоперевозками для своего ИП, то следует указывать в путевом листе Вас. Вы можете оформить договор аренды автомобиля, чтобы исключить возможные вопросы.

2. Обязательные реквизиты путевого листа перечислены на этой странице. Подпись диспетчера не является обязательной в путевом листе, данное поле можно убрать из бланка.

Удачи на дорогах!

21 декабря 2018 08:11
Александр-731

Добрый день! Я ИП, перевозка пассажиров легковым такси. Как быть с путевым листом. Я должен его сам себе выписывать? А также медосмотр и техническое состояние автомобиля проставлять? Или как быть в данном случае и на какой период я могу выписывать путевой лист, если все-таки это надо делать? Спасибл

21 декабря 2018 12:53
Максим

Александр, здравствуйте.

При работе в такси путевой лист является обязательным. Оформить его Вы можете самостоятельно. Предрейсовый технический контроль Вы можете проводить самостоятельно, если у Вас есть соответствующее образование. Медицинский осмотр следует проходить у врача.

Путевой лист может быть выписан на срок до месяца.

Удачи на дорогах!

23 января 2019 15:48
Виталий-124

Добрый день, подскажите, если собственик авто "камаз или другой вид грузового транспорта" физ лицо, везет груз в прицепе, работая на юр. лицо, Груз принадлежит юр. лицу. Водителю выдан путевой лист, пройден мед осмотр, но сотрудки ДПС выписывают штраф за недействительный путевой лист ссылаясь на то что "Отсутствует ТО на прицеп" следовательно мастер не имел право выписать путевой лист. Правомерны ли действия сотрудника ДПС. ТО на тягач имеется вместе с полисом осаго

23 января 2019 18:31
Feyssss

У меня ип, грузоперевозки,нужен ли путевой лист,если да,то могу ли ставить сам печать и отметку о мед осмотре и тех осмотре в нём?

24 января 2019 18:41
Максим

Виталий, здравствуйте.

Рекомендую оспорить указанный штраф. При проведении предрейсового контроля контролер не должен проверять наличие техосмотра, таких требований в законодательстве нет.

Удачи на дорогах!

24 января 2019 18:44
Максим

Feyssss:

1. При грузоперевозках путевой лист обязателен.

2. Отметку о техническом контроле Вы можете ставить самостоятельно, если имеете соответствующее образование.

3. Отметку о медосмотре должен ставить медицинский работник.

Удачи на дорогах!

27 января 2019 20:10
Виктор-124

"Виталий-124" , Максим. Из сообщения сложно понять за что конкретно наложен штраф и на кого.

12.1 часть 1? 12.3 часть 2? 12.5 часть 1? 12.31 часть 1? 12.31.1 часть 3 или 6? На водителя, механика, юрлицо?

6 февраля 2019 15:41
Алексей-492

Добрый день... Грузовая Газель оформлена на физическое лицо... Я водитель (физ. лицо) вписанный в страховку... Переодически перевозим различные грузы принадлежащие владельцу (от склада до магазина)... На балансе в организации автомобиль не состоит... В общих чертах: не осуществляются перевозки грузов третьих лиц, перевозим соответственно не на комерческой основе... Необходим ли путевой лист?... На посту ДПС при его отсутствии начали говорить, что грозят большие штрафы владельцу как организации, но автомобиль-то принадлежит физ лицу, и мне за его отсутствие(путевого листа).... Я так понимаю что по идее штраф всего лишь 500 руб, за отсутствие путевого листа, или действительно возможны большие штрафы?...

7 февраля 2019 17:08
Пол

Добрый день!

Грузовик 5 тн, владелец физическое лицо..На этом грузовике ездит другое физическое лицо по доверенности от владельца. Перевозит грузы по Москве разный организаций.

1. Какой штраф если нет путевого листа? Кто должен ему давать путевой лист, проводить медосмотр и техосмотр?

2. Какой штраф и вообще какие санкции ( штраф стоянка вместе с грузом и т.п.) если нет тахографа?

Спасибо

8 февраля 2019 17:20
Максим

Алексей, здравствуйте.

За отсутствие путевого листа может быть наложен только штраф в размере 500 рублей. Рекомендую Вам в следующий раз уточнить у сотрудников ГИБДД, штраф за какое нарушение они имеют в виду.

Удачи на дорогах!

8 февраля 2019 17:23
Максим

Пол, здравствуйте.

1. Если речь идет о регулярных перевозках, то водитель должен быть оформлен в качестве ИП или работать водителем в организации. В этом случае путевой лист выдается ИП или организацией.

2. Тахограф на автомобиль физического лица не требуется. На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Удачи на дорогах!

24 февраля 2019 11:40
Михаил-213

Здравствуйте, у меня Ип, Лицензия на моё Авто, первый вопрос надо ли мне заполнять путевку полностью выезд заезд километраж И так далее- или достаточно организацию свою указать права лицензию врач механик и время и все?, если у меня нет печати на своё Ип могу я не ставить печать?и как ездить по своим делам на своём Авто с лицензией и изменённым цветом?

26 февраля 2019 16:53
Максим

Михаил, здравствуйте.

1. Обязательные реквизиты путевого листа приведены в этом документе. Они должны быть заполнены. Прочие поля из путевого листа можно исключить.

2. Печать можно не ставить.

3. А в чем именно заключается проблема с поездкой по своим делам? Путевой лист нужен только при перевозке пассажиров или грузов. При езде по личным делам оформлять его не нужно.

Удачи на дорогах!

7 марта 2019 10:32
daria__

Здравстуйте, подскажите, пожалуйста. В организации на ОСН (не транспортная) сотрудники используют личные автомобили(для них определен разъездной характер работы). Организация выдает топливо сотрудникам. Путевые листы оформляются. Нужны ли отметки о техосмотре и медосмотре водителей для того, чтобы расходы приняли налоговики?

11 марта 2019 14:00
Максим

Здравствуйте.

К сожалению, я не могу точно ответить на Ваш вопрос, т.к. с вопросами сдачи документов по ОСН в налоговую мне сталкиваться не приходилось.

С одной стороны, путевые листы не являются обязательными, если водитель не перевозит пассажиров или грузы.

С другой стороны, если путевой лист все же оформляется, то должны быть заполнены все его обязательные реквизиты. В том числе отметки о медицинском осмотре и техническом контроле.

Удачи на дорогах!

11 марта 2019 18:15
АлексейФ

Можно растянуть на два дня рейс с пробегом 550 км ? А на три дня ? Может я день ехал 250 км и два дня грузы собирал в 5 адресах по всему СПБ ? Ночевал в кабине две ночи возле АЗС или в мотеле!

13 марта 2019 22:00
Максим

АлексейФ, в целом длительность рейса с километражом напрямую не связана. То есть предложенный Вами вариант возможен.

Удачи на дорогах!

29 марта 2019 13:57
Евгений-298

Работаю наемным водителем в компании на своем грузовике грузоподьемностью 3600кг.Нужно ли устанавливать тахограф и оформлять путевые листы?

29 марта 2019 22:37
Максим

Евгений:

1. Автомобиль эксплуатируется юридическим лицом, значит тахограф нужен.

2. Если Вы перевозите грузы, то путевой лист также обязателен.

Удачи на дорогах!

21 апреля 2019 14:59
Дмитрий30

У меня открыло ИП вмененка, одна машина сам вожу. Грузоподъёмность 2,5 т, развожу грузы у разных организаций, в основном от диспетчера. Нужен ли мне путевой лист и кто его должен заполнять?

25 апреля 2019 23:10
Максим

Дмитрий, если Вы перевозите грузы, то путевой лист является обязательным.

По поводу оформления путевого листа рекомендую изучить следующую статью. Часть документа Вы можете заполнить самостоятельно, для некоторых граф придется привлечь наемного работника (для медосмотра и технического контроля).

Удачи на дорогах!

15 мая 2019 07:33
Юля56

Здравствуйте, предприятие на усн, можно ли писать один путевой лист на двух водителей на одни сутки. Они доставляют только себя на полевые работы

30 мая 2019 18:18
Максим

Юля, здравствуйте.

1. А нужен ли путевой лист вообще, если водитель везет только себя?

2. В приказе Минтранса не говорится о том, что можно внести нескольких водителей в один путевой лист. Больше того, в документе указано:

7. Сведения о водителе включают:

То есть в одном путевом листе указывается только один водитель.

Удачи на дорогах!

17 июля 2019 21:57
Надежда87

Можно ли передавать путевой лист третьим лицам, и можно ли сделать один путевой лист в 2 оригинальных экземплярах?

22 июля 2019 14:41
Максим

Надежда, опишите ситуации подробнее. Кому именно и в каком случае Вы хотите передать путевой лист? Какую проблему Вы хотите решить с помощью второго экземпляра?

8 сентября 2019 17:10
Павел-171

Здравствуйте, нужно ли оформлять путевой лист при необходимости движения с выполнением работ автомобилем не территории предприятия без выезда за КПП (на линию)? Если да, то при этом нужно ли заполнение журнала выпуска на линию и журнала тех.контроля? Ведь при оформлении путевого листа в разрешении на выезд расписывается механик, ставит свою отметку контролер по выпуску на линию, а эти отметки предполагают фиксацию записей в журналах.

И считается ли выездом на линию любое начало движения автомобиля? Ведь по логике водитель чтобы сесть за руль поехать должен быть проверен по состоянию здоровья, а автомобиль по тех.состоянию, а это "тянет" за собой оформление всех сопутствующих документов и журнальных отметок.

11 сентября 2019 08:19
igorgn

Здравствуйте, нужно ли оформлять путевой лист при необходимости движения с выполнением работ автомобилем не территории предприятия без выезда за КПП (на линию)? Если да, то при этом нужно ли заполнение журнала выпуска на линию и журнала тех.контроля? Ведь при оформлении путевого листа в разрешении на выезд расписывается механик, ставит свою отметку контролер по выпуску на линию, а эти отметки предполагают фиксацию записей в журналах.

Читаем Устав автотранспорта и 152-й приказ. Путевой лист выписывается в случаях перевозки пассажиров и грузов. Если, допустим, машина катается по территории между боксами для прохождения ТО, ремонта, или ещё по какой-то причине, но не занимается перевозками, то путевой лист не нужен. А предрейсовый, предсменный контроль (приказ 296) проводится перед началом рейса, смены. Т.е., осмотр будет обязательным, т.к. водитель вышел на смену с автомобилем. Но дальше идут несостыковки. Даже когда есть случай, что путевой лист не нужен, то приказ 296 заставляет эту путёвку выписать: "12. В случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям... в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден"; 14. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении контроля и подписи контролера не допускается". Как видите, отметка ставится в путевом листе, и выпуск транспорта без неё невозможен.

Но факт проведения контроля фиксируется согласно п.15. "Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля. Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств..." Получается, что при проверке, когда будет выявлен факт отсутствия путевого листа, вас могут наказать только по статье 12.3 ч.2 за сам факт отсутствия в случаях, предусмотренных законодательством. А наказать по 12.31.1 за непроведение предсменного, предрейсового контроля не могут, т.к. он проведён, и отметка есть в журнале.

И считается ли выездом на линию любое начало движения автомобиля? Ведь по логике водитель чтобы сесть за руль поехать должен быть проверен по состоянию здоровья, а автомобиль по тех.состоянию, а это "тянет" за собой оформление всех сопутствующих документов и журнальных отметок.

Тут руководствуемся приказом 15 Минтранса. Все работы до рейса входят в состав подготовительных работ, и входят в рабочее время водителя. На что "тянет" написал в соседней теме.

6 октября 2019 19:56
Евгений39

Здравствуйте. Я зарегистрирован как ИП ( такси), по УСН 6%, работаю сам на себя, без дополнительных работников. Слышал что я не должен проходить для путевого листа предрейсовый тех осмотр, так как фактически вам являюсь механиком в своем ип. Так ли это?

8 октября 2019 09:43
igorgn

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями) Глава IV. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения (ст.ст. 11 - 29) Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:

организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

Предрейсовый контроль проводится "для путевого листа"? Можно поподробнее?

4 ноября 2019 09:05
Татьяна-216

Здравствуйте, ООО на ОСНО приобрело легковое авто в лизинг, авто на балансе лизингополучателя, ездит на нем только директор, ничего не перевозит, нужны ли путевые каждый день? Как то можно обойтись без них?

6 ноября 2019 14:12
Максим

Татьяна, здравствуйте.

Если автомобиль не перевозит пассажиров и багаж, грузы, то путевой лист не является обязательным.

Удачи на дорогах!

Добавить комментарий
В настоящее время комментарии и вопросы по статьям принимаются на форуме ПДД клуб.
Если Вы хотите задать вопрос или просто поделиться своим мнением, то обязательно зарегистрируйтесь на форуме и сделайте это.