Периодичность плановых проверок при государственном надзоре в области БДД
Внимание! С 8 октября 2019 года плановые проверки в отношении организаций, эксплуатирующих транспортные средства, не проводятся. Данный вопрос рассмотрен в статье "Отмена плановых проверок для организаций, эксплуатирующих транспорт".
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье будет рассмотрено положение "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения". Очередные изменения в этот документ начали действовать с 1 марта 2018 года.
Данный документ предназначен в первую очередь для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этой статье речь пойдет о проведении проверок организаций, эксплуатирующих транспортные средства:
- Периодичность плановых проверок.
- Как происходит изменение категории риска?
- Категории риска по умолчанию.
- Условия для увеличения или уменьшения категории риска.
Периодичность плановых проверок
Периодичность проведения проверок зависит от того, к какой категории риска отнесено юридическое лицо или индивидуальный предприниматель:
Категория риска | Периодичность проверок |
Чрезвычайно высокого риска | 1 раз в год |
Высокого риска | 1 раз в 2 года |
Значительного риска | 1 раз в 3 года |
Среднего риска | не чаще 1 раза в 4 года |
Умеренного риска | не чаще 1 раза в 5 лет |
Низкого риска | не чаще 1 раза в 10 лет |
Как происходит изменение категории риска?
14. Отнесение деятельности субъекта надзора к категории риска и пересмотр решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту регистрации субъекта надзора.
При отсутствии решения об отнесении к категории риска деятельности субъекта надзора такая деятельность считается отнесенной к категории низкого риска.
Решение о присвоении той или иной категории риска принимает руководитель или заместитель руководителя МВД по субъекту РФ.
При этом если организация новая и решение по ней не принималось, то считается, что она относится к категории низкого риска.
Категории риска по умолчанию
В зависимости от деятельности, которую осуществляет юридическое лицо, оно может быть отнесено к следующим категориям риска:
Категория риска | Деятельность |
Высокого риска | - организованные перевозки групп детей автоубсами; - перевозка опасных грузов. |
Значительного риска | - перевозка пассажиров автобусами. |
Среднего риска | - перевозки легковыми такси. |
Умеренного риска | - эксплуатация автобусов категории D или грузовиков категории С. |
Низкого риска | - эксплуатация транспортных средств. |
Обратите внимание, если организация эксплуатирует транспортные средства из разных строк таблицы, то выбирается наибольшая категория риска.
Например, если в организации есть самосвалы, легковые такси, а также автобусы, занимающиеся перевозками групп детей, то она будет отнесена к категории высокого риска.
Примечание. В таблице выше указаны категории риска "по умолчанию" для разных видов деятельности. При наличии нарушений со стороны организации категория риска может быть увеличена, а при отсутствии - уменьшена (об этом речь пойдет ниже).
Условия для увеличения или уменьшения категории риска
Старая категория риска | Новая категория риска | Условия присвоения |
Любая | Чрезвычайно высокого риска | - в течение 2-х последних лет водитель организации привлечен к ответственности по статье 264 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью или смерти); - в течение 2-х последних лет водитель организации привлечен к ответственности по статье 12.24 КоАП РФ (причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью); - в течение 2-х последних лет сотрудник организации привлечен к ответственности по статье 238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности); - в течение 2-х последних лет сотрудник организации привлечен к ответственности по статье 266 УК РФ (недоброкачественный ремонт ТС или выпуск в эксплуатацию неисправного ТС, если это повлекло тяжкий вред здоровью или смерть). |
Значительного, среднего, умеренного, низкого риска | Высокого риска | - в течение 2-х последних лет сотрудники организации привлечены к ответственности 2 или более раз по статье 12.32 или части 28 статьи 19.5 КоАП (допуск к управлению водителя в состоянии опьянения или не имеющего права управления, повторное в течение года невыполнение законного предписания об устранении нарушений); |
Среднего, умеренного, низкого риска | Значительного риска | - в течение 3-х последних лет сотрудники организации привлечены к ответственности 30 или более раз по части 1 статьи 11.23, части 3 статьи 12.2, статье 12.4, части 2 статьи 12.21.2, статье 12.31, статье 12.31.1, статье 12.37, части 1 статьи 19.22, части 27 статьи 19.5 КоАП; |
Умеренного, низкого риска | Среднего риска | - в течение 3-х последних лет сотрудники организации привлечены к ответственности от 20 до 29 раз по части 1 статьи 11.23, части 3 статьи 12.2, статье 12.4, части 2 статьи 12.21.2, статье 12.31, статье 12.31.1, статье 12.37, части 1 статьи 19.22, части 27 статьи 19.5 КоАП; |
Высокого, значительного риска | Значительного, среднего риска | - отсутствие в течение 3-х последних лет нарушений сотрудниками организации по статье 264 УК РФ, статье 12.24 КоАП, статье 238 УК РФ, статье 266 УК РФ, части 1 статьи 11.23, части 3 статьи 12.2, статье 12.4, части 2 статьи 12.21.2, статье 12.31, статье 12.31.1, статье 12.32, статье 12.37, части 1 статьи 19.22, части 27 статьи 19.5 КоАП, части 28 статьи 19.5 КоАП. |
Рассмотрим несколько примеров:
Организация занимается только перевозками пассажиров на легковых такси. Категория по умолчанию - среднего риска. Однако один из водителей привлечен по статье 12.24 КоАП за причинение легкого вреда здоровью при ДТП. Поэтому юридическому лицу присваивается категория чрезвычайно высокого риска. Периодичность плановых проверок - 1 раз в год.
Организация занимается перевозками пассажиров на автобусах. Категория по умолчанию - значительного риска. При этом водители и сотрудники организации не привлекались к ответственности в течение последних 3-х лет. Категория юридического лица уменьшается до среднего риска. Плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в 4 года.
Что касается самих проверок, то они могут быть плановыми или внеплановыми, документарными или выездными.
Документарная проверка заключается в том, что сотрудники МВД требуют предоставить документы, которые необходимы им для того, чтобы убедиться, что юридическое лицо или ИП соблюдает требования законодательства.
В ходе выездной проверки сотрудники МВД выезжают на место нахождения юридического лица.
В данной статье рассмотрены условия, соблюдение которых поможет юридическим лицам и предпринимателям попасть в более низкую категорию риска, т.е. увеличить время между плановыми проверками. Если все документы и транспортные средства в порядке, то проверка в любом случае не должна вызывать проблем. Тем не менее, на неё придется потратить время, поэтому имеет смысл позаботиться о том, чтобы организация попала в категорию с как можно меньшим риском. А для этого нужно добиться того, чтобы сотрудники не нарушали требования законодательства.
Ну а в завершение предлагаю Вам самостоятельно изучить полный текст нормативного документа:
Удачи на дорогах!