Новые исключения при оснащении транспортных средств тахографами с 1 января 2021 года

Установка тахографов с 1 января 2021 года

Добрый день, уважаемый читатель.

С 1 января 2021 года начинают одновременно действовать несколько новых документов, связанных с автомобильным законодательством. Информация о них доступна в разделе "Альманах" сайта pddmaster.ru.

В этой статье речь пойдет о новых документах, связанных с эксплуатацией тахографов. Напомню, что тахограф это специальное устройство, необходимое для контроля соблюдения водителем режима управления транспортным средством. В настоящее время тахографы устанавливаются на грузовики и автобусы.

Так вот, с 1 января вводятся 2 новых документа, связанных с тахографами, и именно о них речь пойдет сегодня:

Новые категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами с 1 января 2021 года

Первый документ, о котором пойдет речь в данной статье, - это Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами. Он приходит на смену документу с аналогичным названием.

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);
  • транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. N 382 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1753);

1. Оснащению тахографами подлежат:

  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
  • транспортные средства категорий N21 и N31, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • транспортные средства категорий M21 и M31 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • транспортные средства категорий M21 и M31, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"2.

При беглом изучении данного пункта кажется, что изменения затронули только его формулировку, а сам перечень транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, не изменился. И в него входят:

  • Все автобусы.
  • Все грузовики категории С.

На самом деле это не так. В обновленный перечень входят:

  • Все автобусы.
  • Все автомобили категории С, принадлежащие юридическим лицам.
  • Только грузовые автомобили категории С, принадлежащие физическим лицам.

Тут нужно обратить внимание, что грузовой автомобиль категории С и автомобиль категории С это не одно и то же. К категории С относятся не только грузовые автомобили.

Например, самосвал категории С является грузовым автомобилем и на него нужно установить тахограф и физическому, и юридическому лицу.

То же самое относится и к грузовым фургонам категории С, и к бортовым грузовикам категории С.

Если же рассмотреть автомобиль с КМУ (манипулятор) категории С, то в свидетельстве о регистрации такого автомобиля фраза "грузовой автомобиль" отсутствует. В графу "тип ТС" внесена фраза "кран-манипулятор". То есть такой автомобиль грузовым не является. И физическое лицо не обязано устанавливать на него тахограф. Если то же самое транспортное средство принадлежит юридическому лицу, то тахограф является обязательным.

Исключения, когда тахограф не требуется

Рассматриваемый документ содержит также и перечень исключений, при которых устанавливать тахограф не требуется. И в данный перечень внесено довольно много изменений.

Отмена исключений для физических лиц

...
за исключением:
...

2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

В старой версии документа, которая действует до 31 декабря 2020 года, фраза "за исключением" относится абсолютно ко всем перечисленным транспортным средствам, в том числе к грузовикам и автобусам физических лиц.

В новом документе прямо говорится о том, что исключения распространяются только на юридические лица и ИП, то есть исключения для автомобилей физических лиц отменяются.

Однако это хорошо согласуется с рассмотренным выше изменением, требующим от физических лиц устанавливать тахографы только на грузовые автомобили. А в перечень исключений входят транспортные средства, которые в свидетельстве о регистрации имеют другое значение в поле "тип ТС" (автобетононасосы, молоковозы и т.д.).

Изменения, внесенные в перечень исключений

Рассмотрим изменения, которые внесены в перечень транспортных средств, на которые не требуется установка тахографов, в виде таблицы:

до 31 декабря 2020 годас 1 января 2021 года
транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции
скотовозы
машины для перевозки птицы
машины для перевозки живых животных
машины для перевозки пчел
специальные транспортные средства
передвижные библиотеки
передвижные автосцены
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования

Данная таблица позволяет понять, что перечень исключений стал шире.

Единственная категория транспортных средств, которая удалена из списка, - это специальные транспортные средства. Хотя нужно прямо сказать, что эта категория вызывала больше проблем, чем пользы. Ведь формулировка не позволяет понять, что подразумевается под фразой "специальные ТС", поэтому многие владельцы грузовиков пытались "подогнать" под нее свое транспортное средство.

Увеличение минимального возраста для "раритетных" автомобилей

транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" 2 не уплачивается;

транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии - рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;

Еще одно серьезное изменение затронуло группу "старых" транспортных средств, на которые разрешается не устанавливать тахограф. До 31 декабря 2020 года в эту группу входят автомобили в возрасте от 30 лет, а с 1 января 2021 года в ней останутся только транспортные средства старше 50 лет.

То есть, в новогоднюю ночь автомобили в возрасте от 30 до 50 лет "выпадут" из списка исключений. И с 2021 года эксплуатировать их можно будет только при наличии тахографа.

В качестве примера рассмотрим самосвал категории С, выпущенный в 1969 году и не используемый для перевозки грузов (музейный экспонат). Автомобилю больше 50 лет, то есть с 1 января 2021 года он останется в списке исключений, а владеющее им юридическое лицо не должно будет устанавливать тахограф.

Если тот же самый самосвал из музея принадлежит физическому лицу, то на него перечень исключений не распространяется, и с 1 января 2021 года на машину нужно установить тахограф.

Новый порядок оснащения транспортных средств тахографами

Второй документ, о котором пойдет речь сегодня, - это Порядок оснащения транспортных средств тахографами:

Отмена сроков на установку тахографов для различных категории ТС

В целом порядок оснащения транспортных средств тахогрфами остался прежним, однако есть и одно очень важное изменение, на которое нужно обязательно обратить внимание. Речь идет о том, что из данного документа исключен пункт номер 3.

Напомню, что в нем речь идет о сроках установки тахографов на различные группы транспортных средств. Причем большая часть сроков уже прошла, так что их удаление из текста не принесет абсолютно никаких проблем. Однако есть пара абзацев, которая пока что остается актуальной:

3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2013 г., регистрационный N 27574) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 17 декабря 2013 г. N 470 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31406), от 28 января 2016 г. N 16 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2016 г., регистрационный N 41211), от 20 февраля 2017 г. N 55 (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46596), от 26 июля 2017 г. N 277 (зарегистрирован Минюстом России 9 ноября 2017 г., регистрационный N 48821) и от 30 января 2018 г. N 35 (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2018 г., регистрационный N 50061) (далее - приказ Минтранса России N 36) после слов "за исключением", производится:
...

  • транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, - до 1 марта 2021 г.;
  • транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, - до 1 июня 2021 г.;
  • ...
  • транспортных средств категории M2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, - до 1 февраля 2021 г.;
  • транспортных средств категорий M2, принадлежащих многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи, - до 1 января 2022 г.

Так вот, приведенные выше абзацы говорят о том, что определены следующие сроки на установку тахографов:

  • 1 февраля 2021 года - на автобусы физических лиц с разрешенной максимальной массой до 5 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
  • 1 марта 2021 года - на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 3 или ниже.
  • 1 июня 2021 года - на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
  • 1 января 2022 года - на автобусы многодетных родителей с разрешенной максимальной массой до 5 тонн.

Отмена указанных пунктов приводит к тому, что с 1 января 2021 года тахографы становятся обязательными абсолютно для всех автобусов и грузовиков категории С, принадлежащих физическим лицам. И это станет довольно неожиданным для автовладельцев. Особенно для тех, кто собирался устанавливать тахограф только через год.

Примечание. Мне не удалось найти другие нормативные документы, которые бы оставляли в силе указанные сроки. Возможно, такие документы еще будут опубликованы до конца года и в этом случае данная статья будет обновлена.

Если Вам уже попадались такие документы, то напишите о них в комментариях к данной статье.

В заключение хочу напомнить, что ранее на пддмастер была опубликована подробная статья, в которой рассмотрены транспортные средства, для которых тахограф является обязательным:

Также напоминаю, что с 1 января 2021 года ожидается введение довольно большого количества новых автомобильных нормативных документов. И речь о них пойдет в следующих статьях на pddmaster.ru, так что не пропустите.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 9 декабря 2020
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
26 декабря 2020 11:23
Александр-1029

Но ведь определение тахографа по ФЗ 196 звучит именно так: тахограф - техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.

(абзац введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 386-ФЗ).

Меня смущает последняя фраза в определении. Я её понимаю, что если управление гр.автомобилем не входит в мои трудовые обязанности или иначе говоря, что я на своем гр.автомобиле газ 53, как я понимаю могу передвигаться, т.к. управление своим автомобилем не подразумевает оформление трудового договора и исполнением мной каких то обязательств , или я не прав?

30 декабря 2020 15:39
Максим

Александр-1029, здравствуйте.

Фраза "управление которым входит в его трудовые обязанности" относится к следующей части пункта: "о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства".

Что касается части пункта "о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства", то она относится ко всем водителям.

Удачи на дорогах!

15 января 2021 13:51
Сергей-992

В перечне исключений указаны машины для перевозки пчёл, какие транспортные средства под ними понимаются? У меня ЗИЛ 131 кунг, я пользуюсь им только для транспортировки прицепа с ульями, и вот теперь по новым правилам нужен тахограф или он относится к машинам для перевозки пчёл?

15 января 2021 21:28
Артур-50

Добрый день!

Если машина на физ. лице и в тип ТС не указано «грузовой» Вы пишите тахограф не нужен, но там есть категория ТС - N2, N3 и категория “C” что устанавливается только грузовым автомобилям, это не будет основанием для штрафа?

16 января 2021 01:48
Сергей-974

Уважаемый Максим! Я приобрел (внес предоплату), но ещё не получил (жду окончания тюнинга) автобус категории М2. Новый, от дилера, приобретен и находится в Москве. Я в Санкт-Петербурге, и после завершения работ и подписания договора купли-продажи мне предстоит перегнать его в СПб и поставить на учет. В данный момент я в статусе физлица, по получении автобуса оформлю ИП для перевозок по заказу. На автобус мне уже установили тахограф, но для его "запуска" необходима регистрация ТС в ГИБДД. По закону у меня есть 10-ть дней с даты купли-продажи на такую регистрацию. ВОПРОС: вправе ли я как физлицо-собственник перегнать новый, ещё не регистрировавшийся в ГИБДД автобус категории М2 из Москвы в СПБ в течение отведенных мне 10-ти дней с недействующим тахографом после 1 февраля 2021 года? И "запустить" его после регистрации в ГИБДД Петербурга? Или это будет нарушением нового Порядка? Спасибо.

18 января 2021 15:33
Сергей-994

С какой целью, я пенсионер с пенсией 14 тысяч рублей должен установить тахограф стоимостью 40 тысяч рублей, на свой личный автомобиль ГАЗ-53, которым пользуюсь 4-5 раз в год, зимой дров привезти домой и осенью сено с покоса вывезти, я не вижу тут никакого здравого смысла, более того, по причине того, что без тахографа я не смогу пройти техосмотр и оформить автостраховку, я вынужден буду пользоваться авто без страховки и техосмотра, где взять 40 тысяч, если даже на оформление ОСАГО не всегда есть деньги.Напрашивается вывод что в правительстве есть люди которые оторваны от реальности, вопрос: зачем?

20 января 2021 17:34
Максим

Сергей-992, а что указано в поле "тип ТС" свидетельства о регистрации данного автомобиля? И кто является владельцем автомобиля, физическое лицо или юридическое?

20 января 2021 17:37
Максим

Артур-50, здравствуйте.

Почему Вы считаете, что:

категория ТС - N2, N3 и категория “C” что устанавливается только грузовым автомобилям

Простой пример - автокран. Является автокраном, а не грузовым автомобилем. Имеет категорию N2 или N3.

Удачи на дорогах!

20 января 2021 17:43
Максим

Сергей-974, в законодательстве не указаны сроки, в течение которых на автобус должен быть установлен тахограф. То есть, подразумевается, что тахограф должен быть установлен сразу и его отсутствие будет расцениваться как нарушение.

Не знаю, как именно поступают сотрудники ГИБДД в похожих ситуациях на практике, т.к. про них пока что никто не писал.

То есть, если тахограф будет работать сразу же после покупки автобуса, то никаких проблем гарантированно не будет. Что касается ситуации с перегоном автобуса в течение 10 дней, то результаты остановки сотрудниками ГИБДД предсказать не могу.

Рекомендую Вам подумать над тем, чтобы зарегистрировать автобус в Москве сразу же после покупки.

Удачи на дорогах!

21 января 2021 02:53
Сергей-974

Максим, регистрация автобуса в Москве конечно возможна.

Но.. ведь в этом случае мне придётся снова перерегистрировать его уже по месту жительства на госномера своего региона?

Или я чего-то не понимаю?

А вообще, как следует из приказа Минтранса РФ от 26.10.2020 нр. 438, порядок оснащения ТС тахографами применяется: "..физическими лицами, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ЭКСПЛУАТАЦИЮ.. автобусов".

Но когда физлицо-собственник всего лишь перегоняет новый, только купленный, не зарегистрированный в ГИБДД пустой автобус категории М2, ещё не имеющий ни страховок, ни лицензий, ни путевого листа, для регистрации его по месту жительства в пределах 10-суточного срока на регистрацию -- разве это является его ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ?

Спасибо.

21 января 2021 03:39
Сергей-974

Максим, и в дополнение к предыдущему вопросу -- обязан ли водитель в этой конкретной ситуации соблюдать нормативы времени управления автобусами, если перегоняемый им автобус ещё не состоит на учете в ГИБДД?

И вправе ли уполномоченные лица осуществлять контроль соблюдения им этих нормативов при таком перегоне?

Спасибо.

25 января 2021 13:39
Максим

Сергей-974:

1. Не придется, в Москве будут присвоены номера с кодом Вашего региона. А таблички нужно будет изготовить в Москве в ближайшей организации, занимающейся изготовлением.

2. По поводу понятия "эксплуатация" ничего определенного сказать не могу.

3. Соблюдать требования ПДД, относящиеся к времени управления и отдыха, следует в любом случае. В том числе и до регистрации в ГИБДД.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев