Отмена плановых проверок для организаций, эксплуатирующих транспорт с 8 октября 2019 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет об изменениях, которые внесены в положение "О Федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" с 8 октября 2019 года.
Напомню, что данный документ в том числе определяет, с какой периодичностью ГИБДД должно проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с эксплуатацией автомобильных дорог, проведением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, эксплуатацией транспортных средств:
- Отмена плановых проверок для организаций, эксплуатирующих ТС.
- Изменение периодичности плановых проверок.
- Категории риска при ремонте и техническом обслуживании ТС.
Отмена плановых проверок для организаций, эксплуатирующих ТС
Напомню, что до 8 октября 2019 года текст положения был составлен таким образом, что можно было выделить 3 группы организаций, к каждой из которых предъявлялись собственные требования:
- организации (юридические лица и ИП), осуществляющие эксплуатацию автомобильных дорог;
- организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
- организации, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств.
В последнюю группу попадают все организации, в которых имеется хотя бы один автомобиль.
Самое важное нововведение от 8 октября 2019 года заключается в том, что из положения удалены все упоминания организаций, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств. Например, пункт 13:
13. Проведение плановых проверок субъектов надзора в зависимости от категории риска, к которой отнесена их деятельность, осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено федеральными законами:
13. Проведение плановых проверок субъектов надзора, осуществляющих эксплуатацию автомобильных дорог, выполняющих работы и предоставляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в зависимости от категории риска, к которой отнесена их деятельность, осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено федеральными законами:
То есть из данного пункта исключены организации, эксплуатирующие транспортные средства. Аналогичные изменения внесены и в другие пункты нормативного документа. Получается, что для организаций, эксплуатирующих автомобили, с 8 октября 2019 года:
- отсутствуют критерии отнесения к категориям риска;
- отсутствует периодичность плановых проверок.
В итоге это означает, что ГИБДД не будет проводить плановые проверки организаций, эксплуатирующих ТС.
Примечание. Напомню, что кроме плановых возможны также внеплановые проверки. Они, как и раньше, могут проводиться сотрудниками полиции.
Изменение периодичности плановых проверок
Выше речь шла о том, что для организаций, эксплуатирующих транспортные средства, плановые проверки отменены. Однако для организаций, занимающихся эксплуатацией автодорог, и организаций, проводящих техническое обслуживание и ремонт, такие проверки должны проводится.
В пункт 13 положения о государственном надзоре внесено следующее изменение:
13. Проведение плановых проверок субъектов надзора в зависимости от категории риска, к которой отнесена их деятельность, осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено федеральными законами:
а) для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;
б) для категории высокого риска - один раз в 2 года;
в) для категории значительного риска - один раз в 3 года;
г) для категории среднего риска - не чаще одного раза в 4 года;
д) для категории умеренного риска - не чаще одного раза в 5 лет;
е) для категории низкого риска - не чаще одного раза в 10 лет.
13. Проведение плановых проверок субъектов надзора, осуществляющих эксплуатацию автомобильных дорог, выполняющих работы и предоставляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в зависимости от категории риска, к которой отнесена их деятельность, осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено федеральными законами:
а) для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;
б) для категории высокого риска - один раз в 2 года;
в) для категории значительного риска - один раз в 3 года;
г) для категории среднего риска - не чаще одного раза в 4 года;
д) для категории умеренного риска - не чаще одного раза в 6 лет и не реже одного раза в 8 лет;
е) для категории низкого риска - не чаще одного раза в 10 лет.
Суть данного пункта состоит в том, что для организаций, которым присвоена категория умеренного риска, увеличено минимальное время между проверками. Раньше оно составляло 5 лет, с 8 октября 2019 года - 6 лет.
Кроме того, для той же самой категории умеренного риска введено и максимальное время между проверками - 8 лет. Данное нововведение вызывает недоумение, т.к. для соседних категорий (среднего и низкого риска) максимальное время не установлено.
Например, организация ООО "Вектор" допустила несколько нарушений и попала в категорию умеренного риска. То есть ей грозит плановая проверка через 6-8 лет.
Другая организация ООО "Авангард" допустила больше нарушений и попала в категорию среднего риска. С одной стороны, для этой организации проверка может быть проведена через 4 года. С другой стороны, максимальный срок ничем не ограничен, то есть полицейские могут провести плановую проверку и через 15 лет. Нарушением это не будет.
Суть данного примера сводится к тому, что теряется прямая связь между количеством нарушений и частотой проверок. И это не очень хорошо.
Категории риска при ремонте и техническом обслуживании ТС
Также серьезные изменения внесены в порядок выбора категории риска для организации, занимающейся ремонтом и техническим обслуживание транспортных средств:
4. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований деятельность субъекта надзора, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств, выполняющего работы и предоставляющего услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, относится к следующим категориям риска:
а) к категории высокого риска - при осуществлении организованных перевозок группы детей автобусами или перевозок опасных грузов, являющихся грузами повышенной опасности в соответствии с положениями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ);
б) к категории значительного риска - при осуществлении перевозок пассажиров автобусами (за исключением организованных перевозок группы детей и перевозок легковыми такси);
в) к категории среднего риска - при осуществлении перевозок легковыми такси;
г) к категории умеренного риска - при осуществлении деятельности по эксплуатации транспортных средств категорий M2, M3, N2, N3 (за исключением деятельности, предусмотренной подпунктами "а" - "в" настоящего пункта);
д) к категории низкого риска - при выполнении работ, предоставлении услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также при осуществлении деятельности по эксплуатации транспортных средств (за исключением деятельности, предусмотренной подпунктами "а" - "г" настоящего пункта).
5. С учетом оценки вероятности несоблюдения обязательных требований:
а) деятельность субъекта надзора, отнесенная в соответствии с пунктом 4 настоящего документа к любой категории риска, подлежит отнесению к категории чрезвычайно высокого риска при наличии одного из следующих условий:
- вступление в законную силу в течение 2 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, приговора суда в отношении водителя эксплуатируемого субъектом надзора транспортного средства за совершение деяния, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- вступление в законную силу в течение 2 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, решения о назначении административного наказания в отношении водителя эксплуатируемого субъектом надзора транспортного средства за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- вступление в законную силу в течение 2 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, приговора суда о привлечении к уголовной ответственности лица (должностного лица (сотрудника) юридического лица, индивидуального предпринимателя или его сотрудника) за совершение деяний, предусмотренных статьями 238 (при выполнении работ или оказании услуг, связанных с эксплуатацией транспортных средств либо техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей) и 266 (в случае недоброкачественного ремонта транспортных средств, а равно выпуска в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств) Уголовного кодекса Российской Федерации;
б) деятельность субъекта надзора, отнесенная в соответствии с пунктом 3 настоящего документа к категориям значительного, среднего, умеренного, низкого риска, подлежит отнесению к категории высокого риска при наличии вступивших в законную силу в течение 2 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, 2 и более постановлений о назначении административного наказания субъекту надзора и (или) его должностному лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.32 и (или) частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) деятельность субъекта надзора, отнесенная в соответствии с пунктом 3 настоящего документа к категориям среднего, умеренного и низкого риска, подлежит отнесению к категории значительного риска при наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, 30 и более постановлений о назначении административного наказания субъекту надзора и (или) его должностному лицу за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.23, частью 3 статьи 12.2, статьей 12.4, частью 2 статьи 12.21.2, статьями 12.31, 12.31.1, 12.37, частью 1 статьи 19.22, частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
г) деятельность субъекта надзора, отнесенная в соответствии с пунктом 3 настоящего документа к категориям умеренного и низкого риска, подлежит отнесению к категории среднего риска при наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, 20 - 29 постановлений о назначении административного наказания субъекту надзора и (или) его должностному лицу за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.23, частью 3 статьи 12.2, статьей 12.4, частью 2 статьи 12.21.2, статьями 12.31, 12.31.1, 12.37, частью 1 статьи 19.22, частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
д) деятельность субъекта надзора, отнесенная в соответствии с пунктом 3 настоящего документа к категориям высокого и значительного риска, подлежит отнесению к категориям значительного и среднего риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, условий, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, и постановлений о назначении административного наказания субъекту надзора и (или) его должностному лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23, частью 3 статьи 12.2, статьей 12.4, частью 2 статьи 12.21.2, статьями 12.31, 12.31.1, 12.32, 12.37, частью 1 статьи 19.22, частями 27 и 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований деятельность субъекта надзора, выполняющего работы и предоставляющего услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, относится к категории низкого риска.
5. С учетом оценки вероятности несоблюдения обязательных требований деятельность субъекта надзора, отнесенная в соответствии с пунктом 4 настоящего документа к категории низкого риска, подлежит отнесению к категории умеренного риска при наличии одного из следующих условий:
- вступление в законную силу в течение 2 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, приговора суда о привлечении к уголовной ответственности лица (должностного лица (сотрудника) юридического лица, индивидуального предпринимателя или его сотрудника) за совершение деяний, предусмотренных статьями 238 (в отношении выполнения работ или оказания услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей) и 266 (в отношении недоброкачественного ремонта транспортных средств) Уголовного кодекса Российской Федерации;
- вступление в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, постановлений о назначении административного наказания субъекту надзора и (или) его должностному лицу за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 27 и 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ранее пункты 4 и 5 приложения содержали информацию о категориях риска для организаций, занимающихся эксплуатацией транспортных средств. Она полностью исключена из документа.
Что касается категорий риска для организаций, занимающихся ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств, то они с 8 октября 2019 года имеют следующий вид:
Категория риска | Срок проверок | Условия присвоения |
низкого риска | 1 раз в 10 лет | по умолчанию |
умеренного риска | 1 раз в 6-8 лет | привлечение к ответственности по статья 238 или 266 УК РФ в течение 2-х предыдущих лет; привлечение к ответственности по частям 27 или 28 статьи 19.5 КоАП в течение 3-х предыдущих лет; |
Примечание. В предшествующей редакции организация, занимающаяся ремонтом автомобилей, могла при тех же самых нарушениях попасть в том числе в категорию чрезвычайно высокого риска, предусматривающую ежегодные плановые проверки.
В результате можно сделать вывод о том, что в отношении организаций, проводящих ремонт и техобслуживание автомобилей, требования по частоте проверок также стали более лояльными.
Ну а в заключение предлагаю Вам изучить полный текст обновленного нормативного документа:
Удачи на дорогах!
У нашего ИП имеется парк автомашин газель -3 шт. развозим бакалею.Возможен ли предрейсовый технический самоконтроль если да-то что нужно для этого сделать.
СПАСИБО!!!!
Андрей-677, в организации должен быть контролер, имеющий соответствуещее образование и/или стаж.