Отмена плановых проверок для организаций, эксплуатирующих транспорт с 8 октября 2019 года

Надзор в сфере БДД с 8 октября 2019

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях, которые внесены в положение "О Федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" с 8 октября 2019 года.

Напомню, что данный документ в том числе определяет, с какой периодичностью ГИБДД должно проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с эксплуатацией автомобильных дорог, проведением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, эксплуатацией транспортных средств:

Отмена плановых проверок для организаций, эксплуатирующих ТС

Напомню, что до 8 октября 2019 года текст положения был составлен таким образом, что можно было выделить 3 группы организаций, к каждой из которых предъявлялись собственные требования:

  • организации (юридические лица и ИП), осуществляющие эксплуатацию автомобильных дорог;
  • организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
  • организации, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств.

В последнюю группу попадают все организации, в которых имеется хотя бы один автомобиль.

Самое важное нововведение от 8 октября 2019 года заключается в том, что из положения удалены все упоминания организаций, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств. Например, пункт 13:

13. Проведение плановых проверок субъектов надзора в зависимости от категории риска, к которой отнесена их деятельность, осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено федеральными законами:

13. Проведение плановых проверок субъектов надзора, осуществляющих эксплуатацию автомобильных дорог, выполняющих работы и предоставляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в зависимости от категории риска, к которой отнесена их деятельность, осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено федеральными законами:

То есть из данного пункта исключены организации, эксплуатирующие транспортные средства. Аналогичные изменения внесены и в другие пункты нормативного документа. Получается, что для организаций, эксплуатирующих автомобили, с 8 октября 2019 года:

  • отсутствуют критерии отнесения к категориям риска;
  • отсутствует периодичность плановых проверок.

В итоге это означает, что ГИБДД не будет проводить плановые проверки организаций, эксплуатирующих ТС.

Примечание. Напомню, что кроме плановых возможны также внеплановые проверки. Они, как и раньше, могут проводиться сотрудниками полиции.

Изменение периодичности плановых проверок

Выше речь шла о том, что для организаций, эксплуатирующих транспортные средства, плановые проверки отменены. Однако для организаций, занимающихся эксплуатацией автодорог, и организаций, проводящих техническое обслуживание и ремонт, такие проверки должны проводится.

В пункт 13 положения о государственном надзоре внесено следующее изменение:

13. Проведение плановых проверок субъектов надзора в зависимости от категории риска, к которой отнесена их деятельность, осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено федеральными законами:

а) для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;

б) для категории высокого риска - один раз в 2 года;

в) для категории значительного риска - один раз в 3 года;

г) для категории среднего риска - не чаще одного раза в 4 года;

д) для категории умеренного риска - не чаще одного раза в 5 лет;

е) для категории низкого риска - не чаще одного раза в 10 лет.

13. Проведение плановых проверок субъектов надзора, осуществляющих эксплуатацию автомобильных дорог, выполняющих работы и предоставляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в зависимости от категории риска, к которой отнесена их деятельность, осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено федеральными законами:

а) для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;

б) для категории высокого риска - один раз в 2 года;

в) для категории значительного риска - один раз в 3 года;

г) для категории среднего риска - не чаще одного раза в 4 года;

д) для категории умеренного риска - не чаще одного раза в 6 лет и не реже одного раза в 8 лет;

е) для категории низкого риска - не чаще одного раза в 10 лет.

Суть данного пункта состоит в том, что для организаций, которым присвоена категория умеренного риска, увеличено минимальное время между проверками. Раньше оно составляло 5 лет, с 8 октября 2019 года - 6 лет.

Кроме того, для той же самой категории умеренного риска введено и максимальное время между проверками - 8 лет. Данное нововведение вызывает недоумение, т.к. для соседних категорий (среднего и низкого риска) максимальное время не установлено.

Например, организация ООО "Вектор" допустила несколько нарушений и попала в категорию умеренного риска. То есть ей грозит плановая проверка через 6-8 лет.

Другая организация ООО "Авангард" допустила больше нарушений и попала в категорию среднего риска. С одной стороны, для этой организации проверка может быть проведена через 4 года. С другой стороны, максимальный срок ничем не ограничен, то есть полицейские могут провести плановую проверку и через 15 лет. Нарушением это не будет.

Суть данного примера сводится к тому, что теряется прямая связь между количеством нарушений и частотой проверок. И это не очень хорошо.

Категории риска при ремонте и техническом обслуживании ТС

Также серьезные изменения внесены в порядок выбора категории риска для организации, занимающейся ремонтом и техническим обслуживание транспортных средств:

4. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований деятельность субъекта надзора, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств, выполняющего работы и предоставляющего услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, относится к следующим категориям риска:

а) к категории высокого риска - при осуществлении организованных перевозок группы детей автобусами или перевозок опасных грузов, являющихся грузами повышенной опасности в соответствии с положениями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ);

б) к категории значительного риска - при осуществлении перевозок пассажиров автобусами (за исключением организованных перевозок группы детей и перевозок легковыми такси);

в) к категории среднего риска - при осуществлении перевозок легковыми такси;

г) к категории умеренного риска - при осуществлении деятельности по эксплуатации транспортных средств категорий M2, M3, N2, N3 (за исключением деятельности, предусмотренной подпунктами "а" - "в" настоящего пункта);

д) к категории низкого риска - при выполнении работ, предоставлении услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также при осуществлении деятельности по эксплуатации транспортных средств (за исключением деятельности, предусмотренной подпунктами "а" - "г" настоящего пункта).

5. С учетом оценки вероятности несоблюдения обязательных требований:

а) деятельность субъекта надзора, отнесенная в соответствии с пунктом 4 настоящего документа к любой категории риска, подлежит отнесению к категории чрезвычайно высокого риска при наличии одного из следующих условий:

  • вступление в законную силу в течение 2 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, приговора суда в отношении водителя эксплуатируемого субъектом надзора транспортного средства за совершение деяния, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • вступление в законную силу в течение 2 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, решения о назначении административного наказания в отношении водителя эксплуатируемого субъектом надзора транспортного средства за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • вступление в законную силу в течение 2 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, приговора суда о привлечении к уголовной ответственности лица (должностного лица (сотрудника) юридического лица, индивидуального предпринимателя или его сотрудника) за совершение деяний, предусмотренных статьями 238 (при выполнении работ или оказании услуг, связанных с эксплуатацией транспортных средств либо техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей) и 266 (в случае недоброкачественного ремонта транспортных средств, а равно выпуска в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств) Уголовного кодекса Российской Федерации;

б) деятельность субъекта надзора, отнесенная в соответствии с пунктом 3 настоящего документа к категориям значительного, среднего, умеренного, низкого риска, подлежит отнесению к категории высокого риска при наличии вступивших в законную силу в течение 2 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, 2 и более постановлений о назначении административного наказания субъекту надзора и (или) его должностному лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.32 и (или) частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) деятельность субъекта надзора, отнесенная в соответствии с пунктом 3 настоящего документа к категориям среднего, умеренного и низкого риска, подлежит отнесению к категории значительного риска при наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, 30 и более постановлений о назначении административного наказания субъекту надзора и (или) его должностному лицу за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.23, частью 3 статьи 12.2, статьей 12.4, частью 2 статьи 12.21.2, статьями 12.31, 12.31.1, 12.37, частью 1 статьи 19.22, частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

г) деятельность субъекта надзора, отнесенная в соответствии с пунктом 3 настоящего документа к категориям умеренного и низкого риска, подлежит отнесению к категории среднего риска при наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, 20 - 29 постановлений о назначении административного наказания субъекту надзора и (или) его должностному лицу за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.23, частью 3 статьи 12.2, статьей 12.4, частью 2 статьи 12.21.2, статьями 12.31, 12.31.1, 12.37, частью 1 статьи 19.22, частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

д) деятельность субъекта надзора, отнесенная в соответствии с пунктом 3 настоящего документа к категориям высокого и значительного риска, подлежит отнесению к категориям значительного и среднего риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, условий, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, и постановлений о назначении административного наказания субъекту надзора и (или) его должностному лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23, частью 3 статьи 12.2, статьей 12.4, частью 2 статьи 12.21.2, статьями 12.31, 12.31.1, 12.32, 12.37, частью 1 статьи 19.22, частями 27 и 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований деятельность субъекта надзора, выполняющего работы и предоставляющего услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, относится к категории низкого риска.

5. С учетом оценки вероятности несоблюдения обязательных требований деятельность субъекта надзора, отнесенная в соответствии с пунктом 4 настоящего документа к категории низкого риска, подлежит отнесению к категории умеренного риска при наличии одного из следующих условий:

  • вступление в законную силу в течение 2 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, приговора суда о привлечении к уголовной ответственности лица (должностного лица (сотрудника) юридического лица, индивидуального предпринимателя или его сотрудника) за совершение деяний, предусмотренных статьями 238 (в отношении выполнения работ или оказания услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей) и 266 (в отношении недоброкачественного ремонта транспортных средств) Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • вступление в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дню принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, постановлений о назначении административного наказания субъекту надзора и (или) его должностному лицу за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 27 и 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ранее пункты 4 и 5 приложения содержали информацию о категориях риска для организаций, занимающихся эксплуатацией транспортных средств. Она полностью исключена из документа.

Что касается категорий риска для организаций, занимающихся ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств, то они с 8 октября 2019 года имеют следующий вид:

Категория рискаСрок проверокУсловия присвоения
низкого риска1 раз
в 10 лет
по умолчанию
умеренного риска1 раз
в 6-8 лет
привлечение к ответственности по статья 238 или 266 УК РФ в течение 2-х предыдущих лет;
привлечение к ответственности по частям 27 или 28 статьи 19.5 КоАП в течение 3-х предыдущих лет;

Примечание. В предшествующей редакции организация, занимающаяся ремонтом автомобилей, могла при тех же самых нарушениях попасть в том числе в категорию чрезвычайно высокого риска, предусматривающую ежегодные плановые проверки.

В результате можно сделать вывод о том, что в отношении организаций, проводящих ремонт и техобслуживание автомобилей, требования по частоте проверок также стали более лояльными.

Ну а в заключение предлагаю Вам изучить полный текст обновленного нормативного документа:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 18 октября 2019
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
17 марта 2022 11:43
Андрей-677

У нашего ИП имеется парк автомашин газель -3 шт. развозим бакалею.Возможен ли предрейсовый технический самоконтроль если да-то что нужно для этого сделать.

СПАСИБО!!!!

18 марта 2022 17:08
orlov

Андрей-677, в организации должен быть контролер, имеющий соответствуещее образование и/или стаж.

https://pddmaster.ru/rabota/tehkontrol.html#1

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев