Отмена техосмотра для новых автомобилей с 1 января 2012 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье рассмотрен закон о техосмотре автомобилей, который опубликован 4 июля 2011 года.
Сразу же обращаю Ваше внимание, что почти все пункты закона вступили в силу с 1 января 2012 года, т.е. начиная с 2012 года при прохождении технического осмотра необходимо учитывать и требования Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рекомендую Вам ознакомиться с полным текстом этого документа, т.к. в этой и нескольких следующих статьях новой серии я рассмотрены лишь самые важные и интересные особенности закона о техосмотре.
Сразу же хочу напомнить, что в 2011 году водители не должны были проходить плановый технический осмотр автомобилей. Процедура была перенесена на 2012 год. Подробнее об этом Вы можете узнать в статье "Отмена техосмотра в России в 2011 году".
Однако обращаю Ваше внимание на тот факт, что технический осмотр был перенесен не ровно на год. Очередная дата технического осмотра автомобилей в 2012 году была совмещена с заменой страхового полиса ОСАГО. Этот момент более подробно рассмотрен в одной из следующих статей серии "Новый закон о техосмотре автомобиля".
Перейдем к рассмотрению основных нововведений, касающихся технического осмотра автомобилей:
- Принципы проведения технического осмотра.
- Операторы технического осмотра.
- Документы о прохождении технического осмотра.
- Отмена техосмотра для новых автомобилей.
Еще раз подчеркну, что в серии статей "Новый закон о техосмотре автомобиля" речь пойдет только о самых важных особенностях этого нормативного документа. Полный его текст Вы можете изучить самостоятельно:
Кстати, обращаю ваше внимание, что в законе речь идет о "техническом осмотре", а не о "государственном техническом осмотре". Это совершенно разные понятия. Об их различиях речь пойдет в одной из следующих статей.
Принципы проведения технического осмотра
Принципы проведения технического осмотра приводятся в статье 4 закона о техосмотре автомобиля:
2. Проведение технического осмотра основывается на следующих принципах:
1) территориальная и ценовая доступность для населения услуг по проведению технического осмотра;
2) право выбора гражданами, юридическими лицами операторов технического осмотра;
3) доступность информации о порядке и периодичности проведения технического осмотра;
4) конкуренция операторов технического осмотра;
5) обеспечение качества услуг по проведению технического осмотра, соответствующих правилам проведения технического осмотра;
6) ответственность операторов технического осмотра за выдачу талона технического осмотра, международного сертификата технического осмотра в отношении транспортного средства, не соответствующего обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Обратите внимание на подпункт номер 6. На мой взгляд, он самый интересный. В нем подчеркивается ответственность операторов технического осмотра за выдачу талона технического осмотра неисправному транспортному средству.
Т.е. в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия из-за неисправности автомобиля водитель, начиная с 1 января 2012 года, может предъявить претензии оператору технического осмотра. Оператор же, в свою очередь, должен заниматься возмещением убытков.
Еще раз подчеркиваю, что это относится к "техническому осмотру", а не к "государственному техническому осмотру". Т.е. с имеющимся талоном технического осмотра предъявить претензии к оператору не удастся.
Также интерес представляет и подпункт номер 2 принципов. Он закрепляет возможность выбора оператора технического осмотра как за юридическими, так и за физическими лицами. Т.е. место технического осмотра водителю предлагается выбрать самостоятельно.
Операторы технического осмотра
Ранее в этой статье речь шла о неких операторах технического осмотра, однако понятие это расшифровано не было. Обратимся к статье 5 закона о техосмотре:
Статья 5. Основы системы технического осмотра
1. Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с настоящим Федеральным законом профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Т.е. оператор технического осмотра - это не отдельный человек, который занимается проверкой технического состояния автомобиля. Это юридическое лицо, аккредитованное профессиональным объединением страховщиков.
Таким образом, начиная с 2012 года между техническим осмотром и обязательным страхованием автомобилей прослеживается четкая связь. Забегая вперед, отмечу, что получить полис ОСАГО без талона технического осмотра начиная с 2012 года невозможно. Однако всему свое время, и об этом речь идет в одной из следующих статей.
Документы о прохождении технического осмотра
До 2011 года по результатам прохождения государственного технического осмотра водитель получал талон технического осмотра, который позволял беспрепятственно передвигаться на технически исправном автомобиле.
Однако закон о техосмотре автомобиля предусматривает несколько типов документов:
6. В результате проведения технического осмотра выдается талон технического осмотра или в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, по заявлению владельца транспортного средства либо его представителя международный сертификат технического осмотра.
Кроме талона технического осмотра владелец может получить и международный сертификат технического осмотра. Однако выбор придется сделать лишь в пользу одного из этих документов.
Внимание! В 2012 году на замену талонам технического осмотра пришли диагностические карты.
Отмена техосмотра для новых автомобилей
Примечание. C 30 декабря 2021 года личные легковые автомобили категории B освобождены от прохождения технического осмотра.
Ну и последняя особенность закона о техосмотре, которая будет рассмотрена в этой статье - отмена техосмотра для новых автомобилей категории B.
Периодичность технического осмотра рассматривается в весьма объемной статье 15 федерального закона, поэтому предлагаю рассмотреть для начала периодичность для транспортных средств категорий A, B и легких прицепов.
1. В первые 3 года перечисленным транспортным средствам технический осмотр проходить вообще не нужно:
2. Не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска в обращение, в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи):
1) легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
3) прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
4) мототранспортные средства.
2. За следующие 4 года технический осмотр необходимо пройти лишь дважды:
4) каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло от трех до семи лет, включая год их выпуска в обращение (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей части):
а) легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
в) прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
г) мототранспортные средства.
3. Впоследствии необходимо проходить технический осмотр ежегодно:
2) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло более чем семь лет, включая год их выпуска в обращение (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей части):
а) легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
в) прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
г) мототранспортные средства;
Таким образом, для транспортных средств категорий A и B, а также легких прицепов технический осмотр необходимо проходить на 3, 5, 7, 8, 9 и т.д. года.
Внимание! С 1 апреля 2020 года периодичность прохождения техосмотра изменилась. Вопрос более подробно рассмотрен в этой статье.
Отмечу, что для транспортных средств, предназначенных для перевозки людей (такси, автобусы, грузовые автомобили) технический осмотр необходимо проходить раз в 6 месяцев вне зависимости от того, когда эти автомобили выпущены.
Автомобили автошкол, грузовые автомобили с максимальной массой более 3,5 тонн, а также автомобили, оборудованные спецсигналами, обязаны проходить технический осмотр один раз в год, не зависимо от года их выпуска.
В следующей статье серии рассмотрены очередные особенности федерального закона "О техосмотре".
Удачи на дорогах!