Режим работы водителей с 5 июня 2018 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет об изменениях, которые внесены в положение "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" с 5 июня 2018 года.
Указанный документ регламентирует продолжительность рабочего дня для водителей транспортных средств и именно на его основании составляются графики (расписания) работы водителей. Напомню, что на pddmaster.ru опубликована отдельная статья, в которой рассматриваются особенности режима труда и отдыха водителей. Рекомендую с ней ознакомиться.
Ну а сегодня речь пойдет об изменениях документа от 5 июня 2018 года:
- Режим работы водителей пожарных и спасательных автомобилей.
- Продолжительность рабочего дня водителя.
- Время управления автомобилем в течение недели.
- Обязательные перерывы при управлении автомобилем.
Режим работы водителей пожарных и спасательных автомобилей
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители).
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители).
Обратите внимание, данный документ больше не распространяется на водителей:
- пожарных автомобилей;
- спасательных автомобилей.
Т.е. при составлении графиков для этих водителей максимальная продолжительность рабочего дня с 5 июня не нормируется.
На самом деле, это изменение должно решить важную проблему, с которой ко мне несколько раз обращались как сами водители оперативных служб, так и их руководители. Суть проблемы заключается в том, что водители пожарных и спасательных автомобилей работают "сутками". Однако в течение этих суток выезды не регулярные. Например, в один день может быть три выезда, а в другой - вообще ни одного. И в любом случае водитель проводит за рулем лишь небольшую часть рабочего времени.
Однако до 5 июня 2018 года законодательство не позволяло установить 24-часовой рабочий день для водителя. Поэтому у руководителей организаций возникали проблемы. Приходилось либо делить смену между двумя водителями, либо устанавливать суточный рабочий день в нарушение законодательства.
В общем, обновленное положение позволяет более гибко выбирать продолжительность рабочего дня для водителей пожарных и спасательных автомобилей. Не уверен, что все водители отнесутся к этому с одобрением. Однако в данном случае лучше работать в соответствии с законодательством и не опасаться штрафа за нарушение режима труда.
Продолжительность рабочего дня
10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.
В данный пункт добавлена дополнительная ссылка на пункты 16 и 17 документа. В них речь идет о максимальном времени управления автомобилем.
То есть рабочий день водителя в некоторых случаях может быть увеличен до 12 часов, однако при этом время управления автомобилем в любом случае не может превышать 10 часов. Более подробная информация по этому вопросу приведена в следующей статье:
Время управления автомобилем в течение недели
17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд - 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).
До 5 июня 2018 года при суммированном учете рабочего времени существовало только ограничение на продолжительность управления автомобилем в течение 2-х недель (90 часов).
В новой редакции вводится также ограничение на продолжительность управления автомобилем в течение 1 недели - 56 часов.
Рассмотрим пример. Расписание водителя на неделю (суммированный учет рабочего времени):
Действия водителя | Пн | Вт | Cр | Чт | Пт | Сб | Вс |
Предрейсовый медицинский осмотр | 8:00 | 7:30 | 7:00 | 7:00 | 7:00 | 7:00 | 7:00 |
Управление автомобилем | 8:15 | 7:45 | 7:15 | 7:15 | 7:15 | 7:15 | 7:15 |
Обед | 12:15 | 11:45 | 11:15 | 11:15 | 11:15 | 11:15 | 11:15 |
Управление автомобилем | 12:45 | 12:15 | 11:45 | 11:45 | 11:45 | 11:45 | 11:45 |
Перерыв | 14:45 | 14:15 | 13:45 | 13:45 | 13:45 | 13:45 | 13:45 |
Управление автомобилем | 15:00 | 14:30 | 14:00 | 14:00 | 14:00 | 14:00 | 14:00 |
Перерыв | 17:00 | 16:30 | 15:30 | 15:30 | 15:30 | 15:30 | 15:30 |
Управление автомобилем | 17:15 | 16:45 | 15:45 | 15:45 | 15:45 | 15:45 | 15:45 |
Послерейсовый осмотр | 19:15 | 18:45 | 17:15 | 17:15 | 17:15 | 17:15 | 17:15 |
Междусменный отдых | 19:30 | 19:00 | 17:30 | 17:30 | 17:30 | 17:30 | 17:30 |
Итого: Рабочее время, ч | 11 | 11 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Итого: Время управления, ч | 10 | 10 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 |
Расписание в таблице намеренно составлено таким образом, чтобы максимально увеличить время работы водителя, не нарушая при этом законодательства.
То есть в расписании представлены необходимые перерывы при управлении автомобилем и междусменный отдых. В расписании отсутствует еженедельный отдых (выходные), однако в случае суммированного учета такое возможно. При этом выходные будут предоставлены на следующей неделе.
Вернемся к таблице. Время управления автомобилем в течение недели составляет 65 часов. И это самый "суровый" вариант, который мог иметь место до 5 июня 2018 года.
Судя по всему некоторые работодатели этим пользовались, поэтому и введено новое ограничение - 56 часов. То есть с 5 июня приведенное выше расписание использоваться не может. Из него нужно либо полностью убрать один из рабочих дней, либо сократить продолжительность каждой рабочей смены.
Еще одно изменение заключается в том, что теперь в Положении четко говорится о том, как рассчитывается неделя (с 0 часов понедельника, до 24 часов воскресенья). Т.е. неделя в документе строго соответствует календарной неделе.
Обязательные перерывы при управлении автомобилем
19. На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт "б" пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.
19. Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт "б" пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.
Еще одно важное изменение, которое затронет всех водителей. Ранее делать перерывы при управлении автомобилем должны были только водители на междугородных перевозках.
Начиная с 5 июня 2018 года требование распространяется абсолютно на всех водителей.
Например, если водитель перевозит грузы в пределах одного населенного пункта (города), то теперь он также обязан делать 15-минутные перерывы.
Напомню, что первый перерыв назначается не позже, чем через 4 часа после начала управления автомобилем, а последующие - не позже, чем через каждые 2 часа.
В завершение предлагаю Вам изучить статью, в которой рассмотрены особенности организации рабочего времени водителей:
Удачи на дорогах!
Здравствуйте Максим! Помогите пожалуйста разобраться. Я работаю водителем-инкассатором. До недавнего времени рабочий график на месяц выглядел таким образом: три смены по 12 часов ( с 7.30 до 22.30 с двумя перерывами 3 и 2 часа) - три выходных (три через три), с учетом того, что в субботу и воскресенье рабочий день начинался с 14.00 до 23.00 с перерывами 2 и 1 час. Всех наших водителей такое положение устраивало учитывая то, что суточный пробег в среднем составляет не более 75 км за смену (в день!!!), длительные простои в ожидании на точках обслуживания и хорошие условия во время перерыва между заездами. Но после очередной проверки нашими же внутренними ревизорами, график переделали день через день. Аргументируют тем, что после 12-ти часовой смены водителю положено отдыхать минимум 12 часов и две смены подряд быть не должно.
Подскажите пожалуйста, чем можно аргументировать чтобы сделать прежний график или хотя бы два через два. Заранее благодарю!
Борис, здравствуйте.
Пожалуйста, опишите один рабочий день из Вашего графика.
В данном случае мне не понятно, каким образом оформлены 2 перерыва в течение дня, т.к. положение не предусматривает 3-х часовых перерывов вообще.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте!
В путевом листе стоит выезд 8°° заезд 17°° по факту + —. Стоит выезд 8°° а на подаче уже 6'30 поездка на 170км в одну сторону, обычно средне 3часа пути в 10часов на месте, от туда среднем выезжаем в17'30. Все время сижу в машине на звонке. Прибываем назад на место в 20'°°—21'°°, в зависимости от движения. Каков у меня рабочий день.
"12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов".
ВОПРОС где вы увидели про 24 часа???
Василий, речь идет о водителях пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, на которых данный документ с 5 июня 2018 года не распространяется. В том числе на них не действует и ограничения из пункта 12, который Вы привели.
Удачи на дорогах!