Режим труда и отдыха для водителей-предпринимателей с 1 сентября 2022 года
Добрый день, уважаемый читатель.
С 1 сентября 2022 года начинает действовать новая редакция Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 октября 2020 г. №424 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей".
Напомню, что этот нормативный документ рассказывает о том, как должен быть построен рабочий день водителя автомобиля. Т.е. он устанавливает максимальную продолжительность рабочего дня, максимальное время управления автомобилем, минимальную продолжительность отдыха и т.п.
С 1 сентября 2022 года изменятся правила для водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями. Кроме того, есть несколько изменений, относящихся и к другим группам водителей. Рассмотрим эти нововведения:
- Информация о нормативном документе
- Исключение для водителей автомобилей фельдъегерской связи
- Продолжительность учетного периода для водителя ИП
- Разделение рабочего дня на части для водителя ИП
- Назначение перерыва на обед для водителя ИП
- Особенности увеличения рабочего дня для водителей, работающих вахктовым методом
- Уменьшение времени отдыха в районах Крайнего Севера
Информация о нормативном документе
2022.05.17 Приказ Минтранса России от 12.01.2022 №5 "О внесении изменений в Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 октября 2020 г. №424" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 15 февраля 2022 года.
Документ вступает в силу 1 сентября 2022 года.
Исключение для водителей автомобилей фельдъегерской связи
1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее - водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее - водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей автомобилей органа, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Первое важное изменение заключается в том, что с 1 сентября 2022 года водители автомобилей Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации попадают в перечень исключений и им не требуется соблюдать режим труда и отдыха водителей.
Напомню, что речь идет об организации, которая занимается доставкой различных особо важных и секретных отправлений по территории страны. А в одной из предшествующих статей на pddmaster.ru речь шла о том, что с 1 сентября 2022 года для автомобилей фельдъегерской связи будут отменены тахографы.
Продолжительность учетного периода для водителя ИП
Напомню, что под учетным периодом понимается временной интервал, в течение которого водитель должен соблюсти установленные законодательством нормативы времени труда и отдыха в случае суммированного учета рабочего времени.
Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.
Продолжительность учетного периода может быть увеличена работодателем до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.
Во-первых, обновленный пункт 5 говорит о том, что увеличить учетный период до 3-х месяцев может только работодатель. То есть данный пункт с 1 сентября 2022 года к водителям, являющимся индивидуальными предпринимателями, относится не будет.
Продолжительность рабочего времени водителя автомобиля, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющего управление автомобилем самостоятельно, не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период один месяц.
А дополнительный абзац в пункте 5 говорит о том, что для водителя-ИП максимальная длительность учетного периода составляет 1 месяц.
Таким образом, с 1 сентября 2022 года максимальный учетный период для ИП будет уменьшен с трех до одного месяца.
Судя по всему, это сделано для того, чтобы исключить следующую ситуацию. Водитель, являющийся предпринимателем, устанавливает себе учетный период 3 месяца и первую часть этого периода работает с максимальными нагрузками. А во вторую часть периода, когда доступное количество рабочих часов заканчивается, сам себя отправляет в отпуск на несколько недель и вообще не работает. В результате в конце первого периода у водителя накапливается чрезмерная усталость, которая подвергает опасности других участников дорожного движения.
Разделение рабочего дня на части для водителя ИП
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен работодателем на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Обновленный пункт 7 говорит о том, что рабочий день может быть разделен на части работодателем. То есть, данный абзац с 1 сентября 2022 года не будет относится к водителям-предпринимателям, которые не имеют работодателя.
Разделение рабочего дня (смены) водителя автомобиля, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющего управление автомобилем самостоятельно, допускается по решению такого водителя.
Кроме того, в пункт 7 добавлен новый абзац, который прямо говорит о том, что водитель-предприниматель может самостоятельно разделить рабочий день на части.
Назначение перерыва на обед для водителя ИП
Рассмотрим новый абзац пункта 17:
Время осуществления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) определяется водителем автомобиля, являющимся индивидуальным предпринимателем и осуществляющим управление автомобилем самостоятельно, в пределах значений, установленных настоящим пунктом.
Этот абзац говорит о том, что водитель-предприниматель самостоятельно определяет продолжительность и время начала обеденного перерыва. Естественно, с учетом требований других пунктов нормативного документа.
Основное отличие от водителей, работающих по найму, заключается в том, что водителю-предпринимателю не требуется использовать правила внутреннего трудового распорядка для выбора продолжительности и времени перерыва для отдыха.
Особенности увеличения рабочего дня для водителей, работающих вахктовым методом
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим вахтовым методом, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Основное отличие новой редакции пункта 6 заключается в том, что с 1 сентября 2022 года в нем не используется фраза "в составе вахтовых бригад". Таким образом, новая редакция документа позволяет увеличить до 12 часов рабочее время любого водителя, работающего вахтовым методом.
Уменьшение времени отдыха в районах Крайнего Севера
Водителям, работающим вахтовым методом в районах Крайнего Севера и (или) в приравненных к ним местностях и осуществляющим эксплуатацию автомобиля вне границ населенных пунктов, допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при условии компенсации этого сокращения между вахтами в течение учетного периода.
Для начала напомню, что стандартная продолжительность еженедельного отдыха составляет 45 часов.
Однако с 1 сентября 2022 года вводится ситуация, при которой еженедельный отдых может быть уменьшен до 24 часов. Для этого должны одновременно выполняться следующие условия:
- водитель работает вахтовым методом;
- водитель работает в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;
- автомобиль используется вне границ населенных пунктов
Если все перечисленные условия выполнены, то допускается уменьшить еженедельный отдых до 24 часов, однако неиспользованное время отдыха должно быть компенсировано в течение учетного периода.
Ну а в заключение предлагают Вам самостоятельно изучить полный текст обновленного документа:
Удачи на дорогах!