Новый режим труда и отдыха водителей с 1 января 2021 года
Добрый день, уважаемый читатель.
С 1 января 2021 года одновременно вступают в силу несколько новых нормативных документов, относящихся к водителям и к транспортным средствам. Ознакомиться с перечнем нововведений Вы можете в разделе Альманах на pddmaster.ru.
Сегодня речь пойдет об одном из новых документов - особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей. Данный документ регламентирует ограничения по времени, которые распространяются на людей, работающих водителями.
И сразу же хочу сказать, что изменения от 1 января 2021 года довольно серьезные. Если Ваша организация имеет в штате водителей, рекомендую изучить данную статью, т.к. графики работы придется пересмотреть до конца 2020 года.
Содержание статьи:
- Водители, которые не обязаны соблюдать режим труда.
- Отмена ограничений рабочего времени для 5-ти и 6-ти дневной рабочей недели.
- Отмена суммированного учета на период до 6 месяцев.
- Особенности увеличения продолжительности рабочего времени до 12 часов.
- Новые правила разделения рабочего дня на части.
- Максимальная продолжительность времени управления автомобилем.
- Продление времени управления автомобилем для движения к месту стоянки.
- Отмена суммированного учета времени управления для автобусов.
- Новые правила назначения перерывов.
- Учет времени охраны груза и времени присутствия второго водителя в автомобиле.
- Уменьшение ежедневного отдыха при суммированном учете.
- Сокращение ежедневного отдыха при суммированном учете.
- Обязательный одновременный отдых для водителей экипажа.
- Прерывание времени отдыха для въезда на паром или железнодорожный состав.
- Продолжительность еженедельного отдыха.
- Сокращение еженедельного отдыха.
В первую очередь хочу напомнить, что на pddmaster.ru есть подробная статья, в которой рассматриваются особенности организации рабочего времени водителей:
Рекомендую Вам изучить данную статью, т.к. в ней рассмотрены все основные определения (рабочее время, время управления, время отдыха), которые используются ниже.
Ну а сегодня речь пойдет об отличиях "старого" режима труда и отдыха, действующего до 31 декабря 2020 года, и "нового" режима с 1 января 2021 года.
Водители, которые не обязаны соблюдать режим труда
Нормативные документы содержат перечень водителей, которые являются исключениями. То есть указанные водители не обязаны соблюдать режим труда и отдыха. И в данный перечень внесено несколько изменений:
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители).
1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее - водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Рассмотрим все изменения по пунктам:
1. Изменились правила, относящиеся к автомобилям, использующимся при режиме чрезвычайной ситуации (ЧС). Ранее режим труда и отдыха допускалось не соблюдать только автомобилям, задействованным в эвакуации пострадавших. В новой редакции это понятие расширено и теперь в исключения попадают любые автомобили, задействованные в ликвидации последствий ЧС, либо занимающиеся предупреждение СЧ.
2. Из списка исключены водители, работающие в составе вахтовых бригад. До 31 декабря 2020 года такие водители могли не соблюдать режим труда и отдыха, а с 1 января 2021 года для них придется составить графики работы, отвечающие всем требованиям.
3. В перечень исключений добавлены несколько новых групп транспортных средств:
- Служебные легковые автомобили органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ранее для этой группы транспортных средств позволялось увеличить продолжительность рабочего дня, а с 1 января 2021 года режим работы водителей вообще не будет контролироваться.
- Автомобили, работающие на территории предприятия без выезда на дороги общего пользования.
- Легковые автомобили ведомственной охраны.
- Автомобили органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.
- Военные автомобили.
Сложнее всего в данном случае придется организациям, которые работают вахтовым методом. Им нужно до 1 января 2021 года перестроить работу так, чтобы водители могли соблюдать установленные законодательством требования по времени работы и отдыха.
Отмена ограничений рабочего времени для 5-ти и 6-ти дневной рабочей недели
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
В новом нормативном документе не осталось упоминания о нормальной продолжительности ежедневной работы при пятидневной и шестидневной рабочей неделе. Осталось только общее ограничение, позволяющее работать не более 40 часов в неделю.
Например, в случае 6-дневной рабочей недели график может быть составлен так:
пн-чт: 8:00 - 12:00 13:00-17:00 (8 часов)
пт-сб: 8:00 - 12:00 (4 часа)
Кроме того, нужно понимать, что увеличивать продолжительность одного рабочего дня до бесконечности невозможно, т.к. при составлении графика нужно учитывать и ограничения, установленные другими пунктами документа.
Отмена суммированного учета на период до 6 месяцев
Напомню, что суммированный учет позволяет составлять графики водителя таким образом, что в пределах одного дня длительность рабочего времени может быть увеличена, но в пределах 1-го месяца все нормы должны быть соблюдены.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Ранее данный пункт позволял расширить период суммированного учета до 6 месяцев (при перевозках пассажиров в курортной местности и на других сезонных перевозках). То есть в этом случае нормативы по времени труда и отдыха допускалось соблюдать в пределах полугода. Получалось, что в загруженные месяцы водитель мог "пахать с утра до ночи" а в низкий сезон просто "плевал в потолок" и почти не работал.
С 1 января 2021 года такой вариант будет исключен. А продолжительность периода при суммированном учете будет всегда составлять 1 месяц.
Особенности увеличения продолжительности рабочего времени до 12 часов
Напомню, что при суммированном учете рабочего времени максимальная продолжительность рабочего времени водителя составляет 10 часов. Однако в некоторых ситуациях время может быть увеличено до 12 часов:
12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
Во-первых, в данном пункте убрали ограничение на время управления автомобилем в течение рабочего дня, которое ранее составляло 9 часов. Однако это, опять же, не означает, что водитель может все 12 часов провести за рулем. Просто ограничение по времени управления перенесено в пункт 10 нового документа.
Во-вторых, из данного пункта убрали:
- перевозки в пределах предприятия;
- легковые автомобили органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Напомню, что водители этих транспортных средств с 1 января 2021 года могут вообще не соблюдать требования режима труда и отдыха (об этом речь шла выше).
В-третьих, в данный пункт добавили:
- водителей, работающих вахтовым методом.
До 31 декабря 2020 года эти водители могли работать без ограничения длительности рабочего дня, однако в 2021 году работать больше 12 часов в день они не смогут.
Новые правила разделения рабочего дня на части
13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.
Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.
Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
131. Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей. В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на две и более частей один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов.
Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.
При применении норм настоящего пункта при регулировании режима труда и отдыха водителей условия оплаты труда водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не могут быть ухудшены.
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
- для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении - 3 часа;
- для остальных водителей - 5 часов.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
Несколько важных нововведений, связанных с разделением рабочего дня водителя на части:
1. Распространяется на любых водителей. В "старом" документе разделить рабочий день можно было только для водителей автобусов, работающих на регулярных перевозках, и для водителей легковых автомобилей органов государственной власти. С 1 января 2021 года разделение доступно абсолютно для всех водителей.
2. Разделение на несколько частей. Раньше документе допускалось разделить рабочий день водителя автобуса только на 2 части, а рабочий день водителя легкового автомобиля - на любое количество частей. В новом документе можно разделить рабочий день на любое количество частей для водителя любого транспортного средства.
3. Продолжительность перерыва. В старой редакции максимальная продолжительность перерыва могла составлять 3 часа (для всех автобусов) и 5 часов для легковых автомобилей государственной власти.
В новой редакции ограничение 3 часа осталось только для городских и пригородных регулярных перевозок. Для всех остальных транспортных средств (в том числе для междугородних автобусных перевозок) максимальное время перерыва (перерывов) - 5 часов.
Максимальная продолжительность времени управления автомобилем
16. Время управления автомобилем (подпункт "а" пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд - 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).
10. Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее - ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
При выборе времени управления автомобилем нужно учитывать 2 важные особенности:
- С 1 января 2021 года отменяется ограничение 8 часов, которое применялось для автобусов длиннее 9,5 метров в горной местности и для грузовиков, перевозящих тяжеловесные, длинномерные и крупногабаритные грузы.
- До 31 декабря 2020 года увеличение времени за рулем до 9 (10) часов допускалось только при суммированном учете рабочего времени. С 2021 года это возможно при любом учете, в том числе и при 40-часовой рабочей неделе.
Продление времени управления автомобилем для движения к месту стоянки
Если выделенное графиком время управления автомобилем закончилось, а водитель находится в пути, то законодательство позволяет ему продолжить движение:
На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 согласно приложению N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 1, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.
11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.
Важные нововведения с 1 января 2021 года:
1. Ранее продление времени управления допускалось только на междугородных перевозках, теперь такая возможнсоть есть у всех водителей.
2. Ранее допускалось двигаться к ближайшему месту отдыха, но ограничение по времени прямо не указывалось. С 1 января 2021 года не обязательно ехать именно к ближайшему месту отдыха, можно попробовать добраться и до дома. Однако дополнительное время в пути не должно превышать 2 часа.
Например, водитель вечером возвращается в свой город и за 50 км до этого города заканчивается отведенное время управления автомобилем. При этом через 2 км есть автомобильная стоянка, обозначенная знаком место отдыха:
До 31 декабря 2020 года водитель должен остаться на указанном месте отдыха и переночевать там.
С 1 января 2021 года водитель получит возможность доехать до своего города и переночевать у себя дома.
Отмена суммированного учета времени управления для автобусов
18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.
До 31 декабря 2020 года водители автобусов, работающие на городских и пригородных маршрутах, могли использовать не только суммированный учет рабочего времени, но и суммированный учет времени управления автобусом.
С 1 января 2021 года суммированный учет времени управления будет невозможен, то есть нормативы по времени управления должны будут соблюдаться ежедневно.
Новые правила назначения перерывов
19. Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт "б" пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.
Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).
13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.
Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя - не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.
Правила назначения специальных перерывов при работе серьезно изменились.
До 31 декабря 2020 года все перерывы имели длительность 15 минут. При этом первый перерыв назначался через 4 часа, а последующие - каждые 2 часа.
По новым правилам перерывы имеют продолжительность 45 минут и назначаются не позже, чем через 4,5 часа. При этом если время специального перерыва совпадает со временем обеда, то специальный перерыв не назначается.
Например, если рассматривать 8 или 9 часовой рабочий день, в середине которого предусмотрен часовой обеденный перерыв, то в этом случае специальный перерыв совпадает с обедом. И дополнительные перерывы при работе не требуются.
То есть водитель управляет автомобилем 4 часа, затем обедает 1 час и затем управляет автомобилем еще 4 часа.
Старые правила не позволяли применять подобную схему, т.к. в середине второй половины рабочего дня должен был быть сделать 15-минутный перерыв.
Кроме того, допускается деление перерыва на несколько частей, причем первая из них должна быть не меньше 15 минут, а последняя - не меньше 30 минут.
Например, водитель может работать по такому плану:
Продолжительность | Действия водителя |
1:30 | Управление автомобилем |
0:15 | Перерыв |
1:00 | Управление автомобилем |
0:05 | Перерыв |
2:00 | Управление автомобилем |
0:35 | Перерыв |
В данном случае за первые 4 часа 30 минут управления автомобилем водитель сделал 3 перерыва, суммарное время которых 55 минут. Первый перерыв при этом не меньше 15 минут, а последний - не меньше 30 минут.
Кроме того, для автобусов, работающих на городских и пригородных маршрутах, сделано исключение. Для них допускаются перерывы длительностью не меньше 10 минут. Это необходимо для соблюдения графика маршрута. При этом общая продолжительность перерывов за 4 часа 30 минут работы должна составлять 45 минут.
Например, водитель может сделать пять коротких перерывов по 10 минут и это не будет нарушением режима труда и отдыха.
Учет времени охраны груза и времени присутствия второго водителя в автомобиле
21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт "з" пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.
22. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей (подпункт "и" пункта 15 Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
До 31 декабря 2020 года в рабочее время водителя включались в том числе:
- время охраны автомобиля и груза (в размере не менее 30 процентов);
- время присутствия на рабочем месте второго водителя, если в экипаж одновременно входят два водителя (в размере не менее 50 процентов).
С 1 января 2020 года ни время охраны, ни время присутствия на месте второго водителя в рабочее время не включаются. То есть они никак не влияют на продолжительность рабочего времени водителя.
Уменьшение ежедневного отдыха при суммированном учете
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.
Старые нормативы устанавливали минимальное время ежедневного отдыха в размере 12 часов, новый документ позволяет сократить ежедневный отдых до 11 часов.
Сокращение ежедневного отдыха при суммированном учете
При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии - иным представительным органом работников.
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.
Допускается:
- сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;
- разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.
Приведенные выше пункты рассказывают о ситуациях, в которых ежедневный отдых может быть сокращен до 9 часов. С 1 января водителей ожидают следующие изменения:
1. Ранее время ежедневного отдыха допускалось сокращать только при суммированном учете при регулярных перевозках в городском или пригородном сообщении, либо на междугородних перевозках. Новый документ позволяет сокращать время ежедневного отдыха для всех водителей.
2. Введена возможность разделения ежедневного отдыха на несколько частей. При этом первая часть должна быть не меньше 3-х часов, а последняя не менее 9 часов. Ранее разделить время отдыха можно было только для междугородних перевозок, при этом одна из частей должна была быть не меньше 8 часов.
Обязательный одновременный отдых для водителей экипажа
Водители, работающие в составе группы водителей (далее - экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.
С 1 января 2021 года вводятся новые требования для водителей, которые находятся в автомобиле одновременно (в составе экипажа). Оно заключается в том, что все водители экипажа должны одновременно использовать отдых в размере не менее 9 часов.
Таким образом, получается, что даже при наличии нескольких водителей в одном автомобиле этот автомобиль не может постоянно находиться в движении. До 31 декабря 2020 года теоретически можно было составить графики работы трех водителей экипажа так, чтобы водители сменяли друг-друга и автомобиль все время находился в движении.
Прерывание времени отдыха для въезда на паром или железнодорожный состав
Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.
Еще одно интересное нововведение - это возможность прервать ежедневный отдых при въезде на паром или железнодорожный состав. Данное исключение связано с тем, что паромы и поезда ходят по собственному расписанию, которое может не совпадать с графиком работы водителя.
Ранее, если водитель приезжал к паромной переправе и время работы на данный день подходило к концу, то он должен был сначала полностью "истратить" свой ежедневный отдых, а лишь затем дожидаться парома. Если же паром отплывал в середине времени отдыха, то водитель его просто пропускал. Новое допущение позволяет въехать на паром или поезд в любое время.
Продолжительность еженедельного отдыха
26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.
...
19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
С одной стороны, длительность еженедельного отдыха водителя увеличена с 42 до 45 часов.
С другой стороны, раньше еженедельный отдых должен был назначаться совместно с ежедневным отдыхом (перед или после него). С учетом того, что в самом плохом случае ежедневный отдых составлял 9 часов, общая продолжительность отдыха была не меньше 51 часа.
С 1 января 2021 года общая продолжительность отдыха может составлять 45 часов, т.к. еженедельный отдых будет перекрывать ежедневный отдых. С одной стороны, это хорошо для работодателей, которые могут более гибко составлять графики работы. С другой стороны, это не очень хорошо для водителей, т.к. длительность отдыха может стать меньше.
Сокращение еженедельного отдыха
Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.
Еще одно интересное нововведение - это возможность сокращения еженедельного отдыха до 24 часов. При этом время, на которое уменьшен отдых, должно быть использовано водителем на дополнительный отдых в течение 3-х следующих календарных недель. Причем важно понимать, что это время должно суммироваться с другим ежедневным или еженедельным отдыхом и не может замещать его.
В заключение хочу отметить, что правила, по которым составляются рабочие графики водителей, очень серьезно изменятся с 1 января 2021 года. И если Ваша организация эксплуатирует транспортные средства, рекомендую в ближайшее время заняться составлением графиков для них.
При этом используйте новый нормативный документ, о котором идет речь в данной статье:
Также напоминаю, что на pddmaster.ru есть подробная статья, посвященная составлению расписания работы водителя в соответствии с действующим законодательством:
Удачи на дорогах!
Здравствуйте. Можно ли сделать график водителей ведомственного автобуса 2 через 2 дня, согласно данного регламента?
Сейчас они работают они день через день: в 6.00 выезд, заезд в гараж 9.30. Разрыв с 9.30 до 14.00. Потом нахождение на рабочем месте с 14.00 до 17.00 и затем выезд в рейс с 17.00 до 21.30.
Спасибо. С Наступающим Новым Годом!!!
Толик-1, здравствуйте.
1. Длительность рабочего времени за 1 день - 11 часов. Если автобус попадает в перечень исключений, то это допускается.
2. Длительность времени управления автобусом за 1 день - 8 часов. Это допускается.
3. Длительность перерыва - 4,5 часа. Это допускается.
4. Время ежедневного отдыха - 4,5 + 8,5 (всего 13,5 часов). По суммарному времени отдыха график укладывается в норматив, а вот по размеру частей - нет. Вторая часть должна быть не меньше, чем 9 часов.
То есть 2 рабочих дня подряд по описанному Вами графику без нарушения организовать не получится.
Спасибо, и Вас с наступающими праздниками!
Удачи на дорогах!
Добрый день. Могу я составить график работы для водителей автомобиля сортиментовоза по 11 часов два на два, с 8.00 до 20.00? Спасибо
Татьяна-256, здравствуйте.
Из той информации, которую Вы предоставили, можно сделать такие выводы:
1. За 4 последовательные недели у водителя будет 154 рабочих часа. При суммированном учете рабочего времени часов должно быть не больше 160. Здесь все нормально.
2. Требование по ежедневному отдыху не менее 11 часов соблюдается.
3. В качестве еженедельного отдыха может рассматриваться любой двухдневный выходной - 60 часов. Должно быть не меньше 45.
4. Единственная проблема - длительность рабочего времени в общем случае не должна превышать 10 часов. Если Ваш автомобиль не попадает в перечень исключений, рассмотренный здесь, то 11-часовой рабочий день сделать нельзя.
5. Кроме того, неизвестно, сколько часов управления автомобилем Вам требуется.
Удачи на дорогах!
Правила хорошие и главное полезные(безопасность движения - главная цель данного документа) вопрос в другом - как это выполняется? да ни как!
пока не перенесут ответственность на работодателя(как в случае с перегрузом ТС) при солидном штрафе! пользы от этого закона - НОЛЬ! исключение только для контролирующих органов - дополнительный заработок
вывод: как засыпали за рулём так и будут, как подвергали опасности себя и других участников движения так и будут
не дай бог конечно!(категорически против вообще любого ДТП) может дойдёт что главное не написать закон а добиться его выполнение! А гарантия выполнение одна - высокий штраф ИМЕЕНО НА РАБОТАДАТЕЛЯ! так как весь график работы водителя зависит именно от владельца транспортного средства! в СССР водители не работали по 12-14 часов сутки и без выходных!, в РФ это закономерность
владимир-455, добрый вечер.
Возможно в случае с тяжёлым ДТП все таки посмотрят на карту тахографа, в которой должна фиксироваться продолжительность рабочего времени и время отдыха водителя. Вот тогда будет возможность привлечь к ответственности работадателя, который не обеспечил необходимый интервал между работой и отдыхом. ИМХО.
Здравствуйте,
не понятен пункт 18 Приложения к приказу 424 в части учета рабочего времени водителя в составе экипажа.
Вопрос:
если ранее учитывалось рабочее время водителя в составе экипажа, и оплачивалось в размере не менее 50 %. т.е. водитель видел полное время нахождения на рабочем месте (не важно выполнял основную работу или просто был в составе экипажа), то каким образом, на основании приложения к приказу № 424 от 16.10.2020 п. 18 теперь отражать часы нахождения в составе экипажа, когда водитель не управляет автомобилем, если это не является рабочим временем?
Мария-110, здравствуйте.
Насколько я понимаю, Ваш вопрос относится к бухгалтерии и к вопросу начисления заработной платы. Я не настолько хорошо знаком с бухгалтерским законодательством, чтобы точно на него ответить. В общих чертах все должно выглядеть так. В договоре с водителем должно быть прописано, например, что за время нахождения в составе экипажа водитель получает такую же заработную плату, как и за время управления автомобилем. Далее это время должно подсчитываться и соответствующая зарплата начисляться.
Удачи на дорогах!
Добрый вечер.
На нашем металлургическом предприятии сменный график работы для водителей грузопассажирских автобусов и хозяйственного транспорта. Продолжительность смен 11.15 ч. Правильно ли я понимаю исходя из ваших пояснений, что мы не нарушаем новые предписания о максимальной продолжительности 10 ч., если водитель в течение смены занят не только управлением автомобилем (т.е. более 10 ч. "держится за руль")? И как в таком случае зафиксировать этот факт, чтобы подтвердить это трудовой инспекции?
Буду очень благодарна Вам за ответ.
Наталья-286, здравствуйте.
Ваша деятельность попадает в перечень, для которого допускается увеличение рабочего времени до 12 часов?
Если нет, то сделайте водителю в середине рабочего дня обед продолжительностью 1 час 15 минут (или 2 перерыва на обед в сумме на 1 час 15 минут). В этом случае оставшееся рабочее время составит ровно 10 часов.
Удачи на дорогах!
И ни слова о водителях-инструкторах в автошколах. Особая категория с точки зрения управления автомобилем. К какой категории упомянутых в Приказе водителей Вы бы из отнесли? Спасибо.
Через какое время после начала смены водителя автобуса (автомобиля) ему можно предоставлять разделение смены?? Данный приказ регламентирует лишь время, не позднее которого необходимо предоставить водителю отдых с разделением смены (не позднее 5 часов после начала смены). Спасибо
Александр-1054, а в чем именно Вы видите проблему? Рассматривайте инструктора в автошколе как обычного водителя и составляйте для него графики с учетом имеющихся требований. Никаких исключений и особых условий для инструкторов законодательство не предусматривает.
Удачи на дорогах!
Kam, не понял Ваш вопрос, опишите ситуацию более подробно.
Здравствуйте! Не понял из написанного, сколько в день и месяц часов можно работать водителю автобуса на городских регулярных перевозках?
Андрей-611, здравствуйте.
Максимальная длительность одного рабочего дня - 12 часов. Время управления рассчитывается отдельно.
Максимальное количество рабочих часов в месяц - 8 * количество рабочих дней. Если в феврале 4 недели, то количество рабочих часов 160.
Режим труда и отдыха водителей.
Удачи на дорогах!
здравствуйте! а как же регулировать режим труда водителей, которые теперь исключены из тех, на кого новый приказ действует? я говорю про водителей на служебных автомобилях, обслуживающих госорганы? старый приказ , вроде, не дейтсвует. в новом они исключены. получается, работодатель может им что угодно прописать?
Дарья-60, здравствуйте.
В целом - да, что угодно. Естественно, если водитель не согласен на предложенные условия труда, то и идти к такому работодателю ему не нужно.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте. Транспортная компания заставляет нарушать РТО. Как поступить в таком плане,куда обратиться?
Айдар-4, здравствуйте.
Попробуйте обратиться в государственную инспекцию по труду Вашего региона.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте. Продублирую вопрос который задал Kam.
Через какое время после начала смены водителя автобуса (автомобиля) ему можно предоставлять разделение смены?? Данный приказ регламентирует лишь время, не позднее которого необходимо предоставить водителю отдых с разделением смены (не позднее 5 часов после начала смены). Спасибо
У меня Водители работают с 7 утра до 8 утра потом перерыв и вечерняя смена с 19.30 до 20.30. Есть ли нарушения?
serg81, добрый день.
Ваши водители вырабатывают нормочасы за месяц?
Рифат,
Здравствуйте. Один Водитель каждый день работает утро с 6.30 до 8.00 вечером с 19.00 до 20ч.
Будет ли переработка?
serg81, здравствуйте.
Пункт 7 приказа 424:
При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении - 3 часа;
для остальных водителей - 5 часов.
Максимальное время перерыва - 5 часов. В Вашем графике - 11 часов. Это нарушение.
Удачи на дорогах!
Но ведь три раза в неделю главное чтобы отдых между сменами был не менее 9 часов. У нас 10ч есть.
Если у водителя будет 15 смен в месяц тоже нарушение?
serg81, из Вашего первого сообщения показалось, что подобный график Вы хотите использовать для ежедневной работы водителей.
Если рассматривать утреннюю работу как один рабочий день (одну смену) а вечернюю - как другой рабочий день (другую смену) и при этом соблюсти прочие требования из приказа 424, то нарушения не будет.
Само по себе количество смен в месяц законодательством не регламентируется.
Удачи на дорогах!
Добрый вечер, водители обслуживают органы местного самоуправления, допустимо ли установить график работы водителя с 8-00 до 17-00, перерыв с 17-00 до 23-30 и далее работа с 23-30 до 01-00.
Марина-160, здравствуйте.
Если речь идет о служебных легковых автомобилях органов местного самоуправления, то с 1 января 2021 года режим их работы может быть любым, т.к. они внесены в перечень исключений. И это не является нарушением законодательства о режиме труда и отдыха водителей.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте. Вас в статье написано , что есть понятие совмещенного отдыха. Вчера один из сотрудников УГАДН остановил автобус, для проверки. Распечатку взяли за последние 5 суток. Смена по 2 часа с 7-9 утра + 18 -20ч.
Пять смен , совмещённый отдых по 3 часа днём 9 часов , значит можно работать с меж сменным отдыхом по 9 часов более 3 раз в неделю? Сотрудник УГАДН на ссылку совместного отдыха ответил , что вырвано из контекста , и что все равно отдых 11 часов и только три раза в неделю по 9 можно. Можете внести ясность в этом вопросе или может подскажите куда официально запрос сделать по этому поводу ?
serg81, здравствуйте.
Пункт 18 этого документа:
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.
Допускается:
[list:1jm5lq8a]сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;[/list:u:1jm5lq8a]
[list:1jm5lq8a]разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.[/list:u:1jm5lq8a]
Фраза про 3 раза в неделю относится к сокращению времени отдыха до 9 часов (3 абзац цитаты). К разделению времени отдыха на части из абзаца 4 ограничение на 3 раза в неделю не относится.
Удачи на дорогах!
Спасибо
А что делать с водителями, которые осуществляют перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования? Они могут работать по 12 часов в день?
Максим-291, требования режима труда и отдыха на этих водителей не распространяются, то есть штрафы за нарушение режима труда и отдыха не могут быть наложены.
Однако при организации рабочего дня водителя должны быть учтены требования иных нормативных документов (например, трудового кодекса).
Удачи на дорогах!
Здравствуйте.
1.После окончания времени отдыха, продолжительность времени управления городским автобусом составляет 4 часа 40 минут, в том числе:
- 4 часа 30 минут время движения по маршруту (пункт 13)
-10 минут время следования к конечному месту назначения.
Считается ли, что расписание по маршруту составлено с нарушением?.
2. В расписание маршруте первый перерыв наступает через 4 часа 38 минут после начала работы.
Считается ли, что расписание по маршруту составлено с нарушением?.
Лилия-22, здравствуйте.
Если водитель управляет автобусом без перерывов, то имеет место нарушение, т.к. первый перерыв должен быть назначен не позже, чем через 4 часа 30 минут.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте Максим, поясните пожалуйста:
Время управления пассажирским автобусом составляет с момента выезда из гаража 4 часа, после 4х часов водителю автобуса предоставляется перерыв 10 минут. Сколько по времени после 10 минутного перерыва водитель может работать на линии не нарушая режим труда и отдыха (№424)?
Лилия-22, пункты 13 и 14 Приказа 424 выглядят так:
13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.
Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя - не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.
14. Превышение времени управления автомобилем, указанного в пункте 13 настоящих Особенностей, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.
В Вашем случае удобнее будет воспользоваться пунктом 14, который позволяет увеличить время для следования к конечному пункту назначения.
Если же выбрать вариант с перерывами, то 10 минутный перерыв не увеличит время управления транспортным средством. После 4,5 часов управления должен быть назначен целый 45 минутный перерыв. Либо в течение первых 4,5 часов управления должно быть несколько перерывов в сумме на 45 минут.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте Максим, вопрос. Если рабочее время составляет не более 12 часов, время управления 9 - 10 часов, и 11 пункт нам разрешает увеличить время управления до места стоянки (базы) еще на 2 часа, получается мы можем увеличить рабочее время до 14 часов и время управления до 12 часов чтобы добраться до базы? И если так оно и есть, то сколько раз в неделю можно увеличивать рабочее время и время управления?
Александр-1169, здравствуйте.
Может быть увеличено только время управления автомобилем, рабочее время при любом раскладе не может превышать 12 часов.
Здравствуйте! Ответьте на вопрос, я работаю, водителем внедорожного транспорта, относящийся тракторным правам категории, А3. Работа заключается, перевозка сыпучего груза, внутри предприятия, без выезда на дорогу общего пользования. Нам хотят внести изменения в режим работы и отдыха, с отменой времени на перерыв. Смену закрывают нам 11 часов, без перерывным управлением транспорта, на обеденный перерыв нам отводится 1час,с 12:00-13:00, пологается ли, нам дополнительный перерыв? И в связи с изменением закона ТК, к какому приказу наше положение относится? Прошу дать ответ? Обращаюсь с уважением к вам, заранее благодарю вас!
Артур-58, здравствуйте.
Рассматриваемый в статье нормативный документ к описанной ситуации в любом случае не относится. Т.к., во-первых, ТС не является автомобилем, а, во-вторых, даже если оно считалось бы автомобилем, оно бы попадало в список исключений (т.к. не выезжает на дороги общего пользования).
К сожалению, мне не известен нормативный документ, который бы ограничивал рабочее время в описанной ситуации и найти подобный документ мне не удалось.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте я работаю водителем автобуса график 2 через 2 по факту смена 12 часов нам работодатель платит всего 10 часов в смену и ставит 2 часа обед хотя работаем все 12 часов естественно не вылазия из за руля а с перерывами и получается раз одна наша смена 10 часов то получается что мы не выробатываем норму часов и потом приходиться в свой выходной выходить на работу за одинарную оплату хотя раньше они ставили по 11 часов а теперь говорят нельзя . Прав ли работодатель или нас бурят на 1 час каждую смену
Alex86, здравствуйте.
В том, что водителей заставляют управлять транспортным средством 12 часов, работодатель не прав. Рекомендую по этому вопросу обратиться в контролирующие органы.
Что касается длительности рабочего времени, то рекомендую изучить эту статью. Там указаны виды деятельности, для которых допускается увеличить рабочее время до 12 часов. Для остальных случаев максимальное время - 10 часов.
Удачи на дорогах!
Добрый день. Водитель автобуса работает на доставке сотрудников предприятия с пн. по пт. совершает утренний рейс с 06:00 до 07:15 затем отдыхает ( свободное время) затем вечерний рейс с 17:30 до 19:30 ( далее у него перерыв для отдыха 1 час на территории нашей базы на которой обустроено место для отдыха и приема пищи), затем он совершает рейс с 20:30 до 21:30.
Как прописать ему режим труда и отдыха, чтобы не было нарушений?
Должен ли он проходить доктора и механика, как перед утренним, так и вечерним рейсом?
Екатерина-205, здравствуйте.
Можно подумать в следующем направлении. Ежедневный непрерывный отдых (11 часов) организовать ночью не получится (там всего 8 часов 30 минут, даже если к этому времени добавить обед). Но можно этот отдых организовать днем с 7:15 до 17:30 (12 часов 15 минут). То есть оформить режим работы так, что смена водителя начинается в 17:30 и заканчивается в 7:15. А уже в пределах смены попробовать учесть остальные требования законодательства.
Удачи на дорогах!