Дистанция и боковой интервал

Согласно статье 2 закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" эта безопасность обеспечивается в результате деятельности, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий. Ключевое слово здесь — предупреждение.

Рассмотрим, как решается эта задача на примере дорожно-транспортных происшествий (ДТП), возникающих вследствие несоблюдения водителями дистанции и бокового интервала, что, согласно статистике, является одной из наиболее частых причин ДТП.

Соблюдения дистанции в законодательстве России

Наверняка каждый водитель знаком с ситуацией, когда при движении с большой скоростью сзади повисает автомобиль на расстоянии нескольких метров, при этом водитель ещё и моргает фарами, требуя уступить дорогу. Любая нештатная ситуация в этом случае приводит к ДТП, поскольку у "висящего на хвосте" отсутствует необходимое для снижения скорости пространство, а если таких водителей несколько, то происходит массовое ДТП, ласково именуемое "паровозиком" (рисунок 1):

ДТП вследствие несоблюдения дистанции

В Правилах дорожного движения РФ (ПДД) есть пункт 9.10:

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Никаких цифр в этом пункте, как видим, не приводится. Водитель сам должен определить эти значения и, к тому же, реализовать это на практике. Цифры есть в экзаменационных билетах. Так, вопрос 20 в билете 26 (категории А, В, М) звучит следующим образом:

Минимальной величиной необходимой дистанции при движении по сухой дороге на легковом автомобиле принято считать расстояние, которое автомобиль проедет не менее чем за:

И приводятся варианты ответа — 1, 2 или 3 секунды. Правильным считается ответ две секунды, и в комментариях даётся пояснение:

Безопасной дистанцией считается расстояние, которое может проехать автомобиль за время реакции водителя и время срабатывания тормозной системы. Время реакции водителя может колебаться от 0,4 до 1,6 секунд, время срабатывания тормозной системы с гидравлическим приводом может составлять от 0,1 до 0,4 секунд. То есть комфортной дистанцией для легковых автомобилей можно считать расстояние, которое проедет автомобиль за время не менее 2 секунд (1.6 + 0.4 = 2).

Казалось бы, ответ дан. Ну, а ежели дорога не сухая или, паче чаяния, гололёд? И как определить это "расстояние за две секунды" в процессе движения?

Что касается бокового интервала, то в билетах тоже есть вопросы, ответ на которые звучит так: интервал необходимо увеличить. Увеличить по отношению к чему? Где цифры?

Примечание. О знаке 3.16 "Ограничение минимальной дистанции" речь не идёт, поскольку этот запрещающий знак устанавливается только в особых случаях — на ледовых переправах, при производстве дорожных работ, на участках дорог с ограниченной видимостью и т. п.

Знак 3.16 Ограничение минимальной дистанции

Однако главное даже не в этом. Полагаю, ни для кого не секрет, что основная масса российских водителей в процессе вождения ориентируется не на ПДД и уж тем более не на экзаменационные билеты. Они ориентируются на наказания. Нет наказания — следовательно, нет и запрета. И тому есть причины.

Если заглянуть в основное руководство для инспекторов ДПС — Административный регламент, утверждённый приказом МВД от 23 августа 2017 г. N 664, то там речь идёт исключительно об административных правонарушениях и уголовных преступлениях.

Если сказать проще, то объектом государственного надзора в области дорожного движения являются вовсе не любые нарушения ПДД, а только те, которые образуют состав административного правонарушения или преступления, и за которые предусмотрена, соответственно, административная или уголовная ответственность.

Естественно, этим же руководствуются и суды. Если нормами административного или уголовного права, изложенными в КоАП и УК РФ, за то или иное нарушение ПДД ответственность не предусмотрена, то состав отсутствует, и государство, что называется, "умывает руки", оставляя поведение водителя на его усмотрение.

Самый простой и очевидный пример нарушения ПДД, не образующего состава правонарушения, — это превышение установленной скорости движения до 20 км/ч, за которое никакого наказания не предусмотрено.

Следовательно, делает вывод водитель, это разрешено, что мы и наблюдаем на дорогах России повсеместно. Вопрос, зачем в таком случае нужно писать об этом в ПДД (пункт 10.1), оставим за рамками данной статьи и вернёмся к теме.

Так какое же наказание предусмотрено для водителей, нарушающих дистанцию или боковой интервал? Ни в главе 12 КоАП РФ, ни, тем более, в Уголовном кодексе эти слова даже не встречаются. Единственная статья, которая имеет отношение к вопросу, это 12.15 часть 1 КоАП РФ:

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Административные правонарушения с точки зрения объективной стороны подразделяются на материальные, когда наличествуют вредные последствия противоправных действий и причинно-следственная связь между ними, и формальные, когда наличие или отсутствие таких последствий значения не имеет.

Совершенно очевидно, что поскольку объективные критерии нарушения дистанции и бокового интервала в ПДД отсутствуют, то о формальных правонарушениях в данном случае речь идти не может. Следовательно, водитель, который "висит на хвосте", наказанию не подлежит.

Более того, при отсутствии наказания нет никакого смысла применять технические средства определения этого отсутствующего правонарушения, как это делается, к примеру, в случае превышения разрешённой скорости, пересечении линий разметки и т. п.

Даже скромный по нынешним меркам штраф в размере 1500 рублей может быть наложен на водителя только в случае, если несоблюдение дистанции или бокового интервала явилось причиной ДТП. Как говорят, это "прецедентная" норма — нет ДТП, нет и виновника. О каком же в таком случае предупреждении причин возникновения ДТП, предусмотренных Законом, может идти речь?

Вывод может быть только один: государство не считает этот вид правонарушений общественно опасным, однако статистика ДТП свидетельствует об обратном.

Соблюдения дистанции в законодательстве Германии

Посмотрим теперь, как решается этот вопрос в других странах, где статистические показатели в разы отличаются от наших в лучшую сторону. Начнём с ПДД Германии (StVO — Straßenverkehrs-Ordnung). В § 4 этого документа сказано (перевод с немецкого в статье выполнен автором):

(1) Дистанция до идущего впереди транспортного средства должна быть, как правило, достаточной для остановки в случае, если водитель этого транспортного средства неожиданно затормозит. В свою очередь, водитель впереди идущего транспортного средства не должен прибегать к экстренному торможению без веской на то причины.

Как видим, в этой части правила ФРГ не отличаются от ПДД РФ — всё те же расплывчатые формулировки и никаких объективных показателей. А теперь заглянем в другой документ, являющийся в некоторой степени аналогом главы 12 КоАП РФ — Bussgeldkatalog (каталог штрафов). А вот там дистанции и боковому интервалу уделяется самое серьёзное внимание:

Многие дорожно-транспортные происшествия можно предотвратить, соблюдая достаточную безопасную дистанцию. При внезапном торможении впереди идущего транспортного средства можно предотвратить столкновение, если водителем выбрана дистанция, приблизительно соответствующая максимально возможному тормозному пути.

Как правило, это помогает: безопасное расстояние должно быть не менее половины значения показаний спидометра в метрах.

Несколько примеров для иллюстрации:

  • При скорости 50 км/ч водители должны соблюдать дистанцию до впереди идущего транспортного средства около 25 м.
  • На скорости 80 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 40 м.
  • На скорости 100 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 50 м.
  • На скорости 130 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 65 м.

Скорость 100 км/ч — это 27,8 м/с, поэтому легко догадаться, что речь идёт всё о том же "правиле двух секунд" с небольшой погрешностью.

И далее в документе приведён один из возможных способов определения этого расстояния на практике. Для этого на обочине дорог за пределами населённых пунктов и на автомагистралях устанавливаются специальные хорошо заметные отметки (разделители), расстояние между которыми обычно равно 50 м. Эти разделители служат ориентиром для водителей (рисунок 2). Отметки могут быть нанесены и разметкой.

Отметки для определения безопасной дистанции на дороге в Португалии

Не обойдён в документе вниманием и боковой интервал: при опережении грузовых или легковых автомобилей необходимо выдерживать интервал не менее 1 метра, мотоциклов — 1,5 м, а в случае объезда стоящих школьных или маршрутных автобусов — даже 2 метра. Чем выше скорость, тем больше должен быть и боковой интервал.

Коль скоро законом ФРГ указаны цифровые значения, совершенно естественно, что это служит необходимой базой для назначения наказаний за нарушения. Эти наказания приведены в таблице 1 "Наказания за несоблюдение минимальной дистанции в Германии":

НарушениеШтраф
евро
Кол-во
пунктов
Лишение
права
управления
При скорости до 80 км/ч
...25
… с созданием опасной ситуации30
… с совершением ДТП35
При скорости свыше 100 км/ч
Дистанция менее 0,5 половины показаний спидометра751
Дистанция менее 0,4 половины показаний спидометра1001
Дистанция менее 0,3 половины показаний спидометра16021 месяц
Дистанция менее 0,2 половины показаний спидометра24022 месяца
Дистанция менее 0,1 половины показаний спидометра32023 месяца
При скорости свыше 130 км/ч
Дистанция менее 0,5 половины показаний спидометра1001
Дистанция менее 0,4 половины показаний спидометра1801
Дистанция менее 0,3 половины показаний спидометра24021 месяц
Дистанция менее 0,2 половины показаний спидометра32022 месяца
Дистанция менее 0,1 половины показаний спидометра40023 месяца

Здесь следует отметить, что система наказаний в ФРГ отличается от таковой в РФ. В частности, помимо привычных для нас денежных штрафов и лишения права управления там предусмотрены штрафные баллы (пункты), которые учитываются для каждого водителя в специальном федеральном реестре.

Подобная система существовала в своё время и в СССР, и в РФ — баллы вносились в специальный талон предупреждений в виде "дырочек" (проколов), а позже — в виде записи, однако в РФ она отменена (на взгляд автора, совершенно напрасно). Чтобы читателю было понятно значение и "вес" этих пунктов для водителя в Германии, отмечу лишь, что после набора восьми пунктов водителя лишают права управления на срок от полугода.

Наказания за несоблюдение установленного бокового интервала выглядят в Германии так:

Слишком малый боковой интервал при опережении — 30 евро;

... с угрозой для ребенка, инвалида или пожилых людей — 80 евро + 1 пункт;

... с причинением телесных повреждений ребенку, инвалиду или пожилым людям (если это не подлежит уголовной ответственности) — 100 евро + 1 пункт.

Нет большого смысла сравнивать суммы штрафов в Германии с российскими, тем более что, как мы уже выяснили, и сравнивать-то их не с чем. Поэтому сравним их с германскими же наказаниями за превышение установленной скорости движения (таблица 2 "Наказания за превышение установленной скорости движения в Германии на дорогах вне населённых пунктов (в населённых пунктах наказания строже)"):

ПревышениеШтраф
евро
Кол-во
пунктов
Лишение
права
управления
… до 10 км/ч20
… 11–15 км/ч40
… 16–20 км/ч60
… 21–25 км/ч1001
… 26–30 км/ч15011 месяц
31–40 км/ч20011 месяц
… 41–50 км/ч32021 месяц
… 51–60 км/ч48021 месяц
… 61–70 км/ч60022 месяца
… свыше 70 км/ч70023 месяца

Как видим, наказания за несоблюдение дистанции и превышение скорости в Германии вполне сопоставимы. Это явно свидетельствует о том, что в обоих случаях ведётся работа именно по предупреждению ДТП, вызванных этим нарушениями. Само собой разумеется, что для этого применяются соответствующие технические средства.

Совершенно иную картину мы наблюдаем в России. Наказания за превышение скорости в нашей стране едва ли не более существенны для водителя (с учётом, разумеется, наших реалий).

КоАП предусматривает за это правонарушение штраф до 5000 рублей и лишение права управления сроком до года, а с января текущего года для злостных рецидивистов предусмотрена даже уголовная ответственность по статье 2642. Наказание по этой статье — до трёх лет лишения свободы, штраф до пятисот тысяч рублей и лишение права управления до шести лет. Статья 1041 УК РФ теперь предусматривает за такие преступления также конфискацию транспортного средства. Ужас-ужас.

Правда, если нарушение зафиксировано камерой, то речь идёт лишь о штрафе в размере 5000 рублей. Подобного "милосердия" в Германии нет, там штраф в любом случае оплачивает владелец транспортного средства, поэтому делить наказания в зависимости от того, кто сидел за рулём, нет смысла.

В контексте данной статьи интересно другое: при объективно равноценных с точки зрения безопасности нарушениях ПДД в одном случае водитель подлежит аж уголовной ответственности, а в другом случае вообще никакой ответственности нет. И мы при этом говорим о предупреждении нарушений?

Возможно, законодатель просто не в курсе, что дистанцию также можно контролировать техническими средствами? В таком случае это напоминает шутку про человека, который потерял кошелёк с деньгами и ищет его под фонарём просто потому, что там светлее. Тем, кто так думает, подскажу, что за несоблюдение дистанции и бокового интервала тоже можно собирать деньги в бюджет… Заодно и ДТП будет меньше.

Соблюдения дистанции в законодательстве США

На этом можно было бы и закончить, но автор не может отказать себе в удовольствии прогуляться в ещё одну страну — США. Не потому что там есть что-либо особо значимое в рамках темы, а по причинам, если можно так выразиться, эстетического свойства.

Дело в том, что система подготовки водителей в США существенно отличается от таковой в России и даже в Германии. В частности, так называемую "теорию" там учат не по ПДД, написанным явно не для обыкновенных людей, а по учебникам. Эти учебники разные в каждом штате, но их объединяет одно: они написаны простым языком, понятным любому, и содержат не бесчисленные запреты и, не побоюсь этого слова, угрозы, а советы и рекомендации. То есть написаны примерно так, как опытный и доброжелательный водитель учил бы новичка: вот так делай, а вот так — делать не надо. И не потому что за это накажут, а потому что это небезопасно.

Поэтому посмотрим, что же там сказано по теме статьи. В качестве примера возьмём руководство для водителей штата Калифорния. Оно примечательно тем, что доступно аж на девяти языках, включая русский, и поэтому не требует перевода. Итак, в главе под названием "Визуальный контроль" написано:

Не висите на хвосте! Многие водители держатся слишком близко к впереди идущему автомобилю (висят на хвосте) и поэтому не в состоянии обеспечить необходимый обзор перед собой, поскольку движущееся перед ними транспортное средство закрывает его.

Чем больше дистанция между вами и транспортным средством впереди вас, тем больше у вас времени для того, чтобы распознать возможную опасность и избежать ее.

Если транспортное средство пытается влиться в поток прямо перед вами, уберите ногу с педали газа. Это сохранит достаточную дистанцию между вами и транспортным средством впереди вас и избавит от необходимости резко тормозить или сворачивать на другую полосу движения.

Причина большинства столкновений, приходящихся на заднюю часть автомобиля, — движение впритык. Чтобы избежать этого, используйте правило 3 секунд. Когда транспортное средство впереди вас проедет определенную точку, например, дорожный знак, отсчитайте: "одна тысяча один, одна тысяча два, одна тысяча три". Проговаривание этих чисел занимает примерно 3 секунды. Если вы проедете тот же объект, не закончив отсчет, значит вы находитесь слишком близко.

Необходимо иметь запас в 4 секунды или больше в следующих случаях.

Автомобиль позади вас движется впритык к вам. Сохраняйте дополнительную дистанцию впереди, не останавливайтесь резко. Снижайте скорость постепенно или перестройтесь в другую полосу движения, чтобы избежать столкновения с транспортным средством, движущимся впритык к вам!

Вы едете по скользкой дороге.

Вы движетесь позади мотоциклистов или велосипедистов по мокрой или оледенелой дороге, по металлическим покрытиям (например, по мосту, железнодорожному полотну и т. п.) или гравию. Мотоциклисты и велосипедисты могут легко потерять контроль над своим транспортным средством именно на таких дорожных покрытиях.

Водитель транспортного средства, находящегося позади, хочет обогнать вас. Предоставьте ему место для обгона перед вашим транспортным средством.

Вы буксируете трейлер или перевозите тяжелый груз. Дополнительный вес не позволяет быстро остановиться.

Вы движетесь позади больших транспортных средств, которые закрывают обзор впереди вас. Дополнительное пространство позволит вам видеть происходящее вокруг транспортного средства.

Рядом с железнодорожным переездом вы увидели автобус, школьный автобус или транспортное средство, снабженное специальной табличкой. Эти транспортные средства обязаны остановиться у железнодорожного переезда.

Вы въезжаете на скоростную автомагистраль.

В таком же стиле даются рекомендации относительно бокового интервала, например:

Предположим, вы движетесь по двухполосной дороге, навстречу вам приближается транспортное средство, а впереди справа от вас движется велосипедист. Вместо того чтобы лавировать между транспортным средством и велосипедистом, примите меры в отношении одной опасной ситуации. Сначала снизьте скорость и дайте возможность приближающемуся транспортному средству проехать мимо вас. Затем, когда это будет безопасно, переместитесь влево, чтобы при обгоне велосипедиста между ним и автомобилем осталось достаточно места — не менее 3 футов (1 м).

Ну и в заключение, как вести себя тому водителю, которому уже "сели на хвост":

Часто проверяйте движение транспорта позади вас, чтобы знать, не висит ли кто-то у вас на хвосте (следует за вами слишком близко). Если за вами движутся впритык, будьте осторожны! Медленно тормозите перед тем, как остановиться. Несколько раз слегка нажмите на педаль тормоза для того, чтобы предупредить водителя, висящего на хвосте, о том, что вы снижаете скорость.

Оторвитесь от него как можно быстрее. Смените полосу и дайте ему возможность обогнать вас или замедлите движение, чтобы обеспечить достаточную дистанцию между вами и движущимся впереди автомобилем. Если это не помогает, выполните съезд с дороги, когда это будет безопасно, и дайте водителю, чье транспортное средство движется впритык к вашему, возможность обогнать вас.

Личный опыт автора говорит, что нажимать на педаль тормоза, включать аварийную сигнализацию или каким-либо иным способом пытаться воздействовать на такого "истребителя" совершенно бесполезно, потому что это, как правило, только раззадоривает его и эффект может оказаться обратный: он в ответ ещё более сократит дистанцию.

Если уж государство, как мы видим, не считает это правонарушением, то с какой стати этот водитель будет слушать другого? И делает он это, очевидно, не по неосторожности, а умышленно, поэтому в данном случае, к великому сожалению, водителю не остаётся делать ничего другого, как применить пресловутое российское "правило трёх Д": Дай Дорогу Дураку.

И ежели мы действительно хотим не просто предотвращать правонарушения, а именно обеспечивать безопасность дорожного движения, то есть над чем поработать и законодателю, и Правительству.

Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н.

Автор: Тимофей Черепанов
Обновлено: 18 ноября 2022
Раздел: Полезные советы
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев