Особенности оформления документов на перевозимый груз в электронном виде с 1 января 2022 года

Электронные перевозочные документы

Добрый день, уважаемый читатель.

С 1 января 2022 года в текст правил дорожного движения внесены изменения, которые позволяют предъявлять документы на перевозимый груз (транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость) как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Оформление документов на бумаге - это традиционный вариант. Особенности оформления перевозочных документов на бумаге рассмотрены в следующих статьях:

Что касается электронного оформления перевозочных документов, то большая часть перевозчиков до 2022 года с ним не сталкивалась. В этой статье речь пойдет об изменениях, которые внесены в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и рассказывают об особенностях оформления перевозочных документов в электронной форме.

Содержание статьи:

Разновидности информационных систем электронных перевозочных документов

В первую очередь обратимся к пункту 1 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта:

23) информационная система электронных перевозочных документов - информационная система, обеспечивающая обмен электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, а также направление операторами информационных систем электронных перевозочных документов таких документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов;

24) государственная информационная система электронных перевозочных документов - федеральная государственная информационная система, обеспечивающая получение электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, от операторов информационных систем электронных перевозочных документов, обработку, хранение таких документов и сведений, содержащихся в них, представление таких документов и сведений, содержащихся в них, органам государственной власти Российской Федерации, а также выполнение иных функций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Обратите внимание, что подчеркнутые понятия из подпунктов 23 и 24 почти полностью совпадают. Единственное отличие - слово "государственная" в подпункте 24. И такая похожесть вызывает некоторые трудности при самостоятельном изучении нормативного документа. Попытаемся разобраться в различиях этих понятий:

  • Государственная ИС ЭПД (государственная информационная система электронных перевозочных документов) - общая база данных, в которую стекаются данные обо всех перевозочных документах. Перевозчики не могут работать с государственной ИС ЭПД напрямую.
  • ИС ЭПД (информационная система электронных перевозочных документов) - база данных организации-посредника, которая работает с перевозчиками и передает перевозочные документы в государственную ИС ЭПД.

Если говорить более простым языком, то оператор ИС ЭПД - это какая-то организация (юридическое лицо), которая предоставляет всем желающим услуги по оформлению электронных перевозочных документов. Таких организаций на территории страны может быть несколько.

Например, в случае необходимости перевозки груза по электронной транспортной накладной к оператору ИС ЭПД обращаются грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик. Оператор предоставляет им возможность оформления транспортной накладной. Например, через приложение.

И в случае остановки сотрудниками ГИБДД оформленную в приложении электронную транспортную накладную можно предъявить в качестве документа на перевозимый груз.

При этом все участники перевозки (грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик) работают только с ИС ЭПД и не работают с государственной ИС ЭПД.

Передача документов между ИС ЭПД и государственной ИС ЭПД

25) соглашение об электронном документообороте перевозочных документов - соглашение об оказании услуг по направлению электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Такое соглашение является публичным договором и может также предусматривать оказание услуг по формированию электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них;

В подпункте 25 речь как раз и идет о том, что операторы ИС ЭПД в соответствии с соглашением передают информацию о перевозочных документах в государственную информационную систему.

То есть получается, что сначала все участники перевозки взаимодействуют с ИС ЭПД (посредником) и оформляют перевозочные документы, а затем посредник передает эти документы в государственную ИС ЭПД.

Разберемся, для чего же нужна государственная информационная система. Для этого еще раз обратимся к рассмотренному выше подпункту 24. В нем указано, что именно к государственной ИС ЭПД обращаются органы государственной власти Российской Федерации.

Например, к государственной информационной системе электронных перевозочных документов могут обратиться сотрудники ГИБДД или сотрудники ФНС (налоговой инспекции).

Органы государственной власти взаимодействуют только с государственной ИС ЭПД (единой базой данных) и не работают с операторами ИС ЭПД (юридическими лицами).

При изучении нормативных документов сложно понять, почему именно информационные системы решили разделить на две ступени. Если у Вас есть какие-то мысли по этому поводу, напишите их в комментариях к данной статье.

Какая организация может стать оператором ИС ЭПД?

Введение нового понятия "ИС ЭПД" заставляет некоторые организации задуматься над тем, имеет ли смысл пользоваться услугами организаций посредников для оформления электронных перевозочных документов. Возможно, имеет смысл самостоятельно стать оператором?

Чтобы лучше разобраться с данным вопросом обратимся к пункту 4 статьи 18.1 Устава. Именно в ней перечислены обязанности оператора ИС ЭПД:

4. Оператор информационной системы электронных перевозочных документов обязан:

1) являться юридическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) иметь в собственности расположенную на территории Российской Федерации телекоммуникационную инфраструктуру, представляющую собой совокупность информационно-телекоммуникационных сетей и технических устройств (в том числе программно-аппаратных комплексов, предназначенных для обработки и хранения данных, получаемых от участников информационного взаимодействия, и программно-аппаратных средств доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и обеспечивающую круглосуточную обработку электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, а также их передачу в государственную информационную систему электронных перевозочных документов;

3) иметь в собственности аппаратные средства электронной подписи, а также иметь право использования программных средств электронной подписи на законном основании. Указанные средства электронной подписи должны соответствовать требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 8 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи";

4) обладать чистыми активами, стоимость которых составляет не менее трехсот миллионов рублей;

5) обеспечивать соответствие информационной системы электронных перевозочных документов техническим требованиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи;

6) обеспечивать круглосуточную обработку электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них;

7) обеспечивать направление электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов;

8) представлять иную информацию, связанную с обработкой электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, из информационной системы электронных перевозочных документов в государственную информационную систему электронных перевозочных документов по запросу оператора государственной информационной системы электронных перевозочных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

9) осуществлять идентификацию участников информационного взаимодействия с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" либо с использованием сертификата ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи;

10) обеспечивать конфиденциальность электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них. При этом направление таких документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов не признается нарушением конфиденциальности;

11) обеспечивать хранение в неизменном виде электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, в течение пяти лет с даты их получения, за исключением случая, если больший срок хранения не установлен соглашением об электронном документообороте перевозочных документов;

12) осуществлять защиту информации, содержащейся в информационной системе электронных перевозочных документов, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

13) обеспечивать исключение возможности модификации, обезличивания, блокирования, удаления, уничтожения электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, при их обработке;

14) обеспечивать резервирование базы электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, и восстановление из резервных копий такой базы в случае утраты указанных документов и сведений, содержащихся в них;

15) осуществлять уничтожение электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, по истечении пяти лет с даты размещения в государственной информационной системе электронных перевозочных документов, за исключением случая, если больший срок хранения не установлен соглашением об электронном документообороте перевозочных документов;

16) осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в электронных перевозочных документах и используемых для идентификации лиц, участвующих в информационном взаимодействии, в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";

17) осуществлять обмен электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, в том числе в случае, если участники информационного взаимодействия используют при осуществлении информационного взаимодействия информационные системы электронных перевозочных документов операторов иных информационных систем электронных перевозочных документов;

18) обеспечивать заключение и исполнение соглашения об электронном документообороте перевозочных документов.

Обратите внимание, что кроме множества технических требований документ содержит и требование о наличии у организации чистых активов, размер которых составляет не менее 300 000 000 рублей. Так что оператором информационной системы могут стать только довольно крупные организации.

Например, если в собственности организации есть только 10 небольших грузовиков (Газелей), то такая организация не сможет стать оператором ИС ЭПД и ей придется воспользоваться услугами посредника (либо оформлять перевозочные документы в традиционном формате - на бумаге).

Что касается крупных транспортных организаций, то они, в случае необходимости, могут самостоятельно стать операторами информационных систем. А это позволит работать с государственной ИС ЭПД напрямую, без посредников.

В заключение хочу напомнить, что в 2022 году оформление электронных перевозочных документов не является обязательным. И если Вашей организации такие документы не требуются, то нормативные документы не запрещают продолжать использовать традиционный вариант, оформленный на бумаге.

Также предлагаю Вам изучить полный текст обновленного Федерального закона:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 1 апреля 2022
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев