Проверка страховки при пересечении границы РФ с 29 октября 2019 года
Добрый день, уважаемый читатель.
С 29 октября 2019 года вступают в силу изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Первая часть нововведений рассмотрена в предшествующей статье серии. Сегодня будут рассмотрены следующие вопросы:
- Последствия при указании неверных данных при покупке эОСАГО.
- Предоставление сведений о предыдущем договоре страховой компанией.
- Обязательная покупка зеленой карты до пересечения границы РФ.
- Проверка страховки при пересечении границы РФ.
Последствия при указании неверных данных при покупке эОСАГО
В 2025 году автовладелец может приобрести ОСАГО как в офисе страховой компании, так и через интернет (эОСАГО). Во втором случае водитель сам вводит необходимые для расчета стоимости полиса данные и дополняет их документами.
Изменения, которые внесены в статью 15 закона, относятся к ситуации, когда водитель предоставил в страховую неправильные данные и в результате стоимость полиса оказалась меньше:
В случае, если предоставление страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю, предоставившему недостоверные сведения, при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства в размере суммы, неосновательно сбереженной в результате предоставления недостоверных сведений, вне зависимости от наступления страхового случая.
В случае, если при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа в соответствии с правилами обязательного страхования выявлена недостоверность представленных владельцем транспортного средства сведений, возможность уплаты страховой премии владельцу транспортного средства страховщиком на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не предоставляется. Страховщик информирует владельца транспортного средства о необходимости корректировки представленных им при создании заявления о заключении договора обязательного страхования сведений с указанием их недостоверности.
Данное нововведение довольно сильно уменьшило возможные последствия для водителя за предоставление неправильных данных:
- До 29 октября 2019 года к водителю, который ввел на сайте страховой неправильные данные, могло быть предъявлено регрессное требование. То есть в случае ДТП водитель должен был оплатить ущерб пострадавшим из собственного кармана.
- С 29 октября 2019 года схема работы совершенно иная. Если водитель вводит неправильные данные, то сайт страховой должен просто отказать ему в продаже полиса. Никаких дополнительных последствий для водителя быть не должно.
Предоставление сведений о предыдущем договоре страховой компанией
Еще одно нововведение, внесенное в статью 15, затрагивает вопрос предоставления сведений о предшествующем договоре ОСАГО страховой компанией:
10. При прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленном страховом возмещении и о предстоящем страховом возмещении, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховом возмещении и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.
10. Сведения о количестве наступивших страховых случаев по обязательному страхованию, количестве осуществленных страховых возмещений и об их размерах, о заявленных, рассматриваемых, но неурегулированных требованиях потерпевших о страховом возмещении и их размерах, о количестве отказов в страховом возмещении и иные сведения, предусмотренные правилами профессиональной деятельности, установленными в соответствии с подпунктом "с" пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, вносятся страховщиком в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, в течение трех рабочих дней со дня получения страховщиком соответствующей информации или совершения им соответствующих действий.
По письменному требованию лица сведения, относящиеся к нему и указанные в абзаце первом настоящего пункта, предоставляются страховщиком бесплатно в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня поступления такого требования.
В данный пункт внесены следующие изменения:
1. Ранее информация предоставлялась водителю и вносилась в базу РСА только после того, как предыдущий договор ОСАГО закончится. С 29 октября 2019 года информация предоставляется в течение 3-х рабочих дней.
2. Ранее информация в письменной форме предоставлялась водителю при завершении любого договора ОСАГО. С 29 октября информация в письменном виде будет выдаваться только по письменному требованию водителя.
3. Так же, как и ранее, информация должна вноситься в базу данных союза автостраховщиков.
Обязательная покупка зеленой карты до пересечения границы РФ
Еще одно важное нововведение внесено в статью 31 закона:
1. В случае временного использования транспортного средства, зарегистрированного на территории Российской Федерации, на территории иностранного государства, в котором применяются международные системы страхования, владелец такого транспортного средства обязан застраховать риск своей гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории указанного иностранного государства, на срок временного использования транспортного средства, но не менее чем на 15 дней, посредством заключения со страховщиком, включенным в перечень, указанный в пункте 5 настоящей статьи, договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования.
1. В случае временного использования транспортного средства, зарегистрированного в Российской Федерации, на территории иностранного государства, в котором применяются международные системы страхования, владелец такого транспортного средства до пересечения Государственной границы Российской Федерации обязан застраховать риск своей гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории указанного иностранного государства, на срок временного использования транспортного средства, но не менее чем на 15 дней, посредством заключения со страховщиком, включенным в перечень, указанный в пункте 5 настоящей статьи, договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования.
Суть его сводится к тому, что если автовладелец планирует выехать на машине в другую страну, то международную страховку по системе зеленая карта нужно купить до пересечения границы, то есть на территории России.
То есть несмотря на то, что такая страховка будет действовать только за рубежом, купить ее следует заранее. Ранее подобные ограничения не накладывались.
Проверка страховки при пересечении границы РФ
Статья 32 ФЗ "Об ОСАГО":
При пересечении Государственной границы Российской Федерации водитель транспортного средства по требованию сотрудников таможенных органов обязан представить для проверки страховой полис обязательного страхования либо договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования.
В новом абзаце речь идет о том, что при пересечении границы РФ водитель должен предъявить страховой полис (ОСАГО или зеленую карту) таможенникам. Причем речь идет как о пересечении границы при выезде из России, так и при въезде в РФ. Само требование распространяется как на иностранные автомобили, так и на российские.
То есть в данном пункте речь идет о том, что пересечь границу России на не застрахованном автомобиле будет невозможно.
Ну а в заключение предлагаю изучить действующую редакцию закона "Об ОСАГО":
Удачи на дорогах!
ВОПРОС ПО РЕГРЕССУ ЭЛ ПОЛИСА( НЕВЕРНЫЕ ДАННЫЕ)! < НЕ ОЧЕНЬ ПОНЯТНО СТРАХОВАЯ КОМАПНИЯ НЕ ИМЕТ ПРАВО ВСТАВЛЯТЬ РЕГРЕСС ПО ЭЛ ПОЛИСАМ ( ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НЕВЕРНЫХ ДАННЫХ) А ПО БУМАЖНЫМ МОЖЕТ? ПРОСТО В ЗАКОНЕ СТАТЬЯ 14 ПУНКТ 'К" ПРОПИСАНО ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ- "договор обязательного страхования"
Тарас:
Подпункт к, пункта 1, статьи 14 закона "Об ОСАГО" говорит о том, что если водитель предоставил недостоверные сведения, то к нему может быть предъявлено регрессное требование (не зависимо от того, заключен договор на бумажном носителе или на электронном). Речь идет о ситуации, когда автовладелец намеренно предоставил поддельные документы, а страховая не смогла определить, что сведения недостоверные.
Что касается изменения, рассмотренного в этой статье, то оно в первую очередь направлено на исключение такой ситуации: Водитель при вводе данных на сайте страховой допустил какую-то ошибку. Страховая эту ошибку сразу же видит. Однако ранее страховая могла не указывать на ошибку водителю и просто оформить договор с расчетом на то, что в дальнейшем если произойдет страховой случай, деньги можно будет взыскать с самого водителя. Нововведение такую ситуацию исключает.
Удачи на дорогах!