Отмена регрессного требования по ОСАГО за неподачу извещения в страховую

ОСАГО с 1 мая 2019 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях, которые внесены в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" с 1 мая 2019 года.

Сразу же хочу отметить, что в законе №88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечислено довольно много нововведений, затрагивающих закон "Об ОСАГО". Однако они вступают в силу в разное время. В этой статье речь пойдет исключительно об изменениях, вступивших в силу с момента опубликования закона, то есть с 1 мая 2019 года.

Содержание статьи:

Отмена регрессного требования за неподачу документов

Для начала напомню, что такое регрессное требование. Если виновник ДТП имеет действующий полис ОСАГО, то его страховая компания должна в любом случае возместить причиненный ущерб, то есть отремонтировать поврежденный автомобиль пострадавшего. Однако в случае серьезных нарушений виновником ДТП (например, при управлении автомобилем в состоянии опьянения) страховая компания может потребовать, чтобы водитель возместил ей выплаченную сумму. Это и есть регресс.

Если говорить коротко, то регрессное требование - это право страховой компании потребовать возмещения ущерба от водителя, виновного в ДТП.

До 1 мая 2019 года одно из условий, при котором страховая предъявляла регрессное требование, состояло в том, что виновник ДТП вовремя (в течение 5 дней) не подал документы о ДТП в свою страховую компанию. С 1 мая 2019 года это требование исключено из закона "Об ОСАГО":

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
...
ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

Напомню, что данное условие начало действовать с 1 сентября 2014 года. За прошедшие 4 года и 8 месяцев довольно много водителей поплатились за то, что вовремя не подали документы в страховую компанию.

В том числе несколько раз читатели ПДД Мастер обращались с вопросами о том, законно ли страховая требует от них компенсации. Однако требования были законными.

С 1 мая 2019 года закон "Об ОСАГО" изменился и теперь несвоевременная подача документов не будет причиной для того, чтобы взыскать деньги с водителя. Это должно защитить водителей, которые невнимательно относятся к срокам подачи документов.

Запрет на регрессное требование к пострадавшему пешеходу

Рассмотрим еще одно интересное нововведение, которое многие водители не могут понять правильно:

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

Для начала приведу неправильный вариант толкования, которые можно встретить в средствах массовой информации. Если пешеход пострадал в ДТП или погиб, то водитель не может взыскать с него деньги за ремонт автомобиля. Еще раз подчеркиваю, это неправильный вариант.

Правильный вариант заключается в следующем. Если пешеход получил вред жизни или здоровью в ДТП, то страховая компания не может предъявить ему регрессное требование по поводу ремонта автомобиля.

То есть, если после ДТП, в котором виноват пешеход, страховая выплатила водителю деньги на ремонт автомобиля, то она не может взыскать эти деньги с пешехода или его родственников.

Однако данный пункт не запрещает самому водителю, автомобиль которого поврежден, взыскать ущерб с виновника ДТП (с пешехода). Этот вопрос рассмотрен в статье про гражданско-правовую ответственность пешехода.

Еще раз вернемся к новому пункту 5 статьи 14. Давайте попробуем смоделировать ситуацию, к которой можно было бы отнести данный пункт:

Пусть произошло ДТП с участием пешехода и автомобиля. Пешеход получил травмы, а автомобиль - повреждения. При этом водитель, как и положено, застрахован по ОСАГО, а у пешехода никакой страховки нет.

В данном случае водитель не может обратиться в свою страховую компанию (прямое возмещение убытков), т.к. для этого не выполняются условия. Если в ДТП пострадали люди, то прямое возмещение невозможно.

Также водитель не может обратиться и в чужую страховую компанию, т.к. у пешехода нет страховки.

Теоретически водитель может отремонтировать автомобиль по КАСКО, однако в рамках данной статьи мы рассматриваем закон "Об ОСАГО". И КАСКО к этому закону не относится.

То есть получается, что при ДТП, в котором виноват пешеход, страховая ничего не возмещает водителю по ОСАГО. А если она ничего не возмещает, то и права регрессного требования к пешеходу у нее быть не может.

Возникает вопрос, для какой теоретической ситуации введен новый пункт 5 в статью 14? Если у Вас есть какие-то варианты, то обязательно напишите их в комментариях к данной статье (ниже).

Возмещение вреда жизни или здоровью несколькими страховыми

Рассмотрим еще одно нововведение, которое заслуживает внимания:

91. В случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия, страховщики солидарно осуществляют страховую выплату потерпевшему в части возмещения указанного вреда в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящей статьи. В этом случае общий размер страховой выплаты, осуществленной страховщиками, не может превышать размер страховой суммы, предусмотренной подпунктом "а" статьи 7 настоящего Федерального закона.

В данном случае речь идет о дорожно-транспортном происшествии, виновником которого являются несколько водителей и в котором пострадал человек.

Например, один из водителей нарушил правила перестроения, а второй - вез не пристегнутого пассажира. Причиной травм пассажира стали нарушения каждого из водителей.

В такой ситуации вред возмещают обе страховые компании. При этом суммарная выплата не может превышать 500 000 рублей. А доля, которую выплачивает каждая из страховых компаний, пропорциональна степени вины каждого из водителей, определенной судом.

Кроме рассмотренных выше нововведение в закон "Об ОСАГО" внесены еще несколько небольших дополнений, которые не оказывают серьезного влияния на жизнь водителей. При желании Вы можете ознакомиться с полным текстом документа самостоятельно:

Ну а в следующей статье рассмотрены изменения закона "Об ОСАГО", которые действуют с 1 июня 2019 года.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 11 мая 2019
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
8 мая 2019 11:12
Сергей-479

Я считаю, что если в ДТП виновен пешеход и к нему не предусмотрен регресс от страховой это вот такая ситуация: в ДТП участвовали 2 автомобиля и пешеход. Из за действий пешехода (например выбежал на проезжую часть в неположенном месте) произошло ДТП т.е., первый автомобиль при маневре (чтобы не задавить пешехода) въехал во второй автомобиль. ДПСы признают в данном ДТП виновным пешехода и наказывают его согласно КоАП РФ, а на водителя который въехал во второго выносят определение об отказе в возбуждении дела об АПН. Поэтому второй водитель обращается в страховую и ему выплачивают страховое возмещение его автомобилю. И страховая после выплаты не может предъявлять пострадавшему пешеходу сумму в порядке регресса.

8 мая 2019 15:20
Максим

Сергей, спасибо! Действительно, такой вариант возможен.

11 мая 2019 21:55
gvrax

Спасибо, подписан, читаю очень давно через rss - много полезного для себя выношу. Захотел поблагодарить за труды и дело, которое Вы делаете для всех нас! БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

11 мая 2019 22:04
Максим

gvrax, спасибо за Ваш отзыв! Буду рад видеть Вас вновь на страницах pddmaster.ru

Удачи на дорогах!

13 мая 2019 12:00
Алексей968

Максим,спасибо за статью и за оперативное размещение очень важной информации для водителей.

Вопрос,а изменения об отмене регресса за неисполнение обязанности 5 дневный срок направить извещение будут распространяться только на те события которые произошли после 1 мая 2019 или на события которые произошли и до 1 мая 2019?

25 мая 2019 17:52
Petr-2

С 1 мая 2019 года закон "Об ОСАГО" изменился и теперь НЕСВОЕВРЕМЕННАЯ подача документов не будет причиной для того, чтобы взыскать деньги с водителя, а возможно ведь следующая ситуация - не подача документов вообще. В таком случае что говорит (подразумевает) нам Закон?

30 мая 2019 21:41
Максим

Алексей, в нормативных документах речь не идет о том, что новая норма распространяется на старые страховые случаи. То есть по старым случаям страховые могут предъявить регрессное требование за несвоевременную подачу документов.

Удачи на дорогах!

30 мая 2019 21:42
Максим

Petr, такая ситуация не должна быть основанием для регрессного требования к водителю.

Однако нужно помнить и еще об одной причине регрессного требования:

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев