Правила установки камер фиксации нарушений с 1 сентября 2024 года

Правила установки камер фиксации нарушений

Добрый день, уважаемый читатель.

Камеры для автоматической фиксации нарушений требований правил дорожного движения используются на российских дорогах довольно давно, уже в течение нескольких десятков лет.

Однако до сих пор требования к установке таких камер не были зафиксированы в федеральных законах.

В данной статье речь пойдет об изменениях, которые будут внесены в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 сентября 2024 года.

Эти изменения довольно подробно описывают правила, в соответствии с которыми должны устанавливаться камеры для фиксации нарушений водителей.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2024.05.15 Федеральный закон от 29.05.2023 N 197-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 29 мая 2023 года.

Документ вступает в силу 1 сентября 2024 года.

Карта камер фиксации нарушений на официальном сайте ГИБДД

Большая часть изменений, связанных с особенностями применения камер автоматической фиксации нарушений ПДД, содержится в новой статье 22.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах". Далее в тексте данной статьи будут приводиться пункты именно из статьи 22.1 Федерального закона.

12. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации передает информацию о местах установки стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации и (или) маршрутах движения транспортных средств с размещенными на них мобильными средствами фиксации с указанием географических координат мест установки и маршрутов движения и контролируемых ими условиях и режимах движения с указанием видов фиксируемых нарушений правил дорожного движения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации. Информация, указанная в настоящей части, должна быть общедоступной и размещаться на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Новая часть 12 говорит о том, что информация о расположении камер автоматической фиксации нарушений должна размещаться на официальном сайте ГИБДД.

Причем речь идет и о стационарных камерах (размещаемых на столбах), и о передвижных камерах (размещаемых на обочинах), и о мобильных камерах (размещаемых в автомобилях ГИБДД и работающих во время движения).

Что касается информации, которая должна публиковаться на сайте ГИБДД, то она должна содержать как место размещения камеры, так и перечень нарушений, которые данная камера может зафиксировать.

В каких местах могут размещаться камеры автоматической фиксации нарушений?

Рассмотрим подпункт 1 новой части 14 статьи 22.1:

1) стационарные средства фиксации, передвижные средства фиксации устанавливаются только:

а) на дорогах с выделенной полосой для движения маршрутных транспортных средств в целях контроля за соблюдением правил дорожного движения на такой полосе;
б) на аварийно-опасных участках дорог;
в) на пересечении дорог, где в течение отчетного года произошло четыре и более дорожно-транспортных происшествия с материальным ущербом одного вида, или произошло два дорожно-транспортных происшествия одного вида, или четыре дорожно-транспортных происшествия независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди;
г) на автоматических пунктах весового и габаритного контроля;
д) в местах производства работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту дорог, а также других работ, требующих введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дороге;
е) на пешеходных переходах;
ж) в местах, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств;
з) на перекрестках;
и) в местах, определяемых при осуществлении контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения;

В приведенном выше подпункте нужно обратить внимание на слово "только", которое говорит о том, что в местах, не перечисленных в данном подпункте, камеры устанавливаться не могут.

Что касается мест установки камер, то их можно разделить на несколько групп.

Группа I. По дорожным объектам:

Группа II. По аварийности:

  • на аварийно-опасных участках дорог (где произошло 3 ДТП одного вида или 5 ДТП разных видов);
  • на пересечениях дорог, где произошло несколько ДТП (4 ДТП одного вида без пострадавших, 2 ДТП одного вида с пострадавшими или 4 ДТП разных видов с пострадавшими);
  • в местах, определяемых в ходе контроля в области БДД.

Из приведенных выше пунктов можно сделать следующие выводы:

Во-первых, сам по себе приведенный перечень мест охватывает большую часть улиц и дорог, где обычно устанавливаются камеры. А, во-вторых, абсолютно любое место может использоваться для установки комплекса фиксации нарушений, если такое место будет определено сотрудниками ГИБДД в ходе контроля (надзора) в области БДД.

Еще одно важное нововведение, которое для многих водителей может оказаться неожиданным. Речь идет о подпункте "д", который прямо разрешает установку камер в местах, где установлены временные ограничения.

Например, в местах проведения дорожных работ, где установлены временные ограничения скорости.

На практике некоторые водители считают, что в местах установки временных дорожных знаков автоматическая фиксация нарушений запрещена. Однако это не так.

На каком расстоянии от знака должны устанавливаться камеры?

Следующее важное нововведение связано с расстоянием, на котором должны устанавливаться камеры от соответствующих знаков:

2) места установки стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации должны располагаться таким образом, чтобы зона контроля таких стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации начиналась на расстоянии не менее 150 - 300 метров от дорожного знака, обозначающего место установки таких стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации;

3) места установки стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации, обеспечивающих контроль за соблюдением правил дорожного движения в границах населенного пункта, должны располагаться таким образом, чтобы зона контроля таких стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации начиналась на расстоянии не менее 100 метров от дорожного знака, обозначающего начало населенного пункта;

Рассмотрим нововведения по порядку:

1. Расстояние должно составлять:

  • не мене 100 метров в населенных пунктах;
  • не менее 150 метров вне населенных пунктов.

2. Расстояние измеряется не до самой камеры, а до начала зоны ее действия. То есть, сама камера может быть установлена в том числе и на меньшем расстоянии. Главное - чтобы она фиксировала нарушения не ранее чем через 100 (или 150) метров.

3. Расстояния считаются не от знаков, которые вводят те или иные ограничения, а от знака 6.22 "Фотовидеофиксация":

Знак 6.22 Фотовидеофиксация

И именно с этим связаны некоторые особенности установки камер, которые будут рассмотрены на примерах.

Пример 1. Автомобиль едет вне населенного пункта и ему встречается следующая комбинация дорожных знаков:

Знак 3.24 Ограничение максимальной скорости
Знак 6.22 Фотовидеофиксация

В этом случае у водителя есть как минимум 150 метров после знака, чтобы успеть сбросить скорость до разрешенного значения.

Пример 2. Автомобиль едет вне населенного пункта и подъезжает к населенному пункту. Ему встречается следующая комбинация дорожных знаков:

Знак 5.23.1 Начало населенного пункта
Знак 6.22 Фотовидеофиксация

В этом случае у водителя есть как минимум 100 метров после знака, чтобы успеть сбросить скорость до разрешенного значения 60 км/ч.

Пример 3. Автомобиль едет в населенном пункте и ему встречается следующий дорожный знак:

Знак 3.24 Ограничение максимальной скорости

Напомню, что в населенном пункте знак "Фотовидеофиксация" устанавливается только на въезде в населенный пункт. Фактически знак "Фотовидеофиксация" был установлен ранее и 100 метров с места его установки давно прошли.

Это означает, что зона действия камер фотовидеофиксации может начинаться сразу же после знака ограничения скорости и это не будет нарушением. То есть, никакое дополнительное расстояние на снижение скорости водителю не предоставляется.

На какой срок устанавливаются камеры?

5) передвижные средства фиксации устанавливаются на период до прекращения обстоятельств, послуживших причиной для их использования;

В данном подпункте речь идет о том, что комплексы автоматической фиксации устанавливаются до того момента, пока не прекратятся обстоятельства, послужившие причиной для их установки.

Например, если после установки камеры аварийность на участке дороги снизилась, то использование камеры на этом участке должно быть прекращено.

При этом важно понимать, что данное требование относится только к передвижным комплексам, которые устанавливаются на обочинах. Стационарные комплексы фиксации нарушений в аналогичных случаях не демонтируются.

Особенности установки нескольких камер на одном участке дороги

6) зоны контроля различных стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации и (или) мобильных средств фиксации при фиксации одних и тех же видов нарушений правил дорожного движения не должны иметь общие контролируемые участки;

Суть данного пункта сводится к следующему. Камеры должны устанавливаться так, чтобы они не могли зафиксировать одно и то же нарушение в одном и том же месте. То есть зоны действия камер по одному нарушению пересекаться не могут.

При этом не запрещается, чтобы разные камеры фиксировали разные нарушения в одном и том же месте.

Также не запрещается, чтобы разные камеры фиксировали одно и то же нарушение на соседних участках дороги.

Правила установки камер на железнодорожных переездах

16. Действие положений настоящей статьи не распространяется на работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил проезда через железнодорожные переезды, за исключением положений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 части 9 настоящей статьи.

Часть 16 говорит о том, что на железнодорожных переездах камеры устанавливаются без учета рассмотренных ранее ограничений.

Что будет, если камера установлена с нарушениями?

19. Фиксация нарушений правил дорожного движения стационарными средствами фиксации, передвижными средствами фиксации или мобильными средствами фиксации, не соответствующими требованиям, установленным настоящей статьей и Правительством Российской Федерации, и передача полученной с их помощью информации в уполномоченные органы государственного контроля (надзора) и территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации не допускаются, а в случае, если указанная фиксация произошла, полученная с помощью таких стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации или мобильных средств фиксации информация не допускается для использования в целях привлечения к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.

Новая часть 19 говорит о том, что информация от камер, установленных с нарушениями, не должна передаваться в ГИБДД. А если такая информация все таки передана, она не должна использоваться для наложения штрафов на водители.

При этом у водителей возникает резонный вопрос. А что делать, если штраф все таки будет наложен? В этом случае все довольно просто. Штраф, зафиксированный камерой, установленной с нарушениями, можно будет обжаловать:

Могут ли использоваться камеры, установленные до 1 сентября 2024 года?

Рассмотрим часть 12 статьи 62 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности":

12. Работающие в автоматическом режиме стационарные специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, передвижные специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, мобильные специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения (далее в настоящей статье - стационарные, передвижные или мобильные средства фиксации), решение об использовании которых на автомобильных дорогах и улично-дорожной сети (далее в настоящей статье - дорога) было принято до дня вступления в силу статьи 22.1 настоящего Федерального закона, могут использоваться на дорогах для фиксации нарушений правил дорожного движения при условии соблюдения в отношении их требований, установленных статьей 22.1 настоящего Федерального закона и Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 22.1 настоящего Федерального закона.

Данный пункт говорит о том, что установленные ранее камеры могут использоваться после 1 сентября 2024 года только в том случае, если они полностью отвечают новым требованиям.

Примечание. Рассматриваемый в данной статье Федеральный закон был опубликован в мае 2023 года, то есть законодатели оставили более года на приведение имеющихся камер к новым требованиям законодательства.

Таким образом, все камеры, которые будут работать после 1 сентября 2024 года, будут отвечать требованиям, рассмотренным в рамках данной статьи.

А эксплуатация камер, не отвечающих новым требованиям, будет прекращена.

В заключение хочу отметить, что в данной статье рассмотрены только нововведения, представляющие для водителей наибольший интерес. Кроме них в Федеральный закон с 1 сентября 2024 года будут внесены еще несколько дополнений, ознакомиться с которыми Вы можете при изучении полного текста обновленного закона:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 15 мая 2024
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев