Решение споров по ОСАГО через финансового уполномоченного с 1 июня 2019 года

Финансовый уполномоченный

Добрый день, уважаемый читатель.

Начиная с 1 июня 2019 года начинает действовать новая редакция Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", в которой вводятся новые правила разрешения споров между водителями и страховыми компаниями.

Суть нововведения состоит в том, что если пострадавшему и страховщику не удалось договориться, то водитель должен в первую очередь обратиться к финансовому уполномоченному. И только в том случае, если решение уполномоченного не устраивает водителя, он может подать иск в суд.

В этой статье рассмотрены вопросы взаимодействия водителя и финансового уполномоченного:

Нормативный правовой документ, который регламентирует деятельность финансового уполномоченного (омбудсмена) - это Федеральный закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".

Данный закон действует с 3 сентября 2018 года, однако некоторые его положения вступают в силу позже. Нас в данном случае интересуют страховые компании по ОСАГО, которые должны взаимодействовать с финансовым омбудсменом с 1 июня 2019 года.

Кто такой финансовый уполномоченный?

Разберемся с тем, кто такие финансовые омбудсмены. Для этого рассмотрим пункт 6 статьи 2 закона "О финансовом уполномоченном":

6. В качестве финансового уполномоченного выступают:

1) главный финансовый уполномоченный;

2) финансовые уполномоченные в сферах финансовых услуг.

Из этого пункта можно сделать вывод, что количество финансовых омбудсменов невелико: один - главный и еще несколько - уполномоченные по сферам.

Нас интересует рассмотрение споров по ОСАГО и к этой сфере относится финансовый уполномоченный в сфере страхования.

Обратите внимание, финансовых уполномоченных всего несколько (на момент написания статьи - всего 2 человека) на всю страну.

Именно они будут решать досудебные споры между страховыми компаниями и водителями. Не исключено, что впоследствии количество уполномоченных будет увеличено, т.к. в сфере автострахования споров довольно много. По крайней мере закон позволяет назначить несколько финуполномоченных в одной сфере (статья 4):

3. Совет директоров Банка России вправе назначить нескольких финансовых уполномоченных, рассматривающих обращения в одной сфере финансовых услуг.

Какие споры решает финансовый омбудсмен?

Разберемся, какие споры должен решать финансовый омбудсмен. Для этого рассмотрим статью 15 федерального закона:

1. Финансовый уполномоченный рассматривает обращения (за исключением обращений, указанных в статье 19 настоящего Федерального закона) в отношении финансовых организаций, включенных в реестр, указанный в статье 29 настоящего Федерального закона (в отношении финансовых услуг, предусмотренных данным реестром), или перечень, указанный в статье 30 настоящего Федерального закона, если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей, либо если требования потребителя финансовых услуг вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", либо если требования потребителя финансовых услуг имущественного характера связаны с заключением, исполнением или прекращением пенсионного договора и (или) договора об обязательном пенсионном страховании либо относятся к требованиям, указанным в части 11 настоящей статьи, и если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

Итак, уполномоченный рассматривает спор в том случае, если одновременно выполняются следующие условия:

  1. Страховая компания включена в специальный реестр, который доступен на сайте финуполномоченного.
  2. Спор связан со страхованием ОСАГО.
  3. Прошло менее 3-х лет с того момента, как у водителя возникли претензии к страховой (например, после выплаты не в полном объеме).

Примечание. К финансовому уполномоченному в том числе могут обратиться водители, у которых спорная ситуация возникла до 1 июня 2019 года.

Каким образом подать обращение финуполномоченному?

Закон предусматривает 2 варианта направления обращения:

  • лично;
  • в электронном виде (через сайт финомбудсмена или через портал Госуслуг).

Примечание. Поскольку количество уполномоченных в России невелико, вряд ли многие смогут обратиться к ним лично (для этого нужно ехать в Москву). Поэтому вариант с подачей обращения в электронном виде оказывается предпочтительным.

Порядок разрешения спора омбудсменом

Порядок взаимодействия водителя с финансовым уполномоченным выглядит так:

1. Водитель направляет в страховую компанию, с которой возник спор, заявление по поводу спорной ситуации. Документ можно направить в электронном виде.

2. Водитель дожидается ответа от страховой компании. Если ответ не получен в течение 30 дней, то можно переходить к следующему шагу.

3. Водитель направляет обращение финансовому уполномоченному. К обращению нужно приложить отказ страховой компании (из шага 2). Если ответ от страховой не получен, то это также следует указать в обращении.

4. В течение 3 рабочих дней водитель должен получить уведомление о том, что обращение принято к рассмотрению.

5. В течение 15 дней с момента передачи обращения омбудсмену это обращение должно быть рассмотрено. За это время уполномоченный уведомляет страховую компанию о споре и запрашивает у нее дополнительные документы.

Законодательство позволяет рассмотреть обращение заочно, то есть без участия водителя и представителя страховой компании.

Однако возможно и очное рассмотрение дела, в том числе с использованием видео-конференц-связи.

6. В течении 1 рабочего дня решение уполномоченного направляется водителю и страховой компании в электронном виде.

7. Решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после его подписания омбудсменом.

При этом в самом решении указывается срок, в течение которого страховая компания должна его исполнить. Этот срок составляет 10 - 30 дней.

8. Если страховая компания отказывается от исполнения решения (не делает выплату) в течение указанного срока, то водитель может еще раз обратиться к финансовому уполномоченному для получения удостоверения, являющегося исполнительным документом.

С указанным удостоверением водитель обращается к судебным приставам, которые принудительно взыскивают деньги со страховой.

На первый взгляд последовательность кажется довольно сложной, однако на самом деле все сводится к следующему:

  1. Водитель подает заявление в страховую в электронном виде.
  2. Водитель подает заявление финуполномоченному в электронном виде.

То есть все, что нужно сделать, - это оформить 2 заявления в электронном виде и дождаться результатов рассмотрения спора.

Как составить обращение?

Статья 17 закона "О финансовом уполномоченном" содержит список информации, которую нужно включить в обращение к омбудсмену:

1. Обращение составляется на русском языке, направляется в письменной или электронной форме и включает в себя:

1) фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии), дату и место рождения, место жительства потребителя финансовых услуг;

2) почтовый адрес и иные контактные данные потребителя финансовых услуг (номер телефона, адрес электронной почты - при наличии), а в случае, если обращение направляется в электронной форме, - адрес электронной почты;

3) наименование, место нахождения и адрес финансовой организации;

4) сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также номере договора и дате его заключения (при наличии);

5) сведения о направлении заявления потребителя финансовых услуг о восстановлении нарушенного права в финансовую организацию, наличии ее ответа, а также об использованных сторонами до направления обращения финансовому уполномоченному способах разрешения спора;

6) копию платежного документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращений третьих лиц (в случае направления обращений лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации);

7) дату направления обращения;

8) информацию о заключении потребителем финансовых услуг с финансовой организацией соглашения в соответствии с частью 22 статьи 16 настоящего Федерального закона с его приложением (при наличии) к обращению в случае, если направляемое обращение предусмотрено частью 11 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Кто оплачивает работу уполномоченного?

6. Принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации. В последнем случае рассмотрение обращения финансовым уполномоченным осуществляется за плату в размере, установленном Советом Службы.

Если водитель самостоятельно подает обращение финансовому уполномоченному, то для него эта процедура бесплатна.

Однако если водитель передал право требования возмещения специальной организации, то для такой организации обращение является платным.

Кроме того, за работу уполномоченного платят и страховые компании. Причем размер взноса каждой страховой зависит от того, сколько жалоб на эту страховую поступило. Чем больше жалоб - тем крупнее взнос. Так что страховые компании должны быть заинтересованы в том, чтобы решать вопросы с водителями самостоятельно.

Обращение в суд после финуполномоченного

Если водитель не согласен с решением финансового уполномоченного либо просто не получил решение в установленные законом сроки, то он может обратиться в суд:

1. Потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в случае:

1) непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению по истечении предусмотренного частью 8 статьи 20 настоящего Федерального закона срока рассмотрения обращения и принятия по нему решения;

2) прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона;

3) несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного.

При этом в суд следует предоставить доказательства того, что водитель обращался к омбудсмену:

4. В качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора потребитель финансовых услуг представляет в суд хотя бы один из следующих документов:

1) решение финансового уполномоченного;

2) соглашение в случае, если финансовая организация не исполняет его условия;

3) уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению, предусмотренное частью 4 статьи 18 настоящего Федерального закона.

Подводя итоги данной статьи нужно отметить, что урегулирование споров через финансового уполномоченного может упростить жизнь многим водителям. Начиная с 1 июня 2019 года для получения возмещения достаточно лишь оформить 2 обращения (в страховую и к уполномоченному) и дождаться результатов. Если же нужное решение не будет принято, то всегда остается возможность обратиться в суд.

Также хочу напомнить, что финансовый уполномоченный будет решать вопросы не только по ОСАГО, но и другие споры.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 8 января 2024
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев