Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2019 года

Тахографы для физических лиц

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о нововведениях, которые с 1 ноября 2019 года вносятся в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения".

Самое серьезное изменение - это обязательная установка тахографов на автобусы и грузовики категории С, принадлежащие физическим лицам.

Напомню, что тахограф - это специальный прибор, необходимый для того, чтобы контролировать соблюдение установленного законодательством режима труда и отдыха водителями.

В этой статье будут рассмотрены следующие вопросы:

Новое понятие тахограф

В первую очередь следует сказать о том, что понятие тахограф в законе расширено, а также перенесено в статью 2 документа:

  • оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы).

тахограф - техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.

В целом ничего принципиально нового пункт не содержит. Понятие вынесено в него лишь потому, что теперь оно встречается в тексте закона несколько раз (в пунктах для юридически лиц и для физических лиц).

Обязательная установка тахографов на автомобили физических лиц

Рассмотрим пункт 3 статьи 20 закона "О БДД":

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:

  • обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

В первую очередь нужно отметить, что данный пункт распространяется только на:

  • грузовики категории С (разрешенная максимальная больше 3,5 тонн);
  • все автобусы категории D (не зависимо от количества мест и массы).

На указанные транспортные средства с 1 ноября 2019 года следует установить тахографы.

Еще раз обратите внимание, что не имеет значения, для чего используется грузовик или автобус.

Например, если водитель перевозит на автобусе собственную большую семью, то есть использует его в личных целях, ему все равно нужен тахограф.

Также обратите внимание, что не имеет значения фактическое число мест и число пассажиров в автобусе:

Например, даже если водитель всегда ездит в автобусе в одиночку, то ему нужен тахограф.

Другой пример. Водитель использует Газель категории D в качестве фургона, то есть он снял из автобуса все места, кроме водительского. Однако по документам автомобиль остается автобусом, поэтому при управлении им нужен тахограф.

Что касается последнего примера, то в описанной ситуации существует возможность не устанавливать тахограф. Однако для этого необходимо изменить категорию автобуса с D на В.

Соблюдение режима труда и отдыха физическими лицами

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:

  • соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации;

Итак, кроме установки тахографа, водитель автобуса или грузовика должен соблюдать нормы времени управления и отдыха.

Однако, обратите внимание, что формулировка этого пункта серьезно отличается от формулировки для автомобилей юридических лиц и ИП:

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

Итак, пункт для юридических лиц и ИП ссылается на все законодательство РФ, то есть соблюдать нужно требования абсолютно всех нормативных документов, связанных с режимом труда и отдыха водителей.

А для физических лиц пункт ссылается на единственный документ - правила дорожного движения.

Причем единственный пункт ПДД, в котором рассматривается режим управления транспортным средством, это пункт 2.7:

2.7. Водителю запрещается:

  • управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации;

Однако в этом пункте никакой конкретной информации по режиму труда и отдыха водителей нет. Кроме того, не существует и дополнительных документов, которые бы регламентировали режим управления автобусами и грузовиками физических лиц.

Примечание. В настоящее время существует проект изменений в правила дорожного движения (№ 02/07/02-19/00088690), который должен внести в ПДД информацию об ограничениях по максимальному времени управления автобусами и грузовиками.

Однако на момент публикации данной статьи (7 октября 2019 года) документ направлен на серьезную доработку. Возможно, его успеют принять до 1 ноября 2019 года, а возможно и нет.

В рамках данной статьи будем исходить из того, что документа, регламентирующего время управления, для физических лиц пока что не существует. Как только документ появится, данная статья будет дополнена.

Так вот, если документа нет, то получается, что водитель должен установить на свою машину тахограф, однако установка эта не имеет смысла, т.к. нормы для соблюдения пока что не утверждены.

В качестве дополнительной информации предлагаю Вам изучить нормативы для коммерческих водителей (к физическим лицам они не относятся):

Соблюдение правил обеспечения безопасности перевозок

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:

  • соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Третье нововведение, которое относится к грузовикам и автобусам физических лиц, - это соблюдение правил обеспечения безопасности перевозок. Попробуем разобраться, что это за правила и какие требования они предъявляют.

Для этого обратимся к приказу Министерства транспорта РФ №7 от 15 января 2014 года. Именно в этом документе приводятся "правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".

Однако, если обратиться непосредственно к тексту этих правил, то становится понятно, что к физическим лицам они отношения не имеют:

2. Настоящие Правила определяют основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - субъекты транспортной деятельности).

Судя по всему, данные правила должны быть обновлены с учетом новых требований к физическим лицам. Однако пока этого не произошло.

В принципе, до начала ноября время у законодателей еще есть, так что вполне возможно, что документ будет дополнен. При текущей же ситуации получается, что в законе "О БДД" требование о соблюдении правил обеспечения безопасности перевозок скоро появится, а соблюдать при этом будет нечего.

Штрафы для физических лиц за отсутствие тахографа

В заключение рассмотрим возможные штрафы, которые могут быть наложены за рассмотренные выше нововведения в законодательство:

  • 3 000 - 5 000 рублей - за отсутствие тахографа (часть 1 статьи 11.23 КоАП).
  • 1 500 - 2 000 рублей - за нарушение режима управления автомобилем (часть 3 статьи 11.23 КоАП).

Еще раз обращаю внимание, что штраф за отсутствие тахографа может быть наложен начиная с 1 ноября 2019 года, а штраф за нарушение режима управления - нет (т.к. сам режим законодательством не установлен). То есть получается, что тахограф нужно установить, однако работать он будет "вхолостую".

В заключение предлагаю Вам ознакомиться с обновленным текстом закона "О безопасности дорожного движения":

Также хочу отметить, что стоимость тахографа с установкой в 2019 году составляет в среднем 30 000 рублей. Этот факт может привести к тому, что владельцы некоторых старых грузовиков и автобусов не будут заниматься установкой тахографов, а просто выставят их на продажу.

Так вот, при покупке подобных транспортных средств обязательно учитывайте, что кроме всего прочего придется потратить около 30 000 рублей на установку тахографа. С учетом этого покупка транспортного средства может оказаться не выгодной. Так что будьте внимательны!

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Последнее обновление: 15 октября 2019
12 октября 2019 17:34
Рифат

Добрый день.

Другой пример. Водитель использует Газель категории Е в качестве фургона, то есть он снял из автобуса все места, кроме водительского.,

Может быть категории D?

15 октября 2019 18:23
Максим

Рифат, здравствуйте.

Спасибо за замечание! Вы правы, газель относится к категории D. Соответствующие изменения внесены в статью.

Удачи на дорогах!

24 октября 2019 08:48
Дмитрий-544

Не понятно, на автокран ,нужен или нет тахограф с 1 ноября 2019

24 октября 2019 19:10
Рифат

Добрый вечер.

Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов - приказ министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", приложение №2 "Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами".

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы:

...

Автокраны;

...

Подробнее здесь:

6 ноября 2019 17:07
Дамир-8

Здравствуйте! Использую в личных целях грузовой фургон ГАЗ 33104 Валдай, теперь его можно на чермет сдавать? А если его переоборудовать под скотовозку, тоже нужно тахограф ставить?

7 ноября 2019 23:18
Елис

Доброго времени, подскажите пожалуйста, использую камаз самосвал 1989 года, в подсобном хозяйстве и для перевозки пчёл летом, машина по пол года стоит в сезон немного проезжает, нужро ли мне устанавливать тахороф?

8 ноября 2019 09:46
Медуза 555

Добрый день .У меня вопрос. А должны ли физ лица выгружать карту водителя . И как это сделать?

8 ноября 2019 13:10
Медуза 555

Ведь карту нужно выгружать каждые 28 дней

8 ноября 2019 15:06
Максим

Дамир, здравствуйте.

Если в документах на автомобиль будет указано, что он является скотовозом, то тахограф на него не потребуется.

Однако хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что переоборудование и его узаконивание могут оказаться более дорогостоящими и трудоемкими, чем установка тахографа. Как внести изменения в конструкцию автомобиля?

Удачи на дорогах!

8 ноября 2019 15:11
Максим

Елис, категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами:

Тахографами оснащаются ... за исключением: ...

транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" не уплачивается;

У Вас грузовой автомобиль (категория N), он старше 30 лет. Если Вы не занимаетесь коммерческими перевозками и автомобиль сохранен в оригинальном состоянии, то тахограф на него не требуется.

Удачи на дорогах!

8 ноября 2019 15:12
Максим

Медуза 555, здравствуйте.

Укажите, в каком именно документе написано, что "карту нужно выгружать каждые 28 дней".

8 ноября 2019 16:00
Медуза 555

Это написано в правилах использования карт водителя.Если ее не выгружать показания будут накладывается одни на другие и искажается.. Чтобы ее выгрузить нужна карта предприятия и ещё какая а приблуда и комп и специальная программа

Все организации и ИП должны хранить эти выгрузки в течение 3 лет и по требованию надзорных органов предоставлять эту информацию. Либо платить штрафы.

Приказ Минтранса РФ номер 36. От. 13.02.2013 г

Память карты ограничена . Рассчитана на 28-30 дней дальше без выгрузки тахографу будет некуда записывать информацию.Он начнет давать сбои . И вообще за это предусмотрен штраф

10 ноября 2019 23:31
Рифат

Добрый день .У меня вопрос. А должны ли физ лица выгружать карту водителя . И как это сделать?

Добрый вечер. Да, должны. Я предполагаю что в инструкции по использованию тахографов (точно утверждать не могу) есть пункт указывающий на это.

Как это сделать? Обратится к изготовителю тахографа, либо почитать просторы интернета.

Но вот законодательная база: "Приказ Минтранса России от 13.02.2013 N 36 (ред. от 30.01.2018)" предъявляет данные требования только к транспортным предприятиям.

13. Транспортные предприятия:

5) выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней;

6) хранят данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных предприятия в течение одного года и обеспечивать их доступность для проверки;

С другой стороны:

10. Водителям запрещается:

6) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа.

Если данный пункт подвести под "умышленное уничтожение данных на карте водителя" путем не выгрузки информации по истечении 28 дней, то...

Помимо карты водителя есть еще сроки ограничения использования: Выгрузка данных из памяти тахографа должна производиться не реже одного раза в 365 дней. Срок действия квалифицированных сертификатов карт предприятия не превышает трех лет. Соответственно до истечения срока действия карты необходимо позаботится о получении новой карты. Блок СКЗИ необходимо менять каждые 2 года.

11 ноября 2019 08:37
Медуза 555

Тоесть каждые 28 дней нужно приезжать к изготовителю тахографа и выгружать карту у него.Процедура эта платная .

11 ноября 2019 16:29
Евгений-310

Доброго времени суток, подскажите пожалуйста:машине более 30 лет используется только для личных грузоперевозок, страховая компания отказывается страховать автомобиль ссылаясь на нововведения с 1 ноября 2019 и требует приобретения тахографа. Законно ли это? Дайте пожалуйста ссылку на закон. Спасибо!

11 ноября 2019 20:10
Ринат-16

Здравствуйте, скажите пожалуйста, у меня личный грузовой Зил ММЗ самосвал,1987 г.выпуска, использую его только в личных целях, для хозяйственных нужд, езжу очень редко, коммерцией не занимаюсь, не ИП, скажите мне тоже нужно ставить тахограф.

Спасибо за ранее.

11 ноября 2019 22:04
Рифат

Добрый вечер. Нет, не нужно так как Вашему авто более 30 лет и он попадает в список исключений.

12 ноября 2019 13:15
Дамир-8

Если в документах на автомобиль будет указано, что он является скотовозом, то тахограф на него не потребуется.

Однако хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что переоборудование и его узаконивание могут оказаться более дорогостоящими и трудоемкими, чем установка тахографа.

Экспертиза стоит 14000 т руб + переоформление 10000 т руб + госпошлина ГИБДД

12 ноября 2019 14:30
Рифат

Дамир 8

Добрый день. В ГИБДД согласны на перерегистрацию?

14 ноября 2019 13:05
Максим

Евгений, здравствуйте.

1. Страховая компания не должна проверять наличие тахографа, это не в ее компетенции. Если у автомобиля пройден техосмотр, то ОСАГО Вам должны продать.

2. На Ваш автомобиль (если он сохранен в оригинальном состоянии) тахограф не требуется:

за исключением:

транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" не уплачивается;

Удачи на дорогах!

14 ноября 2019 13:07
Максим

Ринат, здравствуйте.

Если автомобиль сохранен в оригинальном состоянии, то тахограф не требуется.

Удачи на дорогах!

19 ноября 2019 16:28
Денис-202

Добрый день! Купил машину в сентябре, была фургон. Сразу отдал на переоборудование в вакуумную машину. Первые документы сделал в октябре. Дошло дело сейчас до диагностической карты - не делают, говорят "ставь тахограф, а как сделаешь документы на вакуумку можешь не использовать, т.к. на них не надо". Неужели тратить 45 т.р. просто так?

19 ноября 2019 22:40
Максим

Денис, здравствуйте.

Техосмотр Вы должны пройти уже после переоборудования автомобиля. Порядок процедур описан в этой статье.

Если автомобиль после переоборудования относится к автомобилям для обслуживания коммунального хозяйства, то тахограф на него устанавливаться не должен. То есть и проверять тахограф на техосмотре не должны.

Попробуйте обратиться к другому оператору технического осмотра и получше разъясните ему ситуацию.

Удачи на дорогах!

25 ноября 2019 20:38
Роман-209

Здравствуйте, подскажите на манипуляторы нужно ставить тахограф с 1 ноября 2019 или всё-таки нет?

26 ноября 2019 21:08
Рифат

Добрый вечер. Если Ваш автомобиль попадает в список исключений (кому не надо устанавливать тахограф) по каким либо другим показателям, (манипулятор отсутствует в списке), то не надо.

29 ноября 2019 15:49
Максим

Роман, в 2019 году манипуляторы не входят в список исключений (они удалены из списка несколько лет назад), то есть тахограф следует установить.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев