Правила встречного разъезда

Встречный разъезд

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье рассмотрены правила встречного разъезда транспортных средств.

В автошколах изучению данного маневра уделяется не очень много внимания, поэтому водители не всегда умеют правильно его выполнять.

На самом деле, ничего сложного, в выполнении встречного разъезда нет. Нужно лишь знать несколько достаточно простых правил.

Содержание статьи:

Что такое встречный разъезд?

Необходимость встречного разъезда возникает в том случае, если дорога по тем или иным причинам не позволяет одновременно проехать в разных (встречных) направлениях.

На практике правила встречного разъезда могут понадобиться, например, в следующих случаях:

  • Проведение дорожных работ на половине дороги.
  • ДТП, при котором перекрыта часть дороги.
  • Припаркованные у краев проезжей части автомобили.
  • Узкая проезжая часть, где не умещаются 2 машины (например, при въезде во двор).

Естественно, в зимнее время вероятность попасть на узкую дорогу выше, чем в летнее, т.к. не вывезенный с улиц снег может занимать значительную часть проезжей части. Если добавить к сугробам припаркованные с двух сторон автомобили, то дорога превращается в однополосную.

Правила встречного разъезда

Правила встречного разъезда приведены в разделе 11 ПДД "Обгон, опережение, встречный разъезд". Пункт 11.7 правил гласит:

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

В этом пункте приведены 2 правила, регламентирующие разъезд при наличии препятствия.

На уклонах

Встречный разъезд на подъеме

Обратите внимание, в пункте 11.7 речь идет не о любых уклонах, а лишь о тех, которые обозначены соответствующими предупреждающими знаками:

Знак 1.13 Крутой спускЗнак 1.14 Крутой подъем

При этом уступить дорогу должен водитель автомобиля, движущегося на спуск. И не имеет значения, на какой стороне дороги образовалось препятствие.

На рисунке выше синий автомобиль уступает дорогу встречным машинам, которые едут на подъем.

В остальных случаях

Встречный разъезд на равнине

Что касается иных дорожных ситуаций (когда отсутствуют знаки "крутой спуск" и крутой подъем), то дорогу должен уступить водитель автомобиля, на стороне которого возникло препятствие.

На рисунке выше водитель белого автомобиля уступает дорогу встречным транспортным средствам.

При наличии знаков

На узких участках дорог могут устанавливаться специальные знаки, определяющие порядок проезда транспортных средств:

Знак 2.6 Преимущество встречного движенияЗнак 2.6 в красном круге говорит о том, что нужно уступить дорогу встречным автомобилям.
Знак 2.7 Преимущество перед встречным движениемЗнак 2.7 в синем квадрате говорит о том, что водитель имеет преимущественное право проезда.

Встречный разъезд при наличии знаков

На рисунке выше трактор проезжает через мост первым, а белый автомобиль уступает ему дорогу.

Штраф за нарушение правил встречного разъезда

За нарушение правил встречного разъезда в 2021 году на водителя может быть наложен штраф в размере 1 500 рублей (часть 1 статьи 12.15 КоАП).

Встречный разъезд в сложных ситуациях

На практике могут возникнуть более сложные ситуации, не предусмотренные правилами дорожного движения. Рассмотрим несколько примеров:

1. Узкая проезжая часть без препятствий, на которой изначально не могут разъехаться 2 автомобиля. Подобные однополосные дороги довольно часто встречаются на выездах из двора, в дворовых арках и т.п.

2. Дорога, препятствия на которой находятся одновременно с двух сторон. Например, речь идет о дороге с двумя колеями, которые расположены близко друг к другу. Т.е. несмотря на то, что на дороге 2 колеи, автомобили не могут проехать по ним без столкновения.

Ни в первом, ни во втором случае ни один из водителей не имеет решающего преимущества. Поэтому имеет смысл договориться о дальнейших действиях. Сделать это можно как жестами, так и непосредственно переговорив с водителем встречной машины.

Замечу, что лучше потратить 2-3 минуты на обсуждение деталей разъезда, чем допустить дорожно-транспортное происшествие и потратить на оформление документов и ремонт автомобиля кучу времени.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 12 апреля 2019
Раздел: Правила Дорожного Движения
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
24 марта 2020 11:44
Ирина-235

Не Разъехались на узкой дороге,ДТП НЕ БЫЛО,ПОЗЖЕ ЧЕРЕЗ 7 МИН, Я СЬЕХАЛА ВПРАВО,ЧТО МНЕ ГРОЗИТ ЗА ЭТО.

24 марта 2020 23:28
Максим

Ирина-235, опишите ситуацию более подробно.

Из текущего Вашего описания не понятно, было ли в Ваших действиях какое-то нарушение.

11 апреля 2020 17:16
Александр-956

Ситуация следующая: вдоль дороги с моей стороны припаркованы автомобили, несколько подряд. В принципе, две легковые машини все равно могут разъехаться. Понимая это, я начинаю объезжать припаркованные автомобили, но встречный принципиальный водитель перегораживает мне дорогу своим автомобилем не прижимаясь вправо, чтобы разъехаться, провоцируя тем самым аварию и не дает дальше ехать. Что по правилам я должен делать в такой ситуации и кто прав?

11 апреля 2020 18:01
Рифат

Александр-956, добрый вечер.

По ПДД прав встречный водитель, так как помеха с Вашей стороны, Вы находитесь на встречной полосе.

12 апреля 2020 20:01
Максим

Александр-956, пункт 10.1:

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

В первую очередь Вы должны остановиться. А дальше имеет смысл обсудить с водителем детали встречного разъезда.

Удачи на дорогах!

15 июля 2020 12:59
Алекс-44

Спуск с поворотом, знаков уступи дорогу или крутой подъем нет.

Дорога узкая, проулок возле частных домов. Собственно даже две легковушки не разъедутся.

Местные, обычно, если видят другую машину то пытаются пропустить ту машину которая уже едет, не важно вверх или вниз. И как правило, тот кто начал подниматься, обычно откатывается метров 10ть вниз и пропускает спускающуюся машину - так проще, чем ЗАДОМ подниматься в гору и "уступать дорогу"

Итак, я спускаю, уже на полпути, на меня едет на подъем машина.

я затормозил, но уже подняться трудновато, я ровно на повороте.

Мужик начинает сигналить, орать чтобы я его пропустил (видно было что не местный) он водителе вверх едет. После выяснения кто "купил права" он все таки сдал ЦЕЛЫХ 5 метров назад и я проехал. Хотя, наверное, он решил уступить после того как я предложил гаи вызвать.

Вот возникает вопрос кто все таки ДОЛЖЕН уступать. Дорога однополосная, узкая - только для одной машины. Препятствий нет.

Знаков приоритета нет, знаков крутой подъем/спуск нет, а в правилах прописано, что пропускать нужно если у тебя на полосе препятствие или если ты спускаешься и есть знаки.

Вот тут чуть выше написано, что нужно договорится.

Но как договариваться с человеком, который "если и не купил права" то точно недочитал пдд?

15 июля 2020 14:32
Рифат

Алекс-44, добрый день.

Тут варианта два.

Первый: самый простой. Дай дорогу дураку.

Второй: стоять на своей правоте, идти на конфликт.

Выбор за Вами.

15 июля 2020 14:39
Максим

Алекс-44, обратите внимание на термин "Уступить дорогу" из пункта 1.2 ПДД:

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Он не требует, чтобы кто-то из участников движения осуществлял маневр (ехал задним ходом), достаточно остановиться.

Если и Вы, и другой участник движения остановились, то все. Оба уступили дорогу в соответствии с Правилами. Нарушений в действиях водителей больше нет. Далее нужно договариваться.

Естественно, на практике назад имеет смысл ехать тому, кому это сделать проще. А если одна из машин просто не может ехать задом в гору, то тут и думать особо не приходится.

Удачи на дорогах!

15 июля 2020 14:58
Алекс-44

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения... -- это то понятно, да вряд ли кто то в здравом уме будет двигаться и создавать дтп, тем более у меня видно регистратор возле зеркала.

Просто сама ситуация странная, и как я понимаю она частая на таких узких местах. И по сути прав будет тот кто более хамовит.

В моем случае "спорщик" обратив внимание на видеорегистрацию и дальнейшую запись "переговоров", где он откровенно хамил и решил не доводить дело до абсудра.

Ну и как резюме -- кроме как остановиться и договориться, других законных решений быть не может?

15 июля 2020 18:37
Максим

Алекс-44, решения для такой ситуации правила дорожного движения не предусматривают.

Насколько я понимаю, Вы попали в неприятную ситуацию и хотите найти для нее решение. На самом деле проблема была не в разъезде, а в неадекватном водителе.

В жизни много мест, где невозможно разъехаться и, как правило, водителям даже не приходится выходить из машин для решения проблемы. Зачастую Вы даже не успеете включить заднюю передачу, а другой автомобиль уже отъедет. Водителю, который спешит, проще отъехать самому, пропустить и спокойно поехать дальше, чем выяснять приоритет.

Удачи на дорогах!

14 сентября 2020 10:03
Ярослав-17

Волгоград, Советский район. Утром понедельника, в 7-50, еду за мамой, к ней домой, отвезти её в поликлинику. Нужно проехать через двор пятиэтажки, в котором две машины не разъедутся. Обычно - кто первый въехал, того встречные пропускают и ждут на въезде со своей стороны. Я подъехал, пропустил одну машину, дорога свободная - поехал. Проезжаю два подъезда из шести, вдалеке от следующего дома едет Кайен, видит меня и притормаживает выпустить. В это время из другого двора заворачивает Гранта и едет мне на встречу. Ну бывает - люди торопятся и так делают. При этом заруливают к подъезду, пропускают встречку и едут дальше. Но это оказывается не тот случай. Барышня за рулём сразу начинает гневно жестикулировать и что-то требовать. Выйдя из машины орёт "ты что дибил?! видишь я еду?! сверни к подъезду и дай проехать!". С ней в машине дети сидят, наверное в школу их везёт. Сижу спокойно молча жду. В принципе, она могла спокойно попросить её пропустить, если для неё важно проехать первой, я бы не отказал. Но не так. Пыталась шугануть меня свое машиной рванувшись вперёд. Заглушила машину и сидит, продолжая ругаться. У меня есть ещё лишние минут 20 перед работой. Сзади неё подъехал Кайен, водитель вышел и потребовал разъехаться наконец-то. Барышня отвечает ему, что она мне и так всё уже объяснила, а я сижу какой-то неадекватный. В конце концов всё-таки она сделала то, что сразу надо было - завернула к подъезду чтобы я проехал. Мне оставалось два подъезда.

Р.S.: Прошу прощения за звук - ужасно записан, но по жестикуляции всё и так понятно. Не догадался заглушить машину и приоткрыть окно.

21 сентября 2020 17:38
Максим

Ярослав-17, большинство водителей - хорошие адекватные люди. Но, к сожалению, встречаются и другие.

Удачи на дорогах!

5 февраля 2021 18:37
Денис-231

Здравствуйте. Такая ситуация - у нас в городе есть узкий участок дороги со знаками 2.6 и 2.7.

При этом между ними имеется извилистый уклон. Сразу перед знаком 2.7 имеется выез со двора который полностью скрывает выезжающие из него авто и напротив него выезд со стоянки за магазином. Должен ли я уступать дорогу выезжающему транспорту, если еду со стороны знака 2.6?

5 февраля 2021 20:06
Mishutka

Денис-231, под Ваше описание подпадает сразу две ситуации:

1) Вы уже в непосредственной близости от пересечения проезжих частей в месте примыкания к узкой дороге со знаками 2.6 и 2.7 выезда с прилегающей территории (двора, паркинга). В этом случае, оппоненты не имеют право своим выездом с прилегающей создавать Вам помеху. Уступать Вы им не обязаны, но в то же время, Вы обязаны снизить скорость вплоть до полной остановки (см. ПДД 10.1), чтобы избежать столкновения, если они всё-таки пытаются выехать на пересечение ПЧ.

2) Вы ещё далеко от указанного пересечения, а оппонент уже выехал на дорогу с прилегающей и движется по узкой дороге Вам навстречу.

Тут возможны 2 подхода:

а) для Вас он ничем не отличается от того, кто с самого дальнего конца по этой дороге едет. Он - просто встречный. Исполняя требование знака 2.6, Вы должны уступить ему дорогу. Правда физически представить себе это трудно - обязанность "уступить" не содержит требования "ехать назад". Она требует стоять столбом.

б) выезд с прилегающей с целью начать движение Вам навстречу есть нарушение требования "уступить дорогу при выезде с прилегающей", так как Вы начинаете видеть опасность для движения уже в момент появления его капота с мигающим навстречу поворотником, а значит уже в этот момент должны начинать исполнять торможение по 10.1, т.е. по факту оппонент вынудил Вас своим выездом снижать скорость. Так как он права на такое не имел, то в число участников ДД, которым Вы должны уступить дорогу, не входит.

Лично я убежден в правильности подхода 2б), поэтому считаю, что ни в одном из двух вариантов расположения "точки конфликта" относительно места примыкания Вы не должны уступать дорогу.

Мало того, я также убежден, что Вы не обязаны уступать дорогу встречным, которые въехали по знаку 2.7, когда Вы уже там проехали какой-то кусок пути. Их более поздний въезд создает опасность для движения, которую нельзя создавать по ПДД 1.5 вообще и ПДД 8.1 в случаях, когда въезд на этот узкий проезд осуществляется путем поворота с другой дороги. А это значит, что въезжать на узкий участок, на котором УЖЕ ЕСТЬ встречный поток, нельзя даже со стороны знака 2.7.

Т.е. фактически знаки 2.6 и 2.7 определяют не "кому из двух баранов" надо сдавать назад, а кто из двух одновременно с разных концов подъехавших к узкому участку имеет право заехать на него первый. Если участок пустой, то можно спокойно на него заезжать даже под 2.6. И в этот момент требования знака считаются полностью исполненными и всё дальнейшее уже определяется другими пунктами ПДД или требованиями других знаков при их наличии.

5 февраля 2021 20:44
Mishutka

А теперь о том, кто должен "сдавать задом".

Осуществлять движение задним ходом требуется для выполнения требования ПДД о несоздании препятствий. Препятствие создает один из двух остановившихся встречных. Остановка одного стала следствием состоявшегося перед этим нарушения им требования ПДД - например, требования "уступить дорогу" при выезде с прилегающей. В результате его неподвижное состояние создает препятствие в понимании ПДД. И он обязан его устранить. Остановка второго не была следствием нарушения ПДД - исключительно результатом реакции по 10.1 на нарушение оппонента. Поэтому этот второй препятствием не является, а значит и устранять его не должен.

6 февраля 2021 08:07
Денис-231

Mishutka,

Спасибо большое. Всегда придерживался такой точки зрения, что выезжающие с прилегающих территорий должны уступать всем дорогу в этой ситуации. Но теперь вы мне всё разложили по полочкам. Огромное спасибо!

18 февраля 2021 12:51
Иван-266

Зима. Дворовая территория. Двухполосная проезжая часть. У тротуара на проезжей части припаркованы авто. Снега по колено, и границ тротуара и проезжей части не видно. Полоса движения одна в обе стороны. Кто кому должен уступать? Чей приоритет/преимущество?

18 февраля 2021 17:01
Максим

Иван-266, пункт 11.7 ПДД:

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу.

На чьей стороне препятствие, тот и уступает.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев