Техосмотр автобусов в присутствии сотрудников ГИБДД с 1 марта 2021 года

Правила техосмотра автобусов с 1 марта 2021 года

Добрый день, уважаемый читатель.

С 1 марта 2021 года начнет действовать новый нормативный документ - правила организации и проведения технического осмотра автобусов. Этот документ устанавливает дополнительные требования к проведению техосмотра пассажирских транспортных средств категорий М2 и М3.

Напомню, что начиная с 1 марта 2021 года также начнет действовать новая редакция закона "О техническом осмотре". Речь о ней шла на pddmaster.ru ранее (часть 1, часть 2). Для нас в данном случае Важно лишь то, что новая редакция закона "О техосмотре" говорит о том, что при проведении техосмотра автобусов должны применяться особые правила. Именно об этих правилах и пойдет речь ниже.

Содержание статьи:

Кто может проводить техосмотр автобуса?

5. Технический осмотр автобусов, в том числе повторный, проводится оператором технического осмотра, аккредитованным в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств М2 и М3 (далее - оператор технического осмотра), с участием сотрудника подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которого возложены обязанности по участию в проведении технического осмотра автобусов (далее - уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра автобусов), в соответствии с графиком предварительной записи, формируемым оператором технического осмотра совместно с уполномоченным сотрудником, участвующим в проведении технического осмотра автобусов, в свободном формате в режиме реального времени на официальном сайте оператора технического осмотра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на основании заявок, представляемых владельцами автобусов (далее соответственно - график, заявка).

Пункт 5 правил техосмотра автобусов говорит о том, что пройти осмотр можно у любого оператора технического осмотра, имеющего аккредитацию на осмотр автобусов. Однако при этом должен обязательно присутствовать сотрудник ГИБДД. То есть с 1 марта 2021 года проверками автобусов будет заниматься в том числе и ГИБДД.

Это самое важное нововведение новых правил, прочие пункты документа лишь раскрывают особенности участия полицейского в процедуре техосмотра.

Пункт 5 также говорит и о том, что техосмотр автобусов будет возможен только по предварительной записи. Это необходимо, чтобы автобус приехал на техосмотр именно в то время, когда в пункте кроме технического эксперта присутствует и сотрудник ГИБДД. Очевидно, что полицейский не будет "просиживать" в ожидании автобусов с утра и до вечера, он будет приходить по мере необходимости.

Как записаться на техосмотр автобуса?

6. Владелец автобуса посредством телефонной связи и (или) по электронной почте обращается к любому оператору технического осмотра в любой пункт технического осмотра вне зависимости от места государственной регистрации автобуса и представляет заявку, содержащую информацию о желаемой дате прохождения технического осмотра, сведения о марке, модели, идентификационном номере (номере кузова или шасси - в случае отсутствия идентификационного номера) и государственном регистрационном номере (при наличии) автобуса, а также сведения о номерах телефонов и (или) адресах электронной почты для информирования владельца автобуса о принятом в отношении заявки решении (далее - заявитель).

Правила предусматривают 2 варианта записи на техосмотр автобуса:

  • по телефону;
  • по электронной почте.

Можно выбрать тот способ, который Вам наиболее удобен. В любом случае оператору техосмотра нужно предоставить следующую информацию:

  • желаемая дата прохождения ТО;
  • сведения об автобусе:
    • марка;
    • модель;
    • VIN-номер;
    • государственный регистрационный номер;
  • номер телефона и (или) адрес электронной почты для получения ответа.

Например, заявка может выглядеть следующим образом:

Желаемая дата прохождения техосмотра: 1 марта 2021 года.
Сведения об автобусе:
- марка и модель - ГАЗ 22171
- идентификационный номер - XTH221710Y00Z1234
- государственный регистрационный номер - А123ВС123
Электронная почта для ответа: avtobus@pddmaster.ru
Телефон для ответа: +7 900 123 45 67

Оператор техосмотра должен рассмотреть заявку и дать на нее ответ:

7. Решение о включении заявки в график или о невозможности ее включения в график и информирование заявителя о принятом в отношении заявки решении осуществляется оператором технического осмотра в течение 1 рабочего дня со дня поступления заявки к оператору технического осмотра.

Решение о невозможности включения заявки в график принимается в случае непредставления заявителем в полном объеме сведений, указанных в пункте 6 настоящих Правил, и (или) отсутствия в графике свободного времени для прохождения технического осмотра в желаемую дату, указанную в заявке.

Ответ должен быть дан в течение 1 рабочего дня.

Например, если водитель автобуса отправил заявку в пятницу вечером, а в субботу и воскресенье пункт техосмотра не работает, то ответ должен быть дан до вечера понедельника.

При этом есть всего 2 причины, по которым заявка не принимается:

  • в заявке отсутствует необходимая информация (перечень полей приведен выше);
  • все места на выбранную заявителем дату уже заняты.

Если Вы получили отказ, то следует подать заявку повторно. Это не запрещается.

8. Проведение технического осмотра автобусов осуществляется не ранее чем через 5 рабочих дней со дня поступления к оператору технического осмотра заявки, в отношении которой принято решение о ее включении в график.

Еще одно важное замечание приведено в пункте 8 новых правил. Подавать заявку на техосмотр нужно заранее. Причем сильно заранее - за 5 рабочих дней до техосмотра или раньше. 5 рабочих дней - это фактически целая неделя (учитывая 2 выходных). И с точки зрения водителей и владельцев автобусов это не очень удобно, т.к. придется постоянно следить за тем, чтобы не пропустить дату.

С другой стороны, ситуацию можно упростить так:

Предположим, техосмотр автобуса проведен 1 марта 2021 года. Следующий техосмотр нужно в любом случае пройти не позже 1 сентября 2021 года.

Так что имеет смысл сразу же (1 марта 2021 года) отправить оператору заявку на следующий техосмотр через полгода. В этом случае сроки будут соблюдены, да и проблем со свободными местами возникнуть не должно.

Что делает сотрудник ГИБДД при техосмотре автобуса?

Рассмотрим пункт 12 новых правил:

12. В ходе проведения технического осмотра автобусов уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра проверяет:

а) соответствие результатов технического диагностирования требованиям к транспортным средствам категории М2 или М3, указанным в приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра;

б) соответствие автобуса данным, указанным в свидетельстве о регистрации транспортного средства или паспорте транспортного средства (электронном паспорте транспортного средства), а также в государственном реестре транспортных средств.

Из данного пункта можно сделать вывод о том, что основная часть техосмотра, как и раньше, проводится техническим экспертом, а не сотрудником ГИБДД. То есть эксперт устанавливает и размещает необходимое оборудование, снимает с него результаты, вносит их в диагностическую карту. Что касается сотрудника ГИБДД, то он:

  • сравнивает показания, которые получил эксперт, с требованиями законодательства;
  • сравнивает данные автобуса (номер кузова, государственный регистрационный номер) с данными свидетельства о регистрации.

То есть фактически сотрудник ГИБДД является гарантией того, что автобус действительно приезжал на пункт техосмотра, и что указанные экспертом данные соответствуют требованиям законодательства.

Возникает следующий вопрос: "А что если эксперт укажет в диагностической карте неправильные данные?". Например, укажет, что световые приборы исправны, а они на самом деле настроены неправильно. Обратимся к пункту 11 правил:

11. При проведении технического осмотра автобусов техническим экспертом оператора технического осмотра в присутствии уполномоченного сотрудника, участвующего в проведении технического осмотра автобусов, проводится техническое диагностирование с использованием средств технического диагностирования утвержденного типа, внесенных в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений и прошедших поверку в установленном порядке.

Из этого пункта можно сделать вывод о том, что сотрудник ГИБДД должен не только сверять полученные данные, но и следить за всей процедурой проведения техосмотра автобуса. Так что эксперт не может по собственной инициативе подделать результат проверки.

13. После осуществления действий, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящих Правил, уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра, вносит в сформированную техническим экспертом оператора технического осмотра в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностическую карту заключение о соответствии или несоответствии автобуса обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающее или не подтверждающее его допуск к участию в дорожном движении) и удостоверяет запись усиленной квалифицированной электронной подписью.

Кроме того, что полицейский является гарантией правильности проведения техосмотра, именно он выносит итоговое заключение, которое заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью.

Когда правила техосмотра автобусов начнут действовать?

Выше в данной статье речь шла о том, что новые правила техосмотра автобусов начнут работать с 1 марта 2021 года. Однако эта дата напрямую не прописана в тексте постановления:

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Пункт 2 говорит о том, что документ начнет действовать одновременно с тем, как начнет действовать новая редакция федерального закона "О техническом осмотре" (она рассмотрена в следующих статьях: часть 1, часть 2).

На текущий момент дата начала действия новой редакции закона "О техосмотре" - именно 1 марта 2021 года. Однако нужно напомнить и о том, что изначально этот закон должен был начать действовать с 8 июня 2020 года. Однако дата была перенесена. Если дату перенесут еще раз, то вместе с законом "О техосмотре" будут отложены и правила, рассмотренные в данной статье. В любом случае, если это произойдет, данная статья будет обновлена.

В заключение предлагаю Вам самостоятельно изучить полный текст правил организации и проведения технического осмотра автобусов:

Что касается рассмотренных выше нововведений, то судя по всему их цель состоит в том, чтобы за счет участия сотрудников ГИБДД обеспечить должное техническое состояние пассажирского транспорта. Полицейский является дополнительной гарантией того, что автобус действительно приезжал на пункт техосмотра, проходил там необходимые проверки и оказался в исправном техническом состоянии. Будем надеяться, что новые правила позволят уменьшить количество ДТП, связанных с техническими неисправностями автобусов.

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Опубликовано: 1 июня 2020
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев