Новые правила проведения техосмотра с 4 августа 2020 года

Правила техосмотра с 4 августа 2020 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье речь пойдет о новом Постановлении Правительства Российской Федерации № 1054 "О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств".

Этот документ вступает в силу по частям. Первая часть нововведений начинает действовать с 4 августа 2020 года и о них речь пойдет сегодня. Вторая часть нововведений, которая начнет действовать в 2021 году, рассмотрена в отдельной статье.

Что касается изменений от 4 августа 2020 года то в основном они направлены на изменение требований, предъявляемых к транспортным средствам на техосмотре:

Информация о нормативном документе

02.08.2020 Постановление Правительства Российской Федерации №1054 от 16 июля 2020 года "О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 20 июля 2020 года.

Первая часть документа начинает действовать с 4 августа 2020 года, вторая - с 1 марта 2021 года.

Требования к ремням безопасности

Рассмотрим пункт 55 приложения 1 к правилам техосмотра:

55. Транспортные средства должны быть оснащены ремнями безопасности. Ремни безопасности не должны иметь следующих дефектов:

  • надрыв на лямке, видимый невооруженным глазом;
  • замок не фиксирует "язык" лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства;
  • лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку);
  • при резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки)

55. Места для сидения в транспортных средствах, конструкция которых предусматривает наличие ремней безопасности, должны быть ими оборудованы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, действовавших на дату выпуска транспортного средства в обращение. Ремни безопасности не должны иметь следующих дефектов:

  • существует надрыв на лямке, видимый невооруженным глазом;
  • замок не фиксирует "язык" лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства;
  • лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку);
  • при резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки)

Суть данного изменения сводится к следующему:

До 4 августа 2020 года в пункте просто говорилось о том, что транспортные средства должны быть оснащены ремнями безопасности. И никаких уточнений по этому поводу не давалось. То есть формально получалось, что сотрудники станции технического осмотра могли потребовать установить ремни безопасности на автомобиль или автобус, на котором изначально такие ремни предусмотрены не были.

С другой стороны, в документе не было никакой конкретики по количеству установленных ремней безопасности.

Например, если в 5-местном автомобиле водитель демонтировал задние ремни безопасности, а передние оставил, то формально получалось, что автомобиль был оборудован ремнями безопасности (хоть и не всеми). И теоретически на такой машине можно было пройти техосмотр.

В новой редакции, действующей с 4 августа 2020 года, указанные недочеты исправлены. Теперь в документе говорится о том, что:

  • ремни безопасности должны быть установлены лишь на тех местах, где они были установлены при выпуске автомобиля с завода;
  • ремни должны соответствовать требованиям, действующим на дату выпуска автомобиля в обращение.

Например, если на техосмотр приедет автомобиль в оригинальном состоянии, выпущенный в 1960 году и имеющий ремень безопасности только на переднем водительском сиденье, то отсутствие ремней безопасности на других пассажирских местах не вызовет никаких вопросов.

С другой стороны, если на машине демонтирован хотя бы один ремень, который был установлен на ней изначально, то перед прохождением техосмотра данный ремень придется вернуть на место. Иначе техосмотр пройти не удастся.

Возможность внесения изменений в конструкцию ТС

68. Изменения в конструкции транспортного средства, внесенные в нарушение требований, установленных разделом 4 главы V ТР ТС 018/2011, не допускаются 2.1

2.1 Внесение изменений в конструкцию транспортного средства подтверждается разрешением на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства и протоколом проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в нее изменений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. N 413 "Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" или наличием соответствующей записи в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

К пункту 68 приложения 1 добавлена новая сноска, в которой перечисляются дополнительные документы, которые нужны при прохождении техосмотра в ситуации, когда водитель хочет узаконить изменения конструкции транспортного средства:

  • разрешение на внесение изменений в конструкцию, выданное ГИБДД;
  • протокол проверки безопасности конструкции, выданный испытательной лабораторией.

Напомню, что процедура внесения изменений в конструкцию подробно рассмотрена в отдельной статье:

Требования к замене стандартных световых приборов

22. Изменение мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией транспортного средства фар и сигнальных фонарей не допускается 2

2 Требование, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует установке световых приборов в целях устранения несоответствия другим требованиям к внешним световым приборам. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается замена внешних световых приборов на такие приборы, используемые на транспортных средствах других типов.

2 Требование, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует установке световых приборов в целях устранения несоответствия другим требованиям к внешним световым приборам. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается замена внешних световых приборов на такие приборы, используемые на транспортных средствах других типов, при условии соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011.

В сноску к пункту 22 приложения 1 добавлено важное замечание, относящееся к замене световых приборов на автомобилях, снятых с производства. Начиная с 4 августа 2020 года фары автомобиля можно заменить на другие, однако при этом нужно соблюсти требования технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств". Напомню, что требования к световым приборам приведены в разделе 3 приложения 8 к данному регламенту.

Новый бланк диагностической карты с 4 августа 2020 года

Постановление Правительства №1054 предусматривает использование нового бланка при оформлении диагностических карт. Забегая вперед, отмечу, что бланк во многом похож на предшествующий. Однако есть несколько различающихся полей, которые будут рассмотрены ниже.

Для начала обратимся к основной части бланка, содержащей возможные неисправности автомобиля:

Было
(до 4 августа 2020 года)
Стало
(с 4 августа 2020 года)
16 Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе. Наличие и работоспособность предусмотренного изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации транспортного средства рулевого демпфера и (или) усилителя рулевого управления. Отсутствие подтекания рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления16 Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе
19 Наличие рассеивателей внешних световых приборов, отсутствие их разрушения и загрязнения. Отсутствие не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов19 Отсутствие разрушений рассеивателей световых приборов
23 Соответствие источника света в фарах23 Соответствие источника света в фарах, формы, цвета и размера фар. Наличие светоотражающей контурной маркировки, отсутствие ее повреждения и отслоения
24 Наличие и работоспособность предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации транспортного средства стеклоочистителей и стеклоомывателей24 Наличие стеклоочистителя и форсунки стеклоомывателя ветрового стекла
36 Соответствие системы питания газобаллонных транспортных средств, ее размещения и установки установленным требованиям36 Герметичность системы питания транспортных средств, работающих на газе. Соответствие газовых баллонов установленным требованиям
43 Работоспособность запоров бортов грузовой платформы и запоров горловин цистерн
48 Наличие задних и боковых защитных устройств, соответствие их нормам
49 Работоспособность автоматического замка, ручной и автоматической блокировки седельно-сцепного устройства. Отсутствие видимых повреждений сцепных устройств
50 Наличие работоспособных предохранительных приспособлений у одноосных прицепов (за исключением роспусков) и прицепов, не оборудованных рабочей тормозной системой
53 Обеспечение тягово-сцепными устройствами легковых автомобилей беззазорной сцепки сухарей замкового устройства с шаром
56 Наличие знака аварийной остановки и медицинской аптечки56 Наличие знака аварийной остановки
64 Работоспособность механизмов подъема и опускания опор и фиксаторов транспортного положения опор
65 Отсутствие каплепадения масел и рабочих жидкостей65 Соответствие каплепадения масел и рабочих жидкостей нормам

Итак, на первый взгляд кажется, что введение нового бланка диагностической карты приведет к тому, что к автомобилям на техосмотре будут предъявляться новые требования.

Например, сотрудник оператора не будет проверять наличие медицинской аптечки.

Однако на самом деле это не так. Изменился именно бланк диагностической карты, который оформляется по результатам техосмотра. А сами требования для техосмотра остались прежними, они описаны в приложении 1 к Правилам техосмотра.

Так что остается непонятным, с какой целью из бланка были удалены некоторые поля с результатами проверки. Ведь сами проверки будут проводиться в любом случае.

Вернемся к новому бланку диагностической карты. Кроме изменений, внесенных в основную таблицу бланка, есть и еще несколько нововведений:

1. В шапку бланка теперь может вноситься не только информация о пункте технического осмотра, но и информация о передвижной линии техосмотра.

2. В шапку бланка может вноситься не только информация о традиционном бумажном паспорте транспортного средства, но и об электронном ПТС.

3. В нижнюю часть бланка должна вноситься информация о газобалонном оборудовании (ГБО), если такое оборудование установлено:

Сведения о газовом баллоне (газовых баллонах) (год выпуска, серийный номер, даты последнего и очередного освидетельствования каждого газового баллона):

Сведения по газобаллонному оборудованию (номер свидетельства о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования и дата его очередного освидетельствования):

Есть и еще одно любопытное изменение, которое скорее всего связано с ошибкой законодателей:

Заключение о возможности/невозможности эксплуатации транспортного средства

Заключение о соответствии или несоответствии автобуса обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающее или не подтверждающее его допуск к участию в дорожном движении)

С 4 августа во всех диагностических картах вместо понятия "транспортное средство" будет использоваться понятие "автобус". Вряд ли в этом есть какой-то скрытый смысл. Судя по всему всего при обновлении правил техосмотра просто допущена ошибка.

В заключение данной статьи предлагаю Вам самостоятельно изучить обновленный текст правил технического осмотра транспортных средств:

Что касается изменений, вступающих в силу с 1 марта 2021 года, то они рассмотрены в отдельной статье на pddmaster.ru.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 28 августа 2020
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев