Введение ограничений по ширине велосипедов и СИМ в законопроекте об изменении ПДД
Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.
Добрый день, уважаемый читатель.
В данной статье мы продолжим рассматривать интересный законопроект, который предлагает внести несколько десятков изменений в текст правил дорожного движения.
Напомню, что в предшествующей статье серии "Законопроект об изменении ПДД в 2024 году" речь шла о нововведениях, предлагающих изменить правила выезда на перекресток, за которым образовался затор.
Сегодня же мы начнем рассматривать обновленные правила, относящиеся к велосипедам и средствам индивидуальной мобильности (СИМ).
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Отмена дневных ходовых огней для СИМ
- Отмена запрета на подключение противотуманных фонарей к стоп-сигналам
- Введение ограничений по ширине для велосипедов и СИМ
- Движение велосипедов по правому краю проезжей части
- Движение СИМ по тротуарам и пешеходным зонам
Информация о нормативном документе
2025.03.28 Проект 02/07/09-24/00150772 "О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Отмена дневных ходовых огней для СИМ
Первое интересное нововведение предлагается внести в пункт 19.5 ПДД:
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов, средств индивидуальной мобильности) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
В настоящее время на всех СИМ в светлое время суток должны быть включены фары или дневные ходовые огни. Законодатели предлагают отменить данное требование.
Примечание. Напомню, что ранее подобное требование распространялось также и на велосипеды. Однако с 1 марта 2023 года оно было отменено.
Отмена запрета на подключение противотуманных фонарей к стоп-сигналам
Следующее изменение предлагается внести в пункт 19.7 ПДД:
19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.
19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости.
Суть изменения заключается в том, что из текста ПДД может быть исключен запрет, который не позволяет подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.
И, если рассматривать предлагаемое нововведение в отрыве от всего остального, то оно выглядит несколько необычно. Это связано с тем, что задние противотуманные фонари очень яркие и их использование при торможении в нормальных условиях видимости будет вызывать дискомфорт у водителей автомобилей, находящихся сзади.
Если же рассматривать вопрос в контексте иного законодательства, то можно вспомнить пункт 9.10 перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Этот пункт запрещает вносить изменения в конструкцию, в том числе подключать противотуманные фонари к стоп-сигналам.
Таким образом, рассмотренное выше изменение фактически приведет к тому, что из правил будет исключено дублирование информации.
Введение ограничений по ширине для велосипедов и СИМ
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов. При этом габаритная ширина велосипеда и средства индивидуальной мобильности должна не превышать 0,75 м.
В пункте 24.1 ПДД речь идет про движение велосипедов и СИМ по:
- велосипедным дорожкам;
- велопешеходным дорожкам;
- проезжей части велосипедной зоны;
- полосе для велосипедистов.
Проект нормативного документа предлагает ввести новое ограничение, связанное с шириной велосипедов и СИМ, при движении по перечисленным выше объектам. Оно составляет 75 сантиметров.
Как правило, самая широкая часть велосипеда и СИМ, это руль. И в 99 процентах случаев его размер составляет менее 0,75 метра.
Таким образом, предлагаемые нововведения затронут в основном нестандартные транспортные средства. Например, четырехколесные велосипеды.
Примечание. Фраза "должна не превышать" из пункта 24.1 звучит не совсем корректно. Ее можно заменить на фразу "не должна превышать", смысл при этом не изменится.
Движение велосипедов по правому краю проезжей части
Следующее изменение предлагается внести в пункт 24.2 ПДД:
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
- движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 0,75 м;
- движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
- масса велосипеда или его габаритная ширина не превышает 35 кг и 0,75 м соответственно.
Во-первых, данный пункт согласуется с приведенным выше пунктом 24.1. Если велосипеды шириной более 75 сантиметров потеряют право движения по велосипедным дорожкам, то они получат право движения по проезжей части. В настоящее время в аналогичных случаях действует ограничение в 1 метр.
Во-вторых, отдельного внимания заслуживает последний абзац из приведенных выше. Его суть сводится к тому, что по проезжей части могу ездить велосипеды, соответствующие одному из условий:
- масса меньше или равна 35 килограммам;
- ширина меньше или равна 75 сантиметрам.
Можно предположить, что при составлении этого абзаца допущена какая-то ошибка. Это связано со следующим.
Второй пункт разрешает движение по проезжей части велосипедам, ширина которых превышает 0,75 метра. Четвертый пункт разрешает движение велосипедам, ширина которых меньше или равна 0,75 метра.
В совокупности два этих пункта разрешают движение по проезжей части абсолютно всем велосипедам. В результате все остальные пункты становятся абсолютно не нужными, т.к. они перестают нести смысловую нагрузку.
Примечание. Скорее всего, законодатели хотели донести до участников дорожного движения что-то другое, но допустили ошибку. Будем надеяться, что в итоговой редакции ее исправят.
Движение СИМ по тротуарам и пешеходным зонам
24.21. Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности:
в пешеходной зоне - в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг;
по тротуару, пешеходной дорожке - в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг, и при соблюдении одного из следующих условий:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, или велосипедиста в возрасте до 14 лет;
24.21. Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности:
по тротуару, пешеходной дорожке или в пешеходной зоне в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг и его габаритная ширина не более 0,75 м, и при соблюдении одного из следующих условий:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, или велосипедиста в возрасте до 14 лет;
В данном пункте можно выделить 2 изменения:
1. Движение СИМ в пешеходной зоне. В действующей редакции человек старше 14 лет может двигаться в пешеходной зоне на СИМ, масса которого не превышает 35 килограммов.
В предлагаемой редакции условия движения в пешеходной зоне стали сложнее. СИМ должно весить не более 35 килограмм, его ширина не должна превышать 75 сантиметров. Кроме того, должно дополнительно выполняться одно из следующих условий:
- одновременное отсутствие велосипедной дорожки, велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов;
- сопровождение ребенка до 14 лет, едущего на велосипеде или СИМ;
2. Движение СИМ по тротуарам и пешеходным дорожкам. В отношении указанных объектов изменение заключается в том, что проект предлагает запретить по ним движение СИМ с шириной более 75 сантиметров.
В заключение хочу напомнить, что актуальная редакция правил дорожного движения доступна в мобильном приложении от ПДД Мастер:
Удачи на дорогах!















