Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотра
Добрый день, уважаемый читатель.
Водители транспортных средств, работающие по найму, должны регулярно проходить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Как следует из названий этих осмотров, предрейсовый осмотр проводится перед началом рейса, а послерейсовый осмотр - после окончания поездки.
В этой статье речь пойдет о том, в каких случаях водители должны проходить данные медицинские осмотры, а также о штрафах за отсутствие отметки о медицинском осмотре.
Приступим.
Предрейсовый медицинский осмотр
Порядок проведения медицинских осмотров регламентируется Статьей 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Рассмотрим пункт 3 статьи 23:
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Т.е. все водители, работающие по найму, должны проходить предрейсовые медицинские осмотры. Единственное исключение - водители экстренных оперативных служб, выезжающие по вызову.
Обычно продолжительность рейса - это одна рабочая смена. В этом случае водитель должен проходить предрейсовый осмотр ежедневно. Отметка о прохождении заносится в путевой лист.
На праткике продолжительность рейса может составлять несколько дней (до 1 месяца). В этом случае предрейсовый осмотр проходится только перед началом рейса, т.е. в первый день.
Послерейсовый медицинский осмотр
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Послерейсовые медицинские осмотры должны проходить только те водители, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов. На остальных данное требование не распространяется.
Проведение обязательных медицинских осмотров
Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Существует 2 варианта проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров:
- Нанять медицинского работника в штат. Данный вариант подходит для больших организаций.
- Привлекать медицинских работников, работающих в других учреждениях. Этот вариант подходит для небольших фирм.
Медицинские осмотры в любом случае проводятся за счет работодателя:
5. Обязательные медицинские осмотры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, проводятся за счет средств работодателя.
Штраф за отсутствие предрейсового осмотра
Штраф за отсутствие предрейсового или послерейсового медицинского осмотра предусмотрен частью 2 статьи 12.311 КоАП:
2. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
...
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Размер штрафа за отсутствие отметки о прохождении предрейсового медосмотра составит:
- 3 000 рублей для водителя;
- 5 000 рублей для сотрудника, отвечающего за выпуск транспортных средств в рейс;
- 30 000 рублей для организации (в данном случае речь идет не только о юридических лицах, но и об индивидуальных предпринимателях).
Таким образом, штрафы за непрохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров довольно существенные. На практике прохождение предрейсовых осмотров в течение месяца в медицинской организации стоит 1 000 - 1 500 рублей. И это гораздо дешевле, чем платить возможный штраф для организации.
Удачи на дорогах!






Вопрос, в котором содержится ответ.А еще интересует какой штраф,если вообще нет путевки???
via2602, здравствуйте.
1. Вы можете самостоятельно ставить отметку о прохождении предрейсового технического контроля только в том случае, если имеет соответствующее образование. Вопрос подробно рассмотрен в этой статье.
2. Штраф за отсутствие путевого листа составляет 500 рублей.
Штраф за непрохождение медицинского осмотра - 3 000 рублей для водителя, 30 000 рублей для ИП.
Штраф за непрохождение технического котроля - 3 000 рублей для водителя, 30 000 рублей для ИП.
Удачи на дорогах!
Если в организации отсутствует в штате водитель. Руководитель сам осуществляет служебные поездки. Нужен медосмотр и технический осмотр?
Константин, закон "О БДД" говорит о том, что медицинские осмотры обязательны в том случае, когда человек работает водителем транспортного средства. Если человек не работает водителем, то и предрейсовые медосмотры не требуются.
Удачи на дорогах!
Добрый вечер. Я работаю на пассажирском Мерседес Спринтер. Наш медик находится в нескольких километров от нашей базы. Могу ли я сесть на Спринтер и доехать до медика что бы пройти предрейсовый осмотр, или могу получить о ГАИ штраф за езду без отметки медика??????
Олег, здравствуйте.
А каким документом Вы планируете оформить поездку от базы до медика? Путевого листа на момент выезда у Вас еще нет, т.к. медосмотр не пройден.
Путевой лист на руках, я с этим путевым листом иду к медику
Олег, оформление путевого листа является обязательным в том случае, если водитель перевозит пассажиров, багаж или грузы. Вопрос рассмотрен в этой статье. Если водитель едет в автомобиле без багажа, пассажиров и груза, то путевой лист ему не нужен.
То же самое касается предрейсового медицинского осмотра. Наказание по статье 12.31.1 накладывается только в случае перевозки пассажиров, багажа или грузов.
То есть получается, что если Вы едете на автомобиле к месту медицинского осмотра без пассажиров, багажа и грузов, то наказание на Вас наложено быть не может.
Удачи на дорогах!
То же самое касается предрейсового медицинского осмотра. Наказание по статье 12.31.1 накладывается только в случае перевозки пассажиров, багажа или грузов.
То есть получается, что если Вы едете на автомобиле к месту медицинского осмотра без пассажиров, багажа и грузов, то наказание на Вас наложено быть не может.
Это дыра в законодательстве. В 835н написано: "4. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления...". Это "начало" входит в состав подготовительно-заключительных работ согласно 15-у приказу. Получается, если вы сели за руль, то автоматически приступили к работе, и уже должен быть пройден медосмотр. Тут несостыковка. По идее есть нарушение, а статьи, предусматривающей наказание, нет. УГАДН и ГАИ иногда умудряются составлять протоколы по 12.31.1., и даже в суде их невозможно обжаловать, т.к. судья трактует на своё усмотрение (сейчас такой материал на обжалование пошёл в суд следующей инстанции).
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста по следующей сложившейся ситуации.
Я физ. лицо собственник автомобиля, на который оформлена лицензия такси от ИП. Физ лицо и ИП одно лицо.
Автомобиль сдается в аренду от физика водителю под такси, также от ИП выписываются путевые листы. Водитель будучи без пассажиров в салоне попал в аварию после чего от МАДИ на ИП пришел штраф в размере 30 000р. за невыполнение п.3, 4 ст. 23 ФЗ о безопасности дорожного движения - нарушение требований о проведении предрейсового мед. осмотра, согласно путевому листу, который якобы не предъявлен.
В статье 23, если я правильно понимаю, идет речь о штрафе, если водитель по найму, но в нашем случае машина сдается в аренду по договору аренды без экипажа, он не устроен у ИП в качестве работника. В этом случае правомерен ли штраф на ИП? Кто отвечает за тех. осмотр и мед. осмотр, если машина сдается в аренду, к тому же не от ИП, а от Физ лица? Есть смысл обжаловать?
2-й вопрос по налогообложению выбрали Патент. При оформлении ИП основным видом деятельности поставили деятельность такси, т.к. это требуется для получении лицензии, но по факту авто сдается в аренду под такси, но от физ. лица. Необходимо ли добавлять вид деятельности ро сдаче в аренду и оформлять дополнительный Патент? Можно ли это избежать?
Здравствуйте.
1. Я не совсем понял, как именно оформлены отношения между водителем, который попал в аварию, и владельцем автомобиля. Если машина просто передана в аренду, то водитель сам должен решать вопросы с путевыми листами (зарегистрировать ИП или работать через какую-то организацию). То есть и штраф должен быть на его ИП или его организацию.
2. По какому виду деятельности оформлен патент сейчас? В любом случае не обязательно оформлять второй патент, можно платить налоги за аренду по УСН или ОСНО. А вид деятельности по сдаче в аренду следует добавить.
Удачи на дорогах!
Отношения с водителем, который попал в аварию, оформлены по договору аренды без экипажа, между собственником авто (физ лицо) и водителем (он самозанятый).
Патент оформлен сейчас на ОКВЭД 49.32 деятельность легковых такси и арендованных легковых автомобилей с водителем. Доход идет только со сдачи в аренду, такси мы не занимаемся, водитель самостоятельно подключается к агрегаторам. ИП по сути создано было только из-за лицензии, т.к. на физ. лицо лицензию не получить. Поэтому не совсем понятно ситуация с путевым листом.
1. Человек, которому Вы сдаете автомобиль в аренду не может работать таксистом в качестве самозанятого:
6. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
1. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Он должен был оформить ИП или устроиться на работу в какую-то организацию.
Ваш штраф имеет смысл оспорить, т.к. машина сдана в аренду.
2. ОКВЭД 49.32 не включает в себя деятельность по сдаче автомобиля в аренду без водителя. То есть на аренду машины Вы можете либо оформить отдельный патент, либо платить налоги по УСН, либо по ОСНО. А патент 49.32 в текущей ситуации не нужен, т.к. деятельностью такси Вы не занимаетесь.
3. Не понял, для чего Вам нужна была лицензия такси, ведь деятельностью такси Ваше ИП не занимается.
Так я выше пишу же - чтобы лицензию получить на такси для своего автомобиля - для этого было зарегистрировано ИП с данным видом деятельности. Полностью оформленный автомобиль для работы в такси сдается в аренду самозанятому водителю, который в свою очередь подключается к агрегатору. Например, яндекс, подключает самозанятых. Я поняла, что нужно добавить вид деятельности по сдаче в аренду и перейти лучше с нового года на УСН, но как быть с путевым при таком раскладе не понятно. Выписывать от ИП путевой, а обязанность мед. и тех. осмотра возложить по договору аренды ТС без экипажа на водителя? Ведь сам самозанятый не может выписывать от себя путевые листы на сколько я понимаю. Допустим ли такой вариант работы ? Не могу найти ответ на свой вопрос.
По Вашей лицензии может работать только Ваш водитель (который оформлен, как сотрудник ИП), а не самозанятый. Лицензия выдается для определенного ИП и его сотрудников, а не просто на машину.
Всего в Вашем случае есть 2 варианта:
1. Вы получаете лицензию, берете человека себе наемным сотрудником, оформляете для него путевые листы с медицинским и техническим осмотром. Соответственно, отвечаете за штрафы для ИП. В этом случае Ваш ОКВЭД 49.32 и ничего дополнительного получать не нужно.
2. Вы просто сдаете машину в аренду ИП. Этот ИП сам занимается получением лицензии, оформлением документов, осмотрами. По штрафам отвечает сам. В этом случае Ваша деятельность - сдача машины в аренду, налогообложение надо делать в соответствии с ней.
Удачи на дорогах!
Максим, спасибо большое за ответы!
Но все-таки, тогда как многие таксопарки сдают в аренду свои авто с лицензией на их ИП самозанятым? Не законно получается?
И по п. 2 в вашем ответе, разве не должен собственник авто и ИП с лицензией совпадать? Хочется уж до конца разобраться в этом вопросе, чем потом исправлять все.
1. Скорее всего отношения оформляются как прием на работу в качестве водителя такси. Если Вы хотите узнать более подробно, какие варианты используют таксопарки, то просто попробуйте устроиться к ним на работу. Когда все выясните, откажетесь от работы.
2. Собственник не обязательно должен совпадать с лицензией. Вопрос получения лицензии на такси я рассматривал в этой статье. В ней приведена цитата из нормативного документа, показывающая, что можно получить лицензию по договору аренды или по договору лизинга.
Удачи на дорогах!
Доброго времени суток! Я работаю в авто-транспортном предприятии, в штате которого есть медицинские работники (Фельдшеры), которые имеют Справки Сертификаты о том, что они прошли "Программу подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей ТС". Нужно ли предприятию получать лицензию на оказание таких медицинских услуг? С уважением, Сергей
Здравствуйте, Сергей.
Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н:
8. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) (далее - медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
То есть лицензия нужна.
Удачи на дорогах!
Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н:
То есть лицензия нужна.
Ноги начинают расти с 99-ФЗ.
Добрый день. Я водитель, хозяин авто и ИП в одном лице. Мне надо проходить медосмотр для формы пг-1?
Александр-909,
Добрый день.
Для ИП при управлении т/с необходим путевой лист с отметкой медика.
Скажите, пожалуйста, как быть, если водитель из точки А приехал в точку Б и по какой-либо причине не прошел послерейсовые медосмотр. На след утро медик отказался ставить печать задним числом. что делать в таком случае? можно ли как то избежать штрафа при возвращении из Б в А из-за отсутствия послерейсового осмотра? и в ситуации если был не пройден предрейсовый осмотр что тогда , если водитель все же поехал в рейс без отметки?
Мария-95,
Добрый день.
Если сотрудник ГИБДД обнаружит отсутствие отметки о прохождении медосмотра то: КоАП РФ Статья 12.31.1. - 2. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Добрый день. Скажите, пожалуйста, вот такая ситуация. Муж не является ИП, сейчас не трудоустроен, он взял в аренду ТС для собственных нужд у другого физлица, кторое тоже не ИП, они оформили формальный договор пользования ТС. В Москве мужа остановили сотрудники ГИБДД и выписали три протокола: за отсутствие медосмотра, за отсутствие предрейсового осмотра ТС и отсутствие путевого листа. Он им всё объяснил, что машина взята для собственных нужд, показал договор пользования этой машиной, но они всё равно выписали, от подписи он отказался. Но постановления все равно пришли, так как на комиссию в Москву он естественно не мог приехать, он с Вологодской области. Правомерно ли были выписаны протоколы и что теперь делать? Можно ли их обжаловать? Срок для уплаты ещё не вышел и они пока не оплачены.
Ирина-245, добрый день.
Физическое лицо взяло в аренду авто у физического лица, я правильно понял?
Почему для управления т/с не ограничится доверенностью на право управления? Либо составить договор аренды.
В Вашем случае надо смотреть как составлен договор. Советую обратиться к адвокату для ознакомления с документами
Ирина-245, здравствуйте.
Штрафы имеет смысл оспорить, т.к. все они предназначены для работников юридических лиц (водителей), а не для физических лиц.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте! Юридическое лицо владеет ТС , директор хочет закрепить авто за заместителем для поездок на встречи , для управленческих нужд . В штате водителя нет.
1.Какими документами можно это закрепить ( приказ, доверенность)?
2.Обязательно ли оформлять путевой лист?
3.И как быть с медосмотром, если сотрудник не будет перевозить груз, пассажиров?
Ольга-297, добрый день.
Проще всего оформить аренду т/с на замдиректора.
Ольга-297, здравствуйте.
1. Любым удобным способом. Можно использовать и доверенность, и договор аренды. В зависимости от того, что требуется.
2. Путевой лист обязателен только при перевозках пассажиров и грузов. В иных случаях его можно не оформлять.
3. Если человек не работает в качестве водителя, то и предрейсовые медицинские осмотры ему не требуются.
Удачи на дорогах!
Добрый день! В ООО (производственная компания) числится одна машина Газель, на ней для своей компании возим материалы для производства и развозим свою продукцию Покупателям по городу.
Вопрос:обязательно оформлять путевые листы( с прохождением мед.осмотра и тех. осмотра)?
Спасибо
Виктория-71, здравствуйте.
1. Когда заполнение путевого листа обязательно? Насколько я понял, Ваша газель не занимается коммерческими перевозками, то есть путевой лист не обязателен.
2. Медицинский осмотр обязателен для всех, работающих водителями.
3. Предрейсовый технический контроль также нужно проходить.
Удачи на дорогах!
Добрый день! Юридическое лицо владеет ТС и еще есть договора по найму ТС без экипажа. Организация не занимается коммерческими перевозками ни пассажиров, ни грузов. В штате нет водителей. На ТС ездит монтажник ( один или несколько) к месту работы и возят необходимое оборудование ( лестницы, дрели и т.д.) для выполнения работ. Заполняется путевой лист на ЮЛ, для отнесения на расходы затрат по бензину. Необходимо в данном случае ставить отметку о медосмотре и техосмотре в путевом листе.
Ирина-253, здравствуйте.
Информация о медицинском осмотре и техническом контроле является обязательной при оформлении путевого листа. Данный вопрос рассмотрен в статье "как оформить путевой лист?".
Удачи на дорогах!
Добрый день! Подскажите, как быть? у ООО есть грузовое авто, оно передано физ.лицу по договору аренды. Так же этому физ.лицу выдан путевой лист, для того чтобы видеть пробег авто, путевой лист без ТО и без мед.осмотра, да и без подписи руководителя. Эту машину останавливают сотрудники территориального государственного автодорожного надзора и водитель по своей оплошности дает им не договор аренды а не заполненный путевой лист, соответственно на руках имеем два протокола об административном правонарушении... 1ый за отсутствие предрейсового тех.осмотра и 2й за отсутствие мед.осмотра....гос.инспектор при первом рассмотрении протоколов настроен на суд.
Наталья-276, здравствуйте.
Значит попробуйте решить данный вопрос через суд. Договор аренды, подтверждающий, что машина эксплуатируется физическим лицом, имеется, он может быть подтверждением Вашей точки зрения.
С другой стороны, не понятно, откуда у водителя оказался путевой лист и что именно в нем написано. Если там написано, что водитель работает в Вашем ООО, то подумайте, как именно это опровергнуть.
Удачи на дорогах!
Добрый день.
Подскажите как поступить.
У юр лица есть транспорт и договор с мед учреждением. Возможен ли выезд работников для прохождения предрейсового осмотра на служебном транспорте без штампа медика. Трудно доступное место. Как поступить чтобы на штраф не попасть?
Виктор-186, добрый вечер
Официально нет. Водитель изначально должен пройти медосмотр.
Добрый день!
ООО доверило груз физлицу по доверенности, физлицо на авто другого физлица перевозило груз. При остановке инспектором выписан протокол на ООО за медосмотр и путевой лист. В штате ООО нет водителя и нет авто. Кому что грозит в этом случае?
Виктор-188, здравствуйте.
А почему сотрудник ГИБДД решил наложить указанные штрафы на организацию? У них были какие-то документы, связывающие водителя и организацию?
Добрый день!
Подскажите, в ООО есть легковой автомобиль который находится и передвигается на закрытой территории, автомобилем пользуются сотрудники для поездок по территории, требуется ли оформление путевых листов на сотрудников, проведение предрейсовых медицинских осмотров, проведение предрейсовых технических осмотров.
Роман-262, здравствуйте.
Путевые листы нужны в том случае, если автомобиль занимается коммерческими перевозками пассажиров или грузов.
Медицинские и технические осмотры являются обязательными.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте, водитель зарегистрирован как ИП и какое-то время занимался перевозкой пассажиров. Но последние два месяца он зарегистрировался в мобильном приложении в качестве водителя и периодически занимался перевозкой пассажиров, если они двигались в попутном с ним направлении.
Во что мне написал Сервис: Сервис не является таксомоторной службой или диспетчерской службой. Сервис на условиях простой ограниченной неисключительной лицензии предоставляет Пользователю право пользования доступным функционалом Сервиса. Водители сервиса не являются работниками, работающими по трудовому договору.
Поэтому вопрос необходимо ли водителям данного Сервиса при перевозке пассажиров, проходить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, а так же выписывать путевые листы?
Павел-230, здравствуйте.
Насколько я понял, перевозки коммерческие. Если перевозки коммерческие, водитель должен быть оформлен как ИП или работать в ООО. И в том , и в другом случае предрейсовый медицинский осмотр требуется. Путевые листы также должны быть оформлены.
Посреднический сервис при этом, судя по всему, не имеет отношения ни к медосмотрам, ни к путевым листам, ни к оформлению водителя.
При этом сложно предугадать, за что именно водитель будет привлечен к ответственности в первую очередь: за незаконное предпринимательство, за отсутствие путевого листа или за отсутствие медицинского осмотра.
Удачи на дорогах!
Машина принадлежит ООО, а водитель с другой организации МУП. Как законно его допустить к управлению чужой машиной. Спасибо!
Иван-298, решение какой именно проблемы Вас интересует?
Если речь про оформление путевого листа, то в этом документе нигде не указывается, что водитель является работником данной организации.
Максим добрый день .
Вопрос такой.
Водитель направляется в командировку на несколько дней получать новый автомобиль с завода изготовителя например с 01.06.2022 по 05.06.2022 г.Сначала он едет на автобусе до завода, а потом через 1-2 дня получает новый автомобиль и перегоняет его на предприятие, в дороге едет 2 дня. Мы выписываем ему путевой лист с отметкой нашего медика (лицензия есть) и проведения тех.контроля с дня когда он получает автомобиль и проставляем время и выдаем путевой лист на руки .Но если проверят ГИБДД и в отметке медика увидят что место проверки водителя не соответствует месту выезда автомобиля. Будет ли это нарушение. Сами понимаете, не будешь ли разово заключать договор с мед организацией для проведения мед.осмотра водителя в месте где он будет выезжать на линию для перегона нового автомобиля домой на предприятие (гараж) .
Что на это скажите ?
Сергей-997, добрый день.
А нужен ли путевой лист для этой поездки вообще? Пассажиров и грузы автобус ведь не везёт.
ООО Учебный центр проводит обучение на автомобилях на различные категории. Нужно ли выписывать путевой лист инструктору , который работает по договору на период обучения,с прохождением медика и механика по выпуску ?
Радис, если транспортное средство не занимается перевозками пассажиров или грузов, то путевой лист не является обязательным.
Когда заполнение путевого листа обязательно?
Удачи на дорогах!