Расположение велосипедистов на проезжей части
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о расположении велосипедов и мопедов при движении по проезжей части дороги. Дело в том, что правила дорожного движения требуют, чтобы велосипедисты и водители мопедов двигались по правому краю проезжей части (пункты 24.2 и 24.7 ПДД).
Однако у водителей возникают вопросы по поводу того, насколько близко к бордюру должны ехать велосипеды и мопеды, и имеют ли право эти транспортные средства смещаться ближе к центру дороги. Правила не дают однозначного ответа на указанные вопросы, поэтому данная статья публикуется в разделе "Неоднозначности ПДД".
Сегодня будут рассмотрены 2 варианта трактования термина "по правому краю проезжей части" и аргументы в пользу каждого из них:
- Примеры движения велосипедов и мопедов.
- 2 варианта трактовки расположения велосипедистов и мопедов.
- 1. Движение только у бордюра.
- 2. Движение по возможности ближе к правому краю проезжей части.
- Как ездить на велосипеде на практике?
Примеры движения велосипедов и мопедов
Водители, которые управляют велосипедом и мопедом редко или не управляют указанными транспортными средствами вообще, обычно не могут понять, в чем суть рассматриваемой сегодня ситуации.
Действительно, на первый взгляд кажется, что велосипеды и мопеды могут спокойно ехать по самому краю проезжей части и удаляться от него нет никакой необходимости. Именно так и происходит на участках дорог без других транспортных средств:
Однако на практике дело обстоит по-иному. У правого края проезжей части могут быть припаркованы автомобили (без нарушения правил). Также у правого края располагаются остановки маршрутных транспортных средств:
Если водитель мопеда "уперся" в автобус, стоящий на остановке, то он, конечно же, может дождаться завершения посадки пассажиров и лишь после этого продолжить движение. Обычно это не занимает много времени. Если же впереди припаркованы автомобили, то ждать их отъезда можно несколько часов или даже дней.
Еще одна ситуация, которая вызывает больше всего вопросов у водителей велосипедов и мопедов. Речь идет об установке знаков "Направления движения по полосам" перед перекрестком. При этом из правой полосы движение разрешается только направо:
Может ли водитель велосипеда или мопеда перестроиться на вторую полосу движения, чтобы продолжить движение прямо?
2 варианта трактовки расположения велосипедистов и мопедов
Среди водителей существуют 2 варианта трактовки термина "по правому краю проезжей части":
- Двигаться можно только у самого края, не отдаляясь от него ни на сантиметр.
- Велосипеды и мопеды могут смещаться от края проезжей части, если движение вдоль края невозможно.
Рассмотрим аргументы в пользу каждого из вариантов:
1. Движение только у бордюра
В пользу этого варианта говорит сама формулировка пунктов 24.2 и 24.7 ПДД:
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
...
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Указанные пункты прямо говорят о правом крае и не предусматривают удаление двухколесных транспортных средств в случае необходимости.
Против данного варианта говорит тот факт, что такая трактовка делает велосипеды и мопеды абсолютно бесполезными транспортными средствами в городах. Если велосипед не может объезжать припаркованные автомобили и проезжать на перекрестках прямо, то дальше "своего двора" в городе на нем не уедешь. Получается, что нормально ездить на велосипедах и мопедах можно только вне населенных пунктов. Сомневаюсь, что законодатели хотели добиться именно этого при введении очередной редакции правил.
2. Движение по возможности ближе к правому краю проезжей части
Подобный вариант выглядит более адекватным, т.к. он позволяет велосипедам и мопедам объезжать припаркованные автомобили и проезжать прямо на всех перекрестках. Тем не менее, ПДД прямо не говорят о том, что велосипеды и мопеды могут удаляться от бордюра.
Если бы в пунктах 24.2 и 24.7 фразу "по правому краю проезжей части" заменить на фразу "по возможности ближе к правому краю проезжей части", то все встало бы на свои места.
Кроме того, есть еще несколько несоответствий в правилах дорожного движения, которые говорят именно в пользу варианта номер 2.
1. Если велосипедисты и водители мопедов не могут удаляться от правого бордюра, то полностью теряет смысл абзац 6 пункта 24.8 ПДД:
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
...
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
Данный абзац запрещает поворачивать налево, если на дороге две или более полос в данном направлении. Однако по варианту 1 велосипеды и мопеды в любом случае не могут выехать на крайнюю левую полосу, из которой разрешается выполнять поворот налево и разворот.
2. Если велосипедисты и водители мопедов не могут удаляться от правого бордюра, то также теряет смысл и абзац 2 пункта 24.5 ПДД:
Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.
С одной стороны, движение колонны в два ряда допускается пунктом 24.5 ПДД. С другой стороны, второй ряд велосипедистов находится не у самого края проезжей части и это нарушение.
3. C 1 марта 2023 года в пункт 24.5 правил дорожного движения добавлено новое второе предложение:
24.5. Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства.
Новое предложение напрямую не относится к велосипедистам, однако оно прямо запрещает средствам индивидуальной мобильности объезжать и обгонять с левой стороны транспортные средства. Если бы законодатели хотели распространить этот требования на велосипедистов, то слово "велосипедисты" также было бы включено в новое предложение. Однако, поскольку этого не произошло, можно сделать вывод о том, что законодатели и не хотели запрещать велосипедистам объезжать и обгонять транспорт с левой стороны.
Таким образом, перечисленные несоответствия подтверждают, что при утверждении правил дорожного движения законодатели не хотели запрещать велосипедистам и водителям мопедов выполнять объезды и перестроения. Однако в разделе 24 этот вопрос учесть забыли.
Как ездить на велосипеде на практике?
Еще одна особенность ситуации с велосипедами и мопедами заключается в том, что водителей данных транспортных средств штрафуют за неправильное расположение на проезжей части чрезвычайно редко. Поэтому невозможно понять, какого варианта в своей работе придерживаются сотрудники ГИБДД. Если Вас штрафовали за указанное нарушение, то прошу написать об этом в комментариях к данной статье.
Как показывает практика, расположение велосипедистов и водителей мопедов начинает интересовать полицию лишь в случае дорожно-транспортных происшествий. Поэтому, какой бы вариант из приведенных выше Вы не выбрали, будьте предельно внимательны. Если Вы спокойно перестроитесь несколько левее для объезда припаркованных автомобилей а после этого вернетесь к правому бордюру, то никаких претензий к Вам не будет.
Ну а в завершение предлагаю написать в комментариях, какого варианта расположения велосипедов и мопедов придерживаетесь Вы и почему.
Удачи на дорогах!
wowick, не понял что Вы имели ввиду) что отрезал выезд на одностороннюю? так это ничего не меняет.
Что значит смысла перестраиваться нет. Ведь если не перестроится, то будет трудно просочиться сквозь опережающих.
Ирина, здравствуйте.
В описанной ситуации, действительно, нет смысла перестраиваться в левую полосу.
Если организовать движение на данном перекрестке грамотно, то следует повесить дорожные знаки, разрешающие поворот налево сразу из двух полос. Обратитесь по этому поводу в местное ГИБДД.
Удачи на дорогах!
такой вопрос у меня возник:
Выхожу из дома и передо мной проспект четырехполосный (слева на право). Мне нужно ехать налево. По доброму я должен очутиться на той стороне и поехать по пч, но не могу пересечь так просто (до перехода еще добраться нужно). Могу ли я интерпретировать как невозможность ехать по правому краю пч, так как придется выехать на встречку и пересечь двойную сплошную, и поехать по тротуару налево до ближайшего светофора?
Так и надо делать. И так все делают. Я еще ни разу не слышал, чтоб кого-то из велосипедистов штрафовали за езду по тротуару в подобных случаях.
При управлении велосипедом придерживаюсь общих ПДД для автомобилистов, т.е. двигаюсь согласно знакам направления движения по полосам, соблюдая требования разметки. Если полоса уходит вправо, заблаговременно перестраиваюсь на соседнюю полосу для движения прямо, придерживаясь ее правого края. Считаю, что недоразумение в ПДД, касающееся расположения велосипедов на проезжей части, легко можно устранить, заменив в формулировке "движение по правому краю проезжей части" термин "проезжая часть" на "полосу движения", соответствующую выбранному направлению.
Не вижу смысла неоднозначности:
правила не запрещают удаляться от правого края проезжей части (а всего лишь разрешают (ДОПУСКАЮТ) движение по проезжей части, придерживаясь её правого края) и не определяют жёстко, как было ранее, коридор для движения в 1,5 метра. А что не запрещено правилами, то разрешено.
Поэтому смело объезжайте слева ТС, остановившиеся у правого края проезжей части; смещайтесь к правому краю полосы при наличии дополнительных полос справа, предназначенных для поворота направо, или полос торможения.
Но не перестраивайтесь в крайнее левое положение при повороте налево (так вы дважды пересечете путь других ТС (сначала при перестроении, затем при возврате к правому краю проезжей части после завершения поворота)). И поворот налево (как и разворот) при движении по проезжей части РАЗРЕШЁН ТОЛЬКО, если в направлении вашего первоначального движения (т.е. до совершения поворота налево) всего 1 ПОЛОСА (и нет трамвайных путей слева) (в п. 8.5 ПДД указано однозначно: ЗАПРЕЩЕНО).
И помните, что перед выполнением ЛЮБОГО манёвра, вы должны убедиться в его безопасности не только для вас самих, но и для остальных участников дорожного движения. Заранее подавайте сигналы руками, чтобы они своевременно и однозначно были распознаны другими участниками дорожного движения. Покажите свою уверенность и решительность в совершаемых действиях – не мечитесь по дороге и не «мямлите», создавая неуверенность и нервозное состояние у других участников дородного движения.
И помните главное – безопасность! А если не уверены или просто боитесь – спешьтесь и перейдите проезжую часть как пешеход (в соответствии с ПДД).
правила не запрещают удаляться от правого края проезжей части (а всего лишь разрешают (ДОПУСКАЮТ) движение по проезжей части, придерживаясь её правого края) и не определяют жёстко, как было ранее, коридор для движения в 1,5 метра. А что не запрещено правилами, то разрешено.
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части - в следующих случаях: ...
Алексей, если ПДД допускают движение по правому краю ПЧ, то по всей остальной ширине ПЧ велосипедист может двигаться без ограничений. Вас правильно понял?
Случай из практики по 24.2 велосипедист против автомобиля
[youtube:2grg3bdx]скажете ? Кто прав ?
Роман:
Ситуация с точки зрения ПДД. Велосипедистов на практике штрафуют чрезвычайно редко. У меня много знакомых велосипедистов и я за много лет ни разу не слышал, чтобы хоть кто-то из них получил штраф. Так что я не могу предсказать, стали бы сотрудники ГИБДД в данной ситуации накладывать штраф или нет.
С точки зрения ДТП. Если бы автомобиль наехал на велосипедиста, находящегося в центре полосы, то велосипедиста бы признали нарушителем пункта 24.2, а автомобилиста - пункта 10.1. Ну а степень вины каждого из участников определил бы суд.
Удачи на дорогах!
Второй вариант уже довольно давно подтверждён "письмом Шарфа" из кемеровского отдела ГИБДД. Проезд перекрёстка с полосой "только направо" в прямом направлении с правого края второй полосы признан не противоречащим 24.2 ПДД.
На круговом движении единственная (и весьма вероятная) опасность - это товарищи, желающие съехать с внутреннего ряда кольца. Таких приходится внимательно отслеживать.
Никакой поворот налево на кольце не запрещается, с кольца можно выехать на любой съезд, ибо на кольце при правостороннем движении вообще невозможен левый поворот. Просто представьте кольцо как серию Т-образных перекрёстков с примыканиями второстепенных дорог справа.
Приветствую Максим!
Внимательнейшим образом прочитал и эту вашу статью.
Прошу прощения, повторюсь: езжу на велосипеде каждый день, на работу и с работы. Дорога около 13 километров в один конец.
Проезжаю Грачевский парк и парк Ангарские пруды - оборудованы велосипедными дорожками.
Много приходится передвигаться по проезжей части: Ангарская улица, улица Софьи Ковалевской, Новодачное шоссе.
Объезжаю припаркованные авто отдаляюсь от правого края проезжей части, удостоверившись что не создам помех движущимся в попутном направлении ТС.
Перекрестки, за редчайшим исключением, перехожу по правилам для пешеходов.
Водители относятся с пониманием. Случаются что "не замечают" велосипедиста и тупо выезжают с второстепенной дороге. Но это скорее исключение. (специальной статистики не веду)
Если необходимо проехать по крупным магистралям: тут да, движение по левому краю дороги в полосе только для поворота на-право представляет реальную проблему. Не секрет, что в Москве весьма большая загруженность транспортом. По этой причине, самые "торопящиеся" пытаются обогнать именно при съезде с главной дороги.
Я выхожу из положения - смещаясь на метр - полтора от правого края проезжей части и показываю левой рукой левый поворот.
Основная часть водителей понимают, что продолжаю движение прямо.
От пьяных и наркоманов это не поможет, ну да и каска от летящего с третьего этажа кирпича - не помогает.
Тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить - спасибо Опытным Водителям за понимание и удачи всем участникам дорожного движения.
P.S. Велосипед оборудован передней фарой белого света, задним сигналом красного света и лазерными "габаритами", одеваю светоотражающий жилет (пункт 2.3.4 ПДД) - главное, чтобы водители меня видели.
Сегодня получил замечание от ДПС, объезжая автобус на остановке. Если точнее, сначала они оглушили меня "крякалкой", а затем грубо спросили, знаю ли я где кататься на велосипеде. Я попытался уточнить у них, но в конкретики не получил, инспектор ткнул пальцем куда-то в сторону тротуара. На мой вопрос, знает ли он ПДД, инспектор ответил утвердительно и уехал. Никакой помощи от них(((
Считаю большой ошибкой приравнивать велосипед к ТС. Велосипедист - почти как пешеход. В Германии для велосипедистом сделаны выделенные полосы на тротуаре (красные), рядом с пешеходной (серой асфальтовой или мощеной) половиной тротуара. Перекресток велосипедист переходит как и положено - спешившись. Это наиболее безопасный способ передвижения и для велосипедистов, и для пешеходов, и для автомобилей.
1. Снимите видео с объяснениями.
2. Создайте петицию с предложениями.
3. Если есть возможность не выезжать на дорогу - не выезжаю. Если необходимо еду с краю, если нужно повернуть на 1-полосных дорогах поворачиваю вставая за машинами, на дорогах имеющих более 1 полосы, поворачиаю или по переходам надземным, наземным, или подземным, а если их нет, то с левой полосы.
Все просто: велосипедист, или "мопедист", обьезжая препятствие - совершают маневр - это не запрещено в пределах одной полосы. Но они, обьезжая, "переходят"в другой статус - "статус выполняющего маневр", приняв при этом соответствующие меры безопасности. Кстати, маршрутный автобус на "остановке" препятствием не является, стало быть велосипедам имопедам обьезжать его запрещено
Но они, обьезжая, "переходят"в другой статус - "статус выполняющего маневр", приняв при этом соответствующие меры безопасности.
Пусть так. Тогда на каком основании Вы запретили "выполнять манёвр", используя другие полосы?:
Все просто: велосипедист, или "мопедист", обьезжая препятствие - совершают маневр - это не запрещено в пределах одной полосы.
Добрый день.
Может быть немного не в тему, но.
Если мопед движется по правому краю ПЧ точно также как и велосипед, то по чему о мопеде ничего не сказано в пунктах 8.3 и 13.1
Т.е если автомобилист поворачивая направо собьет меня на мопеде, то он ничего не нарушит...
Если не затруднит продублируйте ответ мне на почту.
Законодатель забыл, что разрешил двигаться мопедам, в том числе, по обочине.
Что касается правого края ПЧ - то по п 8.5 ПДД, при повороте направо необходимо занять крайнее правое положение, то есть на ПЧ справа - вообще никого не должно быть - ни мопеда, ни велосипеда, даже пешехода, двигающегося во встречном направлении (но встречному пешеходу - уступаем).
Артем, здравствуйте.
Если Вы будете двигаться по правому краю проезжей части, то водитель нарушит требования пункта 8.5 ПДД, как выше написал GDW nik.
Если же Вы будете ехать по тротуару и на перекрестке продолжить движение под поворачивающий автомобиль, то нарушения в действиях водителя автомобиля не будет.
Удачи на дорогах!
[youtube:2grg3bdx]подходит ли этот случай, когда "24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части" велосипедист движется во второй полосе, предназначенной для движения прямо?
Алексей, в тексте статьи как раз и идет речь о подобных ситуациях.
Правила однозначно не говорят о том, что велосипедист может ехать по второй полосе прямо. Однако совместный анализ пунктов 24.2 и 24.8 позволяет сделать вывод о том, что проехать через перекресток прямо можно. Иначе абзац пункта 24.8 был бы просто не нужен.
Удачи на дорогах!
А что делать, если направо поворачивают 2 полосы и только третья идет прямо? Получается, в этом случае велосипедист должен съехать на третью, либо принудительно повернуть направо.
Исходите из того, чтобы пересечь перекресток наиболее безопасно. Если движение интенсивное, то имеет смысл спешиться и пересечь дорогу по пешеходному переходу.
Удачи на дорогах!
Недавно увидел, как сотрудник ДПС остановил велосипедиста, ехавшего слева от припаркованных автомобилей. Вчитался в ПДД. По букве закона выходит, что места для езды на велосипеде ограничены пунктом 24.1, который расширен пунктом 24.2. При том, что нет формального определения правого края проезжей части, содержится прямой запрет отъезжать от него влево. То есть объехал слева располагающуюся на ПЧ яму, автомобиль, другого велосипедиста - нарушил. Почему так - видимо, чтобы избежать опасности наезда автомобилем. При этом если вас, например, остановила открывшаяся дверца автомобиля - при расположении вела на обочине или правом краю ПЧ вина автомобилиста (не убедился в отсутствии помех) , иначе - обоюдная или ваша ("вас там и быть не должно было", был судебный прецедент с одним авто, с обочины въехавшим в поворачивающий автомобиль со встречки). Противоречий с поворотом на перекрёстке налево и движением прямо (а равно как и в ряде случаев при перестроении на левую полосу при движении прямо, если даижение по правой полосе только направо) здесь нет: перекрёсток - пересечение дорог, составными частями которых являются ПЧ. Ничто не мешает при повороте налево двигаться сначала по правой части одной ПЧ, потом - второй (пересечения ПЧ определяются визуально) . Что делать вообще? Инициировать поправки в ПДД, позволяющие объезжать велосипеду слева припятствия на ПЧ в рамках крайней правой полосы. А до этого - ездить с осознанаем того, что приближение к центру крайней правой полосы уже делает вас нарушителем и потенциальным козлом отпущения в случае ДТП. Если остановил сотрудник ДПС - ссылаться на невозможность безопасного движения на тротуаре (или перехода на него - может, он в районе препятствия отделён оградой) и поведение на шоссе, способствующее вашей максимальной видимости, предсказуемости и безопасности движения. И автобусы/автомобили при посадке/высадке пассажиров - не препятствия, по ПДД их надо ждать (или объезжать по тротуару)
Дмитрий, а у Вас есть предложение, как переписать указанный пункт, чтобы соблюсти следующее:
1. Велосипедисты не ездят между автомобилей (по рядам), где транспортные средства едут гораздо быстрее.
2. Велосипедисты не ограничиваются в маневрировании.
На мой взгляд, законодатели хотят отобразить в правилах именно это, однако им не удается найти нужную формулировку. Если такая формулировка у Вас есть, то следует попробовать "инициировать поправки в ПДД" на основе конкретного предложения.
Удачи на дорогах!
Добрый день, Максим. Конечно.
24.2
перед "по обочине -" добавить:
"допускается отклонение влево от правого края проезжей части при объезде препятствия либо при перестроении для движения на перекрёстке прямо или налево в случае, если движение по правой полосе разрешено только направо. Не допускается выезд за левую разделительную линию крайней правой полосы"
Это исключает и езду между движущихся рядов (движущийся в пробке автомобиль - по ПДД не препятствие), и разрешает только объезд (разворот, поворот - нельзя), при этом никто не отменял пп.8.1, 8.2 про обозначение маневра и п.8.4 про необходимость уступить дорогу ТС, движущимся попутно без изменения направления движения. Это и согласуется с п.8.7 (отступление от п.8.5)
Что скажете? Знаете, куда можно обратиться?
Дмитрий, по формулировке:
1. "при объезде препятствия" - такая формулировка не разрешит объезжать припаркованные транспортные средства и общественный транспорт на остановках, т.к. препятствиями они не являются. Имеет смысл написать просто "при объезде".
2. Второе предложение в формулировке я не понял, т.к. в ПДД нет понятия "левая разделительная линия крайней правой полосы". Что Вы имели в виду?
3. Итоговый вариант можно попробовать направить непосредственно в ГИБДД или в Правительство РФ. Изменения в ПДД вносит Правительство. ГИБДД может направить в правительство свои (Ваши) предложения.
Удачи на дорогах!
Максим, я полагаю, что:
1. Принято. Однако объезд общественного транспорта на остановках (кроме остановившегося в карманах) сам считаю опасным действием - учитывая, что ему при начале его движения в городе следует уступать дорогу
2. Здесь скорее имелось в виду перестроение на разделительную линию первой и второй полос, так как обочины ещё нет, разрешение выезжать во вторую полосу в принципе опасно. Никто не согласится на внесение изменений, если не ограничить движение велосипедов крайней правой полосой. Но двигаться по линии - нереально и тоже несёт риски. Тогда скорее это будет перестроение к левому краю правой полосы до разделения ПЧ, далее по общим правилам. И без поворота налево, так как на таком перекрёстке уже 2 полосы в попутном направлении, налево нельзя либо получится очередная неоднозначность
3. Спасибо за совет. Отшлифую и постараюсь направить
Дмитрий:
2. Я примерно понял, что Вы имели в виду. Что нельзя выезжать за пределы крайней правой полосы. Тогда не понятно, как это согласуется с первым предложением. В первом предложении говорится, что перестроение во вторую полосу возможно для движения прямо или налево. А во втором - что оно запрещается.
Кстати, сейчас рассматривается проект изменений в ПДД (о нем я расскажу в статьях на ПДД Мастер в ближайшее время) и там будет в том числе интересный пункт, относящийся к велосипедистам.
24.5 Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства (за исключением мопедов и велосипедов) или препятствия, находящегося на проезжей части.
Такая формулировка прямо говорит о том, что велосипедисты не могут выполнять объезд и обгон. Если законопроект будет принят, то вопрос расположения велосипедистов будет вызывать гораздо меньше вопросов.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте, Максим
Всё согласуется по смыслу, но сложно выразимо по форме. Да, выпускать велосипед левее крайней правой полосы в принципе очень опасно, и никто в обозримом будущем такое не согласует. Чтобы на перекрёстке с правой полосой "только направо" ехать далее прямо, следует перестроиться в правый край второго ряда, так как ехать по левому краю правого ряда - нелогично и неправильно. Но это уже второй ряд! А по разделительной полосе ехать - не получится, да и тоже есть свои риски. Перестроение тоже небезопасно. Поэтому, видимо, вопрос перестроения лучше не затрагивать в принципе(
При этом, боюсь, вы неправильно прочли предполагаемые изменения в ПДД-2020. Указанный пункт закрепляет невозможность ВЕЛОСИПЕДИСТУ объехать слева любое препятствие и отдельно любые ТС, за исключением ВЕЛОСИПЕДОВ и МОПЕДОВ. Очень плохой пункт, хоть и закрепляющий мою точку точку зрения на недопустимость отклонения велосипеда от ПКПЧ и в текущей версии ПДД. Я внесу своё предложение по корректировкам п. 24.5 на (обсуждение поправок пока активно), но, так как оно напрямую будет противоречить предполагаемой правке авторов, вряд ли оно будет успешным...
Текст замечания в поправки в рамках обсуждения внёс, дальше посмотрим...
Здравствуйте!
Предлагаю скорректировать правку по пункту 1.22 Постановления, а именно:
Абзац первый пункта 24.5 изложить не в редакции:
«24.5 Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства (за исключением мопедов и велосипедов) или препятствия, находящегося на проезжей части.»,
а в редакции
«24.5 Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства (за исключением мопедов и велосипедов, а также припаркованных на стоянку в один ряд автомобилей; при этом не допускается выезд за пределы крайней правой полосы)»
здесь предлагается прямое разрешение объезда велосипедистами и приравненными к ним лицами (старше 14ти лет) препятствий и припаркованных автомобилей слева, но при этом строго в рамках крайней правой полосы. При этом в соответствии с п. 8.4 велосипедист при маневрировании должен не создавать помех иным ТС, едущим без изменения направления движения. Отсутствие разрешения велосипедистам объезда припаркованных автомобилей (речь не о ТС, остановившихся для посадки/высадки пассажиров - их объезд опасен) приводит к принципиальной невозможности пользоваться велосипедом в городе без велодорожек (тротуары заняты пешеходами со средней скоростью движения 4 км/ч, правый край ПЧ - через определённые промежутки припаркованными автомобилями), к фактическим нарушениям ПДД велосипедистами (так как без объезда припаркованных автомобилей движения велосипедистов не получится - это большинством и не распознаётся как нарушение, многие просто не верят, даже читая ПДД, и находят неверные трактовки) и идёт вразрез со сложившейся практикой безопасной езды на велосипеде, кроме того - создаёт дополнительные риски наездов на пешеходов в случае соблюдения запрета объезда.
С уважением, Дмитрий
При этом, боюсь, вы неправильно прочли предполагаемые изменения в ПДД-2020. Указанный пункт закрепляет невозможность ВЕЛОСИПЕДИСТУ объехать слева любое препятствие и отдельно любые ТС, за исключением ВЕЛОСИПЕДОВ и МОПЕДОВ.
Согласен с Вами. Данный пункт я подробно разобрал в этой статье.
Очень плохой пункт, хоть и закрепляющий мою точку точку зрения на недопустимость отклонения велосипеда от ПКПЧ и в текущей версии ПДД.
С текущими ПДД законопроект напрямую не связан. Он никаким образом не говорит, что сейчас (до его возможного вступления в силу) велосипедистам нельзя объезжать остановившиеся транспортные средства.
Удачи на дорогах!
Я - велосипедистка! И мне непонятно как я должна поступить. Вот еду я у правого края проезжей части по улице вдоль метровой металлической оградки. А все улицы нашего города одели в эти оградки. Впереди меня остановился автомобиль, и водитель ушел. Вправо мне не даст оградка, влево запрещает ПДД. А мне сколько суток ждать? Как думаете?
Людмила-56, Это один из неразрешимых вопросов ПДД. Вам легче, Вы можете перетащить велосипед через оградку. А вот, как быть владельцам авто? Вы едите, впереди встал автобус, водила ушёл, слева сплошная. Сколько суток ему ждать, чтобы не получить штраф? У меня так знакомый, на ровном месте, получил полгода лишения прав.
wow, передайте знакомому, что прав его лишили не законно. Объезд препятствия - это не ст 12.15.4, а ст 12.15.3 КоАП РФ (штраф 1-1,5 кр).
wow,
это могла быть ловушка дпс, искуственно созданная ситуация, и как пост выше лишение не законное
Внезапно нашел правый край ПЧ в экзаменационном билете 34 вопрос 10 от 2 янв. 2020.
Мои соображения, по поводу "правого края".
alexpa, спасибо, интересная информация!
1. Проведение аналогии с пунктом 9.4 - это аргумент в пользу того, что велосипедист не обязан все время ехать "вдоль" бордюра.
2. По поводу картинок из экзаменационных билетов. Распространенная ошибка водителей - считать экзаменационные билеты нормативным документом. Они таковыми не являются. То есть, ни сотрудники ГИБДД, ни судьи в любом случае не будут опираться на экзаменационные билеты.
Удачи на дорогах!
как быть владельцам авто? Вы едите, впереди встал автобус, водила ушёл, слева сплошная. Сколько суток ему ждать, чтобы не получить штраф?
В принципе - нисколько. Можно сразу же вызывать полицию и:
а) Вам организуют объезд
б) нарушителя увозят на эвакуаторе
в) Вы потом предъявляете иск о возмещении вреда, если это вред был понесен в результате задержки.
Это если по закону. А все альтернативные противозаконные варианты - в меру испорченности соответствующего физического лица.
Максим, оно конечно да, билеты не нормативный документ.
Но на мой дилетантский взгляд.
В соответствии с п.12 Постановления Правительства от 24.10.2014 № 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами", комплект экзаменационных задач утверждается МВД РФ и служит для проверки знаний ПДД, Основных положений по допуску транспортных средств, Законодательства обеспечения безопасности ДД и т.д.
Комплект экзаменационных задач размещен в сети Интернет на официальном сайте Госавтоинспекции. Там указано, что
экзаменационные билеты для категорий «A», «B», «M» и подкатегорий «А1», «B1» утверждены главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации. Видимо существует официальный документ подтверждающий это.
С другой стороны, в соответствии с п.11(p) Указа Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" на Госавтоинспекцию возлагаются разъяснение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий...
Ну как бы, чем билеты не официальные разъяснения?
А де-факто, ВСЕМ водителям России, во время подготовки в автошколах, ПДД разъяснялись на примерах из этих билетов.
ЗЫ. Без ссылочек, которые пропали из в моего предыдущего сообщения, публике может быть непонятно какое отношение имеет п.9.4 к велосипедам.
Внезапно нашел правый край ПЧ в экзаменационном билете 34 вопрос 10 от 2 янв. 2020.
Ну, и что именно "в официальном ответе ГИБДД" (я так понимаю, Вас воодушевил официальный комментарий к этому билету) наводит на мысли о пункте 9.4? Если честно, вообще ассоциаций 0. И вообще почему вызывает ощущения разрешения объезда "автобусов и прочих припаркованных" на велосипеде этот билет? Или я неверно Вас понял?
Ассоциация тут может быть только одна - автомобиль и велосипед в ПДД имеют разные права и обязанности. Поэтому никаких попыток распространить "автомобильные льготы" на велосипеды и в мыслях быть не должно. Автомобиль - это автомобиль. Ему "по возможности". А велосипеду - "только" или шагом марш с ПЧ на обочину/тротуар/стёжку полевую, куда наоборот, автомобилю нельзя.
10. В соответствии с пунктом 24.7 Правил водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один
ряд. Ответ — 2
Mishutka, я как бы комментировал статью на pddmaster, и не пытался принять участия в дискуссии по поводу объезда автобуса... Но думаю будет в тему.
У велосипедистов, часто возникает вопрос ГДЕ расположен "правый край проезжей части" по которому допускается движение в п.24.2. Отсутствие определения в п.1.2, разъясняющего материала и желание/необходимость кого-то объехать/обогнать вызывает бурление... Где его только не находят. И на разметке 1.2, и во второй полосе (в случае, если правый ряд запаркован). Некоторые утверждают, что право это не лево, слово край может означать не только границу, но и некоторую областью. А значит, вся та часть ПЧ, которая предназначена для движения прямо это "правый край", а та часть, которая предназначена для движения в противоположном направлении - "левый край"
Я нашел вопрос билета, где наглядно видно, что "правый край" из п.24.7 (очевидно, тот же, что и в п.24.2) больше похож на "крайнее правое положение" (так же нет определения в п.1.2, тем не менее это не мешает никому правильно понимать п.8.5).
Если посмотреть на историю вопроса, давным-давно был "один метр", до 2014 г. "возможно правее". С 2014, наконец-то, дополнительные требования для велосипедов (и мопедов) выделили в отдельный раздел (отделив от гужевого транспорта и погонщиков). Официально разрешили двигаться по тротуару (в исключительных случаях). Видимо, чтобы конкретизировать эти исключительные случаи, сменили формулировку (по моему мнению, не очень удачно, "крайнее правое положение" было бы лучше).
Действительно, по п.9.4 по возможности ближе к правому краю это не занимать левые полосы при свободных правых. Правда, слева велосипед все еще ограничивал п.9.5. Но некоторые велосипедисты считают, что на них это не распространяется, т.к. конструктивных ограничений у велосипеда нет, а они могут раскручивать больше 40 км/ч. Возможно даже (какая крамола), по этой причине они считают, что и запрет в п.16.1 на них распространяться. Но оставим это на их совести.
Если заглянуть в будущее (посмотреть проект изменений в ПДД), то в раздел 24 добавят СИМ. Некоторым из них разрешат "правый край", но с ограничениями на объезд и опережение. В первой редакции проекта пункт был неудачно сформулирован. Можно было понять, что эти ограничения распространяются на велосипедистов. В следующей редакции это недоразумение исправили.
Таким образом, Законодатель не считает и не собирается считать, что велосипедистам запрещен объезд и опережение. Скажу более, велосипедисту ПДД не запрещает обгон!
Вторая ссылка, где рассматривался п.9.4, была на мои соображения, по поводу расположению велосипеда на ПЧ, высказанные на форуме сайта "ВелоПитер" в теме "Опять о старом - о правом крае". Поскольку ссылку порезали, а у Вас это вызвало интерес - цитирую.
Bogdanter сказал(а) 16.07.2020 в 21:34:
В ПДД заложена неопределенность, умышленно или нет. Пока эту неопределенность не исключить, автомобилисты и дальше так будут думать.
Конечно, ПДД не эталон логической строгости, но проблема скорее в головах ортодоксов 24.2. Читаем первый абзац п.9.4.
Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
Почему у водителей автомобиля нет вопроса (который регулярно возникает у велосипедистов), что делать когда правая полоса только на право (и о ужас - она свободна), а надо прямо?
Далее, мои соображения, по поводу "правого края".
Как ни странно, мои представления о том, где он расположен, всегда совпадали с иллюстрацией Б34В10 (см. предыдущий пост).
В первом абзаце п.9.4 нет оговорки "с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2", как во втором абзаце, где в населенных пунктах разрешается занимать любую полосу. Здесь Законодатель не различает ТС на механические, тихоходные, велосипеды и т.п. Все ТС должны "по возможности ближе к правому краю" ПЧ. Логично сделать вывод, что Законодатель считает, что это условие "по возможности ближе к правому краю" равно или строже "по крайней правой полосе" из п.9.5 или "по правому краю" из п.24.2.
Проводя аналогию с тем, в каких случаях ТС может покидать правую полосу вне населенных пунктов, где действует ограничение "по возможности ближе к правому краю" и ТС из п.9.5 (под которые велосипед подпадает), на которые действует ограничение "по крайней правой полосе" (в качестве разъяснений удобно взять ответы к экзаменационным вопросам из билетов экзамена в ГИБДД на тему расположения ТС на ПЧ), делаем вывод, что велосипедист может покидать ПК ПЧ для объезда, опережения, обгона, поворота на лево и проезда прямо (когда правые полосы только направо). Заметим, что велосипедист не должен покидать правую полосу только для поворота налево (п.24.8, где перечислено, что запрещено велосипедистам), но не в остальных случаях. Также необходимо заметить, что смещение даже только внутри полосы для велосипедиста (из-за его небольших габаритов по ширине) по п.1.2 это перестроение со всеми вытекающими (п.8.1, п.8.4 и другие).
Действительно, у велосипедиста иногда нет возможности безопасно выполнить маневр перестроения левее, как ему предписывают пункты раздела 8 ПДД. Видимо, на этот случай Законодатель предусмотрел в п.24.2 дополнительное (которого нет у других ТС) право (но не обязанность), в случае если ПК ПЧ занят, двигаться по обочине или тротуару.
Очень хотелось бы иметь приоритет при перестроении, по крайней мере, направо. Скорости местами несопоставимые. Достаточно часто мне уступают, когда показываю, что хочу перестоится (или только начинаю вертеть головой). Правда не уверен, делают это из вежливости, следуя правилу ДДД или помня о ст.1079 ГК . А бывает и нет.
Помните!
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.
Для управления велосипедом не нужно сдавать на права. Я не сторонник введения таких прав. Но как следствие, в билетах нет специализированных вопросов для велосипедистов, ответы на которые можно использовать, как разъяснения по конкретным ситуациям. Наиболее близкая тема мопеды.
И да, я понимаю, что у вас, Mishutka, не укладывается в голове, но велосипед это транспортное средство и на него распространяются ВСЕ пункты ПДД относящиеся к ТС, в том числе п.9.4.
Некоторые утверждают, что ... вся та часть ПЧ, которая предназначена для движения прямо это "правый край", а та часть, которая предназначена для движения в противоположном направлении - "левый край"
Мало ли кто с головой не дружит. Для указанного случая в Конвенции и в ПДД используется не "край", а "сторона".
Нет. "Это" - не в ПДД. "Это" у Вас в голове после прочтения 9.4 ПДД. А это не одно и то же. Если бы Ваш тезис был "true", то было бы написано либо одно, либо другое. А раз написаны оба этих требования, то Ваш тезис "false". При этом тот же пункт 9.4 непосредственно отсылает к 24.2, где вообще нет этого "по возможности ближе к краю", а конкретно "по краю", тогда к чему вообще этот разговор про "по возможности"?Действительно, по п.9.4 по возможности ближе к правому краю это не занимать левые полосы при свободных правых.
Про общие и специальные нормы слыхали? Если специальная норма 24.2 задает более жесткие условия, чем общая 9.4, попытки того, на кого действует специальная норма, пролезть в зазор между нормами - это нарушение (в данном случае - нарушение ПДД). Чтобы даже не пытались - в самом 9.4 идет ссылка на 24.2.ВСЕ пункты ПДД относящиеся к ТС
alexpa, по экзаменационным билетам, действительно, учат водителей. Но не более того. Ни суд, ни разбор из ГИБДД не примет в качестве обоснования действий водителя ссылку из билетов.
Между делом, в билетах есть несколько ошибок, о которых знают те, кто их внимательно изучал. И если водитель будет действовать в соответствии с ошибочными вопросами/ответами, он может получит штраф или оказаться виновником ДТП.
Удачи на дорогах!
Добрый день! Неоднозначность движением вдоль парковочных мест у края дороги могла бы быть снята, если бы сама парковка (область дороги обозначенная разметкой для параллельной парковки, парковки елочкой или перпендикулярно) перестала относиться к проезжей части. Ведь по сути эта часть дороги не предназначена для сквозного движения прямо. А за такое движение штрафуют. А линия раздела парковка/полоса для движения - является в городе аналогом линии отделяющей обочину от проезжей части на загородной дороге.
Василий-118, здравствуйте.
Возможно, в самых крупных городах парковочные места повсеместно выделяются разметкой. В большинстве же населенных пунктов автомобили просто паркуются у правого края проезжей части без всякой разметки (как на картинке в статье). И, естественно, часть полосы движения в любом случае является проезжей частью.
Удачи на дорогах!
Добрый день! Вопрос про левый поворот на перекрестках двухполосных дорог. П.24.8 не запрещает поворот налево на перекрестках с одной полосой в данном направлении. п.8.5 обязывает водителя занять крайнее левое положение на своей половине проезжей части, т.е. прижаться к осевой линии и только после этого совершить поворот налево. Или же поворачивать налево от края проезжей части?
Валерий-157, как Вы верно подметили, п.8.5 требует. И ни одного пункта, который бы это требование отменял. Так что и вопроса нет.
Mishutka, Спасибо за ответ. Вы подтвердили мой вариант ответа на этот вопрос.