Приоритет велосипедистов в ПДД с 1 марта 2023 года
Добрый день, уважаемый читатель.
С 1 марта 2023 года начинает действовать обновленная редакция правил дорожного движения, которая вводит довольно много нововведений для различных участников дорожного движения.
В предшествующей статье рассматривалось обновленное понятие велосипед, а сегодня речь пойдет о приоритете велосипедистов в различных ситуациях.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Движение велосипедистов по велосипедной зоне
- Движение велосипедистов у края проезжей части
- Приоритет на велосипедных дорожках в пешеходных зонах
- Приоритет пешеходов перед велосипедистами
- Приоритет при пересечении проезжей части
- Буксировка с участием велосипедиста
Информация о нормативном документе
2022.11.04 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.
Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.
Движение велосипедистов по велосипедной зоне
Рассмотрим обновленный пункт 24.1 ПДД:
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.
С 1 марта 2023 года проезжая часть велосипедной зоны добавлена в список мест с самым высоким приоритетом, по которым должны двигаться велосипедисты старше 14 лет.
Напомню, что велосипедные зоны были введены в правила дорожного движения 14 декабря 2018 года. Именно тогда в правила были внесены пункты, позволяющие велосипедистам ездить в велозоне по всей ширине проезжей части и предоставляющие им приоритет перед автомобилями.
Однако, в 2018 году в пункты 24.1 - 24.4, регламентирующие движение велосипедистов разных возрастов, велосипедная зона не была внесена. И получалось, что на проезжей части велосипедных зон действовали точно такие же правила, как и на проезжей части дороги (велосипедисты старше 14 лет могли двигаться только по правому краю проезжей части, а не по всей ширине).
С 1 марта 2023 года данное упущение будет исправлено, а проезжая часть велосипедных зон для велосипедистов старше 14 лет будет иметь самый высокий приоритет. Это означает, что если на участке дороги установлен знак "велосипедная зона", то в первую очередь велосипедисты старше 14 лет должны ехать именно по проезжей части велосипедной зоны.
При этом, если на дороге есть одновременно несколько элементов из приведенного ниже списка, то велосипедист может выбрать для движения любой удобный вариант:
велосипедная дорожка | |
велопешеходная дорожка | |
проезжая часть велосипедной зоны | |
полоса для велосипедистов |
Движение велосипедистов у края проезжей части
Следующее изменение внесено в пункт 24.5 ПДД:
24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
24.5. Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства.
Напомню, что в настоящее время среди водителей распространены 2 основные точки зрения, связанные с движением велосипедистов по краю проезжей части:
- ехать можно только около бордюра;
- ехать нужно по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Этот вопрос более подробно рассмотрен в рамках отдельной статьи:
Так вот, вернемся к обновленному пункту 24.5. Наибольший интерес для нас представляет второе предложение.
Не смотря на то, что оно относится к средствам индивидуальной мобильности, оно также позволяет в очередной раз убедиться в том, что в отношении велосипедистов запрет на перечисленные маневры (обгон и объезд) не действует. То есть новое предложение пункта 24.5 - это еще один признак того, что велосипедисты могут объезжать припаркованные автомобили и это не является нарушением правил.
Приоритет на велосипедных дорожках в пешеходных зонах
Рассмотрим обновленный пункт 24.6 ПДД:
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов, а лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.
Для велосипедистов в данном пункте предназначено лишь одно изменение, относящееся к ситуации, когда велосипедная дорожка находится внутри пешеходной зоны:
В этом случае на велодорожке преимущество имеют не велосипедисты, а пешеходы. В связи с этим возникает вопрос, для чего тогда вообще нужна эта велосипедная дорожка внутри пешеходной зоны? Ведь никаких преимуществ велосипедистам она не дает.
А смысл подобной дорожки не в том, чтобы дать преимущество велосипедистам, а в том, чтобы дать преимущество пешеходам. Ведь при наличии велосипедной дорожки велосипедисты должны ездить по ней, а в оставшейся части пешеходной зоны могут двигаться только пешеходы. То есть велосипедная дорожка внутри пешеходной зоны дает преимущество только пешеходам, а велосипедистов в некотором смысле ограничивает.
Приоритет пешеходов перед велосипедистами
Рассмотрим новый абзац, который добавлен в пункт 24.6 ПДД:
Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.
Изучение текста правил дорожного движения позволяет понять, что при определенном стечении обстоятельств пешеход может двигаться по любому участку дороги, где разрешено движение велосипедистов:
- по велодорожке;
- по велопешеходной дорожке;
- по проезжей части (в том числе в велосипедной зоне или по велосипедной полосе);
- по обочине;
- по тротуару;
- по пешеходной дорожке;
- по пешеходной зоне.
И везде пешеход имеет преимущество.
Например, и пешеход, и велосипедист имеют право двигаться по краю проезжей части. Ситуация изображена на рисунке выше. При этом велосипедист движется в попутном с автомобилями направлении, а пешеход - во встречном. И в случае пересечения траекторий пешеход имеет приоритет.
В большинстве случаев данная ситуация не должна вызвать проблем, т.к. велосипед просто объедет пешехода слева и требование уступить дорогу вообще не возникнет, т.к. траектории участников дорожного движения не пересекутся.
Однако, если движение на дороге будет плотным и места слева не окажется (там будут ехать автомобили), то велосипедисту придется остановиться и уступить дорогу пешеходу.
Можно предположить, что рассматриваемый абзац появился в первую очередь не для регламентирования очередности движения велосипедистов и пешеходов, а несколько для другого. А именно, для выявления виновников ДТП в случае наезда велосипедиста на пешехода. Начиная с 1 марта 2023 года велосипедист будет единственным виновником или одним из виновников ДТП с участием пешехода.
Приоритет при пересечении проезжей части
Перейдем к новому пункту 24.61 ПДД:
24.61. При пересечении проезжей части вне перекрестка велосипедистом или лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, указанные лица обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней.
Суть данного пункта состоит в том, что при пересечении проезжей части велосипедист должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения, которые движутся по этой проезжей части.
В качестве примера такой ситуации можно рассмотреть пересечение велосипедистом проезжей части дороги в произвольном месте. Ситуация изображена на рисунке выше.
Если у Вас есть примеры иных ситуаций, когда может пригодиться пункт 24.61, то опишите их в комментариях к данной статье.
Буксировка с участием велосипедиста
Рассмотрим обновленный пункт 24.9 ПДД:
24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
24.9. Запрещается буксировка велосипедов, средств индивидуальной мобильности и мопедов, а также буксировка велосипедами, средствами индивидуальной мобильности и мопедами, кроме буксировки велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности соответственно.
Смысл данного пункта изменился не сильно. Однако из старой редакции можно было понять, что мопед имеет право буксировать и мопедный, и велосипедный прицепы. А велосипед - и велосипедный, и мопедный. Теперь же в пункте 24.9 используется слово "соответственно" и получается, что мопед может буксировать прицеп для мопеда, велосипед - для велосипеда, а СИМ - прицеп для СИМ.
Кроме того, следует отметить, что в новой редакции правил дорожного движения не идет речь о том, какое транспортное средство имеет приоритет в паре велосипедист - СИМ. Получается, что эти ТС "равноприоритетны" и в случае пересечения траекторий они должны руководствоваться подходящими пунктами правил дорожного движения.
Что касается действующих правил дорожного движения для велосипедистов, то они довольно подробно рассмотрены в следующей статье:
В заключение хочу напомнить, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей "Новые ПДД с 1 марта 2023 года". Содержание данной серии доступно на следующей странице:
Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:
Ну а в следующей статье речь пойдет о новых правилах дорожного движения для пешеходов. Не пропустите!
Удачи на дорогах!
Про приоритет при пересечении проезжей части
Считать новый п.24.6(1) регламентирующим пересечении проезжей части вне перекрестка велосипедистом или лицом верхом на СИМ, по-моему, нелепо.
Кажется уже обсуждали это, но, скорее всего, имеется ввиду нерегулируемое пересечение велосипедной дорожки и автомобильной дороги (хотя это тоже перекрёсток - см. определения). Решили снова ввести пункт 24.4, существовавший до апреля 2014 года, по которому велосипедист на дорожке уступал автомобилю.
Но нет предела совершенству. Теперь велосипедист и лицо на СИМ в этой ситуации обязан уступать не только автомобилям, но и всем участникам дорожного движения, которые двигаются по большой проезжей части. Наверное, даже пешеходам, идущим по её краю.
Короче - "большая" проезжая часть - это как главная дорога для них без всяких обозначений и исключений.
Наверное, хотели ввести именно это понятие, но получилось как всегда.
Может 24.6(1) имеет ввиду пересечение ПЧ по полосе для велосипедистов, которая пересекает ПЧ? Она же не является перекрестком.
Антон-46, полосы для велосипедистов самостоятельно (отдельно) не используются. Полоса для велосипедиста - это одна из полос проезжей части, которую выделили для велосипедистов. Остальные полосы при этом общие (автомобильные). И когда дорога с полосой для велосипедистов и автомобильными полосами пересекает другую дорогу, то это перекресток.
Удачи на дорогах!
По разделу статьи "Приоритет пешеходов перед велосипедистами"
Вы пишите, что пешеход имеет преимущество при движении по велодорожке.
Это не совсем точно.
На велодорожках, находящихся в пешеходных зонах - да. Обновлённый второй абзац п.24.6 зачем-то прямо указывает на это. Хотя, чисто по-моему, это неправильно. Зона, конечно, пешеходная, спору нет. Но уж если в этой зоне выделили и специально обозначили дорожку для велосипедистов и СИМ, то зачем провоцировать конфликт? Неужели в целой пешеходной зоне пешеходам мало места и без велодорожек.
Но обновился не только этот пункт, но и п.4.1, в который конкретно добавили обязанность пешеходу на иных велодорожках "...уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ."
И это правильно - отдельная велодорожка должна принадлежать велосипедистам. И пешеходы на ней должны бегать, оглядываясь по сторонам и понимая свою уязвимость.
Вот, например, каждое утро в течение часа я бегаю по пешеходным дорожкам приморского парка, на которых конструктивно (цветом, покрытием и разметкой) выделены велодорожки. И вместе со мной по этому же парку по утрам гоняет со страшной скоростью велосипедист. Естественно именно по этим выделенным для него дорожкам.
Несколько раз я, заслушавшись соловьёв и засмотревшись на белок, несознательно шагал по велодорожке и тут же, как специально, сзади судорожное "делинь-делинь" (а у меня ещё и музыка в ушал) и срывающиеся на грубость претензии ко мне - мол, какого х... я по велодорожке бегу...
Приходилось улыбаться и извиняться, т.к. считаю, что он прав.
Но вот 1 марта я ему устрою...!!! Буду демонстративно не торопясь бежать по велодорожке. А в случае претензий, я ему раз в морду ПДД - вот он, новый пункт 24.6... И пусть он именно спешивается, становится пешеходом и пусть попробует меня обогнать... С его огромным железным конём в руках, у него это вряд ли получится.
Александр-921, спасибо за дополнение! Статья про новые правила для пешеходов появятся на ПДД Мастер в ближайшее время. Там вопрос приоритета на велодорожках будет рассмотрен более подробно.
Удачи на дорогах!
По разделу статьи "Приоритет пешеходов перед велосипедистами"
Новый третий абзац, который добавлен в пункт 24.6 ПДД:
Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.
= Ну положим не во всех…
Например, согласно п.4.1 совсем наоборот: "…при движении по велосипедным дорожкам…пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности..." - Непонятка, однако???
Или исключение? Почему бы тогда не указать на это? Запутать хотят?
===============
И насчёт отдельно выделенного случая встречного с пешеходами движения велосипедистов и лиц на СИМ по краю ПЧ.
Край ПЧ во втором абзаце п.24.6 почему-то не упомянули, поэтому он здесь и не применим. И только третий абзац обязывает велосипедистов и лиц на СИМ уступить дорогу пешеходу на краю ПЧ.
Но!!! Не спешиваясь и не снижая скорости, как это требует второй абзац. А как тогда?
Ну ладно велосипедист. Он ещё на свой страх и риск (с соблюдением п.8.2) может вполне законно вильнуть влево под колёса попутных машин и объехать??? встречного пешехода (разъехаться с ним?).
А что делать лицу на СИМ? Ему вилять влево строго запрещает п.24.5. Может лицо на СИМ должно на скорости 25 км/ч объезжать пешехода справа по грязной и корявой обочине? А если её нет? Спешиваться? А это значит обратиться пешеходом и тут же стать нарушителем п.4.1? НЕПОНЯТКА???
================
И вообще, принципиальный вопрос: если в п.24.6 ввели третий абзац, зачем тогда нужен второй?
И тут же принципиальный ответ: наверное, третьим абзацем нормодатель хотел обозначить преимущество пешехода на велопешеходных дорожках с совмещенным движением, обозначенных знаком 4.5.2 "Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением".
Ведь именно на таких дорожках взаимоотношения =велосипедист - пешеход= в ПДД до сих пор никак не регламентированы.
Поручили лейтенанту сформулировать это как-то поумнее. Но мы же из прежнего помним, что два придаточных предложения в одном сложноподчинённом - задача невыполнимая, поэтому он не стал заморачиваться и решил, что слова =совмещённого= в третьем абзаце вполне достаточно, чтобы все поняли намёк на дорожку с совмещенным движением.
Тем более, что в основном теле текста ПДД это слово не используется ни разу.