Отмена экзаменов на автодроме с 1 апреля 2021 года

Отмена площадки в ГИБДД с 1 апреля 2021 года

Добрый день, уважаемый читатель.

С 1 апреля 2021 года начнут действовать изменения правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.

Напомню, что данный документ регламентирует вопросы, связанные с проведением экзаменов, необходимых для получения водительского удостоверения, в ГИБДД.

На 1 апреля запланировано довольно много нововведений, поэтому их рассмотрение будет разделено на 2 части. Основная тема первой части - это отмена экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, который проводится на автодроме.

Содержание статьи:

Отмена автодрома на экзамене в ГИБДД

В первую очередь рассмотрим обновленный пункт 6 правил проведения экзаменов:

6. Экзамены состоят из теоретического и практических экзаменов - экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством и экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.

Экзамены принимаются в следующей последовательности:
а) теоретический экзамен;
б) экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством;
в) экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.

6. Экзамены проводятся в форме теоретического и практического экзаменов.

Из данного пункта исключена фраза "экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством". Забегая вперед, скажу, что подобная фраза исключена и из других пунктов документа, то есть в правилах она больше не встречается.

Таким образом, вместо привычной схемы из трех последовательных экзаменов (теория - автодром - город), которая применялась более 10 лет, вводится новая схема из двух этапов: теория и практика.

Примечание. На самом деле это не означает, что упражнения с автодрома уходят в прошлое. Более правильно будет говорить о том, что автодром и город просто объединены в 1 этап под названием практика. Этот вопрос подробно разобран ниже.

С другой стороны, неправильно говорить и о том, что экзамены остаются прежними. Объединение приводит к тому, что кандидат в водители должен сдать практику "за один раз".

Например, в соответствии с предшествующей редакцией документа, если кандидат в водители успешно сдавал автодром и после этого заваливал город, то на следующей пересдаче ему нужно было сдать только город.

В новой редакции придется пересдавать всю практику полностью.

Отмена возможности сдачи теории и автодрома в автошколе

9. Для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий (далее - кандидаты в водители), проводятся:

а) теоретический экзамен и практические экзамены - экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством и экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения - на категории "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегории "C1", "D1", "C1E" и "D1Е".

В случае если кандидаты в водители успешно сдали квалификационные экзамены по проверке теоретических знаний и первоначальных навыков управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность), проводится только экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения при условии, что:

  • квалификационные экзамены проведены с учетом требований, предусмотренных пунктами 12, 13 и 15 настоящих Правил, при этом проверка первоначальных навыков управления транспортными средствами проведена на автоматизированном автодроме;
  • квалификационные экзамены проведены в присутствии экзаменатора. При этом решение о направлении экзаменатора в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, принимается по итогам проводимой подразделением Госавтоинспекции 6-месячной оценки результатов сдачи квалификационных экзаменов в организации, осуществляющей образовательную деятельность, начиная со дня поступления соответствующей заявки организации, осуществляющей образовательную деятельность. Экзаменатор направляется в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в случае если по итогам проведенной оценки количество кандидатов в водители, сдавших с первого раза квалификационный экзамен по проверке теоретических знаний, составляет более 80 процентов общего количества лиц, сдававших экзамен, а количество кандидатов в водители, сдавших с первого раза квалификационный экзамен по первоначальным навыкам управления транспортными средствами, - более 70 процентов общего количества лиц, сдававших экзамен.

Порядок взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и направления экзаменатора определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации;

б) теоретический экзамен - на категории "Tm" и "Tb";

в) теоретический экзамен и экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством - на категории "A" и "M" и подкатегории "A1" и "B1";

г) экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством (проводится на транспортном средстве соответствующей категории и подкатегории с механической трансмиссией) - для лиц, имеющих право на управление транспортными средствами с автоматической трансмиссией и освоивших программы повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий с автоматической трансмиссией.

д) экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения (проводится на транспортном средстве категории "D" с автоматической трансмиссией) - на категорию "D" для лиц, имеющих право на управление транспортными средствами категории "Tb" и освоивших программы профессионального обучения водителей транспортных средств категории "D".

9. Для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий (далее - кандидаты в водители), проводятся следующие экзамены:

а) для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий "А", "В", "С", "D", "М", "ВЕ", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "А1", "В1", "С1", "D1", "С1Е" и "D1E", за исключением лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, - теоретический и практический экзамены;

б) для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий "Tm" и "Tb", - теоретический экзамен;

в) для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий с любым видом трансмиссии, имеющих право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с автоматической трансмиссией и освоивших программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий или подкатегорий с механической трансмиссией, - практический экзамен, проводимый на транспортном средстве соответствующей категории или подкатегории с механической трансмиссией;

г) для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категории "D", имеющих право на управление транспортными средствами категории "Tb" и освоивших программы профессионального обучения водителей транспортных средств категории "D", - практический экзамен, проводимый на транспортном средстве категории "D" с автоматической трансмиссией.

Первое важное изменение затронуло перечень экзаменов, которые нужно сдать для различных категорий прав:

КатегорияЭкзамены (было)Экзамены (стало)
A, M, A1, B1теория и автодромтеория и практика
B, C, D, BE, CE, DE, C1, D1, C1E, D1Етеория, автодром и городтеория и практика
Tm, Tbтеориятеория
повышение квалификации с АКПП до МКППавтодромпрактика
повышение квалификации с Tb до Dгород с АКППпрактика с АКПП

Итак, основное различие заключается в том, что отдельные понятия "автодром" и "город" заменены на общее понятия "практика".

Например, на первый взгляд может показаться, что для получения прав на мотоцикл или мопед теперь придется сдавать полный практический экзамен. В том числе и город.

На самом деле это не так, экзамены на категории A, M, A1 и B1 будут приниматься на традиционных автодромах, речь об этом пойдет чуть ниже.

Что касается прочих категорий, то для них, действительно, придется сдавать полный вариант практического экзамена.

Например, при повышении квалификации с АКПП до МКПП придется сдавать в том числе и город.

Второе важное изменение пункта 9 правил заключается в том, что из него исключена возможность проведения теоретического экзамена и экзамена на автодроме в автошколе. Напомню, что данное правило действовало с 5 ноября 2014 года и заключалось в том, что если ученики автошколы показывали хорошие результаты при сдаче экзаменов в ГИБДД, то автошкола получала возможность принимать теорию и автодром на своей территории (при участии сотрудника ГИБДД).

Тем не менее, для полного понимания следует рассмотреть новую редакцию пункта 16:

16. При наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, условий для проведения теоретического экзамена и (или) экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, соответствующих настоящим Правилам, допускается их проведение с использованием учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Порядок определения соответствия условий для проведения теоретического экзамена и (или) экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, имеющихся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям настоящих Правил определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

16. При наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, условий для проведения экзаменов, соответствующих требованиям настоящих Правил, допускается проведение экзаменов с использованием учебно-материальной базы этой организации.

Порядок определения соответствия имеющихся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, условий для проведения экзаменов требованиям настоящих Правил устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Новый пункт 16 говорит о том, что с 1 апреля 2021 года и теория, и практика могут сдаваться с применением учебно-материальной базы автошколы. То есть теория может сдаваться на компьютерах автошколы, а практика - на автомобилях и площадке автошколы.

Таким образом получается, что в 2021 году все этапы экзаменов можно будет сдать "в автошколе". Что касается деталей по данному нововведению, то они должны быть установлены отдельным приказом МВД. Как только этот приказ будет опубликован, данная статья будет дополнена.

Практический экзамен для мопедов и мотоциклов

13. Экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством проводится на автодромах, в том числе автоматизированных, и закрытых площадках, требования к которым предусмотрены приложением N 1 к настоящим Правилам.

При проведении указанного экзамена у кандидата в водители проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории путем выполнения следующих испытательных упражнений:
...
б) маневрирование в ограниченном пространстве;
...
г) торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку, в случаях проведения экзамена на транспортных средствах категорий "M" и "A" и подкатегории "A1";

д) парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;
...
ж) остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров;

13. Практический экзамен на право управления транспортными средствами категорий "А" и "М" и подкатегорий "А1" и "В1" проводится на автодромах, автоматизированных автодромах и закрытых площадках, требования к которым предусмотрены приложением No 1 к настоящим Правилам.

При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "А" и "М" и подкатегории "А1" у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством указанных категорий и подкатегории путем выполнения следующих маневров:

а) передвижение мототранспортного средства задним ходом, без включения двигателя, и установка на место стоянки;

б) управление на малой скорости в габаритном коридоре;

в) маневрирование на малой скорости;

г) скоростное маневрирование;

д) торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение;

е) маневрирование в ограниченном пространстве.

В первую очередь новый пункт 13 говорит о том, что экзамены для получения прав категорий A, M и A1 проводятся только на автодромах и закрытых площадках. Так что при сдаче экзаменов на мотоциклах и мопедах, как и раньше, в город выезжать не придется.

Ну а чтобы лучше понять, какие упражнения автодрома исключены и правил, а какие добавлены, рассмотрим их в виде таблицы:

Упражнение в старой редакцииУпражнение в новой редакции
б) маневрирование в ограниченном пространстве;е) маневрирование в ограниченном пространстве;
б) управление на малой скорости в габаритном коридоре;
в) маневрирование на малой скорости;
г) скоростное маневрирование;
г) торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку;д) торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение;
д) парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;а) передвижение мототранспортного средства задним ходом, без включения двигателя, и установка на место стоянки;
ж) остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров;-

То есть из экзамена для мотоциклов и мопедов исключено единственное упражнение - остановка для безопасной посадки и высадки пассажиров.

Что касается упражнений, связанных с маневрированием, список которых стал больше, то все они ранее использовались при сдаче автодрома. Убедиться в этом Вы можете, изучив приложение к административному регламенту ГИБДД:

Таким образом, состав экзамена для двухколесного транспорта изменился не сильно.

Практический экзамен для трициклов и квадрициклов (В1)

13. Экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством проводится на автодромах, в том числе автоматизированных, и закрытых площадках, требования к которым предусмотрены приложением N 1 к настоящим Правилам.

При проведении указанного экзамена у кандидата в водители проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории путем выполнения следующих испытательных упражнений:

а) остановка и начало движения на подъеме в случаях проведения экзамена на транспортных средствах категорий "B", "C" и "D" и подкатегорий "B1", "C1" и "D1";

б) маневрирование в ограниченном пространстве;

в) движение и маневрирование задним ходом, за исключением случаев проведения экзамена на транспортных средствах категорий "M" и "A" и подкатегории "A1";
...
д) парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;
...
ж) остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров;
...
и) въезд в бокс задним ходом, за исключением случаев проведения экзамена на транспортных средствах категорий "M" и "A" и подкатегории "A1";

13. Практический экзамен на право управления транспортными средствами категорий "А" и "М" и подкатегорий "А1" и "В1" проводится на автодромах, автоматизированных автодромах и закрытых площадках, требования к которым предусмотрены приложением N1 к настоящим Правилам.
...
131. При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами подкатегории "В1" у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством данной подкатегории путем выполнения следующих маневров:

а) остановка и начало движения на подъеме и на спуске;

б) прямолинейное движение задним ходом;

в) постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов;

г) разворот в ограниченном пространстве с использованием движения задним ходом;

д) постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом;

е) торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение;

ж) маневрирование на различных скоростях;

з) маневрирование в ограниченном пространстве.

Ситуация для трициклов и квадрициклов аналогична рассмотренной выше ситуации для мопедов. С 1 апреля 2021 года экзамен на подкатегорию B1 будут, как и прежде, проводить только на автодроме.

Что касается упражнений, то сравним старый и новый варианты с помощью следующей таблицы:

Упражнение в старой редакцииУпражнение в новой редакции
а) остановка и начало движения на подъеме;а) остановка и начало движения на подъеме и на спуске;
б) маневрирование в ограниченном пространстве;г) разворот в ограниченном пространстве с использованием движения задним ходом;
ж) маневрирование на различных скоростях;
з) маневрирование в ограниченном пространстве;
в) движение и маневрирование задним ходом;
и) въезд в бокс задним ходом;
в) постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов;
д) парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;
ж) остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров;
д) постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом;
б) прямолинейное движение задним ходом;
е) торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение;

Перечень упражнений для квадрициклов и трициклов должен измениться лишь незначительно. Основная масса элементов сохранилась, добавлены лишь 2 новые позиции:

  • прямолинейное движение задним ходом,
  • торможение и остановка на различных скоростях.

Эти упражнения не должны вызывать особых проблем при сдаче экзамена.

Практический экзамен для легковых автомобилей, грузовиков и автобусов

Перейдем к рассмотрению пунктов правил, регламентирующих проведение практического экзамена для легковых автомобилей, грузовиков и автобусов (категории B, C, D, BE, CE, DE, подкатегории C1, D1, C1E, D1E).

Требования для этих категорий разбросаны по различным разделам правил. В "старой" редакции упражнения для автодрома были описаны в пункте 13 правил, а упражнения для города - в пункте 2 приложения 2 к правилам. В новой редакции упражнения для практического экзамена представлены в пункте 14 правил. Рассмотрим перечисленные пункты:

13. Экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством проводится на автодромах, в том числе автоматизированных, и закрытых площадках, требования к которым предусмотрены приложением N 1 к настоящим Правилам.

При проведении указанного экзамена у кандидата в водители проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории путем выполнения следующих испытательных упражнений:

а) остановка и начало движения на подъеме в случаях проведения экзамена на транспортных средствах категорий "B", "C" и "D" и подкатегорий "B1", "C1" и "D1";

б) маневрирование в ограниченном пространстве;

в) движение и маневрирование задним ходом, за исключением случаев проведения экзамена на транспортных средствах категорий "M" и "A" и подкатегории "A1";
...
д) парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;

е) парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) в случаях проведения экзамена на транспортных средствах категорий "C" и "CE" и подкатегорий "C1" и "C1E";

ж) остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров;

з) сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом в случаях проведения экзамена на транспортных средствах категорий "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1E" и "D1E";

и) въезд в бокс задним ходом, за исключением случаев проведения экзамена на транспортных средствах категорий "M" и "A" и подкатегории "A1";
...
2. Маршрут должен обеспечивать возможность выполнения кандидатом в водители следующих маневров и действий:

а) проезд регулируемого перекрестка (при его наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);

б) проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);

в) проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;

г) левые, правые повороты и разворот на перекрестках;

д) разворот вне перекрестка;

е) проезд железнодорожного переезда (при его наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);

ж) перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения в одном направлении (при их наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);

з) обгон или опережение;

и) движение с максимальной разрешенной скоростью;

к) проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных транспортных средств;

л) торможение и остановка при движении на различных скоростях.

14. Практический экзамен на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" проводится на маршрутах, отвечающих требованиям к маршрутам, на которых проводятся практические экзамены, согласно приложению N 2.

При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством указанных категорий и подкатегорий путем выполнения следующих маневров:

а) постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов;

б) постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом;

в) прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий "C" и "CE" и подкатегорий "C1" и "C1E");

г) разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом;

д) остановка и начало движения на подъеме и на спуске;

е) проезд регулируемого перекрестка (при его наличии);

ж) проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии);

з) проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;

и) левые и правые повороты;

к) разворот на перекрестке и вне перекрестка (для транспортных средств категорий "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1E" и "D1E" при наличии возможности осуществления разворота);

л) проезд железнодорожного переезда (при наличии);

м) перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения в одном направлении (при наличии);

н) обгон или опережение;

о) движение с максимальной разрешенной скоростью;

п) проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств;

р) торможение и остановка при движении на различных скоростях;

с) постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед;

т) остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (для транспортных средств категорий "D" и "DE" и подкатегорий "D1" и "D1E");

у) сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1E" и "D1E", за исключением сочлененных автобусов).

Сравним старый и новый список упражнений с помощью таблицы:

Упражнение в старой редакцииУпражнение в новой редакции
а) остановка и начало движения на подъеме;д) остановка и начало движения на подъеме и на спуске;
б) маневрирование в ограниченном пространстве;г) разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом;
в) движение и маневрирование задним ходом;
и) въезд в бокс задним ходом;
а) постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов;
д) парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;б) постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом;
е) парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) в случаях проведения экзамена на транспортных средствах категорий "C" и "CE" и подкатегорий "C1" и "C1E";в) прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий "C" и "CE" и подкатегорий "C1" и "C1E");
ж) остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров;т) остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (для транспортных средств категорий "D" и "DE" и подкатегорий "D1" и "D1E");
з) сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом в случаях проведения экзамена на транспортных средствах категорий "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1E" и "D1E";у) сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1E" и "D1E", за исключением сочлененных автобусов);
а) проезд регулируемого перекрестка (при его наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);е) проезд регулируемого перекрестка (при его наличии);
б) проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);ж) проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии);
в) проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;з) проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
г) левые, правые повороты и разворот на перекрестках;
д) разворот вне перекрестка;
и) левые и правые повороты;
к) разворот на перекрестке и вне перекрестка (для транспортных средств категорий "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1E" и "D1E" при наличии возможности осуществления разворота);
е) проезд железнодорожного переезда (при его наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);л) проезд железнодорожного переезда (при наличии);
ж) перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения в одном направлении (при их наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);м) перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения в одном направлении (при наличии);
з) обгон или опережение;н) обгон или опережение;
и) движение с максимальной разрешенной скоростью;о) движение с максимальной разрешенной скоростью;
к) проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных транспортных средств;п) проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств;
л) торможение и остановка при движении на различных скоростях.р) торможение и остановка при движении на различных скоростях;
с) постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед;

Если рассматривать список практических упражнений в целом, то по большей части он не изменился. Те же самые пункты расставлены в новом порядке. Однако есть и 2 важных нововведения:

  1. Добавлен новый элемент - постановка транспортного средства параллельно тротуару при движении вперед. Фактически этот элемент не является новым. Ведь в 95% случаев при завершении экзамена в городе кандидат в водители паркует машину у тротуара именно при движении вперед.
  2. Раньше в упражнение "маневрирование в ограниченном пространстве" входили несколько элементов: повороты на 90 градусов, разворот в ограниченном пространстве и змейка. В новой редакции из этих трех элементов остался только один - разворот. Заучивать повороты и змейку водителям с 1 апреля 2021 года не придется.

Рассмотрим еще один важный вопрос, связанный с проведение экзамена. В "старой" редакции был четко обозначен перечень упражнений, которые должны выполняться на автодроме. Похожее замечание есть и в новой редакции. Рассмотрим пункт 3 приложения 2 к правилам:

3. Для проверки выполнения кандидатом в водители маневров и действий, определенных подпунктами "а" - "д" и "у" пункта 14 Правил, используются закрытые площадки и автодромы, в том числе автоматизированные, территории, имеющие твердое покрытие и ограниченные для движения иных транспортных средств и пешеходов, и (или) участки дорог с малоинтенсивным движением, тупиковые участки дорог, преимущественно за пределами жилой застройки.

Для проверки выполнения кандидатом в водители маневров и действий, определенных подпунктом "д" пункта 14 Правил, используется наклонный участок, имеющий продольный уклон в пределах 8 - 16 процентов включительно.

Во-первых, в данном пункте речь идет об упражнениях из подпунктов "а"-"д" и "у" пункта 14:

  • въезд в бокс задним ходом;
  • параллельная парковка;
  • парковка автомобиля с прицепом для погрузки;
  • разворот в ограниченном пространстве;
  • начало движения на подъеме;
  • сцепление и расцепление прицепа с тягачом.

Все эти упражнения в "старой" редакции выполнялись на автодроме. В новой редакции они также выделены в отдельную группу.

Во-вторых, указанные упражнения могут выполняться в следующих местах:

  • на закрытых площадках;
  • на автодромах;
  • на участках дорог с малоинтенсивным движением;
  • на тупиковых участках дорог.

То есть правила предусматривают 2 варианта выполнения элементов:

  • традиционный - на автодроме или площадке;
  • новый - на дороге с малоинтенсивным движением.

В обоих случаях предполагается, что другие участники движения не должны мешать проведению этой части экзамена. Однако в документе нет никакой информации по поводу того, как и кем будет выбираться место для сдачи экзамена (автодром или дорога). Можно предположить, что при наличии автодрома экзамен будет проводиться именно на нем. А если автодрома не будет ни у автошколы, ни у подразделения ГИБДД, то проводить экзамен будут на малозагруженной дороге.

Естественно, в интересах водителя сдать эту часть экзамена на автодроме. Там гарантированно не будет других участников движения и никто не будет отвлекать от выполнения заданий. А это проще.

С другой стороны, пока что не известна новая система оценки результатов, которая будет использоваться на экзаменах. Она должна быть отражена в административном регламенте ГИБДД, который пока что не обновлен. Не исключено, что схемы упражнений и ошибки при их выполнении изменятся настолько сильно, что в автодроме не будет никакой необходимости.

Например, если при выполнении параллельной парковки не будет запрета на многократное включение передачи заднего хода (как в реальной жизни), то выполнение такого упражнения не вызовет трудностей ни на автодроме, ни в городе.

Как только административный регламент ГИБДД будет обновлен, данная статья будет дополнена.

В заключение предлагаю Вам самостоятельно изучить полный текст обновленных правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений:

Подводя итоги данной статьи, можно выделить следующие важные нововведения:

  • автодром и город будут объединены в практический экзамен, который нужно будет сдавать и пересдавать целиком;
  • появилась возможность сдачи и теории и практики в автошколе;
  • перечень упражнений для сдачи практических экзаменов в ГИБДД изменился незначительно, однако окончательные выводы по сложности новых экзаменов можно будет сделать лишь после того, как будет обновлен административный регламент ГИБДД.

Напомню, что в данной статье рассмотрена только первая часть нововведений от 1 апреля 2021 года. В одной из следующих статей на pddmaster.ru будут рассмотрены новые сроки пересдачи экзаменов.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 27 июля 2020
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев