Сдать маневрирование с полпинка - введение
Добрый день, уважаемый читатель.
Данная статья является первой статьей серии, посвященной сдаче маневров на практическом экзамене в городе.
Напомню, что до 1 апреля 2021 года упражнения представляли собой отдельный этап и сдавались исключительно на автодроме.
В 2025 году маневры включены в состав практического экзамена и проверка их выполнения может проводиться как на городских улицах, так и на автодромах.
Подробное изучение всех статей серии сдать маневрирование с полпинка позволит без проблем справиться с экзаменом в ГИБДД даже в том случае, если Вам достался безалаберный автоинструктор, которому нет никакого дела до результатов учеников. На самом деле выполнить упражнения успешно можно даже при самостоятельной подготовке.
Сразу же хочу заметить, что вся информация, необходимая начинающему водителю при выполнении маневров, разбита на 8 частей. Инструкция по каждому из упражнений рассмотрена в отдельной статье.
Ну а в первой части рассмотрим вводные моменты, относящиеся к выполнению маневров в целом:
- Список экзаменационных маневров.
- Максимальное время сдачи маневров.
- Скорость движения при маневрировании.
- Выбор экипировки для вождения:
- Подготовка автомобиля к проведению экзамена.
- Где лучше сдавать упражнения: в городе или на автодроме?
Экзаменационные маневры в 2025 году
В 2024 году количество маневров на экзамене - 4 (список стал меньше с 1 апреля 2021 года):
- парковка с поворотом на 90 градусов (въезд в бокс),
- параллельная парковка,
- разворот в ограниченном пространстве,
- начало движения на подъеме и на спуске (эстакада).
При этом каждый кандидат в водители должен успешно выполнить на практическом экзамене все 4 элемента.
Примечание. Не обязательно, чтобы элементы выполнялись друг за другом. Они могут чередоваться с другими навыками управления, приведенными в пунктах 1.1 - 1.19 экзаменационного листа.
Максимальное время сдачи маневров
В 2024 году не существует временных ограничений на выполнение маневров (до 1 апреля 2021 года время выполнения упражнений было ограничено). То есть, при выполнении маневров не нужно никуда спешить.
Если Вы проедете очень медленно и очень аккуратно, то экзамен будет сдан. А если решите впечатлить экзаменатора своими навыками, поторопитесь и допустите нарушение на одном из упражнений, то экзамен будет завален.
Скорость движения при маневрировании
Еще один важный вопрос - выбор скорости автомобиля при маневрировании. Рекомендую при выполнении упражнений не торопиться и не ездить слишком быстро. Лучше всего ехать поспокойнее, на первой передаче. Или на задней, в зависимости от ситуации.
Если Вы не будете использовать при движении другие передачи, то Вы сможете лучше сконцентрироваться на выполнении упражнений.
Выбор экипировки для вождения
Рассмотрим особенности выбора правильной экипировки для вождения. Дело в том, что правильная одежда может существенно упростить сдачу экзамена, а "неправильная" может создать дополнительные трудности при управлении автомобилем.
Обувь для вождения
Начнем с выбора обуви для вождения. Рекомендую надевать для вождения кроссовки или ботинки на тонкой подошве. Чем тоньше - тем лучше. Такая обувь позволяет плавно регулировать силу нажатия на педали в автомобиле, это пригодится.
Обувь не должна быть слишком широкой, т.к. в противном случае нога будет задевать соседние педали при нажатии. Рекомендую надевать обувь без каблуков. Поверьте, будет удобней.
Если на улице не подходящая погода (холодно, мокро, жарко, снегопад и т.п.) и Вы не может идти до места начала экзамена в обуви, удобной для вождения, то возьмите ее с собой и переобуйтесь. Удобная обувь в машине будет незаметна, а вот неудобная доставит массу проблем.
Примечание. В автошколах можно встретить инструкторов, которые скептически относятся к переобуванию перед посадкой в автомобиль. Они мотивируют это тем, что кандидат в водители должен уметь водить в любой обуви. Не обращайте на них внимания.
Ваша задача - пройти обучение и с первого раза сдать экзамен. После автошколы у Вас впереди будет еще много лет и при желании Вы сможете научиться водить и в валенках, и в шлепанцах.
Одежда для вождения
Для вождения автомобиля следует выбрать одежду, в которой Вы будете чувствовать себя наиболее комфортно. В холодное время года рекомендую снять верхнюю одежду перед посадкой в автомобиль, тем более что всегда можно положить куртку или пальто на заднее сиденье. Никогда не надевайте для вождения одежду с широкими рукавами! Наденете - запутаетесь при повороте руля, гарантирую.
Подготовка автомобиля к проведению экзамена
При посадке в учебный автомобиль у кандидата в водители есть немного времени, чтобы настроить этот автомобиль под себя. Настройка включает в себя регулировку положения сиденья водителя и регулировку зеркал заднего вида.
В 2025 году нужно обязательно уделить внимание настройке зеркал заднего вида. Дело в том, что с 1 апреля 2021 года из правил проведения экзаменов исключены дополнительные ориентиры, помогающие кандидату в водители при маневрировании. То есть, при движении задним ходом единственным ориентиром являются линии разметки, нанесенные на асфальте.
Перед началом экзамена следует настроить боковые зеркала заднего вида так, чтобы в них было видно нижние части задних колес. Это позволит вовремя останавливать автомобиль при приближении к линиям разметки.
Однако, на практике можно столкнуться со следующей проблемой. В некоторых автомобилях невозможно настроить зеркала так, чтобы в них одновременно было видно место контакта колеса с асфальтом (при маневрировании) и автомобили на соседних полосах (при перестроении). Особенно остро данная проблема стоит в том случае, если у экзаменационной машины зеркала очень узкие. Разберемся, что можно сделать в этом случае.
1. Кроме регулировки самих зеркал кандидат в водители может менять отражение в зеркале движениями своей головы. То есть, при наклоне головы и туловища в сторону руля в зеркале видно нижнюю часть автомобиля, а при откидывании на спинку сиденья - верхнюю часть автомобиля. Это можно использовать в собственных интересах.
То есть при движении задним ходом наклоняться поближе к рулю, а при движении по улицам, наоборот, откидываться на спинку сиденья.
2. Действующие нормативные документы не запрещают менять положение зеркал во время экзамена. Ручки управления зеркалами - это обычные элементы управления автомобилем, которыми можно пользоваться. То есть, если при выполнении маневра Вам кажется, что в зеркале плохо видно колесо автомобиля, то остановитесь и опустите зеркало ниже. Это не должно повлечь штрафных баллов.
Где лучше сдавать упражнения: в городе или на автодроме?
В 2024 году законодательство говорит о том, что упражнения по умолчанию должны сдаваться на малооживленных участках дорог, то есть в городе. И лишь в том случае, если сдача маневров в городе невозможна, экзамен должен приниматься на автодроме.
При этом важно понимать, что сдать экзамен на городских улицах проще:
- во-первых, на улицах больше ориентиров для маневрирования (припаркованные автомобили, деревья, бордюры);
- во-вторых, на улицах гораздо больше пространства для маневрирования.
Дело в том, что с 1 апреля 2021 года размеры упражнений на автодроме изменились. Места для маневрирования осталось очень мало.
Например, для разворота в ограниченном пространстве предлагается площадка шириной 5 метров. Развернуть на такой полосе среднестатистический автомобиль длиной 4,3 - 4,4 метра крайне затруднительно.
При сдаче того же самого упражнения в городе выбирается обычная дорога, ширина которой больше. Кроме того, сам кандидат в водители может выбрать конкретное место выполнения упражнения и никто не поставит штрафные баллы за то, что автомобиль проехал на 10 метров дальше. То есть, на экзамене в городе можно выбрать более удобное место для маневрирования.
Так вот, к чему я веду. Если Вам предлагают на выбор 2 варианта по сдаче маневров (на автодроме или в городе), то всегда выбирайте второй вариант.
Если же в Вашем регионе принято сдавать маневры только на автодроме, то рекомендую обратиться к начальнику подразделения ГИБДД и попросить его обосновать, что именно не позволяет проводить экзамены на городских улицах. С помощью такого обращения можно добиться того, что экзамены в подразделении будут принимать на улицах города.
Итак, на экзамене в ГИБДД Вас ожидают 4 маневра. Для успешной сдачи практики нужно научиться выполнять все упражнения очень хорошо, можно сказать, с закрытыми глазами. Об этом речь идет в следующих статьях серии.
Ну а чтобы чуть-чуть отвлечься от обучения, советую Вам посмотреть веселое видео про сдачу экзамена в ГИБДД:
До встречи в следующей статье "Парковка с поворотом на 90 градусов".
Удачи на дорогах!
Извините, это в каком нормативном правовом акте сказано, что маневры при практическом экзамене на право управления ТС категорий В, С, Д, ДЕ и тд возможно сдать как на маршрутах, так и на автодромах? Откуда Вы это взяли? Вот то, что при невозможности принятия маневров на маршрутах, их возможно принять на площадках и автодромах? Автодром и закрытая площадка - это автодром и закрытая площадка. А маршруты - это маршруты. Эти понятия разделяет Правила сдачи экзамена на право управления ТС. В п. 14 этих Правил черным по русски написано. Экзамен и маневры принимаются на маршрутах.
Илья-166, Административный регламент министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, приложение 8, пункт 1:
1. При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" проверка навыков управления транспортными средствами указанных категорий и подкатегорий при выполнении маневров, предусмотренных подпунктами "а" - "д" и "у" пункта 14 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097, осуществляется на закрытых площадках, автодромах, в том числе автоматизированных, территориях, имеющих твердое покрытие и ограниченных для движения иных транспортных средств и пешеходов, и (или) участках дорог с малоинтенсивным движением, тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки.
Удачи на дорогах!